Рабочая программа по литературе, 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Авторы В.Я.Коровина и др. Пояснительная записка, содержание курса, календарно-тематическое планирование, 102 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lit_9kl_korovina.docx61.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Заларинская средняя общеобразовательная школа № 1

Согласовано:                                                   «Утверждаю»

Зам. директора по УВР                                  Директор МБОУ Заларинская СОШ №1

Гордина Е.В._________                                 Фещенко Е.А. ________________

«___»  ________  20___ г.                                «___» _________ 20___ г.

Рабочая программа

по ЛИТЕРАТУРЕ

в 9 «а» (общеобразовательном) классе

на 2015 – 2016  учебный год

количество часов в неделю – 3 (102ч)

Составил: МЕЛЬНИК НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА,

учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория

Составлена в соответствии с программой  для общеобразовательных учреждений  «Литература. 5-9 классы».

Авторы-сост.:  В.Я.Коровин. 2011г.

Учебник: «Литература. 9 класс в 2-х частях». Авторы: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол №____ от «____»__________________

_________________/Серегина М.В./

   М.,  «Просвещение», 2013г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 9класса к учебнику В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина,  И.С.Збарского  составлена  на  основе  федерального  компонента  государственного  стандарта  основного  общего  образования  и  авторской программы: В.Я.Коровина,  В.П.Журавлёв,  В.И.Коровин,   И.С.Збарский.  Литература, 9  класс.  Учебник  для  общеобразовательных учреждений в 2-ух частях. М.,Просвещение,2011.

Программы  общеобразовательных  учреждений.  Литература. 5-11  классы (базовый  уровень).  Под  ред.  В.Я.Коровиной. М.,Просвещение,2011.

Основные  задачи:  углубить  представление  учащихся  о  взаимосвязи  литературы  и  истории;  развить  интерес  к  чтению художественной литературы.  

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая  линия  изучения  литературы  в 9  классе –  литература  как  величайшая  духовно-эстетическая  ценность,  освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.  

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание  духовно  развитой  личности,  формирование  гуманистического  мировоззрения,  гражданского  сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;  

• развитие  эмоционального  восприятия  художественного  текста,  образного  и  аналитического  мышления,  творческого воображения,  читательской  культуры  и  понимания  авторской  позиции;  формирование  начальных  представлений  о  специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;  

• освоение  текстов  художественных  произведений  в  единстве  формы  и  содержания,  основных  историко-литературныхсведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение  умениями  чтения  и  анализа  художественных  произведений  с  привлечением  базовых  литературоведческих понятий  и  необходимых  сведений  по  истории  литературы;  выявления  в  произведениях  конкретно-исторического  и общечеловеческого содержания;  грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.  

         Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.

Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них   на развитие речи - 11 часов, на контроль усвоения знаний - 4 часа, резерв - 3 часа.

Виды контроля:  

-  промежуточный:  пересказ (подробный,  сжатый,  выборочный,  художественный,  с  изменением  лица),  выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного  текста,  характеристика  литературного  героя,  конспектирование (фрагментов  критической  статьи.  Лекции учителя,  статьи  учебника),  сочинение  на  литературную  тему,  сообщение  на  литературную  и  историко-литературную  темы, презентации проектов

- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.  

         

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

•  образную природу словесного искусства;

•  общую характеристику развития литературы (этапы развития, основные литературные направления);

•  авторов и содержание изученных произведений;

•  основные теоретические понятия.        

Учащиеся должны уметь:

•  прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения;

•  определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

•  определять идейную и эстетическую позицию писателя;

•  анализировать произведения с учётом особенностей художественного метода и жанровой специфики;

•  оценивать проблематику современной литературы и соотносить её с идейными исканиями художников прошлого;

•  анализировать произведения с учётом преемственности литературных  жанров и стилей;

•  различать героя, повествователя и автора в художественном  произведении;

•  использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой. Содержание тем учебного курса.

 

Содержание программы

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ДРЕВНЕРУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.  Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее  размышление  о  Божием  величестве  при  случае  великого  северного  сияния», «Ода  на  день  восшествия  на  Всероссийский  престол  ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного  поэтического новаторства.

