Берендеево царство Александра Николаевича Островского
план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему
Конспект урока литературы для 8 класса. «Берендеево царство Александра Николаевича Островского». (По «весенней сказке» А. Н. Островского «Снегурочка»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературы по сказке А.Н. Островского "Снегурочка" | 29.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы
8 класс
Тема: «Берендеево царство Александра Николаевича Островского».
(По «весенней сказке» А. Н. Островского «Снегурочка»).
Тип урока – работа с художественным текстом.
Вид урока – практикум с использованием технологии развития критического мышления с выходом на творческую работу.
Задачи урока:
Образовательная
- через глубокий анализ текста сказки составить свое слово о драматурге;
- рассмотреть художественный мир «весенней сказки».
Воспитательная
- воспитывать нравственную, способную видеть красоту окружающего мира личность;
Развивающая
- продолжать формировать у учащихся навыки работы с источниками, дополнительной литературой;
- отработать технологию критического мышления при анализе источниковедческого материала.
Оборудование:
- комплект источников (тексты пьесы «Снегурочка», фрагменты из книги Лебедева Ю. «Снегурочка», «весенняя сказка» Островского»).
- выставка книг по теме урока;
- компьютер;
- слайды – фотографии имения Щелыково и иллюстрации к сказке «Снегурочка»;
Оформление классной доски.
А) Портреты А. Н. Островского;
Б) Схемы «Дерево предсказаний» и «Кластер» (заполняется в ходе урока).
Подготовительный этап к уроку
Оглашение опережающих заданий по теме урока:
- владеть текстом пьесы – сказки А. Н. Островского «Снегурочка».
- индивидуально задание – сообщение «Щелыково в жизни Островского».
Список используемой литературы
Аникин В. Русское народное поэтическое творчество. Л., 1987.
Забылин М. Русский народ. М., 1992
Лебедев Ю. «Снегурочка», «весенняя сказка» Островского»
Лобанов М. Островский. М., 1979 (серия «ЖЗЛ»).
Островский А. Полное собрание сочинений.
Ход урока.
Стадия вызова.
Учитель:
Масленица мокрохвостка,
Поезжай долой с двора,
Отошла твоя пора!
Весна – Красна,
Наша Ладушка пришла!
Так встречали весну берендеи, герои «весенней сказки» А.Н. Островского, с чьим творчеством мы встречаемся впервые. Современники назвали его «Колумбом Замоскворечья», московское происхождение узнавалось даже во внешности Александра Николаевича. «У него был типичный московский облик – в нем сразу чувствовался большой человек. Широкий лоб, умные глаза, приветливость составляли основные черты этого облика», - вспоминал художник А. Я. Головин.
- Рассмотрите портреты и скажите, каким вы представляете А. Н. Островского?
- Какие цветовые ассоциации возникли при характеристике внешности драматурга? Ответ обоснуйте. (Ассоциации представляем цветными овалами).
-Что вы узнали о писателе из прочитанных воспоминаний А. И. Гончарова и И. С. Тургенева, помещенных в учебнике?
Учитель. Ещё один современник А. Н. Островского, театральный критик, А. Р. Кугель говорил: «Если вы хотите знать, что такое Островский, читайте внимательно «Снегурочку».
Итак, отправимся в художественный мир «весенней сказки», в царство Берендея и познакомимся с духовным миром художника, нарисовавшего это царство.
Проверка домашнего задания.
Выявление впечатлений о прочитанной сказке.
-Дома вы прочитали сказку «Снегурочка». Прочитайте цитаты, которые произвели на вас особое впечатление и прокомментируйте их. Воспользуйтесь двухчастными дневниками.
- Меня поразила красота природы…
- У меня вызывает восторг…
- А мне понравилась архитектура царства…
- Мне особенно интересно было читать описание обрядов…
- Меня потрясли законы страны…
- А меня удивило…
Вывод:
-И все же, несмотря на противоречивые мнения, каково общее впечатления от сказки? Ответ обоснуйте.
«Весенняя сказка «Снегурочка» производит впечатление чуда, так как:
1.Автор затрагивает душу, он рассказывает о великой силе любви, а это всегда интересно.
- А. Н. Островский ярко описывает события, происходящие в Берендеевом царстве. Гончаров отметил, что язык Островского красивый и легкий. Думаю, в «Снегурочке» это проявилось особенно сильно.
- В пьесе присутствуют фантастические элементы, а это бывает лишь в волшебных сказках.
- В сказке добро побеждает зло. Любовь воцаряется на земле берендеев.
Учитель. На следующем этапе урока мы должны ответить на вопрос: царство Берендея – это мечта Островского или реальный мир?
Стадия осмысления.
«Погружение» в мир художественного текста.
Ситуация первая. Мастерство Островского – пейзажиста.
Учитель. Как вы думаете, что могло быть знакомым Островскому в Берендеево?
