Рабочая программа по литературе, 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Авторы В.Я.Коровина и др. Пояснительная записка, содержание курса, календарно-тематическое планирование. 68 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_8_klass_korovina.docx52.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Заларинская средняя общеобразовательная школа № 1»

Согласовано:                                                           «Утверждаю»

Зам. директора по УВР                                           Директор МОУ «____________»

Гордина Е.В.                                                            Фещенко Е.А.

«___»  ________  20___ г.                                        «___» _________ 20___ г.

Рабочая программа

по ЛИТЕРАТУРЕ

в 8 «а» (общеобразовательном) классе

на 2016 – 2017  учебный год

количество часов в неделю – 2 (68ч)

Составил: МЕЛЬНИК НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА,

учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория

Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-9 классы». Авторы-сост.: В.Я.Коровин. 2010г.

Учебник: «Литература. 8 класс в 2-х частях». Авторы: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

М.,  «Просвещение», 2010г.

Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол №____ от «____»__________________

__________________/ Мельник Н.В./


Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основании следующих документов:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе (Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2010).

- Примерная программа основного общего образования по литературе (Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2010)

- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под ред.  В.Я.Коровиной. – М., «Просвещение», 2010.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов.  Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Цели и задачи учебной дисциплины

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

-  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

-  овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

В результате изучения  литературы  в 8 классе ученик должен:

знать/понимать

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизненного и творческого пути авторов изученных произведений, тематику их произведений;

Уметь:

-прочитать  художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения, воспроизвести их  конкретное содержание, дать оценку событиям и героям;

- анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои; особенности композиции и сюжета,  значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера; род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

- выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку; обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;

- объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

- пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

- давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;

- писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

- писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

-писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;

- выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть;

  Программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для 8 «в» класса МОУ СОШ №1, рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

Содержание программы курса литературы

Введение

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века.   Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков.  Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.

Теория  литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачёва» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.

Роман «Капитанская дочка». Пётр Гринёв — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва».

Теория   литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю I критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение I пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «всё дурное I в  России»   (Н. В. Гоголь).   Новизна финала,  немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из  характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской поэзии (начальные представления).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда coгреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе).

Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

11иколай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представления). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала».  Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений)   Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»; М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

 Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени».  Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория  литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое  в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные I представления).

Иван Сергеевич Шмелёв.  Краткий рассказ о писателе  (детство, юность, начало творческого пути).

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки).  Сатирическое  изображение  исторических событий.Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». (Для самостоятельного чтения.)

Сатира и юмор в рассказах.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.

Александр  Трифонович  Твардовский.   Краткий рассказ о писателе.

«Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь Фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие Поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (обзор)

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных  будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др.. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной  войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая  жителей деревни.

Теория   литературы.  Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе (обзор)

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о Родине.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).

Календарно - тематическое планирование

№ урока

Дата урока

Тема урока

Кол-во часов

Виды контроля

Примечание

план

факт

1

Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа

1

Фронтальный опрос:

Устное народное творчество (2ч.)

2

Устное народное творчество.

Русские народные песни.

Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях

1

Вопросы учителя и ответы учащихся

3

Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы

1

Проверка и оценка сообщений учащихся, выборочных пересказов

Оценка ответов на вопросы в процессе комментированного чтения

Из древнерусской литературы (2ч.)

4

Житийная литература как  особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»

1

Фронтальный опрос

Сопоставительный анализ личности князя Александра Невского по тексту «Жития» и картине К.Васильевой «Александр Невский»

5

«Суд Шемякин» - сатирическое произведение XVII в.

1

Выразительное чтение

Пересказ фрагментов

Фронтальный опрос

Из русской литературы XVIII века (3ч.)

6

Классицизм 18 века. Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»

1

Выразительное чтение

Пересказ фрагментов

Фронтальный опрос

7

Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»

1

Обучение навыкам работы со справочным материалом, анализу

эпизодов произведения, сопоставительному анализу

8

Образование и воспитание в комедии «Недоросль».

1

Обучение владению диалогической речью в процессе беседы

Из русской литературы XIX века (35ч.)

9

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа.

1

Обучение комментированному чтению;

Развитие устной монологической речи            

10

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «смерть Ермака» и ее связь с историей.

1

Обучение аналитическому чтению;  умению давать характеристику герою

               

11

А.С. Пушкин. Краткий рассказ о Пушкине. Творческая история повести "Капитанская дочка"

1

Обучение аналитическому чтению, созданию текста – развернутого письменного развернутого  

 ответа на поставленный вопрос

12

Формирование характера Петра Гринева. Разбор 1 и 2 глав.

1

Обучение конспектированию;

Составление словесных портретов главных героев;

13

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести.3-5 главы

1

Обучение владению диалогической речью в процессе беседы; в процессе просмотра фрагментов х\фильма; формирование исследовательских навыков анализа текста

14

Падение Белогорской крепости. 6,7 главы

1

Обучение выборочному  чтению; комментированному чтению

15

Изображение народной войны и ее вождя. 8-12 главы

1

Обучение выразительному чтению и анализу;

16

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

1

Развитие связной речи учащихся;

Подбор нужной информации

17

Образ Пугачева в повести. Отношение автора и рассказчика к народной войне

1

Обучение умению составлять сравнительный анализ произведений

18

Р/р Сочинение по повести "Капитанская дочка" (дом.соч.)

