Рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Зевайкина Нина Михайловна

Рабочая  программа по литературе для 7 класса представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_liter_7_.doc283 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ «Большеберезниковская ООШ»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей русского языка

и литературы

Протокол № ______________

«_____» _____________ 2016 г.

Руководитель МО _________/Шамонина Р.И./

СОГЛАСОВАНО

замдиректора по УВР

_____________  /Коробова Л.П.

«____» __________ 2016 г.

УТВЕРЖДЕНО

директор МБОУ _________

                          Кротов И.В./

«_____» _____________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Литература»

 в 7 классе

Составитель программы:

Зевайкина Н.М.

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

2016 - 2017 учебный год

РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной,12-е издание, М. Просвещение 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

1.1. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

        воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

        освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

        овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

1.2. Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

   1.3 Место учебного предмета

Программа по литературе  предназначена для общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе требований к Обязательному минимуму содержания литературного образования в средней  школе и в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение предмета   по базисному учебному плану. Знакомство со многими новыми для практики школы авторами и произведениями подготовлено программой предшествующих классов.

Программа 7 класса последовательно обращает внимание учителя к вопросам теории литературы. Это история современной русской литературы во всём многообразии и сложности, изучение которой предполагает расширение круга теоретических сведений, которые были получены при изучении литературы Х 1Х века, а также активное их применение в процессе анализа художественных произведений. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии  идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- написание сочинений по  литературным произведениям.

Общеучебные  умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

•        поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

•        сравнение, сопоставление, классификация;

•        самостоятельное выполнение различных творческих работ;

•        способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

•        осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

•        владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

•        составление плана, тезисов, конспекта;

•        подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

•        использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

•        самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

              1.4. Результаты освоения курса

Основные содержательные линии предмета «Литература»

  • выстраивание  историко-литературного контекста, в рамках которого рассматривается произведение;
  • реализация   межпредметных  и  внутрипредметных связей  курса, предполагающих содружество различных видов искусств;
  •  формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты.

        Изучение литературы  в старшем звене  направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

        В процессе изучения литературы  у учащихся выстраивается историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливаются межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

РАЗДЕЛ II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Содержание

Кол-во часов

Из них

р/р

вн./чт.

Введение.

1

Устное народное творчество.

5

1

1

Из древнерусской литературы.

3

1

Из русской литературы XVIII века.

2

Из русской литературы XIX века.

29

5

3

Из русской литературы XX века.

20

1

7

Из литературы народов России

1

Зарубежная литература.

6

1

Итоговый урок.

1

ИТОГО:

68

8

11

РАЗДЕЛ III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Знать цели и задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства;

понимать природу художественного образа и своеобразие художественной действительности;

уметь пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку; отличать литературу как искусство слова от других видов искусства; определять жанры изученных выяснить, насколько подготовлены школьники к восприятию данного курса литературы, насколько широк читательский кругозор, какова культура речи и техника чтения каждого, какова реакция на вопросы учителя.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного»,  «Сороки-Ведьмы»,   «Петр и плотник». 

Знать определение понятия «предание»; понимать своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа;

уметь пересказывать текст, объяснять особенности предания

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства,  доброта,   щедрость,   физическая   сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос  (начальные представления).

Знать определение понятия «былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера; уметь составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность повествования

Уметь выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность повествования былины, анализировать нравственные проблемы, лежащие в основе былины Уметь воспринимать и анализировать поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к Илье Муромцу, подтверждать ответ текстом (выделять сцены, языковые средства, описания портрета, снаряжения и др.)

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему  (эпитеты,   сравнения,   метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Знать: 

- определения фольклора, пословицы, поговорки, летописи; отличие пословицы от поговорки.

Уметь: пересказывать текст, сохраняя его художественное своеобразие; приводить примеры пословиц, поговорок, толковать их смысл.

Уметь:

 отличать пословицы от поговорок, понимать их смысл и объяснять его

ИЗ  ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о  Петре  и   Февронии  Муромских».   Нравственные  заветыДревней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Знать произведения древнерусской литературы;

Уметь: пересказывать текст, сохраняя его художественное своеобразие

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо  Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория   литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

знать содержание изученных литературных произведений

Уметь:

  • выразительно читать лирические произведения поэтов

выявлять основную мысль  в стихотворениях

Знать определение оды;

понимать особенности поэтического языка оды;

уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять Знать факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание стихотворений;

понимать философский и иносказательный смысл стихотворений;

уметь определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р.Державина и М.В.Ломоносова (смешение лексики разных стилей, отказ от строго деления на три «штиля»)

ИЗ   РУССКОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ  XIX   ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава»    («Полтавский    бой»),    «Медный    всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции.  Своеобразие языка.  Основная  мысль стихотворения.