Александр Николаевич  Радищев.  Слово  о  писателе.  «Путешествие    из   Петербурга    в   Москву».     (Обзор.) Широкое  изображение  российской  действительности. Критика  крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр  путешествия и  его  содержательное наполнение. Черты

сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть  «Бедная  Лиза»,  стихотворение  «Осень».  Сентиментализм.  Утверждение  общечеловеческих  ценностей  в  повести «Бедная  Лиза».  Главные  герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА

Беседа  об  авторах  и  произведениях,  определивших  лицо  литературы XIX  века.  Поэзия,  проза,  драматургия XIX  века  в  русской  критике,  публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы,  утренние и  вечерние  сумерки  как  граница ночи и  дня, мотивы дороги и  смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе  от  ума».  Обзор  содержания.  Картина  нравов,  галерея  живых  типов  и  острая  сатира.  Общечеловеческое  звучание  образов  персонажей.  Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма  «Цыганы».  Герои  поэмы.  Мир  европейский,  цивилизованный  и  мир «естественный» —  противоречие,  невозможность  гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор  содержания. «Евгений Онегин» —  роман  в  стихах.  Творческая  история. Образы  главных  героев. Основная  сюжетная  линия  и лирические отступления.

Онегинская  строфа. Структура  текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского  и  Онегина.  Автор  как  идейно-композиционный  и  лирический  центр  романа.  Пушкинский  роман  в  зеркале  критики (прижизненная  критика —  В.  Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт  и  Сальери».  Проблема «гения  и  злодейства».  Трагедийное  начало «Моцарта  и  Сальери».  Два  типа  мировосприятия,  олицетворенные  в  двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой  нашего  времени».  Обзор  содержания. «Герой  нашего  времени» —  первый  психологический  роман  в  русской  литературе,  роман  о  незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин  и Максим Максимыч.  Печорин  и  доктор  Вернер.  Печорин  и  Грушницкий.  Печорин  и  Вера.  Печорин  и Мери.  Печорин  и «ундина».  Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные  мотивы  лирики.  «Смерть  Поэта», «Парус», «И  скучно  и  грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет,  не  тебя  так  пылко  я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория  литературы.  Понятие  о  романтизме (закрепление  понятия).  Психологизм  художественной  литературы (начальные  представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма  о  величии  России.  Первоначальный  замысел  и  идея  Гоголя.  Соотношение  с «Божественной  комедией»  Данте,  с  плутовским  романом,  романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя - положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению.

Духовный  конфликт  героя  с  окружающей  его  средой  и  собственными  недостатками:  самолюбованием,  тщеславием,  скептицизмом.  Возрождение  веры  в  победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть  чиновника».  Эволюция  образа  маленького  человека  в  русской  литературе XIX  века.  Чеховское  отношение  к  маленькому  человеку.  Боль  и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века. Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть  «Собачье  сердце».  История  создания  и  судьба  повести.  Смысл  названия.  Система  образов  произведения.  Умственная,  нравственная,  духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий  обзор  и  изучение  одной  из  монографических  тем (по  выбору  учителя).  Поэзия  Серебряного  века.  Многообразие  направлений,  жанров,  видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!»  и  другие  стихотворения  по  выбору  учителя  и  учащихся.  Новаторство  Маяковского-поэта.  Своеобразие  стиха,  ритма,  словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные  произведения  из  книг  «Четки», «Белая  стая», «Вечер», «Подорожник»,  «Тростник», «Бег  времени».  Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте. Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица  моя,  вся  стать...», «Перемена», «Весна  в  лесу», «Любить  иных  тяжелый  крест...».  Философская  глубина  лирики  Б.  Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние  строчки», «Матери», «Страна Муравия»  (отрывки  из  поэмы). Стихотворения  о  Родине,  о  природе. Интонация  и  стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений). Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я  воздвиг  памятник...».  Поэтическое  творчество  в  системе  человеческого  бытия. Мысль  о  поэтических  заслугах —  знакомство  римлян  с  греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном  мире  за  земные  дела),  мистический (интуитивное  постижение  божественной  идеи  через  восприятие  красоты  поэзии  как  божественного  языка,  хотя  и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет»  (обзор  с  чтением  отдельных  сцен  по  выбору  учителя,  например: монологи Гамлета  из  сцены  пятой  (1-й  акт),  сцены  первой (3-й  акт),   сцены четвертой  (4-й  акт). «Гамлет» — «пьеса  на  все  века» (А.  Аникст).  Общечеловеческое  значение  героев Шекспира.  Образ  Гамлета,  гуманиста  эпохи  Возрождения. Одиночество  Гамлета  в  его  конфликте  с  реальным миром «расшатавшегося  века». Трагизм  любви  Гамлета  и Офелии. Философская  глубина  трагедии «Гамлет».

Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия.  Противостояние  творческой  личности  Фауста  и  неверия,  духа  сомнения  Мефистофеля.  Поиски  Фаустом  справедливости  и  разумного  смысла  жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый  смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и  свободы, кто каждый день идет  за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

дата

Тема урока

Кол-во уроков

Контроль ЗУН

Примечание

план

факт

1

Введение.  

Литература как искусство слова.

1

Чтение  и  анализ  высказывания

историка Ключевского: «Человек –

главный предмет искусства..»,

рассуждения по данной теме

Литература Древней Руси (8ч)

2

Литература Древней Руси.

Самобытный характер

древнерусской литературы

1

Характеристика  этапов  развития

древнерусской литературы. Составить план ответа.

3

«Слово о полку Игореве» -

величайший памятник

древнерусской литературы

1

Составление плана «Слова…».

Сопоставление с летописным

источником: сходства и различия

4

Система образов  «Слова».

Особенности языка и жанра произведения

1

Комментирование  текста,

установление  ассоциативных

связей «Слова…»  и  гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.

Анализ  текста  произведения  по

вопросам  и  заданиям,  выявление

его жанра.  

5

Образ русской земли в

«Слове…», основные идеи

произведения

 

 

1

Выразительное чтение и

восприятие текста.

Выяснить роль

изобразительно-выразительных

средств в создании образа

Родины.

6

Поэтическое искусство автора в «Слове…»

 

1

Устное  сочинение «Каким

предстаёт в тексте поэмы князь...».

Анализ  образа  автора.  

7

РР Анализ эпизода в «Слове..».

«Плач Ярославны»

 

1

Выразительное  чтение «Плача

Ярославны»,  выявление

восприятия  и  понимание  образа Ярославны  как  идеального  образа

русской женщины.  

8

РР  Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…»  

 

1

Формулировка тем сочинений с

предварительным их

обсуждением. Работа с

текстовыми индивидуальными

картами по подготовке к сочинению.

Русская литература 19 века ()

9

Характеристика русской

литературы  ХVIII века

1

Чтение  статьи  учебника,

составление  тезисного  плана  или

выписок (на выбор).

10

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского

литературного языка

1

Пересказ  прочитанной  статьи. Ответы  на  основные  вопросы к этой статье.  

11

М.В.Ломоносов. Жанр оды.

Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…».

1

Ответы на проблемные вопросы, работа с ИВС

12

Г.Р.Державин: поэт и        

гражданин. Обличение

несправедливой власти в

произведениях (ода

«Властителям и судиям»).

1

Пересказ  статьи  учебника  о Державине. Выразительное  чтение

оды «Властителям  и  судиям». Анализ оды.

13

Тема поэта и поэзии в лирике

Г.Р.Державина. (Стихотворение

«Памятник»).  

1

Выразительное  чтение.

Ответы  на  вопросы  на  уровне восприятия  и  понимания произведения.  

14

А.Н.Радищев. Главы

«Путешествия из Петербурга в

Москву» («Чудово», «Пешки»,

«Спасская Полесть»),  

Особенности повествования,

жанра путешествия и его

содержательного наполнения.  

1

Сводная таблица «Черты

классицизма  и  сентиментализма», рассмотреть   в прочитанных  главах,  особенности

жанра  путешествия,  анализ прочитанных глав, авторская позиция.

15

А.Н.Радищев. (Глава

«Любани»). Обличительный

пафос произведения.

1

Сжатый пересказ главы «Любани»,

беседа на восприятие и понимание идеи.  

