План-конспект открытого мероприятия по литературе "Сороковые-роковые"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Литературно-музыкальное мероприятие посвящено поэзии, связанной с темой Великой Отечесвтенной войны (стихотворения Исаковского, Гамзатова, Ахматовой, Самойлова и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
corokovye-rokovye_stsenariy.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «СОРОКОВЫЕ-РОКОВЫЕ…»
Звучит песня «Поклонимся великим тем годам…» в исполнении И. Кобзона.
1 ведущий
Тем, кто шёл в бой за Родину и выстоял…
2 ведущий
Тем, кто навечно канул в фашистском плену…
3 ведущий
Тем, кто страдал от голода и холода в блокадном Ленинграде…
4 ведущий
Тем, кто погиб в фашистских концлагерях…
1 ведущий
Тем, кто насмерть стоял под Москвой, Курском и Сталинградом…
2 ведущий
Тем, кто ушёл в бессмертие и победил…
Вместе
Посвящается.
1 ведущий
Великая Отечественная война навсегда останется одним из важнейших событий нашей истории. И сегодня, десятилетия спустя, людям дорого всё, что напоминает о тех тяжёлых героических годах. Внуков и правнуков защитников Отечества волнуют те же чувства, которые переживали люди на фронте и в тылу, те же песни, которые пелись там, в окопах.
Звучит песня М.И. Блантера на стихи М.В. Исаковского «В лесу прифронтовом»
2 ведущий
Песня «В лесу прифронтовом» написана в 1942 г. композитором Блантером на стихи поэта Исаковского. Блантер избрал для песни мелодию вальса. Она звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни. Хорошо знакомые интонации старинного вальса «Осенний сон» связывают песню с чем-то очень дорогим, не омрачённым в памяти никакими тяготами войны.
1 ведущий
Мелодия песни звучит как призыв к борьбе с ненавистным врагом. В годы Великой Отечественной войны советские писатели и поэты получали десятки писем с благодарностью за их творчество, помогающее в борьбе с фашизмом. Одним из таких примеров может служить письмо с фронта от офицера Козлова поэту Михаилу Васильевичу Исаковскому, в котором есть следующие строки.
2 ведущий
«Сейчас, в дни тяжёлых и трудных боёв с немецким фашизмом, в минуты короткого отдыха, мы имеем возможность читать ваши стихи. Сегодня я читал ваше стихотворение «Прощальная». В землянке темно, только через бойницу проникал уличный свет, падая на чёрную закоптелую стену. Бойцы, сидя, шутили, вспоминали с любовью мирную жизнь, семью, родных. Стоило только начать чтение вашего произведения, как в землянке все утихли и минут пять после окончания все сидели молча, опустив низко головы.
Не было другой силы, которая могла бы так глубоко проникнуть в душу этих простых людей, призванных защищать семью и Родину»
1 ведущий
Эти слова очень наглядно показывают, как трогала бойцов поэзия Исаковского. По мнению Самуила Яковлевича Маршака, «Михаил Исаковский – человек счастливого таланта. Ему удаётся сочинять подлинно народные песни, песни, которые прочно и надолго входят в быт. Слушая их, почти всегда думаешь: неужели этого раньше не было? Исаковский учился у народа, воспринимал богатое наследство русской песни и с лихвой вернул народу то, что получил от него».
Давайте послушаем ещё одну песню на стихи Михаила Исаковского под названием «Огонёк»
Группа учащихся исполняет песню «Огонёк»
2 ведущий
Не только поэзия поднимала боевой дух в годы Великой Отечественной войны. Все деятели искусства считали себя «мобилизованными и призванными» на борьбу с фашизмом. В годы войны появились «окна ТАСС», где работали лучшие художники и поэты. А плакат как самый оперативный вид искусства откликался на самые важные события.
Сообщение учащегося о плакатах времён Великой Отечественной войны с презентацией.
1 ведущий
Одно из наиболее выдающихся классических музыкальных произведений, написанных в годы войны, - седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, которая также называется Ленинградской. Давайте её послушаем.