Смысл   сопоставления   Олега   и   волхва.   Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений). Знать историческую основу произведений,, содержание, своеобразие языка;

Уметь: анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, находить средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения)оценивать отношение автора к изображаемому,  выражать своё отношение к прочитанному, оценивать отношение автора к изображаемому

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений). Знать причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни…», содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу;

понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни…» к фольклорной основе;

уметь отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали и объяснять их  художественную роль, анализировать текст, язык поэмы.

Знать нравственную проблематику произведения, жанровое своеобразие уметь составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, определять выразительные средства, при помощи которых автор достигает драматизма повествования, отношение автора к изображаемому,  оценку морали и поведения героев поэтом и народомУметь анализировать лирическое произведение, особенности стихотворения «Молитва» (исчезновение «Я» лирического героя, завершение стихотворения  безличными глаголами) воспринимать и анализировать поэтический текст

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности   изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия). Знать факты жизни и творческой деятельности Н.В.Гоголя, место повести в творчестве, замысел писателя;

понимать роль исторического фона в повествовании;

уметь сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, составлять план учебной статьи, выделять главное; Знать содержание прочитанного произведения;

уметь выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное, объяснять в сочинении способы создания образов (монологи, поступки, внесюжетные элементы, пейзаж, интерьер)

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении   пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория   литературы. Стихотворения в прозе. Знать определения понятия «стихотворение в прозе», время создания стихотворений, тематику стихотворений в прозе, жанровые особенности; понимать нравственный смысл стихотворений в прозе,

уметь определять специфические черты жанра, анализировать стихотворения в прозе, уметь грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворения в прозе, определять художественные приёмы, использованные автором, их роль

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). Знать факты жизни и творческой деятельности Некрасова, историческую основу поэмы, содержание поэмы « Русские женщины», жанровые особенности поэмы;

уметь определять тему и идею поэмы, жанровые особенности произведения, давать характеристику генералу и княгине, объяснять позицию автора, в процессе выразительного чтения .

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию. Знать факты жизни и творческой деятельности А.К.Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад;

уметь анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику произведений, композиции баллад, эпизоды, важные для характеристики главных героев;

выделять художественные приёмы, использованные автором для характеристики героев и описания событий, сопоставлять художественные произведения

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Знать содержание сказки «Дикий помещик», понимать идейно-тематическое содержание сказки; уметь находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять приёмы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое в сказке

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры».  Воспитание детей  в семье.  Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Знать сведения о жизни И.А.Бунина, его литературной судьбе; содержание рассказа, его проблематику;

уметь составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям, сопоставлять произведения со сходными сюжетами, общими темами

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений). Знать оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа;

понимать тему и идею произведения, алогизм сюжета (частное происшествие, превратившееся для обывателей в значительное событие),  авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев;

уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев

«Край  ты   мой,   родимый  край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения,   миросозерцания. знать

  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути писателей  19 века 

Уметь:

  • выразительно читать лирические произведения поэтов
  • выделять эпизоды в изучаемом произведении,
  • -характеризовать героев на основании их поступков, поведения;

-формулировать основную тему произведения Знать план анализа поэтического произведения, основные поэтические тропы;

уметь анализировать небольшое стихотворение, объяснять, каким настроением оно проникнуто, какие изобразительно-выразительные средства создают художественные образы; выразительно читать, подбирая правильный темп и ритм, выбирать нужную интонацию, определять для каждого автора особенности тематики и поэтического языка

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX   ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха  Изергиль»  («Легенда  о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя. Знать автобиографический характер повести, её содержание, причины поступков героев;

Уметь делать художественный  пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу ребёнка (героя и читателя) особо тяжкие впечатления, определять отношение автора к изображаемым событиям и оценивать их, находить художественные средства, изображающие враждебную обстановку в доме деде, уметь делать выводы о нравственном значении, смысле событий

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма,  словотворчество  Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория   литературы. Лирический герой (начальные

