А.С.Пушкин. " Храни меня, мой талисман.."
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Поэзия и любовь – это две основные стихии великого поэта. И среди высоких и прекрасных талантов, которыми столь щедро был наделен А. Пушкин, был один, особый талант – талант любви.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_a.s.pushkin_-_hrani_menya2c_moy_talisman21-_11kl_.docx | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Храни меня, мой талисман...
Лирика любви Александра Пушкина /Урок – встреча/. Стихотворение
" Талисман".
Цели:
1. Обобщение и систематизация изученного по лирике А.Пушкина;
Научить ребят выразительному чтению стихотворений о любви;
Организовать ещё одну встречу с шедевром любовной лирики;
2. Развивать умения творчески интерпретировать лирическое произведение; развивать образное видение и воображение;
3.Воспитание эстетических чувств;
Оснащение: репродукции, портрет поэта, адресаты – женщины поэта, выставка книг, эпиграф к уроку, ОСК о любви, мр3 запись песни Ю. Антонова, свечи, желтые листья .
Организационный момент. Дорогие ребята, доброе утро! Сегодня мы вновь встретимся с лирикой Пушкина. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? / «Цель к цели»/.
Почему здесь сердечко? Конечно, любовь! О любви...
Блиц – викторина « О жизни Пушкина» «Я вас любил...» /чтение учителем стихотворения/
Итак, мы на этом уроке узнаем ещё об одной любовной тайне поэта.
Любовь! Любовь! Любовь! Скажите , что же обозначает это слово ?
( прослушивание мнений учащихся) ...Вы все когда – нибудь встретите настоящую любовь...
II Работа с эпиграфом Словарная работа:
колорит – особенность
лелеющая – эргеледип, тааладыр
гуманность – человечность
Поэзия и любовь – это две основные стихии великого поэта. И среди высоких и прекрасных талантов, которыми столь щедро был наделен А. Пушкин, был один, особый талант – талант любви. Эти стихи поэт посвятил женщинам, прекрасным дамам, которыми он, как « все поэты – любви мечтательной друзья», увлекался. Да, Пушкин есть великий поэт!
- Ребята, какие стихи о любви мы изучили? Расскажите о них. Не забыли ли вы о них?
- Чем они вас затронули?
Чтение наизусть стихотворений. /По желанию учащихся/. Мини – выступление «Прекрасные женщины поэта».
/ о Воронцовой, о Керн, о Голицыной/
Чтение учителем стихотворения «Талисман»
Учитель. Это замечательное стихотворение было написано в 1827г., ночью. Женщины занимали особое место в разнообразной, богатой, деятельной жизни А. Пушкина. Когда в его крови горела страсть, огонь перекидывался в его творчество. В глубине его стремительного, гибкого, сильного тела любовь и творчество переплетались, сливались, били из одного родника.
Работа по опорной схеме.
Ритм жизни Ритм песни
? Любовь ?
Благодаря чему ритм жизни превращается в ритм песни?
Описание перстня.
Это было золотое кольцо с резным, восьмиугольным сердоликом, на котором была вырезана надпись /восточная/ « арабская кабалистика» считал Пушкин. А на самом деле надпись арабская «Симха , сын почтенного раба Иосифа, да будет благословенна его память»
Дан любовью
Горечь прощальных поцелуев
ТАЛИСМАН Сладость
Память
Творческое задание. Определить, каким стихотворным размером написано стихотворение.
Работа над словом: сердоликом- сердолик-полудрагоценный камень красного или оранжевого цвета, разновидность халцедона.
« Сожженное письмо» / прослушивание записи/.
Рассказ учителя: Переписка длилась недолго... ( воспоминание сестры Пушкина). Уезжая из Одессы, Пушкин навсегда расстался со своей волшебницей. Но ее вкрадчивый, нежный образ не покидал его , медленно исчезал из памяти. « Только благодаря вам, я узнал, что есть в любви что- то наиболее нежное», писал он. Спустя некоторое время он встретил свою Натали.
-Как вы думаете о чем это стихотворение?
Работа над словами:
Плещет- плескаться
Блещет - блеск
Гарем- дом богатого мусульманина
Мусульман - восточный мужчина
Талисман - чолдуг эдилел.
Работа над текстом -------- берег...?
--------- моря...?
--------- гармония...?
Постановка проблемных вопросов.
К сожалению, мы не узнали ни по письмам княгини Воронцовой о том, как расставался Пушкин с ней. Но в своем стихотворении поэт запечатлел прекрасную сказку о любви , заколдованную в волшебное кольцо. Знакомые, друзья посмеивались над суеверностью Пушкина. Но с кольцом Пушкин никогда не расставался...
Судьба перстня / Работа над схемой/.
Пушкин--- поэту Жуковскому--- сыну Павлу--- И.С.Тургеневу---Полине Виардо---в музей Александровского лицея ( до 1917г).
В дни революции музей был разгромлен и перстень пропал...
Вам жалко? Ведь он был талисманом поэта . Наверное ,он произносил : « Храни меня , мой талисман».
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
( Под мелодию ) Воронцова околдовала душу поэта, очаровала его...
Прослушивание мнений ребят.
« Смог ли Пушкин сохранить талисман?»
« Какой вы представляете княгиню Элизу ?».
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Д.З: Нарисовать свой талисман.
Выучить стихотворение; эссе « Храни меня , мой талисман.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня"
Мероприятие разработано для учащихся 2 класса...
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...
Храни меня, мой талисман.
Есть всегда что-то особенное; благодарное, кроткое, нежное, благоуханное и грандиозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе чело...
Выступление на родительском собрании на тему "Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня"
Цель: Способствовать формированию нравственной культуры родителей, развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье. (Выступление на общешкольном родительском собрании)...
"Семейные традиции""Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда хранит меня"
Тема открытого занятия по внеурочной деятельности...
Храни меня мой Талисман
О стихотворении Пушкина а.С....
Творческая работа Храни меня мой талисман
Внекласное мероприятие "Храни меня мой талисман"...