Звучит Седьмая симфония Шостаковича.
2 ведущий
Седьмая симфония написана композитором в 1941 году в осаждённом Ленинграде. Её сыграли в зале Филармонии 9 августа 1942 года. Это был подвиг голодных, ослабленных людей, но их энтузиазм и решительность передавались слушателям. В оркестре Радиокомитета осталось всего 15 музыкантов, а нужно было не менее ста. Тогда военные оркестры переправили в город лучших своих музыкантов.
1 ведущий
Седьмую симфонию часто сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «хроникой», «документом» - настолько точно передаёт она дух событий. И вместе с тем эта музыка поражает не только непосредственностью впечатлений, но и глубиной мысли. Схватку советского народа с фашизмом Шостакович раскрыл как борьбу двух миров: мира созидания, творчества, разума и мира разрушения, жестокости.
2 ведущий
Прозвучала Седьмая симфония и 25 июня в Ташкенте. Весь сбор шёл в пользу эвакуированных детей. На этом концерте была и Анна Андреевна Ахматова. На своей книге, которую Ахматова подарит потом композитору, она напишет: «Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле».
Ленинградская симфония отразила всеобщий патриотический подъём. На той же высокой ноте прозвучало на торжественном вечере стихотворение Ахматовой «Мужество».
Выразительное чтение наизусть стихотворения А.А. Ахматовой «Мужество»
1 ведущий
Стихотворение было опубликовано в «Правде» 8 марта 1942 года. Его перепечатали дивизионные и армейские газеты. Его читали в окопах, блиндажах, землянках, на привалах, в краткие перерывы между боями. Газетные вырезки бойцы хранили в карманах гимнастёрок.
2 ведущий
Уходя на фронт, многие бойцы также брали с собой стихотворение Константина Симонова «Жди меня…», ставшее олицетворением верности, любви, долга.
Выразительное чтение наизусть стихотворения К. Симонова «Жди меня…»
3 ведущий
«Жди меня…» - послание Константина Симонова любимой женщине. Автор не полагал, что оно получит такую общественную огласку. Послание сурово и сдержанно. В нём нет нежных слов, признаний в любви. Но при этом читатель ощущает огромную силу чувств поэта. Об этом говорит убеждённость лирического героя в том, что она, любимая, умеет ждать, «как никто другой», а её преданность поможет ему всё преодолеть.
4 ведущий
Неоднократно повторяющийся призыв звучит как мольба и приказ: ждать и надеяться, и ничто не должно поколебать эту веру. Слов жди повторяется в стихотворении 11 раз. Монолог стихотворения предельно открыт, мысль ясна от первой до последней строки. Его можно сравнить с кинжалом – такой же острый, простой, но мощный, врезающийся в душу раз и навсегда!
3 ведущий
Жизнь изменила намерение Симонова не публиковать своё послание. То, «что люди переписывали это стихотворение, что оно доходило до их сердца, и заставило меня через полгода напечатать его в газете», - вспоминал впоследствии поэт. Оно было опубликовано в «Правде» в январе 1942 года. И ныне «Жди меня…» продолжает волновать и вселять веру в счастливый исход неизбежных разлук.
4 ведущий
У каждого истинного поэта своя земля и своё небо, вдохновляющие его на создание стихотворений, считал Сергей Сергеевич Орлов. Притяжение земли и стремление к небу – две важнейшие составляющие его поэтического мира. Стихотворение «Его зарыли в шар земной…» 1944 года – яркое подтверждение этих слов.
Выразительное чтение наизусть стихотворения С.С. Орлова «Его зарыли в шар земной…»
3 ведущий
Одним из самых трогательных произведений о войне по праву можно считать стихотворение Расула Гамзатовича Гамзатова «Журавли». Оно имеет очень трагическую и трогательную историю создания.
