План открытого мероприятия по литературе. Тема: "Добро или преодоление трудностей".
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.А. Кассиля, учить находить в тексте проблему, аргументировать свои ответы, приводить свои примеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8-9_plan_otkrytogo_meropr._po_liter.12_dodelan._peredel._12.3.docx | 192.48 КБ |
Предварительный просмотр:
План открытого мероприятия
по литературе:
- Тема: «Добро или преодоление трудностей».
- Цели: 1) Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Льва Абрамовича Кассиля, учить находить в тексте проблему, аргументировать свои ответы, приводить свои примеры.
2) Воспитывать у учащихся высокие моральные качества: ответственность, доброе отношение к окружающим, умение не сдаваться перед трудностями.
3) Развивать интерес к творчеству Л.А.Кассиля, целеустремлённость, мышление, речь.
3. Оборудование: ИКТ (презентация на тему: «Добро или преодоление трудностей), таблица.
Ход мероприятия:
1). Оргмомент
2). Сообщение темы и целей мероприятия
3).Работа по теме
1. Слово учителя: рассказ о Л.А.Кассиле с показом презентации о нём.
2. Задание по рассказу Л. А.Кассиля «Зелёная веточка»:
а. Какова проблема текста?
б. Прокомментировать проблемы
в. Позиция автора
г. Согласие-несогласие с позицией автора
д. Аргумент из художественной литературы.
4) Содержание
1.1. Биография: (слайды № 1- 48).
Лев Кассиль родился 27 июня (10 июля) 1905 год в Покровской слободе (ныне город Энгельс, Саратовская область) в еврейской семье врача Абрама Григорьевича Кассиля и учительницы музыки, зубного врача Анны Иосифовны Перельман. Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу, которую окончил в 1923 году.
Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.
С 1923 года жил в Москве. В 1927 году окончил три курса физико-математического факультета МГУ. К третьему курсу студента физмата «неотвратимо потянуло писать», и он принялся строчить домой письма, которые порой достигали 25-30 страниц. Кассиль много бродил по Москве и в письмах описывал всё, что видел: новостройки, футбол, театры, выставки, музеи… А младший брат Кассиля, Иосиф(Оська), забирал эти письма у матери, перепечатывал на машинке и относил в местную газету. Там появился целый цикл «Письма из Москвы». Оська получал гонорары и на эти деньги водил своих приятелей в кино, угощал их пирожными-«за здоровье брата». Узнав об этих проделках, старший брат решил, что и сам мог бы позаботиться о своём здоровье. С 1925 года начал заниматься литературой. В 1928-1937годахбыл очеркистом, фельетонистом и специальным корреспондентом газеты «Известия». В 1937 году, затем в 1941-1942-ответственный редактор журнала «Мурзилка».
В годы Великой Отечественной войны Л.А.Кассиль выступал по радио, в школах, воинских частях, на предприятиях Москвы и Урала. В 1947—1948 годах работал председателем комиссии по детской литературе СП СССР. В 1947-1949 годах был руководителем семинара детской литературы в Литературном институте имени А. М. Горького.
Как детского писателя его первым представил В. В. Маяковский (журнал «Новый ЛЕФ»,1927). Самое значительное из его произведений, «Кондуит и Швамбрания» (1928-1931), написанное на автобиографическом материале, рассказывает о жизни гимназистов в дореволюционной России. После ареста младшего брата писателя Иосифа Кассиля в 1937 году книга много лет не переиздавалась, но не была изъята из библиотек.
Читая письма маленьких читателей, откликнувшихся на его фельетоны, Кассиль понял, что интереснее работы в жизни ему не найти. А встреча с лучшим детским писателем того времени С. Я. Маршаком, окончательно утвердила в правильности выбранного пути – стать детским писателем
Он много ездил, летал, плавал, путешествуя по родной земле и за ее пределами. Участвовал в походе советских глиссеров, в испытательных перелётах новых самолётов и дирижаблей, спускался в первые шахты строившегося московского метро. Дни и ночи находился на аэродроме, где готовился старт первого советского аэростата. Гостил в Калуге К. Э. Циолковского – родоначальника космической эры. Вместе со сборной командой ездил на футбольные состязания в Турцию. Много незабываемых часов провёл в гостях у А. М. Горького. Затем это все описывал в очерках, фельетонах и рассказах, в книжках для маленьких читателей.
