Рабочая программа по литературе, 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Авторы В.Я.Коровина и др. Пояснительная записка, содержание курса, календарно-тематическое планирование. 68 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_literatura_7_klass_korovina.doc | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата | Тема урока | кол-во часов | Компонент учебного плана | Контроль | ||
План | Факт | |||||
1 | Введение. «Читайте не торопясь…» (М.Горький) | 1 | Изображение человека как важнейшая проблема литературы. Знакомство с учебником. Роль «медленного» чтения. Анкетирование. | Статья в учебнике -пересказ | ||
Устное народное творчество (6ч) | ||||||
2 | Предания. «Воцарение И.Грозного» и др. | 1 | Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник». | Пересказ | ||
3 | Былины. Возникновение и бытование былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». | 1 | Понятие были, художественные особенности, особенности исполнения былин. | Чтение или сказывание одной из былин об Илье Муромце | ||
4 | Р.р. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри» | 1 | Самостоятельная работа – отыскать в разных былинах описание боя. Художественные средства. Сказители и собиратели былин. Картина В.Васнецова «Богатыри». Отличие былины от сказки | Написать сочинение | ||
5 | «Старшие» богатыри. Былина «Вольга и Микула Селянинович». | 1 | Урок чтения и изучения произведения. Прославление мирного труда. | |||
6 | Пословицы и поговорки. | 1 | Народная мудрость пословиц и поговорок. Меткость и точность, краткость и выразительность пословиц. Прямой и переносный смысл. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Пословицы народов мира. | Рассказ поучительный по одной из пословиц | ||
7 | Героический эпос в мировой культуре. Карело-финский мифологический эпос «Калевала» (фрагмент) | 1 | Рассмотреть как в героическом эпосе народа изображается его жизнь, национальные традиции, обычаи, трудовые будни и праздники | |||
Древнерусская литература (3ч) | ||||||
8 | Древнерусская литература. «Повесть временных лет». | 1 | «Повесть временных лет». «Похвала князю Ярославу и книгам»: отрывок «О пользе книг». История возникновение книг. Отношение к книге в Древней Руси. | Сообщение о памятниках письменности | ||
9 | «Поучение» Владимира Мономаха. | 1 | Жанр поучения в древнерусской литературе. «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. Рассказ Владимира Мономаха о своей жизни. | Написать поучение другу, учителю, товарищу | ||
10 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | 1 | Жанр жития в древнерусской литературе. История литературного памятника. Идейно-художественное своеобразие «Повести…» «Повесть…» - произведение христианской культуры | О Ломоносове. Заочная экскурсия по Петербургу 18 века | ||
Русская литература 18 века (2ч.) | ||||||
11 | М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество. Надпись «К статуе Петра Великого» ; «Ода на день восшествия на всероссийский престол Елисаветы Петровны…» | 1 | М.В. Ломоносов-ученый - филолог. Силлабо-тоническое стихосложение. Теория «трех штилей». Ломоносов – автор произведения «высокого», «среднего» и «низкого» штилей. «Ода на день восшествия…». Жанр оды. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и её творцов. Патриотизм. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина. | Отрывок наизусть | ||
12 | Г.Р.Державин. нравственно-философская тематика стихотворений Державина. | 1 | Гавриил Романович Державин – гражданин и поэт. «Признание», «На птичку».последние стихи Державина. Размышления поэта о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества. | «Признание» -фрагмент наизусть. Сборник стихов поэтов 18 века | ||
Русская литература 19 века (29ч.) | ||||||
13 | А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории России. | 1 | Интерес Пушкина к истории России. Н.М.Карамзин: «История государства Российского». Летописный источник «Песни о вещем Олеге» | Карамзин «История государства российского» | ||
14 | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». | 1 | Основная мысль баллады. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка. | Выразительное чтение отрывков | ||
15 | Пушкин – драматург. Трагедия «Борис Годунов» (отрывок) | 1 | Образ летописца. Размышление о значении труда летописца для последующих поколений. | |||
16 | Петербургская повесть «Медный всадник» | 1 | Восхищение великим городом, мастерство Пушкина в его поэтическом описании. Обзор, выборочное чтение. | Отрывок наизусть | ||
17 | Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека». | 1 | Познакомиться с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести. Раскрыть художественное своеобразие повести, особенность пушкинского языка | |||
