Рабочая программа по литературе, 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Авторы В.Я.Коровина и др. Пояснительная записка, содержание курса, календарно-тематическое планирование. 68 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_5_klass_korovina.docx43.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Заларинская средняя общеобразовательная школа № 1»

Согласовано:                                                           «Утверждаю»

Зам. директора по УВР                                           Директор МОУ «____________»

Проничева Т.А.                                                       Фещенко Е.А.

«___»  ________  20___ г.                                        «___» _________ 20___ г.

Рабочая программа

по ЛИТЕРАТУРЕ

в 5 «б» (общеобразовательном) классе

на 2013 – 2014  учебный год

количество часов в неделю – 2 (68ч)

Составил: МЕЛЬНИК НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория

Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-9 классы». Авторы-сост.: В.Я.Коровин. 2010г.

Учебник: «Литература. 5 класс в 2-х частях». Авторы: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

М.,  «Просвещение», 2010г.

Прошла экспертизу на заседании методического объединения, протокол №____ от «____»__________________

_________________/Мельник Н.В./


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа  разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. На изучение литературы в 5 классе отведено 68 часов (2 часа в неделю).

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта  в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют Задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Требования к уровню подготовки  учащихся за курс литературы

          В результате изучения литературы ученик должен

          знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

       

  уметь

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к  прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

Виды учебной деятельности

Виды контроля

План

Факт

1.

Введение. Роль книги в жизни человека. Книга  и ее компоненты

размышление о роли книги, работа с учебником, беседа по вопросам

терминологический диктант

2

Развитие речи. Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Детский фольклор.

слушание, беседа, игра «Литературное лото»

заполнение таблицы «Жанры детского фольклора»

3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой.

работа с учебником, слушание, составление и запись памятки «Как рассказывать сказку»

план пересказа сказки

4

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки.

составление диафильма, чтение, пересказ эпизодов

пересказ фрагментов с введением диалога

5

Герои. Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка»

пересказ эпизодов, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями, выразительное чтение

развернутый ответ на вопрос «Чему учит сказка?»

6

Сказка «Иван-царевич и чудо-юдо». Образ главного героя, его моральные качества.

чтение сказки, составление плана сказки, работа с текстом, художественный пересказ фрагмента

словарная работа

7

Герои сказки в оценке автора-народа.

работа с текстом, художественный пересказ фрагмента, сравнение финалов

художественный пересказ фрагмента

8

Внеклассное чтение. Русские народные сказки

работа с текстом, художественный пересказ фрагментов самостоятельно прочитанных сказок

сжатый пересказ прочитанной сказки

9

Обучение сочинению по теме «Сказки»

подготовка к сочинению, обсуждение тем, подбор вступления и заключения

написание сочинения

10

Общее представление о древнерусской литературе

Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

слушание учителя, работа с учебником, чтение отрывков древнерусской литературы

словарная работа

11

М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру»

обсуждение эпиграфа, работа с м/м презентацией, чтение и обсуждение стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру»

выразительное чтение стихотворения

12

И.А.Крылов. Жанр басни. Басня «Свинья под дубом»

работа с эпиграфом, викторина, слушание, чтение и обсуждение басни

ответы на вопросы викторины

13

Аллегорическое отражение человеческих пороков в баснях Крылова («Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Ворона и лисица»)

чтение и обсуждение басен

выразительное чтение

14

Басни Крылова. Чтение наизусть.

словарная работа, исполнение и анализ басен

творческая работа

15

Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы)

запись опорного конспекта, сообщения учащихся, чтение переводов и современных басен

сочиним басню

16

В.А.Жуковский «Спящая царевна» как литературная сказка.

работа с м/м презентацией, чтение и обсуждение сказки

выразительное чтение

17

Понятие о балладе. Жуковский «Кубок»

чтение и анализ баллады

чтение наизусть

18

А.С.Пушкин. Рассказ о детских и лицейских годах. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок.

работа с учебником, чтение и обсуждение пролога к «Руслане и Людмиле», беседа, словесное рисование, словарная работа

описание картины Н.Рамазанова «Пушкин у Лукоморья»

19

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Центральные образы сказок.

чтение, беседа, словесное рисование, словарная работа, сопоставление с народными сказками и сказкой Жуковского

ответ на вопросы

20

Внеклассное чтение. Сказки А.С.Пушкина

художественный пересказ, ответы на вопросы, обсуждение

ответы на вопросы викторины по сказкам Пушкина

21

Теория литературы. Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа

опорная запись в тетрадях, анализ стихотворений

Письменная работа:

Добрые и злые силы в сказках Пушкина

22

М.Ю.Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения.