Льву Абрамовичу очень хотелось рассказать и о своём тяжелом детстве и в 26 лет (1931) выходит книга под названием «Швамбрания». Выдуманная страна, в которой скрывался Кассиль со своим младшим братом, от многих бед и обид. О том, как революция вторглась в биографию докторского сына, переворошила его жизнь, постепенно изменяя взгляды на происходящие события.
Следом за «Швамбранией» Лев Кассиль придумал еще две страны – «Синегорию» и «Джунгахору», которые описал в книгах «Дорогие мои мальчишки» и «Будьте готовы ваше Высочество!», объединенных позднее в сборник «Три страны, которых нет на карте». Кассиль писал: «Я хотел лишь одного: пусть воображение ваше откликнется, заиграет и признает существование этих стран. Пусть дела, судьбы, радости, победы, огорчения и удачи швамбран, синегорцев и джунгахорцев захватят ваши сердца и укрепят доверие ко мне, мечтающему только об одном: чтобы все вы были счастливы, чтобы хорошо вам жилось на свете, чтобы всем вам, как и другим людям на нашей планете, населяющим страны и материки, которые давно вычерчены на картах, были бы доступны любые честные и справедливые радости».
Л. А. Кассиль написал много рассказов, посвященных Великой Отечественной войне, во время которой работал корреспондентом, выступал по радио, в школах, воинских частях, на предприятиях Москвы и Урала. Он обладал огромным опытом военного корреспондента. «Рассказ об отсутствующем», «Линия связи», «Зеленая веточка», «Все вернется», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой», «Держись, капитан!» были построены как дружеский разговор с ребенком о насущном и важном. Им были написаны книги о Маяковском, Циолковском, Чкалове и Шмидте.
В 41 год (1946 г.) отправился в плаванье по Европе, в результате чего была написана книжка для детей «Далеко в море».
С 1947 по 1970 жил и работал в Москве. Его деятельность всецело была направлена на интересы юных читателей. Именно с детской литературой связана его работа в Союзе Писателей и в Литературном институте им. А. М. Горького, преподаванию в котором Л. А. Кассиль посвятил многие годы своей жизни.
В 1965 году писателя избрали членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. В городе его детства Энгельсе есть Дом-музей Льва Кассиля, улица его имени, а на Площади Свободы ему установлен памятник.
Л. А. Кассиль был очень активным человеком. Известно, что он проводил новогодние ёлки в Колонном зале Дома Союзов и вёл праздничные репортажи с Красной площади, комментировал футбольные матчи, работал специальным корреспондентом на Олимпийских играх, плавал вокруг Европы, ездил по Италии с лекциями о В. В. Маяковском, возглавлял московское объединение детских и юношеских писателей, преподавал в Литературном институте, чуть ли не ежедневно выступал перед своими читателями в школах, библиотеках, детских домах, пионерлагерях. Лев Кассиль является автором идеи проведения Книжкиных именин, которые со временем трансформировались в Не
делю детской книги.
Лев Кассиль писал в течение сорока с лишним лет. Его творчество пользуется особой любовью у детворы, потому что в его произведениях органично вплетен элемент неожиданности, веселый вымысел, задоринка. Он всегда делился с детворой своими знаниями, жизненным опытом. Он прекрасно понимал интересы детей, их вкусы, язык и манеру общения, благодаря этому и создавал блестящие произведения для юных читателей на совершенно разные темы: книги о спорте («Вратарь Республики», «Ход белой королевы»), о кинематографе («Великое противостояние»), о творчестве («Ранний восход», «Дело вкуса»), о несуществующих мирах (сборник «Три страны, которых нет на карте»).