18 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. Стихотворения. | 1 | Краткий экскурс в жизненный и творческий путь поэта. Стихотворения»Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел»: восприятие, истолкование, оценка | Наизусть по выбору. Историческая справка о личности Ивана Грозного | ||
19 | М.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова…» Сюжет поэмы. Фольклорная основа. | 1 | Поэма об историческом прошлом (16 век). Картины быта в поэме. Соответствие исторической действительности. Близость к произведениям устного народного творчества. Народно-поэтическая основа произведения. | Сообщение о быте 16 века | ||
20 | Бой на Москве-реке. Смысл столкновения Калашникова и Кирибеевича. | 1 | Честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма. Оценка персонажей с позиции народа (гусляры). Язык поэмы. Позиция автора в поэме. | |||
21 | Р.р. Изложение с элементами рассуждения по поэме «Песня про купца Калашникова…». | 1 | Уметь излагать прослушанный текст и писать сочинение-рассуждение по заданной теме | Изложение с элементами сочинения | ||
22 | Н.В.Гоголь: работа над повестью «Тарас Бульба». Повесть «Тарас Бульба». | 1 | Сообщение о писателе. Историческая основа повести. Образ Родины. Особенности изображения людей и природы. Главы 1-4. | О Гоголе сообщение | ||
23 | Тарас Бульба и его сыновья. | 1 | Тарас Бульба, Остап и Андрий: характеристика героев. Образ матери. Антитеза. Картины степи: эмоциональность, приподнятость описания, гиперболизация. | Тарас Бульба (речь о товариществе наизусть) ИЛИ | ||
24 | Образ запорожской сечи в повести. | 1 | Образ запорожской сечи, её нравы и обычаи. Боевое товарищество Козаков. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Поэтический пафос повести. Речь Тараса о товариществе. Развитие понятия о литературном герое. | Описание степи дневной и ночной (на выбор) | ||
25 | Сопоставление Остапа и Андрия. | 1 | Сопоставление Остапа и Андрия. Смысл этого сопоставления. Особенности изображения человека в повести. Психологические мотивы предательства Андрия. Куренной атаман Остап Бульбенко. Совещание казаков. | Обучение составлению характеристики литературного героя. | ||
26 | Осада польского города Дубно. | 1 | Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев. Связь описания битвы с устным народным творчеством. | |||
27 | Трагедия Тараса Бульбы. | 1 | Гибель Тараса. Тарас Бульба – герой повести Н.Гоголя. характеристика литературного героя. На выбор. Р.р. а)характеристика одного из героев; б) сравнительная характеристика Остапа и Андрия; в) выделение и анализ эпизодов «Убийство сына» в повести Гоголя «Тарас Бульба» и и в рассказе Проспера Мериме «Маттео Фальконе»: как авторы относятся к своим героям? | Самостоятельная работа | ||
28 | И.С. Тургенев: страницы биографии. Цикл рассказов «Записки охотника« и их гуманистический пафос | 1 | Краткий очерк жизни и творчества писателя. Познакомиться с циклом рассказов «Записки охотника». | О Тургеневе сообщение Русский язык наизусть | ||
29 | «Бирюк« как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. | 1 | Знать: об образной яркости и философской глубине произведений. Ум е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы | Пересказы эпизодов | ||
30 | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе | 1 | Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Писатель о богатстве и красоте русского языка. Вопросы нравственности и человеческих взаимоотношений в стихотворениях в прозе. | |||
31 | Н.А.Некрасов: страницы биографии. Стихотворения: «Тройка», «Размышления у парадного подъезд». | 1 | Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. 3 н а т ь: об образной яркости и повествовательном начале Некрасова | Отрывок наизусть | ||
32 | «Русские женщины». Величие духа русских женщин. | 1 | Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Образ некрасовской музы. Самоотверженность, сила чувства, верность долгу. | Сам-но стих. «Размышление..» | ||
33 | А. К. Толстой. «Василий Шибанов», « Князь Мих. Репнин» Историческая тематика в творчестве Толстого | 1 | Знать: содержание произведения. Уметь: самостоятельно делать выводы. Познакомиться с содержанием произв.; с нравственной проблематикой произведений | |||
34 | М.Е.Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста». Обзор. | 1 | Чтение понравившихся сказок и их иллюстрирование | Статьи в учебнике -конспекты | ||
35 | «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина. | 1 | Особенности языка «Повести…». Сатира на социальные и нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в рассказе. Элементы народной сказки в повествовании. | Отметить скрытые формы авторского отношения к мужику. Чтение по ролям эпизодов, сжатый пересказ | ||
36 | Р.р. Отзыв на сказку Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», «Премудрый пескарь» | 1 | Уметь анализировать художественное слово писателя. | Письменный отзыв по плану | ||