1

Развитие связной речи

19

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и творчестве поэта

1

Обучение конспектированию (краткому);

обучение навыкам работы со справочным материалом

20

Тюрьма в лирике Лермонтова. Стих. "Пленный рыцарь", "Сосед"

1

Обучение анализу лирического произведения

21

"Мцыри". История создания, тема и идея произведения, эпиграф. Композиция.

1

Обучение владению диалогической речью в процессе беседы; в процессе просмотра фрагментов художественного фильма

22

Образ Мцыри в поэме

1

Обучение составлению характеристики героя на основании его поступков; углубление навыков комментированного чтения

23

Своеобразие поэмы "Мцыри"

1

Работа с учебником

24

Р/р Обучающее сочинение по поэме "Мцыри"

1

Развитие связной речи  учащихся, умения выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

25

Н.В.Гоголь - писатель- сатирик. Идея и особенности композиции комедии "Ревизор".

1

Обучение монологической речи

26

 «Ревизор»: первое и второе действие. Хлестаков и «миражная интрига».

1

Отработка навыков работы анализа драматического  произведения

27

 «Ревизор»: третье действие. Семейство городничего.

1

Обучение  чтению и анализу драматического произведения, умению делать самостоятельные выводы

28

 «Ревизор»: четвертое действие. Разоблачение пороков чиновничества.

1

Обучение умению составлять  характеристику литературного образа

29

 «Ревизор»: пятое действие. Хлестаковщина как общественное явление.

1

Обучение делать выводы для истории и культуры России

30

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Гоголя «Ревизор».

1

Совершенствование ЗУН по развитию речи

31

Практическая работа по комедии "Ревизор"

1

32-33

Н.В.Гоголь «Шинель». Человек, лицо, вещь.

2

Отработка навыков

комментированного чтения

34-35

М.Е. Салтыков- Щедрин. «История одного города» как сатира на современные писателю порядки.

2

Отработка навыков

комментированного чтения

36

Н.с. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

1

Обучение владению диалогической речью в процессе беседы; развитие навыков работы с текстом

37

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. «После бала».

1

Обучение диалогической речи

38

"После бала". Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа

1

Формирование исследовательских навыков анализа текста

39

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за все происходящее.

1

Обучение конспектированию;

работе со справочной литературой

40

Р/р Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого

1

Формирование исследовательских навыков анализа текста

41

Поэзия родной природы. Поэты 19 века.

1

Обучение конспектированию; работе со справочной литературой

42-43

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

2

Обучение владению диалогической речью в процессе беседы; обучение анализу эпизода

Из литературы XX века (20ч.)

44-45

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Кавказ». Тема любви в рассказе.

2

Углубление навыков комментированного чтения; развитие аналитических навыков

46

А.И.Куприн. слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

1

Оценка сообщений учащихся – ответ на вопрос

Индивидуальный опрос

47

А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве.

1

Формировать умения и навыки анализа прозаического текста

48-49

А.А.Блок. «На поле Куликовом»

2

Обучение владению диалогической речью в процессе беседы (диспута)

50

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему.

1

Обучение комментированному  чтению эпизодов, умению работать с текстом, отвечать на вопросы

51

И.С.Шмелев. слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

1

Совершенствование навыков анализа эпического произведения

52

М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».

1

Обучение выразительному чтению отдельных эпизодов, составлению цитатного  плана;

Формирование умения находить в тексте цитаты, характеризующие героев

53-54

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.

2

Углубление навыков комментированного чтения; развитие аналитических навыков

55

Сатира и юмор в рассказах Тэффи «Жизнь и воротник», М.Зощенко «История болезни»

1

Углубление навыков комментированного чтения; развитие аналитических навыков

56

А.Т.Твардовский -поэт-гражданин. История создания поэмы "Василий Теркин".

1

Обучение владению диалогической речью в процессе беседы; обучение составлению характеристики героя на основе сопоставительного анализа

57

"Василий Теркин". Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы "Переправа".

1

Обучение выразительному и аналитическому чтению

58

Героика и юмор в поэме. Характеристика Теркина. Автор и его герой в поэме "Василий Теркин"

1

Совершенствование навыков выразительного чтения и  анализа лирического произведения

59

А.Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение»

1

Углубление навыков комментированного чтения и словесного рисования

60

Стихи и песни о ВОВ.

1

Обучение комментированному  чтению

62

В.Астафьев. Слово о писателе. Тема детства в его творчестве.

1

Увидеть средства создания автором сатирического или юмористического произведения

63

Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет»

1

Обучение комментирован-

ному  чтению эпизодов

64

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья.

1

Обучение владению диалогической речью в процессе беседы; отработка практических умений и навыков

Из зарубежной литературы (4 ч.)

65

У.Шекспир. Писатель и его время. Трагедия "Ромео и Джульетта".

1

Формирование интеллектуальных умений и навыков восприятия текста, развитие речи, наблюдение над сюжетом

66

Конфликт живого и чувства  семейной вражды.

1

Углубление навыков комментированного чтения; анализа лирического произведения

67

В.Скотт.  «Айвенго» как исторический роман.

1

Совершенствование навыков анализа лирического произведения

68

Заключительный урок. Подведение итогов.

1

Углубление навыков комментированного чтения; развитие аналитических навыков

Литература для учителя

  1. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. – М.: Аспект Пресс, 2004
  2. И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2003
  3. И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2001
  4. Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей.  – М.: Просвещение, 1980
  5. По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-8. – М.: Айрис-пресс, 2000
  6. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985
  7. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1990
  8. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2001
  9. Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента. – Казань: Школа, 2008
  10. Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. – М.: Владос, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....