В пятитомное собрание сочинений известного советского детского писателя вошло всё лучшее, созданное писателем. В первый том собрания сочинений вошли: "Вслух про себя" – попытка автобиографии, знаменитая повесть "Кондуит и Швамбрания", роман «Вратарь Республики». Во второй том вошли повести "Черемыш, брат героя", "Великое противостояние", "Дорогие мои мальчишки" и рассказы "На краю света". В третьем томе опубликованы рассказы "Линия связи" и "Портрет огнём", повесть "Улица младшего сына". В четвёртый том вошли романы "Ход Белой Королевы", "Чаша гладиатора", рассказы "По морям, по волнам" и повесть "Будьте готовы, Ваше высочество!" В пятый том вошли повесть "Ранний восход", очерки "Маяковский - сам", "Чудо Гайдара", "Шагнувший к звёздам", из записей разных лет: "Пометки и памятки", избранные главы из книги "Про жизнь совсем хорошую". | |
83.3(2Рос-Рус)6-8 Ж71 Инв. номер: 896741(ч) Жизнь и творчество Льва Кассиля : [Сборник / Сост. Л. Розгон ; Авт. вступ. ст. С. Михайлов]. - М. : Детская литература, 1979. – 367 с. Воспоминания и статьи о Льве Кассиле, написанные Анатолием Алексиным, Евгенией Таратута, Юрием Гальпериным. Дневниковые записи и воспоминания самого Л. А. Кассиля, представлена библиография. Вступительная статья написана Сергеем Михалковым. |
Премии и награды
1. Сталинская премия третьей степени (1951)- за повесть «Улица младшего сына». Повесть посвящена Володе Дубинину, пионеру- герою Великой Отечественной войны.
2. Два ордена Трудового Красного Знамени.
3. Орден красной звезды.
4. Орден «Знак Почёта».
5. Медали.
1.2. О рассказе «Зелёная веточка» (слайд № 49).
1.3. Чтение рассказа (слайды № 50- 58).
1.4. Выполнение заданий по таблице (слайд № 59)
1.5. Ответы:
1. Проблема текста: под сухой и чёрствой оболочкой у человека может быть очень нежная, добрая и отзывчивая душа.
Благодаря этим качествам человек преодолевает негативное отношение окружающего мира, жизненные трудности.
2.Комментарий:первое впечатление может быть обманчивым.
У каждого человека есть своё ценное, ради которого переносятся все жизненные тяготы.
3.Позиция автора: автор поддерживает героя.
4.Согласие/несогласие с позицией автора: согласие
5.Аргумент из художественной литературы: В.В.Быков. «Обелиск» с. 7-8.
5)Выводы по уроку:
1.Высказывания учащихся
2.Подведение итогов:
а) Слово учителя: (показ последнего слайда и чтение отрывков из произведений Л.А.Кассиля). (Слайд № 60).
б) Оценивание и анализ высказываний и ответов учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План открытого мероприятия по теме "Seasons"
План открытого мероприятия для родителей будущих первоклассников....
ГЛАГОЛ В РЕЧИ. игра по литературе. Открытое мероприятие по литературе.
Эта презентация поможет учителю при изучении темы " Роль глагола в речи". Также прилагаются: игра по станциям по литературе, конспект, приложение к конспекту и презентация открытого мероприятия по лит...
План открытого мероприятия "Татьянин день" (23.01.2014 г.)
План мероприятия...
План-конспект открытого мероприятия по литературе "Сороковые-роковые"
Литературно-музыкальное мероприятие посвящено поэзии, связанной с темой Великой Отечесвтенной войны (стихотворения Исаковского, Гамзатова, Ахматовой, Самойлова и др.)...
План открытого мероприятия
Аппликация из бумаги "Летний букет"...
план открытых мероприятий
план мастер - классов...
План открытого мероприятия “Life and Works of William Shakespeare”
Сценарий открытого мероприятия, посвященного жизни и творчеству У. Шекспира....