представления).   Обогащение   знаний   о  ритме   и   рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения). Знать сведения о жизни и творческой  деятельности писателя, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание;

уметь анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев уметь анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Знать план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы;

уметь анализировать небольшое стихотворение, объяснять, каким настроением оно проникнуто, какие изобразительно-выразительные средства создают художественные образы; выразительно читать

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления). Знать сведения о жизни и творческом пути автора, план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы, понятие о лирическом герое;

уметь выразительно читать стихотворение, анализировать лирическое стихотворение, определять тематику пейзажной лирики, её главные мотивы, отмечать литературные приёмы, особенности лексики, размер, высказывать своё впечатление от стихотворения

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы,  поднятые в рассказе.

Теория   литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая  моя  Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или  Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни  на слова  русских поэтов XX века

С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Знать

основные особенности композиции

Уметь 

  • выявлять основную мысль рассказа, в стихотворениях
  •  объяснять роль изобразительно- выразительных средств языка.
  • Отличать лирические произведения,  выразительно читать их

Уметь выделять основные эпизоды,  главную мысль произведения, давать

Из литературы  народов России

Знать

сюжеты изучаемых произведений

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Берне. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку). Знать особенности жанра хокку,

уметь выразительно читать японские хокку

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Знать

  • сюжеты изучаемых произведений
  • значение терминов: баллада, аллегория
  •  определение терминов, данных в соответствующем разделе учебника ("Справочные материалы по теории   литературы")          

Развивать

навык самостоятельной работы с дополнительной литературой

Уметь:

анализировать прочитанное, видеть

особенности авторского стиля, художественных приемов; уметь выразительно читать ( как поэзию, так и прозу)

РАЗДЕЛ IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Кол-

во часов

Самостоятельная работа

Дата проведения

занятия

Планируемая

Фактическая

I четверть

18

Ведение

1

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Беседа. Тестирование.

1

Выполнить задание «№2 учебника

6.09

Устное народное творчество.

5

2

Предания как поэтическая автобиография народа.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Работа с книгой

8.09

3

Былины. Собирание былин.«Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Составление таблицы

13.09

4

Вн/чт.Киевский цикл былин. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,«Садко». Роль гиперболы в былинах. Поэтичность языка. «Калевала – карело-финский мифологический эпос»

Урок внеклассного чтения.

1

Работа по

вопросам

15.09

5.

Р/р Сочинение «Мой любимый былинный герой»

Урок развития речи.

1

р/р

20.09

6.

Пословицы и поговорки.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Написать пословицы

22.09

Из древнерусской литературы.

3

7

Древнерусская литература. «Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок «О пользе книг»).  Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Словарная работа, работа с учебником, составление конспекта

27.09

8

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

. Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу.

1

Составление таблицы

29.09

9

Р/р.Итоговая письменная работа по разделам «Устное народное творчество» и «Древнерусская литература»

Урок развития речи.

1

Контрольная работа

4.10

Из русской литературы XVIII века

2

10

М.В Ломоносов. Личность, судьба. Оды. «К статуе Петра Великого», »Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру.

. Рассказ учителя. Практикум.

1

Работа с учебником, чтение отрывков из произведений Ломоносова, работа по карточкам

6.10

11

Г.Р. Державин поэт и гражданин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

. Рассказ учителя. Беседа.

1

Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений

11.10

Из русской литературы XIX века.

29

12

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» («Полтавский бой») Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр и Карл XII.

. Рассказ учителя. Беседа.

1

Определение жанра произведения

13.10

13

Поэма «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…» Выражение чувства любви к Родине.

. Рассказ учителя. Беседа.

1

Работа со словарём, определение жанра

18.10

14

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставление Олега и волхва.

Выразительное чтение наизусть Эвристическая беседа.

1

Работа с учебником, словарная работа,

20.10

15

Р/р.А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Подготовка к домашнему сочинению.

Урок развития речи.

1

Работа с учебником, словарная работа

25.10

16

А. С. Пушкин «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести.

Беседа.

1

Работа с книгой

27.10

17

Контрольная работа  за 1 четверть.

Тестирование.

1

Контрольная работа  

1.10

II четверть

18

М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». История создания поэмы. Художественный мир произведения.
Сюжет и композиция.

. Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу.

1

Работа с книгой

10.11

19

Система образов в поэме
М.Ю. Лермонтова. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственный поединок Калашникова с Киребеевичем и Иваном Грозным. Фольклорные начала в поэме.