(Знаком мир природы. Из статьи о биографии писателя известно, что он родился и вырос в Москве, а значит, места около Москвы могли быть ему известны. Уже из «Пролога» очевидно, что страна, где происходят события, в средней полосе славянских земель. Здесь длинные суровые зимы, холодная, долго не наступающая зима, не очень жаркое лето.
Очень похоже описание мира природы на природу средней полосы России, где прошли годы жизни писателя. «Направо кусты и редкий безлистный березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; полыньи и проруби обсажены ельником»).
Учитель. Предлагаю вам вместе с Игорем К. совершить заочную экскурсию в имение Островского Щелыково, что неподалеку от Костромы. Ключевые моменты отразите в бортовом журнале.
Заочная экскурсия в Щелыково.
Сопровождается показом слайдов.
О Щелыкове в судьбе Островского следует сказать особо. Как невозможно представить жизнь и творчество А.С.Пушкина без Михайловского, Л.Н.Толстого без Ясной Поляны, И.С.Тургенева без Спасского-Лутовинова, так жизнь А.Н.Островского неотделима от имения Щелыково, расположенного недалеко от Костромы и Кинешмы.
Впервые драматург был поражен красотой этой земли еще в 1848 году. Каждый год приезжал погостить у отца и мачехи. О доме он отзывался так: «Дом удивительно хорош как снаружи оригинальностью архитектуры, так и внутренним удобством помещения… Дом стоит на высокой горе, которая справа и слева изрыта такими восхитительными оврагами, покрытыми кудрявыми сосенками и липами, что никак не выдумаешь ничего подобного».
Здесь он мог позволить себе ходить в русском костюме: в шароварах, в рубашке навыпуск и длинных сапогах.
«Зеленое богатство, раскинувшееся далеко на север от левого берега Волги к Галичу. Лесная сторона, дорога извилистая, поросшая ольхой и орешником. По крутому обрыву вверх — знаменитое село, где творил Островский…».
Узнаваемы окрестности села. Между сосен — знаменитая беседка. Пройди чуть дальше — и увидишь пруд, посреди которого островок… Вот речка Куекша, за ней поляна — Ярилина долина — место встречи берендеев со своим богом Солнца. Кажется, что именно здесь пережила «рассвет» любви Снегурочка, здесь и растаяла. А на том месте теперь родничок с прозрачно-голубой чистой водой, со дна которого бьет ключик — нерастаявшее Снегурочкино сердце… А вот и Берендеев посад, где стоит дом И. Соболева — друга Островского, талантливого столяра и резчика по дереву.
Эти памятные места для драматурга отразились в его произведениях. Например, в «Снегурочке» была описана деревня Субботино и прилегающий к ней луг.
Вывод 1.
- Какие ключевые фразы отметили?
На основании проведенного исследования, сделайте ещё один вывод, каким талантом, кроме драматургического, обладал Александр Николаевич? Ответ обоснуйте. (Талант художника, пейзажиста). Талант художника, ценителя красоты природы можно представить каким – то цветом? (зеленым).
Строится кластер.
Ситуация вторая. Этнографические исследования Островского.
Учитель. Чтобы ещё ближе познакомиться с драматургом, прочитайте статью Лебедева «Снегурочка», «весенняя сказка «Островского», отметьте ключевые фразы.
Работа учащихся со статьёй Ю. Лебедева «Снегурочка», «весенняя сказка» Островского».
Вывод.
-Что рассказала статья об Островском? ( А. Н. Островский во время путешествия по старинным русским городам вел наблюдения за жизнью крестьян, собирал материалы экспедиций, беседовал со знатоками старинного быта, ямщиками).
-Какой следующий вывод можем сделать? (Писатель интересовался бытом и жизнью народа).
-Как мы называем людей, занимающихся исследованием народности? (Этнографом)
Учащиеся выбирают цветной овал.
-Рассмотрим иллюстрацию в учебнике на странице 268. О какой этнографической находке Островского мы можем говорить? (У А. Н. Островского было блестящее знание традиций русского народа. Например, традиция расписывать жилища. В начале 2 действия Берендей расписывает красками столбики в своем дворце).
- Какие изображения вы видите на стенах палат царя Берендея?
-Прочитайте строки, объясняющие смысл такой росписи. («Палатное письмо имеет смысл…)
-Как вы думаете, зачем славяне расписывали свои жилища?
(Избы были первыми языческими храмами. Оттого и слова хоромы и храм тождественны. А поскольку изба у древних славян была местом совершения религиозных обрядов, то родилось верование, что в избе может тайно присутствовать вся боготворимая сила природы. Отсюда и пошла традиция, расписывать славянские хоромы).
-Что, кроме традиций, было известно Александру Николаевичу из культуры язычников?
(В сказке замечательно показаны обряды и обычаи древних славян. Например, календарные обряды: весной – проводы Масленицы, сжигание её чучела, летом – купальская ночь. Островский показал ещё один обряд – обряд сватовства).
- Сейчас вы увидите сцену из пьесы – обряд сватовства. Благодаря чему мы считаем, что этот обряд народный?