37 | Л.Н.Толстой: страницы биографии. «Детство» (главы) | 1 | «Детство» -автобиографическое произведение. Особенность сюжета повести. Мир Николеньки Иртеньева. Николенька и дети. Главы «Классы», «Юродевый», «Наталья Савишна». Мир взрослых отношения между детьми и взрослыми. | Письм. ответ: что из жизни и быта семьи 19 века я хотел бы перенести в сегодняшний? | ||
38 | Л.Толстой «Детство» (главы) | 1 | Главы «Княгина Корнакова», «Князь Иван Иваныч». Понимание ребёнком отношений между взрослыми. Глава «Детство». | |||
39 | А.П.Чехов: страницы биографии. «Хамелеон». | 1 | «Хамелеон» - живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. Речевая характеристика героя. Юмор, развитие понятия. | |||
40 | Вн.чт. Рассказы А.Чехова. «Размазня», «Злоумышленник», «Тоска». | 1 | Многогранность комического в рассказах Чехова. Сходство и различие смеха сказок Салтыкова-Щедрина и Чехова. | Отзыв на один из рассказов | ||
41 | Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе. | 1 | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст. | |||
Русская литература 20 века (18ч.) | ||||||
42 | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Цифры». | 1 | Отношение детей и взрослых в семье: проблема взаимопонимания. Образ рассказчика. Композиция рассказа. Анализ эпизодов. | Отзыв на рассказ «Лапти» | ||
43 | Максим Горький: страницы биографии. «Детство». Автобиографическая основа повести. | 1 | Автобиографическая основа повести. Бабушка и дед. История жизни бабушки и деда. «Невыразимо странная жизнь». История Цыганка. Пожар. | Пересказ эпизодов, описывающих «темную жизнь неуемного племени» | ||
44 | «Свинцовые мерзости русской жизни» по повести Горького «Детство» | 1 | Обучение Алёши грамоте. Судьба мастера Григория Ивановича. Нахлебник Хорошее дело. Афористичность языка повести «Детство». | |||
45 | М.Горький. «Старуха Изергиль». Легенда о Данко. | 1 | Образ Лары. Обсуждение произведения. | Письменный ответ на вопрос по рассказу | ||
46 | Р.р. Сочинение по творчеству М.Горького. | 1 | Тема: «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу». | Подготовиться к сочинению по одной из тем (стр. 157, Висленко) | ||
47 | Л.Андреев: страницы биографии. «Кусака». | 1 | Гуманистический пафос произведения. Проблема одиночества, способность к состраданию. | |||
48 | В.Маяковский: страницы биографии. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | 1 | Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Словотворчество Маяковского. В творческой лаборатории Маяковского. | О Маяковском сообщение, конспект статьи из учебника | ||
49 | «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского. | 1 | Безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Своеобразие стихотворного ритма. Тоническое стихосложение. Составная и приблизительная рифма. | на выбор наизусть | ||
50 | А.П.Платонов: страницы биографии. «Юшка». | 1 | Юшка – незаметный человек с большим сердцем. Проблема сострадания и уважения к человеку. Христианские традиции в рассказе. | Рассказ Платонова «Песчаная учительница» - самостоятельный анализ произведения. | ||
51 | А.Т.Твардовский: страницы биографии. «Братья», «Уроки Твардовского». Стихотворения А.Твардовского. | 1 | «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета» и т.д. | О Твардовском сообщение | ||
52 | Произведения о ВОВ. | 1 | Самостоятельная подборка произведений о ВОВ | Интервью у участника ВОВ | ||
53 | Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади..» | 1 | Этические и экологические проблемы рассказа. | |||
54 | Е.И.Носов. Рассказ «Кукла». Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим и природе. | 1 | Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. «Живое пламя». | Письменный ответ на вопрос по рассказу | ||
55 | «Живое пламя» Носова. Взаимосвязь природы и человека. | 1 | Знать нравственную проблематику рассказа и умение анализировать художественное слово писателя | Ответы на вопросы к произведению | ||
56 | Ю.П.Казаков. «Тихое утро». | 1 | Сюжетные элементы, композиция и динамика рассказа. Особенности характеров героев. Отношение между мальчиками, их отношение к природе. Внимание автора к душевному миру героев. Психология подвига | Составление рассказа | ||
57 | Дмитрий Сергеевич Лихачев. Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи. | 1 | Уметь анализировать текст публицистического стиля. | |||
58 | М.Зощенко. «Беда».Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1 | Знать текст рассказа жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях | |||
59 | «Тихая моя Родина…»: стихотворения поэтов. | 1 | В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов. | Выразительное чтение стихотворений | ||
Зарубежная литература (9ч.) | ||||||