16

Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как

литературное направление.

1

Сообщение  о  писателе.  Работа  со словарем: сентиментализм.

17

Н.М.Карамзин «Осень»,

«Бедная Лиза» - произведения

сентиментализма.

(Новые черты русской

литературы. Внимание к

внутренней жизни человека)

1

Анализ стихотворения

«Осень».

Краткий  пересказ

содержания  повести «Бедная Лиза»,  ответы на вопросы.

Русская литература 1 половины 19 века

18

Золотой век русской

литературы (обзор)

 

 

1

Чтение статьи «Шедевры русской литературы, «Романтизм»,  ответить  на  вопросы.

19

В.А.Жуковский. Жизнь и

творчество (обзор). «Море»,

«Невыразимое».

 

1

Краткий рассказ  о  жизни  и творчестве  В.А.Жуковского,

Выразительное  чтение

стихотворений,  ответить  на вопросы  на  уровне  восприятия  и

понимания.

20

В.А.Жуковский. Баллада

«Светлана». Особенности

жанра. (Нравственный мир

героини баллады.)

1

Чтение статьи учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу

«Светлана», отвечают на вопросы.

21

А.С.Грибоедов Жизнь и

творчество.  «Горе от ума». Первые

страницы комедии.

 

1

Чтение  статьи  учебника  о Грибоедове,  воспоминаний

современников  о  писателе.

Составление таблицы. Развернутое

устное  монологическое

высказывание «Портрет писателя»

22

«К вам Александр Андреич  Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».

1

Краткий  пересказ  сюжета 1 действия.  Выразительное  чтение

монологов  с  комментариями,

восприятием  и  анализом (по плану).  

23

«Век нынешний и век

минувший». Анализ 2 действия комедии

 

 

1

Повторить значение

терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический  персонаж»,

«развитие  действия».  Составить словарь  толкований  непонятных слов,  просторечной

лексики.  

Чтение  наизусть

монологов  Чацкого  и  Фамусова.

Сопоставительный  анализ монологов (по плану).  

24

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия

 

 

1

Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей

через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты.  

Выразительное чтение монологов

и комментирование.

Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала.  

25

«Не образумлюсь, виноват…»

Анализ 4 действия

 

1

Цитатные  рассказы  об  одном  из героев:  Чацком,  Молчалине,

Софье,  Фамусове.  Выразительное

чтение наизусть монолога Чацкого.

Итоговое тестирование

26

РР И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой

 

1

Чтение  статьи  И.А.Гончарова

«Мильон  терзаний»,  запись основных  положений (конспект

или план-конспект)

27-28

РР Классное сочинение  

обучающего характера по

комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». «Горе от ума»

2

Сочинение

29

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика.

Дружба и друзья в творчестве

А.С.Пушкина

 

1

Пересказывают  статью  учебника (сжато),  презентуют информационный  проект  с комментариями  и  обоснованными

суждениями.

30

Основные мотивы лирики А.С.Пушкина

 

 

1

Выразительное  чтение

стихотворений  с  выявлением идейно-

художественного своеобразия

31

Развитие темы свободы в творчестве А.С.Пушкина

 

1

Пересказ  статьи  учебника «Вольнолюбивая  лирика

А.С.Пушкина»,  выразительное чтение  стихотворений «К морю»,

«Чаадаеву» (наизусть), «Анчар».

32

Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина

 

1

Рассказ  о  друзьях  А.С.Пушкина,

выразительное  чтение

стихотворений на  тему «Дружба и друзья  в  лирике  А.С.Пушкина.

33

Любовная лирика А.С.Пушкина

 

1

Сообщение  о  любовных  адресатах

А.С.Пушкина,  выразительное

чтение  стихотворений.  

34

Тема поэта и поэзии. «Я памятник…», «Пророк».

Обучение анализу одного

стихотворения

1

Ответы на вопросы, в том числе и проблемные. Наизусть «Памятник»

35

РР Анализ лирического

стихотворения А.С.Пушкина

(по выбору учащихся)

1

Анализ стихотворения по

предложенному плану

36

Контрольная работа  

(Урок контроля по

романтической лирике начала

ХIХ века).