Инсценирование обряда сватовства.
(Обряд сватовства задорный, игристый, пересыпан шутками, прибаутками, приговорами).
Учитель. Шутки, прибаутки, приговоры – жанры какого вида творчества? (УНТ).
-Какой вывод сделаем? (Островский знал народное творчество). Рассмотрим это подробнее.
Ситуация третья. Фольклорные мотивы в сказке.
-Какие фольклорные жанры ввёл в сказку драматург? Приведите примеры.
В основе сюжета пьесы лежит народная сказка о девушке – Снегурушке, легенды о берендеях.
А. Н. Островский использовал обрядовую поэзию:
веснянки в сцене проводов Масленицы (стр. 224):
пословицы: У нас с горы потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху!
Телеги с повети,
Улья из клети,
На поветь санки,
Запоем веснянки!
Народные песни (хороводные (стр. 294), лирические (стр. 296), шуточные и игровые (стр. 298), хвалебные (стр. 324).
Учитель. Скажите, исследование фольклора как – то характеризует личность собирателя, и можно ли эти качества личности представить в цвете?
Вывод.
Драматург литературно обработал и ввел в свою сказку обрядовую поэзию и волшебную сказку, легенду и пословицы, плачи и заговоры, причитания и народные песни – целый жанровый арсенал русского народного творчества. На основании этого можем сделать ещё один вывод? (Островский очень любил народ, землю, на которой жил).
Можно ли это качество можно представить в цвете?
Заполнение кластера.
Общий вывод.
Реальный мир Островского.
-Итак, что мы доказали, к какому выводу пришли? Мир Берендея – это мечта автора или реальность? (Край, описанный Островским в пьесе – сказке, был хорошо знаком автору, но в нем всё причудливо переплелось: мир природы и мир человека, холод и тепло, любовь и разочарование, добро и зло. Наверное, поэтому свое произведение Островский назвал сказкой).
-Как вы думаете, почему этот удивительный мир был ведом Островскому?
Обобщение.
Работа с кластерами.
А. Н. Островский – удивительный человек: добрый, внимательный к людям и окружающему миру. Он горячо любил свою родину. Умел видеть прекрасное во всё, что его окружало. Мечтал о счастье народа, о честной, бескорыстной любви, дарящей человеку жизненную силу. Его духовный мир теплый, яркий, пестрый. Кажется, он соткан из многообразия разноцветных нитей. Приближаясь к Островскому, понимаешь, как прекрасна жизнь.
Стадия рефлексии.
Отражение своего проживания в Берендеевом царстве.
-В течение 30 минут мы проживали в царстве Берендея, созданном великим мастером А. Н. Островским. Выразите свои чувства в связи с этим, подобрав эпиграф к уроку. (Допустимо обращение к тексту сказки, самостоятельно подобранные цитаты или составленные предложения).
Обсуждение предложенных эпиграфов,
запись на доске наиболее соответствующих.
- Веселы грады в стране берендеев,
Радостны песни по рощам и долам,
Миром красна Берендея держава.
- «Какой простор, как чисто всё, богато!»
- «Слава
В роды и роды блюстителю мира!»
- «Великий царь счастливых берендеев
…..В твоем обширном царстве
… всё благополучно»
- «Чем же и свет стоит?
Правдой и совестью
Только и держится».
- «Не было лучше царства, чем царство Берендея».
Римский – Корсаков.
Домашнее задание.
Сочинение – миниатюра: «Мой Островский».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Гроза" А. Н. Островского. Презентация. Часть I. (Волга. Город Калинов. "Темное царство"). Презентация
К изучению драмы А. Н. Островского "Гроза". В помощь учителю словесности....
Конспект открытого урока по литературе "В Берендеевом царстве" (творческая мастерская по лирическим миниатюрам М. Пришвина и Ф. Абрамова)
Урок литературы по теме "В Берендеевом царстве" (Творческая мастерская по лирическим миниатюрам Ф.Абрамова и М. Пришвина) является уроком внеклассного чтени...
Урок - аргументированная беседа Осуждение нравственной слабости, эгоизма, приспособленчества в пьесе А.Н. Островского «Гроза» Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского
Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского...
Урок - семинар Обличение «темного царства» в драме А.Н. Островского «Гроза»
Цикл уроков по творчеству А.Н. Островского...
Новогодние чудеса в Берендеевом царстве
Сценарий новогоднего праздника для подготовительной группы...
Совместная деятельность логопеда и воспитателя в работе над проектом «Масленица в Берендеевом царстве»
Часто дети, воспитывающиеся в детских домах, имеют нарушения речи, так как в дошкольном возрасте, в семье, с ними не проводилась ни профилактика, ни коррекционно-развивающая речевая работа. Рече...
Технологическая карта урока по литературе. 10 класс. Н. А. Островский. Драма «Гроза» («Луч света в темном царстве»)
На уроке можно использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, группов...