День славянской письменности
книга по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Профессионльный праздник День славянской письменности в Ахинской школе проводится традиционно в конце мая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dni_slavyanskoy_kultury.docx369 КБ

Предварительный просмотр:

           МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. К.Х. ШОБОЕВА

Устный журнал « Праздник славянской письменности и культуры»

                                                               Провели: Абзаева Л.Н. и Багаева Т.Д.,                                                                                                        

                                                                            учителя русского языка и литературы.  

                                                         с. Ахины, 2016

Праздник  славянской письменности и культуры

Цель: познакомить с историей создания славянской азбуки, научить работать с научно-популярными и художественными изданиями, совершенствовать навыки выразительного чтения, связной речи.

Оборудование: презентация по теме мероприятия, плакаты с высказываниями Д.С. Лихачёва:

 «Чтобы воспринимать  культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память».

« Именно память помогает человечеству преодолевать время, она накапливает то, что называется культурой».

 Ход  мероприятия

Наш устный журнал мы посвящаем Празднику славянской письменности, который ежегодно отмечается 24 мая в России и других славянских странах. И в нашей школе в конце учебного года традиционно отмечается этот праздник в средних классах.

1-й ведущий: Итак, открываем нашу первую «страницу». Трудно в наше время представить себе жизнь без письменности. Кто-то может подумать про себя: « Ну и что же , если исчезнет письменность, не надо писать диктанты, сочинения, рефераты. Все уроки будем делать устно». Но тогда должны исчезнуть книги, библиотеки, почтовые отделения, карточки в регистратуре поликлиники и т.д., и т.д. Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без неё?»

2-й ведущий: Но как же были изобретены буквы? Что об этом известно людям? Дорога к письменности была долгой и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах. Но в некоторых пещерах жили медведи. Люди стали вытеснять их из пещер, увидели на стенах какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности. Появилось рисуночное письмо

3-й ведущий: Постепенно рисунки стали заменяться всё новыми и новыми  символами слов. Так у древних народов зарождалась письменность, у каждого своя, не похожая на других. Значки-символы обозначали целое слово или даже фразу. «Надписи» эти делались на камнях, скале, на доске – о бумаге и речи не было. Переносить на расстояние такие письма тоже было неудобно. И тогда некоторые народы придумали … узелковое письмо.

( Ведущий достаёт бечёвку с привязанными к ней разноцветными нитями, на каждой из которых завязано по несколько узелков)

«Узелковое письмо» было и у славян. Правда, этой грамотой владели единицы – избранные люди, волхвы, кудесники.

  Вторая страница «Обучение Кирилла»

4-й ведущий: В 863 году в жизни славянских народов произошло важное событие: по заданию моравского князя Ростислава два брата – учёных монаха- составили  славянский алфавит. Часть букв они взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. До этого у славян не было единой письменности.

5-й ведущий: Братья Константин и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника. Константин стал посещать школу в 8-летнем возрасте. Он прилежно учился, осваивал греческий язык, счёт, овладевал верховой ездой, воинскими приёмами. Но любимым занятием было чтение книг.

        Сценка «Константин и приезжий человек»

Константин: Я слышал, что вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.

Приезжий человек: Зачем тебе это нужно, мальчик? Да, я понимаю латынь. Мог бы объяснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, много мне пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и приехал в этот незнакомый город,  чтобы никто не лез ко мне с учёными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше учить ни грамматике, ни другим наукам.

Константин: И всё я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.

Приезжий человек: Попробуй, только я тебе не помощник.

( Уходят, потом вместе возвращаются)

1-й ведущий: Через год приезжий вновь повстречал на улице Константина.

Приезжий человек: Послушай, мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или ты уже забыл о своём желании?

Константин: Я не забыл, но теперь я сам изучаю латинский язык.

Приезжий человек: Как можно научиться незнакомому языку?

Константин: Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латинском и, сопоставляя фразы, уяснил уже многое. Теперь не только «Энеида», но и другие латинские книги мне понятны.

(Уходят)

                     3-я страница – «Создание славянской письменности»

6-й ведущий: Недолго Кирилл-Константин преподавал в университете. Хорошо знавший не только греческий, арабский, латинский языки, но язык славян, был отправлен в Болгарию с просветительской миссией. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их родном языке. Поэтому Кирилл  приступил к созданию славянской азбуки. Создание письменности – непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправляется в монастырь к своему старшему брату Мефодию,  который, как их отец, посвятил свою жизнь военному делу. Честный и прямодушный, он отказался усмирять славян, ушёл с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян.

                     4-я страница- «Просвещение моравских славян»

7-й ведущий: 24 мая 863 года в граде Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. После создания азбуки они приступили к переводу церковных книг на язык славян. Работали с раннего утра до поздней ночи.

1-й ведущий: В том же году братья с созданной азбукой и готовыми переводами прибыли в Моравию, где в течение трёх лет просвещали славян. В 868 году римский  папа пригласил братьев в Рим. Там они получили право просвещать народ. Но в Риме Кирилл заболел, и 14 февраля 869 года создатель славянской письменности, первый учитель славян скончался.

2-й ведущий: Мефодий стал продолжателем дела брата. В Риме он получил высокий сан архиепископа, возвратился в Моравию и продолжил просветительскую деятельность. 4 апреля 885 года скончался и Мефодий.

3-й ведущий: Вскоре после смерти братьев папа римский запретил изучений славянского языка. Около 200 просветителей, учеников Кирилла и Мефодия, были изгнаны из Велеграда. Обосновавшись в Болгарии, они открыли там свои школы, просвещали людей. Так дело братьев прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда было перенесено в Сербию, Румынию и на Русь.

3-й ведущий: В988 году в  Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник центр книжной культуры, которая соединила Русь с европейской цивилизацией. Так на исторической арене появилась славянская школа, создателями которой были братья Кирилл и Мефодий.

                    5-я страница «Изменение славянского алфавита»

4-й ведущий: Буквы нашего алфавита на протяжении истории меняли своё начертание и значение. Одни исчезали, другие появлялись. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семисот лет. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили и о том, что буква должна быть красивой, чтобы человек сразу захотел овладеть письмом. После в алфавит были внесены некоторые изменения. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв – 33. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать  имена первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия.

E:\фото чтение\20160524_122122.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"День славянской письменности и культуры"

Внеклассная работа по предмету. Устный журнал «День славянской письменности и культуры» знакомит с историей создания славянской азбуки, её основоположниками. Дается в двух папках: №1 - основной м...

День славянской письменности урок русского языка в 5 классе на тему «Глагол. И зазвучало слово…»

День славянской письменностиурок русского языка в 5 классе на тему «Глагол.  И зазвучало слово…»Эпиграф к уроку:Восстань, пророк, и виждь , и внемли,Исполнись волею моей.И, обходя моря и зе...

Презентация: 24 мая День славянской письменности и культуры

презентация к интеллектуальной игре«Вопросы древности-ответы современности»...

ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

Материал для оформления тематического стенда к Дню Славянской Письменности; можно использовать как раздаточный материал при подготовке классного часа, информационной линейки и т.п....

Урок - экскурсия День славянской письменности и культуры.

В материале урока содержится демонстрация  учащимся историко-культурной взаимосвязи народов, проживающих на территории Российской Федерации,  знакомство учащихся с миссией просветителе...

День славянской письменности и культуры в России

«Великое чудо: маленькие буквы – и громада многовековой культуры русского народа». Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша...

День славянской письменности и культуры. Великие просветители

Работа представляет собой подборку материалов к классному часу или внекласному мероприятию по литературе. В ней можно узнать о Кирилле и Мефодии,создавших славянскую азбуку....