работа с м/м презентацией, слушание, чтение стихотворения «Бородино»

словарная работа

23

Развитие речи. Изобразительно-выразительные средства языка. Чтение наизусть.

 

анализ стихотворения «Бородино», изобразительно-выразительных средств языка стихотворения, запись в тетрадях

чтение наизусть

24

Н.В.Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место»

слушание, работа с учебником, просмотр видео- фрагмента, чтение и обсуждения сказки

словарная работа с незнакомыми словами

25

Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа

слушание, работа с учебником, выразительное чтение, составление плана и работа с ним

составление плана

26

Изображение судьбы русской женщины в поэзии Н.А.Некрасова. «Есть женщины в русских селеньях».

слушание, работа с учебником, выразительное чтение, ответы на вопросы

анализ художественных средств

27

И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. История создания рассказа «Муму».

слушание, работа с учебником, заочное путешествие, чтение рассказа

блиц-опрос

28

Знакомство с героями «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.

анализ начала рассказа, беседа

словарная работа

29

Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и Татьяна.

Превосходство Герасима над челядью барыни.

художественный пересказ, ответы на вопросы, обсуждение

художественный пересказ

30

Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе.

художественный пересказ, ответы на вопросы, обсуждение, сопоставительная характеристика

развернутый ответ на вопрос

31

Развитие речи. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»)

обсуждение отдельных глав и эпизодов

выразительное чтение пейзажных зарисовок

32

Развитие речи. Классное сочинение по рассказу «Муму»

обсуждение отдельных глав и эпизодов, подготовка черновиков

Что воспевает Тургенев в образе Герасима?

Друзья и враги Герасима.

В чем вина и беда барыни?

33

Л.Н.Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

работа с материалами учебника, беседа, комментированное чтение

тестирование

34

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристики героев.

беседа, работа с текстом, работа с иллюстрациями

развернутый ответ на вопрос

35

А.П.Чехов. Юмористический и сатирический талант писателя. «Хирургия».

беседа, работа с текстом, комментированное чтение, работа с иллюстрациями

тестирование

36

Внеклассное чтение. Рассказы Антоши Чехонте

беседа, работа с текстом, комментированное чтение, пересказ, инсценирование

художественный пересказ

37

Русские поэты о Родине и родной природе (А.С.Пушкин, И.Никитин, И.Суриков и др.)

работа с учебной статьей , чтение и анализ стихотворений, словесное рисование

выразительное чтение стихотворений

38

И.А.Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе.

работа с учебником, с иллюстрациями, комментированное чтение

выразительное чтение

39

В.Г.Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец.

слушание, беседа, комментированное чтение, аналитический пересказ

тестирование

40

Жизнь семьи Тыбурция среди серых камней.

Общение Васи с Валеком и Марусей.

работа с текстом, комментированное чтение

пересказ, близкий к тексту «История с куклой»

41

Васина дорога к правде и добру.

обсуждение отдельных глав и эпизодов, подготовка черновиков

подготовка плана

42

Развитие речи. Обучение сочинению на тему

работа над планом, написание черновика, его редактирование

Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?

Два отца: Тыбурций и судья

43

С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом…».

работа с текстом, комментированное чтение, словесное рисование, аналитическая беседа

творческая работа

44

П.П.Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Понятие о сказе.

работа с м/м презентацией, работа с текстом, комментированное чтение

пересказ сказа

45

Внеклассное чтение. П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка»

игра-конкурс, инсценирование, составление словаря

ответы на вопросы викторины

46

К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб»

47

С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке.

работа с м/м презентацией, инсценирование, анализ отдельных сцен, выразительное чтение, работа с памяткой

творческое задание

48

А.П.Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.

слушание, работа с учебником, комментированное чтение.

составление связного ответа

49

В.П.Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения

слушание, работа с м/м презентацией, учебником, комментированное чтение

аналитический пересказ эпизода

50

Черты характера героев и его поведение в лесу.

«Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

работа с текстом, работа в группах, словесное рисование, комментированное чтение

блиц-опрос

51

Внеклассное чтение. Стихи о войне.

чтение и анализ стихотворений, работа над выразительным чтением

карточки-задания

52

Сочинение-миниатюра «Мои любимые игры в детстве»

работа над содержанием сочинения, написание

соч.- миниат. «Мои любимые игры в детстве»

53

Р.Р. Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И.Бунин, С.Есенин, А.Блок и др.

Анализ лирического произведения, чтение и беседа

выразительное чтение стихотворений

54

К.Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете». Дети и война.

