Рабочая программа по литературе, 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Авторы В.Я.Коровина и др. Пояснительная записка, содержание курса, календарно-тематическое планирование. 68 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_5_klass_korovina.docx | 43.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Заларинская средняя общеобразовательная школа № 1»
Согласовано: «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор МОУ «____________»
Проничева Т.А. Фещенко Е.А.
«___» ________ 20___ г. «___» _________ 20___ г.
Рабочая программа
по ЛИТЕРАТУРЕ
в 5 «б» (общеобразовательном) классе
на 2013 – 2014 учебный год
количество часов в неделю – 2 (68ч)
Составил: МЕЛЬНИК НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория
Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-9 классы». Авторы-сост.: В.Я.Коровин. 2010г.
Учебник: «Литература. 5 класс в 2-х частях». Авторы: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.
М., «Просвещение», 2010г.
Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол №____ от «____»__________________
_________________/Мельник Н.В./
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. На изучение литературы в 5 классе отведено 68 часов (2 часа в неделю).
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют Задачи обучения:
∙ приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
∙ овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
∙ устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
∙ научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
∙ отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
∙ освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы
В результате изучения литературы ученик должен
знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Виды учебной деятельности | Виды контроля | |
План | Факт | ||||
1. | Введение. Роль книги в жизни человека. Книга и ее компоненты | размышление о роли книги, работа с учебником, беседа по вопросам | терминологический диктант | ||
2 | Развитие речи. Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Детский фольклор. | слушание, беседа, игра «Литературное лото» | заполнение таблицы «Жанры детского фольклора» | ||
3 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой. | работа с учебником, слушание, составление и запись памятки «Как рассказывать сказку» | план пересказа сказки | ||
4 | Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки. | составление диафильма, чтение, пересказ эпизодов | пересказ фрагментов с введением диалога | ||
5 | Герои. Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка» | пересказ эпизодов, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями, выразительное чтение | развернутый ответ на вопрос «Чему учит сказка?» | ||
6 | Сказка «Иван-царевич и чудо-юдо». Образ главного героя, его моральные качества. | чтение сказки, составление плана сказки, работа с текстом, художественный пересказ фрагмента | словарная работа | ||
7 | Герои сказки в оценке автора-народа. | работа с текстом, художественный пересказ фрагмента, сравнение финалов | художественный пересказ фрагмента | ||
8 | Внеклассное чтение. Русские народные сказки | работа с текстом, художественный пересказ фрагментов самостоятельно прочитанных сказок | сжатый пересказ прочитанной сказки | ||
9 | Обучение сочинению по теме «Сказки» | подготовка к сочинению, обсуждение тем, подбор вступления и заключения | написание сочинения | ||
10 | Общее представление о древнерусской литературе Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | слушание учителя, работа с учебником, чтение отрывков древнерусской литературы | словарная работа | ||
11 | М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру» | обсуждение эпиграфа, работа с м/м презентацией, чтение и обсуждение стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру» | выразительное чтение стихотворения | ||
12 | И.А.Крылов. Жанр басни. Басня «Свинья под дубом» | работа с эпиграфом, викторина, слушание, чтение и обсуждение басни | ответы на вопросы викторины | ||
13 | Аллегорическое отражение человеческих пороков в баснях Крылова («Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Ворона и лисица») | чтение и обсуждение басен | выразительное чтение | ||
14 | Басни Крылова. Чтение наизусть. | словарная работа, исполнение и анализ басен | творческая работа | ||
15 | Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы) | запись опорного конспекта, сообщения учащихся, чтение переводов и современных басен | сочиним басню | ||
16 | В.А.Жуковский «Спящая царевна» как литературная сказка. | работа с м/м презентацией, чтение и обсуждение сказки | выразительное чтение | ||
17 | Понятие о балладе. Жуковский «Кубок» | чтение и анализ баллады | чтение наизусть | ||
18 | А.С.Пушкин. Рассказ о детских и лицейских годах. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок. | работа с учебником, чтение и обсуждение пролога к «Руслане и Людмиле», беседа, словесное рисование, словарная работа | описание картины Н.Рамазанова «Пушкин у Лукоморья» | ||
19 | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Центральные образы сказок. | чтение, беседа, словесное рисование, словарная работа, сопоставление с народными сказками и сказкой Жуковского | ответ на вопросы | ||
20 | Внеклассное чтение. Сказки А.С.Пушкина | художественный пересказ, ответы на вопросы, обсуждение | ответы на вопросы викторины по сказкам Пушкина | ||
21 | Теория литературы. Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа | опорная запись в тетрадях, анализ стихотворений | Письменная работа: Добрые и злые силы в сказках Пушкина | ||
22 | М.Ю.Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения. | работа с м/м презентацией, слушание, чтение стихотворения «Бородино» | словарная работа | ||
23 | Развитие речи. Изобразительно-выразительные средства языка. Чтение наизусть.
