КВН по мифам Древней Греции
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Материалы к уроку и КВН по мифам Древней Греции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mifologicheskiy_kvn.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мифологический КВН
Урок литературы в 6 классе

Цели урока. Активизировать творческие способности шестиклассников, побудить к чтению, проверить знания, полученные на уроках литературы.

Оформление кабинета. Выставка иллюстраций учащихся.

План урока

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Конкурс «олимпийских журналистов».
  3. «Разминка» команд.
  4. Конкурс знатоков.
  5. «Сам себе режиссер».
  6. Конкурс капитанов.
  7. Конкурс болельщиков.
  8. Подведение итогов,

Ход  урока

1. Вступительное слово учителя.

«Мифы Древней Греции» — тема сегодняшней игры. Вы, ребята, только что изучили этот  материал и знаете о богах и героях древних греков почти все. Так давайте же вспомним о том, как по всем греческим городам разъезжали специальные послы. Всюду, где они появлялись, огромные толпы народа слушали их с праздничным, радостным возбуждением.

О чем же сообщали грекам эти послы?

Они объявляли о дне предстоящего великого праздника - - знаменитых Олимпийских играх, которые проводились в честь верховного греческого бога Зевса каждые четыре года. Это был общегреческий праздник. Но не только о дне начала игр сообщали послы на площадях греческих городов. Они провозглашали условия священного мира, который объявлялся на время празднеств: «Я объявляю о начале Олимпийских игр!». Но наши игры интеллектуальные: здесь каждый прокладывает себе путь к победе не силой, а умом. А вам не занимать смекалки, остроумия и, конечно же, знаний по этой теме. Итак, мы начинаем интеллектуальные Олимпийские игры!

Приветствие, название команд.

2. Первый тур — «Конкурс олимпийских журналистов».

Как известно, первая газета появилась в Англии в XVII веке, в эпоху Английской буржуазной революции. Но давайте представим, что и на Олимпе существовала своя газета, скажем, «Олимпийская правда» или «Вечерний Олимп». Попробуйте тюбой известный вам миф изложить «газетным» языком, ориентируясь на одну из следующих рубрик: «Колонка политического обозревателя», «Криминальная хроника», «Культура и спорт» и т.д.

3. Второй тур — «Разминка».

(Вопросы задаются каждому члену команды, а на обдумывание — 30 сек.) Вопросы членам команд:

  • Кому из трех богинь Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? (Афродите)
  • Сколько голов было у гидры? (9 голов)
  • Как называлась одежда, которую носили древние греки, римляне? (Тога, туника, хитон)
  • Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие? (Нектар,  амброзия)
  • Кто из богов был отцом Геракла? (Зевс)
  • Кем была мать Геракла? (Смертная женщина Алкмена)
  • Кто все время пытался погубить Геракла? (Гера)
  • Как Геракла пыталась убить Гера в младенчестве? (Змеи в колыбели)
  • Кто был воспитателем Геракла? (Кентавр Хирон)
  • Сколько лет было Гераклу, когда он совершил свой первый подвиг?
  • Как Гера все-таки отомстила Гераклу? (Безумием: он убил своих детей)
  • Назовите братьев Зевса. Как они разделили господство? (Аид — царство мертвых, Посейдон — Владыка моря)
  • Кто помог Гераклу победить стимфалийских птиц? (Иолай, племянник Геракла)
  • Кому принадлежала керинейская лань? (Артемиде)
  • Кто из богов подарил быка царю Крита? (Посейдон)
  • Чем кормил Диамед коней? (Человеческим мясом)
  • Каково значение пояса Ипполита? (Знак власти, приносил удачу)
  • Кто из богов Олимпа был уродлив? (Гефест)
  • Куда спрятался Эврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем? (В большой бронзовый сосуд)
  • Сколько яблок должен был принести Геракл? (Три яблока)

4. Третий тур — «Конкурс знатоков».

Для этого конкурса потребуется два знатока, готовых распознать мифологического бога, сколь бы ни были противоречивы или скудны сведения о нем. Итак, приглашаем по одному участнику команды. (Читаются различные определения, характеризующие выбранных для этого конкурса богов.)