1

Тестовые задания

37

«Цыганы» как романтическая

поэма: особенности

композиции, образной системы,

содержания, языка.

1

Характеристика героев,

комментарий текста.

38

«Собранье пестрых глав». Творческая история романа

А.С.Пушкина «Евгений Онегин».  

1

Ответы на вопросы

39

Онегин и столичное дворянское общество

1

Развернутый ответ на вопрос, как

характеризует Пушкин столичное дворянство.

40

Онегин и поместное

дворянское общество

1

Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь

поместного дворянства.

41

Типическое и индивидуальное

в образах Онегина и Ленского.

1

Ответы на проблемные вопросы

42

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал

Пушкина  

 

1

Сравнительная характеристика:

монологический ответ с

цитированием.  

43

«Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна

и Онегин.  

1

Ответы на вопросы

44

Автор как идейно-

композиционный и лирический центр романа. «Евгений

Онегин» как энциклопедия

русской жизни».  

1

Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение.

45

«Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства»

1

Ответы-рассуждения по поднятым

проблемам

46

РР  Подготовка к сочинению

по роману.

литературного языка.

1

Д/р сочинение

47

Лирика М.Ю.Лермонтова.

Жизнь и творчество.

Мотивы вольности и

одиночества в лирике

Лермонтова.

1

Выразительное чтение

стихотворений, ответы на вопросы

48

Образ поэта -пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова.

1

Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии.

49

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

1

Выразительное чтение  

стихотворений. Анализ любовной лирики

50

Эпоха безвременья в лирике поэта.

1

Выразительное чтение  

стихотворного текста. Анализ стихотворений.

51

Роман «Герой нашего

времени».

Обзор содержания. Сложность

композиции. Первый психологический роман

1

Викторина по тексту романа.

Ответ на вопрос : какова

основная проблема романа?

52

Печорин как представитель

«портрета  поколения».

1

Устное словесное рисование.

53

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его

характера.

Печорин в системе образов романа.

1

Ответы на проблемные вопросы,

монологические высказывания.

54

Романтизм и реализм романа. Роман в оценке

В.Г.Белинского.

1

Краткий конспект

статьи В.Г.Белинского.

55

Контрольная работа  

по лирике М.Ю Лермонтова,

роману «Герой нашего времени»

1

тестовые задания

56

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и

творчества. Проблематика и

поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».

сборников

1

Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация.  

Мини-исследование «памятники Н.В.Гоголю»

57

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания.

Особенности жанра и

композиции. Обзор

содержания. Смысл названия.

1

Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения.

58

Чичиков как новый герой эпохи

и как антигерой. Эволюция его

образа. «Мёртвые» и «живые»

души. Образ автора.  

1

Характеристика города и героев литературного произведения.

59

РР Поэма в оценке Белинского.

Подготовка к сочинению.

1

Сочинение

Русская литература второй половины 19 века

60

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».

Особенности сюжета.

Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев.

Комедия как жанр

драматургии.

1

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика

героев.

61

Л.Н.Толстой. Слово о

писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии.

Формирование личности героя повести.  

1

Рассказ о писателе, определение

черт личности героя

62

А.П.Чехов. Слово о писателе.

В мастерской художника.

«Тоска», «Смерть чиновника».

1

Анализ рассказов: монологические

ответы.

63-64

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

2

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя.

65

РР Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность

изображения внутреннего мира

героев русской литературы

второй половины ХIХ века?  (На примере одного-двух

произведений).

1

Сочинение

66

Поэзия второй половины ХIХ

века. Н.А.Некрасов,

Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Многообразие жанров,

эмоциональное богатство.  

1

Анализ  поэтических произведений поэзии  Н.А.Некрасова,

Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

Русская литература 20 века. Проза.

67

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.

1

Сообщение об особенностях

русской литературы ХХ века: жанры, литературные направления.

68

И.А.Бунин. Слово о писателе.

«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

1

Анализ рассказа: монологические

ответы.

69-70

М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира

на современное общество.

Система образов.

2

Анализ с раскрытием

художественного своеобразия

произведения, его нравственной

проблематики.

71-72

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

2

Анализ рассказа: монологические

ответы.