| анализ стихотворения «Бородино», изобразительно-выразительных средств языка стихотворения, запись в тетрадях | чтение наизусть | ||
24 | Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место» | слушание, работа с учебником, просмотр видео- фрагмента, чтение и обсуждения сказки | словарная работа с незнакомыми словами | ||
25 | Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа | слушание, работа с учебником, выразительное чтение, составление плана и работа с ним | составление плана | ||
26 | Изображение судьбы русской женщины в поэзии Н.А.Некрасова. «Есть женщины в русских селеньях». | слушание, работа с учебником, выразительное чтение, ответы на вопросы | анализ художественных средств | ||
27 | И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. История создания рассказа «Муму». | слушание, работа с учебником, заочное путешествие, чтение рассказа | блиц-опрос | ||
28 | Знакомство с героями «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. | анализ начала рассказа, беседа | словарная работа | ||
29 | Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и Татьяна. Превосходство Герасима над челядью барыни. | художественный пересказ, ответы на вопросы, обсуждение | художественный пересказ | ||
30 | Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе. | художественный пересказ, ответы на вопросы, обсуждение, сопоставительная характеристика | развернутый ответ на вопрос | ||
31 | Развитие речи. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму») | обсуждение отдельных глав и эпизодов | выразительное чтение пейзажных зарисовок | ||
32 | Развитие речи. Классное сочинение по рассказу «Муму» | обсуждение отдельных глав и эпизодов, подготовка черновиков | Что воспевает Тургенев в образе Герасима? Друзья и враги Герасима. В чем вина и беда барыни? | ||
33 | Л.Н.Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | работа с материалами учебника, беседа, комментированное чтение | тестирование | ||
34 | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристики героев. | беседа, работа с текстом, работа с иллюстрациями | развернутый ответ на вопрос | ||
35 | А.П.Чехов. Юмористический и сатирический талант писателя. «Хирургия». | беседа, работа с текстом, комментированное чтение, работа с иллюстрациями | тестирование | ||
36 | Внеклассное чтение. Рассказы Антоши Чехонте | беседа, работа с текстом, комментированное чтение, пересказ, инсценирование | художественный пересказ | ||
37 | Русские поэты о Родине и родной природе (А.С.Пушкин, И.Никитин, И.Суриков и др.) | работа с учебной статьей , чтение и анализ стихотворений, словесное рисование | выразительное чтение стихотворений | ||
38 | И.А.Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе. | работа с учебником, с иллюстрациями, комментированное чтение | выразительное чтение | ||
39 | В.Г.Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. | слушание, беседа, комментированное чтение, аналитический пересказ | тестирование | ||
40 | Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. | работа с текстом, комментированное чтение | пересказ, близкий к тексту «История с куклой» | ||
41 | Васина дорога к правде и добру. | обсуждение отдельных глав и эпизодов, подготовка черновиков | подготовка плана | ||
42 | Развитие речи. Обучение сочинению на тему | работа над планом, написание черновика, его редактирование | Почему Вася подружился с Валеком и Марусей? Два отца: Тыбурций и судья | ||
43 | С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом…». | работа с текстом, комментированное чтение, словесное рисование, аналитическая беседа | творческая работа | ||
44 | П.П.Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Понятие о сказе. | работа с м/м презентацией, работа с текстом, комментированное чтение | пересказ сказа | ||
45 | Внеклассное чтение. П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка» | игра-конкурс, инсценирование, составление словаря | ответы на вопросы викторины | ||
46 | К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб» | ||||
47 | С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке. | работа с м/м презентацией, инсценирование, анализ отдельных сцен, выразительное чтение, работа с памяткой | творческое задание | ||
48 | А.П.Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. | слушание, работа с учебником, комментированное чтение. | составление связного ответа | ||
49 | В.П.Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения | слушание, работа с м/м презентацией, учебником, комментированное чтение | аналитический пересказ эпизода | ||
50 | Черты характера героев и его поведение в лесу. «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе. | работа с текстом, работа в группах, словесное рисование, комментированное чтение | блиц-опрос | ||
51 | Внеклассное чтение. Стихи о войне. | чтение и анализ стихотворений, работа над выразительным чтением | карточки-задания | ||
52 | Сочинение-миниатюра «Мои любимые игры в детстве» | работа над содержанием сочинения, написание | соч.- миниат. «Мои любимые игры в детстве» | ||
53 | Р.Р. Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И.Бунин, С.Есенин, А.Блок и др. | Анализ лирического произведения, чтение и беседа | выразительное чтение стихотворений | ||