  • Как характеризует его Гомер. Он — бог-убийца, «ночи подобный», жестокий и безжалостный. «друг нечестивцев, всегда вероломный». Само его имя, негреческое по своему происхождению, ассоциировалось у древних греков с глаголом «губить».
  • Он — бог карающий и насылающий на человечество чуму и разные бедствия: страшен он и в гневе, и не щадят тогда никого его золотые стрелы. Вместе с тем он — бог-целитель, врачеватель болезней, его сын — бог врачей и врачебного искусства Эскулап.
  • Одно из главных его качеств — дар предсказания. Оракул, изрекавший смертным предсказания, находился в его храме в Дельфах.
  • Он всегда изображается с длинными волнистыми волосами, разделенными посередине пробором, выражение лица — открытое гордое и вместе с тем нежное, тело — стройное, гибкое, свидетельствует о силе и здоровье. Его изображают безбородым и вечно юным.
  • Его постоянные спутники — лира и колчан со стрелами.
  • Он — победитель тьмы и злых духов, света и солнца, почему его называют Фебом-лучезарным.
  • Он — покровитель муз и бог вдохновения (Аполлон).
  • Он — бог гимназии, древнегреческих школ борцов, поэтому один из его атрибутов — петух, его изображают в виде идеального юноши, посещающего школы борцов, — высоким, стройным, безбородым, с коротко остриженными волосами.
  • Иногда его изображают с поднятой вверх правой рукой. Этим жестом он будто хочет что-то разъяснить, напоминает о том, что он — бог красноречия, одна из многочисленных обязанностей которого — обучение  людей этому искусству.
  • Он научил олимпийских богов получать огонь с помощью быстрого вращения специальнои палочки, а людей он учит искусству передавать свои мысли посредством письма, ведь он — изобретатель азбуки. Кроме того, он изобрел цифры, меры и весы.
  • Он - - посланник богов, посредник между ними и человечеством. Он же — проводник душ в царство Аида.
  • Он — изобретатель свирели и лиры, поэтому его изображение часто сопровождает черепаха, из панциря которой он сделал первую лиру.
  • Его главные атрибуты — низкая крылатая шляпа и кадуцей (палка, которую обвивают две змеи). Когда его изображают с обнаженной головой — на голове непременно крылья.
  • Он — покровитель путешественников и мореплавателей, хранитель дорог и водных путей, бог торговли и бог ворон, бог-переводчик со всех языков (Гермес).
  • Она олицетворяет влагу или, точнее, влажность воздуха, вот почему ей прислуживает Ирида — богиня радуги.
  • Она — богиня календарного года, ее няньками были Времена Года, поэтому на ее скипетре изображена кукушка — символ весны, а в левой руке она держит гранат, вызревающий поздней осенью и символизирующий смерть года.
  • Как и Афродита, она совершает ежегодные омовения в ручье Кана около Аргоса.
  • Ее атрибуты, наряду с кукушкой и гранатом, павлин — символ ревности, покрывало и диадема.
  • На своих изображениях она всегда с ног до головы укрыта одеждами, обнажены только часть шеи  и руки. Она высокого роста, у  нее роскошные волосы, увенчанные диадемой, и большие, широко раскрытые глаза, за что ее прозвали волоокой.
  • Она обладает гордым, упрямым и сварливым характером, очень ревнива, мстительна и жестока, но древнегреческое искусство всегда придавало ей строгую и величественную красоту.
  • Она — основательница и покровительница браков и семьи, хотя ее собственная супружеская жизнь проходит в постоянных ссорах и неладах с мужем (Гера).
  • Ее могущество столь велико, что она царитнад всем миром. Только Афина, Гестия и Артемида могут избежать ее власти.
  • Ей посвящены мирт и яблоко — символы любви, мак и гранат — символы плодородия, ласточка — символ весны. Как морской богине, ей посвящен дельфин.
  • Ее изображают то с черепахой — эмблемой женского целомудрия, то верхом на коне знак распутства.
  • По преданию всюду, где бы она ни появлялась, под ее ногами вырастали прекрасные цветы, стаями слетались птицы, дикие звери выбегали из чащи леса и кротко ласкались к ней.
  • Она сделала внешний облик людей более приятным, ввела украшения и заботы о внешности.
  •  Благодаря ее могуществу размножаются птицы, рыбы и животные. Она научила каждое живое существо искать союза с другими существами.

*        Она никогда не прикасается ни к какой работе. Однажды она села за прялку, но угроза Афины, посчитавшей это вмешательством в свои дела, заставила ее с тех пор больше никогда не возвращаться к занятиям подобного рода. Богини судьбы наделили ее лишь одной обязанностью — творить любовь (Афродита).

5.        Четвертый тур — «Сам себе режиссер».

В конкурсе могут принимать участие как члены команды, так и зрители.

Итак, вам предлагается представить свою версию театральной постановки любого древнегреческого мифа.

6.        Пятый тур — «Конкурс капитанов».

Понятно, что капитаном среди олимпийцев может быть только Зевс или Гера. Поэтому сейчас будут «сражаться» выбранные вами «Зевсы» или «Геры». Самые сильные, самые смелые, самые мужественные - - короче, те, кто достоин этого имени.

  • Кто сумеет быстрее ответить на вопросы кроссворда? (1 мин.)
  • Конкурс «Найди ошибку». За одну минуту вы должны дать два правильных ответа,  спрятанных в одном названии.
  1. Критская гидра
    Лернейская гидра
    Критский бык
  2. Керинейский лес
    Немейский лев
    Керинейская лань
  3. Кони Ипполиты
    Кони Диомеда
    Пояс Ипполиты
  4. Яблоки Гериона
    Коровы Гериона
    Яблоки Гесперид

7. Шестой тур — «Конкурс болельщиков».

Теперь, когда последний вид пятиборья завершен, болельщикам предстоит принести дополнительные очки своей команде.

7.1. Игра очень простая: Читается отрывок из стихотворения, в котором пропущено имя мифогического бога, а вы его должны вставить. Смысл стихотворной фразы и рифма вам всегда помогут. Жюри отмечает, какая из команд заполнит большее количество пропусков.