60 | Роберт Бёрнс. «Честная бедность». | 1 | Представление народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения. Баллада «Джон Ячменное Зерно». | Анализ рассказа | ||
61 | Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь». | 1 | «Ты кончил жизни путь» - гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины. | Выразительное чтение | ||
62 | Джеймс Олдридж. «Отец и сын» (отрывок из повести «Последний дюйм») | 1 | Отношение отца и сына. Ответственность за судьбу близкого человека. Любовь к жизни, способность выстоять в трудной ситуации. | Самостоятельный анализ отрывка | ||
63 | Японские хокку. Особенности жанра. | 1 | Знать тексты произведений; жанровые особенности | |||
64 | О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. | 1 | Знать содержание текста | |||
65 | Рей Бредбери. «Каникулы».Мечта о чудесной победе добра. | 1 | Знать содержание текста | |||
66 | Подведение итогов года. | 1 | Провести анализ курса литературы за 7 класс | |||
67 | Итоговый контрольный тест | 1 | ||||
68 | Резервный | 1 |
Содержание курса литературы за 7 класс
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаила Репин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman” и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Учебно-методическая литература
- Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в ст.классах/Р.И.Альбеткова и др. – М.: Просвещение, 1991г.
- Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 7 класс/Петрова Т.С. – М.: Московский Лицей, 2002.
- Дидактические материалы по литературе: 7 класс/М.А.Маркитанова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
- Литература. 5-7 классы: Метод.пособие/Висленко Л.П. – СПб.: «Паритет», 2002.
- Литература: Тесты. 5-8 классы.: Учебно- метод. пособие/Авт.-сост. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Лишина. – М.: Дрофа, 2001.
- Обучение сочинениям: 5-8 классы.: Метод. пособие для преподавателей/ А.М.Гирина-Земскова. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2002
- Поурочные разработки по литературе по программе под ред. А.Г. Кутузова: 7 класс/Ельцова О.В., Егорова Н.В. – М.: ВАКО, 2007.
- Уроки литературы в 7 классе: практич. методика: Кн. для учителя/И.И.Аркин.- М.:Просвещение, 2001.
Интернет-ресурсы
- http://www. uroki.net
- http://www.zavuch.info
- http://www.interqu.ru
- http://www.akademius.narod.ru
- http://www.festival.1september.ru
- http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library
- http://shcool.xvatit.com
- http://www.chain-qrshool.edu.tomsk
- http://uchi.ucoz.ru
- http://pedsovet.su
- http://proshkolu.ru
- http://rusedu
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Заларинская средняя общеобразовательная школа № 1
Согласовано: «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор МБОУ Заларинская СОШ №1
Гордина Е.В. Фещенко Е.А.
«___» ________ 20___ г. «___» _________ 20___ г.
Рабочая программа
по ЛИТЕРАТУРЕ
в 7 «б» (общеобразовательном) классе
на 2015 – 2016 учебный год
количество часов в неделю – 2 (68ч)
Составил: МЕЛЬНИК НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА,
учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория
Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений
«Литература. 5-9 классы». Авторы-сост.: В.Я.Коровин. 2010г.
Учебник: «Литература. 6 класс в 2-х частях». Авторы: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.
М., «Просвещение», 2012г.
Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол №____ от «____»__________________
_________________/Серегина М.В./
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2010г.) и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2011г.).
На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- изложение с элементами сочинения;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у детей;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Задача курса литературы 7 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса
Учащиеся должны знать:
- Текст художественного произведения.
- Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
- Особенности композиции изученного произведения.
- Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
Учащиеся должны уметь:
- Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
- Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
- Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
- Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
- Различать эпические и лирические произведения.
- Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
- Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
- Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
- Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
- Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
- 11.Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....
- Мне нравится (1)