4 ведущий
Во время атомной бомбардировки Хиросимы Садако Сасаки находилась дома, всего в миле от эпицентра взрыва, и осталась жива. Росла сильным, здоровым и активным ребёнком. В ноябре 1954 года у неё проявились первые признаки лучевой болезни. В феврале 1955 года она была помещена в госпиталь. От своего лучшего друга она узнала легенду о том, что души умерших людей превращаются в журавлей. Садако, как многие пациенты госпиталя, стала складывать журавликов из любых попадавших ей в руки кусочков бумаги. В октябре 1955 года она умерла, успев сделать более тысячи бумажных журавликов.
3 ведущий
Расул Гамзатов вспоминал: «Я был потрясён этой смертью. И тут советский дипломат вручил мне телеграмму, в которой сообщилось о кончине моей матери. Я вылетел в Москву и в самолёте, думая о матери, вспомнил и умершего отца, и погибших на войне братьев. Но та хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти. Так было написано это стихотворение…»
Выразительное чтение наизусть стихотворения Р.Г. Гамзатова «Журавли»
4 ведущий
В 1965 году известный артист Марк Бернес прочитал стихотворение Р. Гамзатова, посвящённое двум погибшим на войне братьям. Начиналось оно:
Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей…
Стихотворение было сокращено и переработано. Как опытный и чуткий артист, Бернес почувствовал, что краткость песни усилит её эмоциональное воздействие. Затем он прочитал стихотворение «Журавли» композитору Яну Френкелю, попросил написать к ней музыку. Так родилась проникновенная песня «Журавли».
Исполнение песни «Журавли»
3 ведущий
Песня «Журавли» принесла Расулу Гамзатову при жизни фантастическую популярность и славу. Каждый год в День Победы эта песня звучит как гимн всем ушедшим, не вернувшимся с войны.
4 ведущий
Давайте и сейчас вспомним обо всех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, и почтим их память минутой молчания. Прошу всех встать.
Минута молчания.
Спасибо, прошу всех садиться.
3 ведущий
Одним из поэтов, с гордостью причислявших себя к фронтовому поколению, был Давид Самойлов. Он на протяжении всего творческого пути обращался к годам своей молодости, теме войны. Эта тема нашла отражение в стихотворении «Сороковые», строки из которого послужили заголовком к нашему мероприятию.
Выразительное чтение наизусть стихотворения Д.С. Самойлова «Сороковые»
4 ведущий
Стихотворение «Сороковые» написано спустя 20 лет после начала войны. В нём воссоздан автопортрет лирического героя – солдата той войны. Это стихотворение-воспоминание. Поэт ведёт с читателем задушевный разговор о пережитом, гордится поколением юных защитников Родины, сумевших выстоять и победить.
3 ведущий
Да, многие солдаты на той войне были ещё мальчишками. Но проходили годы, а война не забывалась и продолжала сниться ночами. Не забывались погибшие товарищи, которых уже никогда не вернуть.
4 ведущий
Не забывались бессонные ночи, проведённые в окопах. Не забывался звук вражеской артиллерии. И солдаты той войны до сих пор помнят бои, которые им пришлось пережить
Звучит песня В. Мигули «Песня о солдате» в исполнении И. Дубцовой
1 ведущий
В этом году исполняется уже 69 лет с тех пор, как окончилась Великая Отечественная война.
2 ведущий
Но память о ней живёт и будет жить до тех пор, пока жив наш народ.
3 ведущий
И мы не забудем твой великий подвиг, солдат.
4 ведущий
Мы пронесём эту память через всю свою жизнь и передадим своим детям и внукам.
Звучит песня «Мы объявляем мир»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к открытому уроку
В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...
План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"
Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...
План-конспект внеклассного интегрированного мероприятия "Полиглот".
План-конспект внеклассного интегрированного мероприятия «Полиглот»(русский и английский языки) Классы: 6,7.Цель: пробудить интерес учащихся к изучению языков.Задачи: Образовательная: повторить и ...
План- конспект внеклассного интегрированного мероприятия " Рождество"( английский язык и православная культура)
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 6-7 классов. Учащиеся приобретают знания о культуре страны изучаемого языка и своей культуре....
План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»
Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...
План – конспект общешкольного спортивного мероприятия для 2-11 классов "Единый День здоровья"
"Единый День здоровья"...
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...