73

А.И.Солженицын. Слово о писателе.

«Матрёнин двор». Картины

послевоенной деревни. Образ

рассказчика.

1

Рассказ о писателе с презентацией.

Анализ рассказа с элементами

художественного пересказа.

74

Тема «праведничества» в

рассказе. Образ праведницы,

трагизм её судьбы.

1

Объяснение смысла

«праведничества»  в рассказе с опорой на текст произведения и

поднятые писателем проблемы.

75-76

РР Контрольная работа. Сочинение по произведениям

(1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века.  

2

сочинение

Русская литература 20 века. Поэзия.

77

Русская поэзия Серебряного века.

1

Конспект лекции

78

А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта.

1

Сообщение о словотворчестве

поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение

стихотворений.

79

Трагедия лирического героя в

«страшном мире».

Своеобразие лирических интонации.

1

Анализ стихотворений.

80-81

С.А.Есенин. Народно-песенная

основа лирики поэта. Тема Родины.

Размышления о жизни, природе, человеке.

2

Выразительное чтение

стихотворений и их анализ.

82

В.В.Маяковский. Новаторство

поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.

1

Сообщение о словотворчестве

поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений наизусть.

83-84

М.И.Цветаева. Особенности

поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.

Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве».

Традиции и новаторство.

2

Выразительное чтение

стихотворений наизусть и их анализ.

85

Н.А.Заболоцкий.

Философский характер лирики

поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти.

1

Выразительное чтение

стихотворений и их анализ.

86-87

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в

любовной лирике.

Тема поэта и поэзии.

Особенности поэтики.

2

Сообщение о поэтессе с

презентацией.

Выразительное чтение

стихотворений и их анализ.

88

Б.Л.Пастернак. Философская

глубина лирики поэта. Вечность и современность.

1

Сообщение о поэте с

презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

89-90

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и

природе в лирике поэта. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении

Родины.

2

Сообщение о поэте с презентацией

«К юбилею поэта». Выразительное

чтение стихотворений и их анализ.

91

РР Контрольная работа по русской лирике ХХ века.

Тема Родины. Подготовка к

домашнему сочинению.

1

контрольная работа

Зарубежная литература

92

Античная лирика.  

Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Гораций. Поэтическое

творчество и поэтические

заслуги.«Я воздвиг

памятник…»

1

Выразительное

чтение стихотворений и их анализ. Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное

чтение стихотворений и их комментарий с отражением, особенности взгляда римлян на

человека и эпоху.

93

Данте Алигьери.

«Божественная комедия»(обзор, фрагменты).

Множественность смыслов и её

философский характер.

1

Ответы на вопросы

94-95

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с

чтением отдельных сцен).  Гуманизм общечеловеческое

значение героев.  

2

Ответы на вопросы

96-97

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия.

Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

2

Ответы на вопросы

98-99

Итоговые занятия по курсу 9 класса.  

Выявление уровня

литературного развития учащихся.  

2

Ответы на вопросы

100-102

Резервные уроки

3

Дополнительная литература для учителя:

 

  1. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. СПб.: Издательский дом «Литера», 2011г.
  2. Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе. К учебнику В.Я.Коровиной и др. «Литература. 9 класс.- М.: издательство «Экзамен», 2014г.
  3. Беляева Н.В.. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014г.
  4. Основы теории литературы в школе: Учебное пособие/В.М.Степанов, О.Ю.Юрьева. – Иркутск, 2001г.
  5. Рабочая программа. Литература. Предметная линия учебников под ред.В.Я. Коровиной. 5-9 классы.- Пособие для учителей общеобразовательных школ,- Москва, «Просвещение», 2011г.
  6. Юрьева О.Ю., Степанов В.М. Русская литература XIX века: Учебное пособие. -Иркутск: Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2000г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www. uroki.net
  2. http://www.zavuch.info
  3. http://www.interqu.ru
  4. http://www.akademius.narod.ru
  5. http://www.festival.1september.ru
  6. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library
  7. http://shcool.xvatit.com
  8. http://www.chain-qrshool.edu.tomsk
  9. http://uchi.ucoz.ru
  10. http://pedsovet.su
  11. http://proshkolu.ru
  12. http://rusedu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....