И.А.Бунин. Судьба и творчество писателя
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Материал по И.Бунину  поможет дополнить ваш урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i.bunin_._sudba_pisatelya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы к работе по творчеству И.А.Бунина

И.А.Бунин. Судьба и творчество писателя.

Работа с биографическими материалами учебника-хрестоматии. Статья «В творческой лаборатории И.А.Бунина»

Знание на уроке: лирическое «я», лирические переживания, строфа, стих.

I. Работа со статьей о Бунине из учебника. (Упражнение на обучение устному репродуктивному высказыванию).

  1. Чтение статьи и составление плана по прочитанному.

А) 1887г. – начало литературной деятельности И.А.Бунина как поэта.

Б) И.А.Бунин – потомок славного русского дворянского рода.

В) Условия, оказавшие влияние на воспитание Бунина в детстве.

Г) Литературная судьба Бунина.

Д) Жизнь и смерть Бунина за границей.

  1. Пересказ статьи по плану.

II. И.А.Бунин – известный русский поэт-пейзажист.

  1. Выразительно прочитать стих «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» (Из раздела в учебнике «Край ты мой родимый край…»)
  2. Каждый поэт имеет характерные для его художественного языка особенности: любимые темы и любимые пути передачи лирического переживания, образные средства, эмоциональную настроенность и др.

Бунин чаще всего изображает безлюдную природу, в которой присутствует   стихийные силы.

  1. Задание. Назовите предметный ряд, изображающий природу в этой характерной для Бунина художественной манере. Образный ряд, передающий состояние мира, в стих. Предстает таким: гром, гроза, небеса, лазури небеса, цветы и т.д. мир, обновленный и сияющий после грозы.

Каково место лирического «я»: оно в самой природе или появляется для передачи лирического переживания в связи с происходящим в природе?

Учащиеся легко отмечают, что пейзаж в этом стих-и дан в характерной для Бунина художественной манере: с присутствием стихийных сил. И он безлюден.

  1. И.А.Бунин подчеркивает независимость природы от человека, ее способность существовать вне связи с жизнью человека. Это напоминает читателю о положении людей в окружающем их мире: они всего лишь малая часть великого и вечного целого. Вот почему у Бунина природа выглядит и необжитой, и тревожной, и прекрасной в одно и то же время.

Задание. Как показаны в стих-ии противопоставленность и отдельность существования природы от человека? Найти стих, заключающий в себе этот смысл.

Строчка (стих) «не топчи их с новою враждою» показывает на вечный конфликт в отношениях человека и природы: вторжение человека в мир природы чревато для нее разрушением.

  1. Каков образный ряд, утверждающий единство человека и природы? В чем это единство?

Использование автором олицетворения как основного из изобразительных средств (гроза устала, приветно засияла лазури полоса и др. употреблены в ряду с выражением, относящимся к описанию действий человека – «не топчи их с новою враждою». Вражда – чувство, а чувство стихийны в своих проявлениях. По мысли Бунина, природа и человек существуют по единым законам – подвержены воздействию стихийных сил.)

  1. Задание. Каковы чувства и переживания лирического героя в стих-ии «Замолкнул гром…»?

В основе устного высказывания уч-ся будет комментарий учителя об особенностях пейзажной лирики Бунина и наблюдения над текстом стих.  

III. Чтение статьи из учебника «В творческой лаборатории И.А.Бунина».

  1. Каким видел мир И.А.Б.?
  2. Почему писатель особенно любил путешествовать?
  3. Что значило для Б. «найти звук»?

Дом./зад.: выучить стих «Замолкнул гром».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Липецкий край в судьбе и творчестве русских писателей

Презентация для литературно-музыкальной композиции "Липецкий край в судьбе и творчестве русских писателей". Содержит портреты писателей и поэтов, связанных с нашим краем, рисунки Жуковского, фотографи...

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.

Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...

Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....

И.А.Бунин. «Кавказ»: проблемы счастья. Мастерство Бунина – рассказчика. Психологизм прозы писателя. (Методическая разработка урока в 8 классе. Программа под редакцией В.Я.Коровиной)

Счастье – когда тебя любит тот, кого любишь ты, а быть счастливым – значит любить и быть любимым , несмотря ни на что... Давайте обратимся к рассказу И.А.Бунина «Кавказ» и посмотрим, счастливы ли двое...

Жизнь и творчество писателей: Фонвизина, Карамзина, Лескова Короленко,Бунина, Булгакова, Шукшина, Есенина

Произведения - школьной программы. Учащиеся учатся внимательно их читать, анализировать, высказывать свою точку зрения, сопоставлять с другими произведениями....

Конкурс чтецов по творчеству писателей Тюменской области. «Писатели, живущие рядом»

Расширение знания детей старшего дошкольного возраста о писателях Тюменской области....