Еще я слышу вопль и рев Лаокоона, В ушах звенит стрела из лука... (Аполлона)^ И лучезарный сам, с дрожащей тетивой, Восторгом дышащий, сияет предо мной... (А. Майков «После посещения « го музея»)

Обида! Обида!

Мы — первые боги.

Мы — древние дети

Праматери… (Геи),

Великой Земли!

(Д. Мережковский «Титаны»)

Но что мне розовый харит,

Неисчислимые услады?!

Над морем встал алмазный щит

Богини воинов... (Паллады).

(Н. Гумилев «Возвращение Одиссея»)

... (Горгона), чье тело — клубок шипящих змей, Исходит лаем все свирепей и сильней. Зубами скрежеща и над равниной рея. (Ш. Леконт де Лилъ «Гомеровский бой»)

Тщетно ../Зебс^-громовержитель Рать данаев отражал, Тщетно, брани возбудитель, ... (Марс) твердыни защищал: Час, назначенный судьбою, С бурным мщением притек, И священною главою Илион на плахе лег. (М. Загорский «Андромаха»)

Знаю я, во вражьем стане

Изогнулся меткий лук.

Слышу в утреннем тумане

Тетивы певучий звук.

Встал над жертвой облак дыма,

Песня хора весела,

Но разит неотвратимо

... (Аполлонова) стрела.

(В. Брюсов «Ахиллес у алтаря»)

Средь серых скал в ущелье горном

На неприступной высоте,

В глухой пещерной тесноте

... (Гефест) вздувает пламя горна.

Кузнец прославленный, он бьет

По гулко-звонкой наковальне

И там, в норе высокой, дальней

Железо гибкое кует.

(Ш. Леконт де Лилъ «Античные медали»)

Мне будет вечно дорог день, Когда, священный Парфенон, Я увидал в лазури чистой Впервые мрамор золотистый Твоих божественных колонн, Твой камень, солнцем весь облитый, Прозрачный, теплый и живой, Как тело юной... (Афродиты), Рожденный пеною морской. (Д. Мережковский «Парфенон»)

7.2. «Найди и исправь ошибки» по книге Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Итак, найдите фактические ошибки и исправьте их. Веду- .1 щий читает из мифов о подвигах Геракла, допус-J кая фактические ошибки и останавливаясь после 1 каждого предложения. Задача зрителя — найти и | исправить ошибки. Например:

«Геракл поселился в Тиринфе и стал слугойя гордого и смелого (надо: слабого, трусливого) Эв-рисфея. Эврисфей любил могучего героя и часто I делил с ним часы досуга (надо: боялся и не пу кал его в Микены). Все приказания передавал сыну Афины (надо: Зевса) в Тиринф через своего вестника Копрея. Немейский лев - - последний (надо: первый) подвиг Геракла. Эврисфей приказал Гераклу поймать и привести во дворец (надо: убить) немейского льва. Этот лев, порожденный Тифоном и Ехидной, был крошечных размеров (надо: чудовищной величины)».

8.        Седьмой тур — «Конкурс костюмов».

Участники представляют себя и свой костюм. На сцену выходят все участники, у которых есть костюм.

9.        Подведение итогов игры.

гз

Е

В

С

2н

И

М

Ф

А

Зг

Е

Р

А

4п

А

Н

5А

Ф

Р

0

д

И

Т

А

6п

Р

0

м

Е

Т

Е

И

  1. Верховный бог Олимпа.
  2. Лесное божество в образе прекрасной девушки.
  3. Верховная богиня Олимпа, покровительниочага и брака.
  4. Лесной бог.
  5. Богиня любви и красоты.
  6. Титан, добывший у богов огонь для людей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей."

На уроке совершается путешествие в современную Грецию, чтобы отыскать следы прошлого. Происходит краткое  ознакомление с атрибутами Греции и, как эти символы связаны с Древней Грецией. Дети знако...

Презентация к интегрированному уроку (история, география, литература) на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей".

Презентация составлена, как добавочный материалл к уроку на тему: "Мифы Древней Греции. Титан Прометей". Может использоваться  на уроках географии, истории, литературы и мировой художественной ку...

Мероприятие. Греция. Мифы древней Греции.

Познакомит с культурой Древней Греции. Помочь оценить красоту художественных образов древнегреческих мифов. Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

Конспект внеклассного мероприятия "Греция. Мифы древней Греции"

Познакомить воспитанниц с культурой Греции. Помочь оценить воспитанницам красоту художественных образовдревнегреческих мифов.Пробудить желание познакомиться с другими мифами....

Отличие мифа от легенды. Мифы древней Греции

Конспект первого урока из системы уроков по теме "Мифы Дрквней Греции"...

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм,  работа с толковым словарем, знаком...

Маршрутный лист по литературе для 6 класса на тему: "Понятие о мифе. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»"

Цели урока:1.Познакомить учащихся с понятием «мифы», основными мифами страны2. Развить способность к анализу прочитанных произведений Древней Греции3. Пробудить интерес к этой удивительной...