Выступление на родительском собрании на тему "Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня"
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_26.11.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня»
Цель: Способствовать формированию нравственной культуры родителей, развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье.
Лучшие умы человечества искали и ищут ответ на вопрос: «В чём смысл жизни?»
Если задуматься, то приходишь к выводу, что главное на Земле – семья и любовь. Любовь к ребёнку, к мужу, к матери, к отцу,… Всё остальное, как бы оно ни было красиво и важно - одежда, мебель, деньги, машины, успех в делах, лишь прилагается к главному - к семье, в которой царят любовь, нежность, милосердие.
На сегодняшний день наблюдается резкое падение популярности семьи, усиление дезорганизации жизни семей, которая выражается в том, что рушатся нравственно-этические традиции и нормы, растет конфликтность в отношениях между супругами, родителями и детьми. Браки становятся более нестабильными, снижается роль семьи в воспитании детей, поведение которых оставляет желать лучшего. С каждым днем растет число неполных семей, семей с родителями алкоголиками; брошенными, предоставленными себе детьми. Очень редко бывает, когда из плохой неблагополучной семьи выходят самодостаточные личности. Все, что происходит в семейных отношениях, накладывает отпечаток на становление и развитие любого человека. Семья оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. Именно семья определяет нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Опыт взаимоотношений ребенка с родителями, близкими взрослыми, детьми в значительной степени определяет характер его дальнейшей жизни.
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети… Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.
Жизнь каждой семьи непосредственно связана с удовлетворением определенных потребностей ее членов, т.е. семья должна выполнять определенные функции. Функций семьи столько, сколько потребностей она удовлетворяет.
Основная, первая функция семьи — репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения и удовлетворение потребности в детях. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации в обществе.
2.экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов.
3.сфера первичного социального контроля — контроль за соблюдением моральных норм поведения членов семьи в различных сферах жизни, ответственность и выполнение обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
4.социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и формируя образ жизни;
5.эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки.
6. защитная — во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов.
7.досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов. Члены семьи, как правило, знают об интересах друг друга, разделяют их. Часто в семье существует какое-либо хобби, любимое дело, объединяющее ее членов;
8.воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание его культурного уровня. Говоря о воспитательной функции семьи, следует также отметить, что демографический фактор показывает, что структура и состав современной семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей, а, следовательно, влияют на воспитание детей по-разному. Испокон веков считалось, что полная семья, в которой заботу о потомстве, о его разностороннем развитии несут и мать и отец, — залог успешного воспитания ребенка. И, наоборот, в неполной семье хорошо воспитать ребенка весьма проблематично.
Особое значение придается структуре семьи: наличию отца, числу поколений, позиции ребенка в семье как единственного, младшего или старшего. Но главное внимание исследователи уделяют особенностям поведения родителей, их отношению к ребенку, манере общения с ним, воспитанию. Родители дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным.
К сожалению, семьи не всегда выполняют свои функции. В таких случаях возникает проблема асоциальной роли семьи. Не выполняют своих функций семьи, которые не в состоянии обеспечить своим членам безопасность, необходимые условия быта и взаимопомощь, если в семье неправильно преподнесены некоторые ценности.
Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Кроме того, когда согласие между родителями нарушается, когда самые близкие ребенку люди, лица, являющиеся его опорой, находятся в ссоре, да к тому же он слышит, что это происходит по причинам, касающимся его, то он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. А отсюда и детская тревога, страхи и даже невротические симптомы. Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.
Процесс становления человеческой личности длится всю жизнь. И человек становится человеком только в обществе себе подобных. Как труден и тернист бывает этот процесс….
^ Рассказ-сказка «Птенец»
Большое белое яйцо лежало на траве, а внутри у него билось маленькое сердце. Птенец, который должен был вот-вот появиться на свет, находился еще там, но уже испытывал непонятное беспокойство. Скорлупа, просторная прежде, вдруг стала тесной. Теплый дом, который защищал от холода, ветра и дождя, охранял от косых взглядов и острых когтей, начал мешать. Птенец вдруг почувствовал, что не может расправить крылья и взлететь, не знает, что находится за тонкой и прочной стенкой, хотя звуки и голоса, доносившиеся оттуда, он слышал постоянно.
- Я хочу увидеть, что там, - подумал птенец и тронул крылом скорлупу.
Она осталась невредимой, но недовольно сказала:
- Что ты делаешь, глупый птенчик? Зачем покидать родной дом, который вырастил и воспитал тебя? Окружающий мир суров, он не будет заботиться о тебе так, как забочусь я. Тебе самому придется искать себе пищу и кров. Хотя, если хочешь, можешь сломать меня. Не тебе ведь будет больно.
Птенец растерялся: как же он раньше не подумал о скорлупе? Там, за стенкой, был неизвестный мир, который звал и манил. Неведомая сила влекла его туда, влекла так, что сидеть взаперти было уже невозможно. Но скорлупа… Она всегда охраняла его от опасностей и согревала.
- Какой я неблагодарный, - подумал птенец, - как я мог решиться на такое?
И он притих, а затем сказал:
- Попробую жить, как прежде. Ведь было же мне раньше хорошо, тепло и уютно. А неизвестный мир? Может быть, он действительно холодный и колючий?
И птенчик остался в скорлупе.
Но беспокойство почему-то не проходило, с каждым днем птенцу становилось все труднее дышать. – Если я останусь здесь, то никогда не научусь летать, - вдруг громко сказал птенец и почувствовал силу в крыльях.