слушание, чтение и анализ стих-ия, работа над выразительным чтением

чтение наизусть

55

А.Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война.

слушание, чтение и анализ стихотворения, работа над выразительным чтением

сочинение-миниатюра

56

Рассказы Саши Черного. Игры детей в рассказах. Юмористическое содержание рассказов.

работа с учебником, чтение и обсуждение рассказов, инсценирование

сжатый пересказ

57

Писатели и поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе

58

Итоговый урок по русской литературе.

самостоятельная работа, ответы на вопросы викторины

Викторина.

59

Р.Стивенсон «Вересковый мед». Развитие понятия о балладе. Бережное отношение к традициям предков.

работа с учебником, с текстом баллады, работа по теории литературы

самостоятельная работа

60

В.ч. Д.Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.

слушание, работа с м/м презентацией, учебником, комментированное чтение

заполнение карточки с вопросами

61

Гимн неисчерпаемым возможностям  человека. Характер главного героя.

работа с учебником, с текстом, работа по дневнику Робинзона

----------

62

Х.-К.Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева». Реальное и фантастическое в сказке.

слушание, беседа по тексту истории первой, аналитический пересказ, чтение историй 2 и 3

аналитический пересказ с опорой на план пересказа

63

Кай и Герда. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

работа над содержанием глав 4  и 5

итоговый вопрос

64

Внеклассное чтение. Сказки Андерсена.

умение пересказывать, анализировать

Инсценирование эпизодов

65

Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Том и его друзья.

слушание, работа с м/м презентацией, учебником, комментированное чтение

инсценирование эпизодов «Том и тетя Полли»

66

Внеклассное чтение. Д.Лондон «Сказание о Кише». Нравст.

взросление героя рассказа.

слушание, работа с м/м презентацией, учебником, комментированное чтение

-------

67

Жорж Санд «О чем говорят цветы»

чтение и обсуждение рассказа

беседа

68

Итоговый урок Викторина по итогам года.  

Какие книги из прочитанных за год мне показались самыми важными и интересными и почему?

Выявление уровня литературного развития учащихся по вопросам

Содержание программы

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне 

Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Произведения для заучивания наизусть

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.

Использованная  литература

  1. Коровина В.Я., Коровин В.И, Журавлев В.П.  Читаем, думаем спорим…: 5 кл. М.: Просвещение, 2009.
  2. Фонохрестоматия к учеб. «Литература. 5 кл.». М.: Аудио-школа, Просвещение, 2009.
  3. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2008.
  4. Коровина В.Я., Збарский И.С. литература: 5 кл.: Метод. советы. М.: Просвещение, 2003.
  5. Русская литературная классика. Книга для чтения в 5-м классе в 2-х частях. Самара: Корпорация «Федоров», 2005.
  6. Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Литературная гостиная: Сценарии литературных вечеров. Викторины. Кроссворды. М.: «АРКТИ», 2002.
  7. Чижов Д.Г. Тесты: Литература: 5 кл.: Учеб.-метод. пособие \ Д.Г.Чижов. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2002.
  8. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе 5-11 классы. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2004.
  9. Журналы: «Русская словесность», «Литература в школе» и др.
  10.  Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2002.
  11.  Всероссийская олимпиада по литературе: Задания. Работы учащихся. М.: АРКТИ, 2000.

ХРЕСТОМАТИИ

  1. Древнерусская литература: Хрестоматия для 5—9 классов /

Сост. О. В. Творогов. — М.: Просвещение, 1998.

  1. Российская школьная хрестоматия (5—11 классы) / Сост. ;.В. И. Коровин, В. Я. Коровина. — М.: Интербук, 1995—1996.
  2. Русская литература XIX века: Первая половина: В 2 ч. / Сост. Л. Г. Ленюшкина, Д. Г. Терентьева. — М.: Просвещение, 1996.
  3. Русская литература XIX века: Первая половина: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост. И. Е. Каплан, П. Г. Пу-стовойт. — М.: Просвещение, 1998.
  4. Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия: В 2 ч. / Сост. В. П. Журавлев. — М.: Просвещение, 2001.
  5. Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия [Историко-литературных материалов / Сост. И. Е. Каплан, М. Т. Пи-наев. — М.: Просвещение, 1998.
  6. Русская литература XX века: Хрестоматия для 11 класса: В 2 ч. / Сост. А. В. Баранников, Т. А. Калганова, Л. М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2000.
  7. Наш XIX век/ Сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. — М., 1996.
  8. Мифы народов мира / Сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. — М., 1996.
  9. Волшебный ларец: Русская литературная сказка XX века / Сост. В. П. Журавлев. — М.: Просвещение, 1998.

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....