А.С.Пушкин. " Храни меня, мой талисман.."
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Ооржак Сайлык Николаевна

Поэзия и любовь – это две основные стихии великого поэта. И среди высоких и прекрасных талантов, которыми столь щедро был наделен А. Пушкин, был один, особый талант – талант любви.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Храни меня, мой талисман...                            

 Лирика любви Александра Пушкина /Урок – встреча/. Стихотворение

 " Талисман".        

Цели:

1. Обобщение  и систематизация изученного по лирике А.Пушкина;

 Научить ребят выразительному  чтению стихотворений о любви;

 Организовать ещё одну встречу с шедевром  любовной лирики;

2. Развивать умения творчески интерпретировать лирическое произведение; развивать образное видение и воображение;

3.Воспитание  эстетических чувств;

 

Оснащение: репродукции, портрет поэта, адресаты – женщины поэта, выставка книг, эпиграф к уроку, ОСК  о  любви, мр3 запись песни Ю. Антонова, свечи, желтые листья .  

Организационный момент. Дорогие ребята, доброе утро! Сегодня мы вновь  встретимся с лирикой Пушкина. Как вы думаете, о  чем мы сегодня  будем говорить? / «Цель к цели»/.

Почему здесь сердечко? Конечно, любовь! О любви...

 Блиц – викторина « О жизни Пушкина» «Я вас любил...» /чтение учителем стихотворения/

Итак, мы на этом уроке узнаем ещё об одной любовной тайне поэта.

Любовь!     Любовь!    Любовь!  Скажите ,  что же обозначает это слово ?  

( прослушивание мнений учащихся) ...Вы все когда  –  нибудь встретите настоящую любовь...

II Работа с эпиграфом     Словарная работа:

колорит – особенность

лелеющая – эргеледип, тааладыр

гуманность – человечность

Поэзия и любовь – это две основные стихии великого поэта. И среди высоких и прекрасных талантов, которыми столь щедро был наделен А. Пушкин, был один, особый талант – талант любви. Эти стихи поэт посвятил женщинам, прекрасным дамам, которыми он, как « все поэты – любви мечтательной друзья», увлекался. Да, Пушкин есть великий  поэт!

- Ребята, какие стихи о любви мы изучили? Расскажите о них. Не забыли ли вы о них?

- Чем они вас затронули?

Чтение наизусть стихотворений. /По желанию учащихся/. Мини – выступление «Прекрасные женщины поэта».

/ о Воронцовой, о Керн, о Голицыной/

Чтение учителем стихотворения «Талисман»

Учитель. Это замечательное стихотворение было написано в 1827г., ночью. Женщины занимали особое место в разнообразной, богатой, деятельной жизни А. Пушкина. Когда в его крови горела страсть, огонь перекидывался в его творчество. В глубине его стремительного, гибкого, сильного тела любовь и творчество переплетались, сливались, били из одного родника.

Работа по опорной схеме.

Ритм жизни         Ритм песни  

              ?  Любовь ?

Благодаря чему ритм жизни превращается в ритм песни?  

Описание перстня.

Это было золотое кольцо с резным, восьмиугольным сердоликом, на котором была вырезана надпись /восточная/ « арабская кабалистика» считал Пушкин. А на самом деле надпись арабская «Симха , сын почтенного раба Иосифа, да будет благословенна его память»

          Дан любовью

                                               Горечь прощальных поцелуев

            ТАЛИСМАН             Сладость

            Память

Творческое задание. Определить, каким стихотворным размером написано стихотворение.

Работа над словом: сердоликом- сердолик-полудрагоценный  камень красного или оранжевого цвета, разновидность халцедона.

« Сожженное письмо» / прослушивание записи/.

 Рассказ учителя: Переписка длилась недолго... ( воспоминание сестры Пушкина). Уезжая из Одессы, Пушкин навсегда расстался со своей волшебницей. Но ее вкрадчивый, нежный образ не покидал его , медленно исчезал из памяти. « Только благодаря вам, я узнал, что есть в любви что- то наиболее нежное», писал он.  Спустя некоторое время он встретил свою Натали.

   -Как вы  думаете  о чем это стихотворение?

Работа над словами:

Плещет- плескаться

Блещет - блеск

Гарем- дом богатого мусульманина

Мусульман - восточный мужчина

Талисман - чолдуг эдилел.

 Работа над текстом -------- берег...?

                                       --------- моря...?

                                       --------- гармония...?

 Постановка проблемных вопросов.

 К сожалению, мы не узнали ни по письмам княгини Воронцовой о том, как расставался Пушкин с ней. Но в своем стихотворении поэт запечатлел прекрасную сказку о любви  ,   заколдованную в волшебное кольцо. Знакомые, друзья посмеивались над суеверностью Пушкина. Но с кольцом Пушкин никогда не расставался...

                                         

Судьба перстня / Работа над схемой/.

Пушкин---  поэту Жуковскому--- сыну Павлу--- И.С.Тургеневу---Полине Виардо---в музей Александровского лицея ( до 1917г).

 В дни революции музей был разгромлен и перстень пропал...

 Вам жалко? Ведь он был талисманом поэта . Наверное ,он произносил : « Храни меня ,  мой талисман».

В последний раз твой образ милый

Дерзаю  мысленно ласкать,

Будить  мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

( Под мелодию ) Воронцова околдовала душу поэта, очаровала его...

 Прослушивание мнений ребят.

« Смог ли Пушкин сохранить талисман?»

« Какой вы представляете княгиню Элизу ?».

 Подведение итогов.

Выставление оценок.

Д.З: Нарисовать свой талисман.

Выучить стихотворение; эссе  « Храни меня , мой талисман.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Храни меня, мой талисман.

Есть всегда что-то особенное; благодарное, кроткое, нежное, благоуханное и грандиозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе чело...

Выступление на родительском собрании на тему "Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня"

Цель: Способствовать формированию нравственной культуры родителей, развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье. (Выступление на общешкольном родительском собрании)...

Храни меня мой Талисман

О стихотворении Пушкина а.С....

Творческая работа Храни меня мой талисман

Внекласное мероприятие "Храни меня мой талисман"...