54 | К.Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете». Дети и война. | слушание, чтение и анализ стих-ия, работа над выразительным чтением | чтение наизусть | ||
55 | А.Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война. | слушание, чтение и анализ стихотворения, работа над выразительным чтением | сочинение-миниатюра | ||
56 | Рассказы Саши Черного. Игры детей в рассказах. Юмористическое содержание рассказов. | работа с учебником, чтение и обсуждение рассказов, инсценирование | сжатый пересказ | ||
57 | Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе | ||||
58 | Итоговый урок по русской литературе. | самостоятельная работа, ответы на вопросы викторины | Викторина. | ||
59 | Р.Стивенсон «Вересковый мед». Развитие понятия о балладе. Бережное отношение к традициям предков. | работа с учебником, с текстом баллады, работа по теории литературы | самостоятельная работа | ||
60 | В.ч. Д.Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. | слушание, работа с м/м презентацией, учебником, комментированное чтение | заполнение карточки с вопросами | ||
61 | Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Характер главного героя. | работа с учебником, с текстом, работа по дневнику Робинзона | ---------- | ||
62 | Х.-К.Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке. | слушание, беседа по тексту истории первой, аналитический пересказ, чтение историй 2 и 3 | аналитический пересказ с опорой на план пересказа | ||
63 | Кай и Герда. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. | работа над содержанием глав 4 и 5 | итоговый вопрос | ||
64 | Внеклассное чтение. Сказки Андерсена. | умение пересказывать, анализировать | Инсценирование эпизодов | ||
65 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Том и его друзья. | слушание, работа с м/м презентацией, учебником, комментированное чтение | инсценирование эпизодов «Том и тетя Полли» | ||
66 | Внеклассное чтение. Д.Лондон «Сказание о Кише». Нравст. взросление героя рассказа. | слушание, работа с м/м презентацией, учебником, комментированное чтение | ------- | ||
67 | Жорж Санд «О чем говорят цветы» | чтение и обсуждение рассказа | беседа | ||
68 | Итоговый урок Викторина по итогам года. Какие книги из прочитанных за год мне показались самыми важными и интересными и почему? | Выявление уровня литературного развития учащихся по вопросам |
Содержание программы
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне
Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения для заучивания наизусть
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья..»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Использованная литература
- Коровина В.Я., Коровин В.И, Журавлев В.П. Читаем, думаем спорим…: 5 кл. М.: Просвещение, 2009.
- Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 5 кл.». М.: Аудио-школа, Просвещение, 2009.
- Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2008.
- Коровина В.Я., Збарский И.С. литература: 5 кл.: Метод. советы. М.: Просвещение, 2003.
- Русская литературная классика. Книга для чтения в 5-м классе в 2-х частях. Самара: Корпорация «Федоров», 2005.
- Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Литературная гостиная: Сценарии литературных вечеров. Викторины. Кроссворды. М.: «АРКТИ», 2002.
- Чижов Д.Г. Тесты: Литература: 5 кл.: Учеб.-метод. пособие \ Д.Г.Чижов. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2002.
- Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе 5-11 классы. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2004.
- Журналы: «Русская словесность», «Литература в школе» и др.
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2002.
- Всероссийская олимпиада по литературе: Задания. Работы учащихся. М.: АРКТИ, 2000.
ХРЕСТОМАТИИ
- Древнерусская литература: Хрестоматия для 5—9 классов /
Сост. О. В. Творогов. — М.: Просвещение, 1998.
- Российская школьная хрестоматия (5—11 классы) / Сост. ;.В. И. Коровин, В. Я. Коровина. — М.: Интербук, 1995—1996.
- Русская литература XIX века: Первая половина: В 2 ч. / Сост. Л. Г. Ленюшкина, Д. Г. Терентьева. — М.: Просвещение, 1996.
- Русская литература XIX века: Первая половина: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост. И. Е. Каплан, П. Г. Пу-стовойт. — М.: Просвещение, 1998.
- Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия: В 2 ч. / Сост. В. П. Журавлев. — М.: Просвещение, 2001.
- Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия [Историко-литературных материалов / Сост. И. Е. Каплан, М. Т. Пи-наев. — М.: Просвещение, 1998.
- Русская литература XX века: Хрестоматия для 11 класса: В 2 ч. / Сост. А. В. Баранников, Т. А. Калганова, Л. М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2000.
- Наш XIX век/ Сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. — М., 1996.
- Мифы народов мира / Сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. — М., 1996.
- Волшебный ларец: Русская литературная сказка XX века / Сост. В. П. Журавлев. — М.: Просвещение, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....
- Мне нравится (1)