Он посмотрел на скорлупу и добавил:
- Прости, но моя жизнь не должна пройти здесь. Ты помогла мне вырасти, но сейчас я хочу увидеть новый мир, жить в нем и, конечно, летать. А с трудностями, которые встретятся на моем пути, я справлюсь сам.
Скорлупа молчала. Наконец она сказала:
- Ты прав, мой птенец. Из-за большой любви к тебе я даже не заметила, как ты вырос и окреп. Лети же, и пусть удача будет с тобой!
Птенец расколол клювом скорлупу и вышел в незнакомый, удивительный и такой желанный мир.
Соприкосновение с жизнью каждый переживает по- своему. От этого не убережешь. И здесь могут быть обиды, неудачи, разочарования. Одних они выбивают из седла. Других неудачи бросают в бой, учат силе и мужеству, делают настоящими людьми. Люди эти умеют смотреть жизни в лицо. Они стойкие. Их этому научили в семье.
1 - Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
2- Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
3- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
4- Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины.
5- Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
6- Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
7-Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
8- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
9- Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
10-Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
11-Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.
Человек за свою жизнь проходит через большое количество коллективов. Каждый из них оставляет след в душе, оказывает большее или меньшее влияние на личность. В одних коллективах человек находится продолжительное время, а значит и влияние при этом испытывает сильное. Влияние других непродолжительно и незначительно. И лишь один коллектив – семья – влияет на нас всю жизнь. Мы проходим в нем школу разных социальных ролей: от сына или дочери вырастаем до дедушки или бабушки, из воспитанников превращаемся в воспитателей.
Уважение к личности подростка делает вас действительно нужным своему ребёнку. К сожалению, некоторые родители представляют это только так: обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей.
«Разбор различных житейских ситуаций».
СИТУАЦИЯ № 1: Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упрёками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям.
Позже раздаётся телефонный звонок, и родители узнают, что их ребёнок задержался по очень уважительной причине.
Реальная ситуация?
В чём сложность данной ситуации?
В том, что мальчик опоздал, не позвонил, есть, конечно, его вина, но надо понять, что в этот момент было что-то важное для него.
Всё это вполне реально можно обсудить со своим ребёнком, но не в стиле указания, а в стиле совета, обсуждения, чтобы ребёнок сумел понять, почему вы волнуетесь в данной ситуации, к чему это может привести. И ещё: умейте прощать даже то, что прощать трудно. Любовь и справедливость – вот что надо нашим детям постоянно.
СИТУАЦИЯ № 2: Девочки идут из школы, обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мама только приехала, и сейчас девочка сообщит ей новости за три дня.
Но как только девочка входит домой, мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость.
Огорчённая девочка уходит в свою комнату.
Многим из нас хорошо знакомы чувства, которые мы с радостью несём домой в семью. Кого-то из нас повысили в должности, кого-то наградили или ещё что-то в этом роде. Как хочется в этот момент с кем-нибудь поделиться, быть выслушанным. Сама домашняя среда объективно способствует возникновению доверия и искренности. Но, разумеется, не во всех семьях складывается ситуация доверительного общения. Нам, взрослым, часто кажется, что только наши новости достойны того, чтобы о них узнали все члены семьи. А часто ли мы слушаем новости других?
Важно не упустить момент, когда мы нужны детям, когда они тянутся к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы. И это не должно становиться причиной семейного раздора.
СИТУАЦИЯ № 3: Девочка обращается к матери с вопросами, которые её интересуют. Мать, хотя и не отказывается отвечать на них, но постоянно поглядывает в интересную книжку, которую читала до прихода дочери.
Не вникая в проблемы дочери, считая их надуманными, мама отправляет дочку играть с младшей сестрой, хотя у девочки проблемы со сверстниками.
Надо ли вникать в такие ситуации? Всегда ли они кажутся нам важными?
Пытаемся ли мы перевести «детские проблемы» на свой взрослый уровень?
А ведь ещё одна задача родителей – создать вокруг ребёнка такую живительную среду, чтобы ребёнок мог развиваться сам, активно строя свою уникальную личность.
Принципы отношения родителей с детьми.
1. «Я хочу, чтобы меня всегда любили. Поэтому я буду открыт любящим детским сердцам».
2. « Я сам люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребёнку и ценить его».
3. « Я единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребёнка».
4. « Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выход из тупиковой ситуации ».
5. « Я знаю многое об окружающем нас мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой ребёнок тоже нашёл себя в этом мире».
6. « Я не могу сделать так, чтобы страх, боль и разочарования ребёнка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удары судьбы».
7. « Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребёнка с добротой, лаской и нежностью».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация для выступления на родительском собрании о роли семьи в системе образования
Информация для выступления на родительском собрании «Хорошая семья – основа успешного обучения ребенка в школе»...
Внеклассное мероприятие "Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня"
Мероприятие разработано для учащихся 2 класса...
Выступление на родительском собрании на тему: "Первоклассник - новый этап в жизни Вашего ребенка и Вашей семьи"
Материалы содержат описание адаптационного периода первоклассников, признаки переутомления и рекомендации родителям...
Выступление на родительском собрании "Влияние семьи на развитие личности ребенка"
текст статьи для выступления на родительском собрании...
«Хорошее здоровье превыше всего» ( выступление на родительском собрании)
Выступление «Хорошее здоровье превыше всего»....
"Семейные традиции""Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда хранит меня"
Тема открытого занятия по внеурочной деятельности...
Выступление на родительском собрании по теме:"Проблемы детей в семьях, в которых родители злоупотребляют алкоголем"
Выступление на родительском собрании по теме:"Проблемы детей в семьях, в которых родители злоупотребляют алкоголем"...