Беседа. Практикум.

1

Работа со словом, литературоведческий анализ

15.1

20

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественного образа.

Практикум.

1

Сопоставительный анализ стихотворений

17.11

21

Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе.  «Тарас Бульба». Истрия создания. Историческая и фольклорная основа повести.

. Рассказ учителя. Беседа.

1

Словарная работа

22.11

22

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Отец и сыновья. Характеры главных героев повести. Особенности изображения природы и людей в повести.

Обучение устному рассказу.

1

Составление характеристики героев с опорой на текст

24.11

23

Р/р.Подготовка к домашнему сочинению по повести «Тарас Бульба»

Урок развития речи.

1

р/р

29.11

24

И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. "Судьба, долг, сострадание… или  Почему люди несчастны" (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк")

Эвристическая беседа. Просмотр и обсуждение видеосюжета.

1

Работа с текстом

1.12

25

Р/р.И.С Тургенев Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

Урок развития речи.

1

Словарная работа, сравнительная характеристика с лирическими текстами

6.12

26

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины». «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.

Выразитчтение наизусть. Рассказ учителя. Эвристическая беседа.

1

Работа с текстом

8.12

27

Вн/чт. Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом». Стихи о судьбе народа.

Урок внеклассного чтения.

1

Работа с текстом

13.12

28

Вн/чт.А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

Урок внеклассного чтения.

1

Работа с книгой

15.12

29

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.  «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

. Рассказ учителя. Беседа.

1

Работа со словом, характеристика героев

20.12

30

Р/р.М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Подготовка к домашнему сочинению.

Урок развития речи.

1

Работа с текстом произведения

22.12

31

Итоговое тестирование по творчеству И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Урок контроля.

1

Тестирование

27.12

III четверть

32

Л.Н Толстой. Слово о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна» Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Работа с книгой

33

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

Беседа. Обучение устному рассказу.

1

Составление характеристики героя

34

А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

. Рассказ учителя. Беседа.

1

Работа со словом, характеристика героев

35

Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон».

Практикум.

1

Работа с текстом

36

А.П. Чехов. Рассказы: «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»

Урок внеклассного чтения.

1

Тест

37

«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе.

Практикум.

1

Определение стихотворного размера

38

И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры» Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

 Рассказ учителя. Беседа

1

Работа с учебником

39-40

И.А. Бунин. «Лапти».Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина - прозаика и поэта. Подготовка к домашнему сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина.

Урок развития речи.

2

Работа по

вопросам

Из русской литературы XX века

21

41

М. Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство» (Главы). Автобиографический характер повести. Изображение быта и характеров.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Работа с учебником,

42

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.

 Рассказ учителя. Беседа.

1

Работа по

вопросам

43

. Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя.

Практикум.

1

Анализ эпизода

44

М. Горький «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Урок внеклассного чтения.

1

Найти неологизмы и выписать их в тетрадь.

45

Л.Н. Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Написать рассказ о любом животном «Имя моего любимца».

46

В.В. Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Работа по

вопросам

47

В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» Два взгляда на мир. Сложность и 1тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому.

 Рассказ учителя. Беседа.

1

Определение стихотворного размера

48

А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. А. П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

 Рассказ учителя. Беседа.

1

Работа с учебником,

49

А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П. Платонова.

Урок внеклассного чтения.

1

Сформулировать вопросы по рассказу

50

Подготовка к домашнему сочинению. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание»? (По рассказам А.Платонова и Л. Андреева).

Урок развития речи.

1

р/р

51

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте.  «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Б.Л. Пастернака. Способы создания поэтических образов.

Рассказ учителя. Практикум.

1

Определение стихотворного размера

52

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.

Урок контроля.

1

Письменный анализ эпизода

Итоговый тест по творчеству В. Маяковского, М. Горького, Л. Андреева, А.Платонова.

Тест

IV четверть

53

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.

Урок внеклассного чтения.

1

Работа с учебником,

54

А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная…», «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета»,  «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского

Рассказ учителя. Беседа.

1

Определение стихотворного размера

54

Ф.А. Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа.

 Рассказ учителя. Беседа.

1

Составить план рассказа

55

Е.И. Носов «Кукла». «Радуга» - сюжет, завязка, развязка. Нравственные проблемы рассказа.

 Рассказ учителя. Практикум.

1

Составление плана пересказа

56

Е.И.Носов «Живое пламя» Е. И. Н о с о в. «Живое пламя». Обучение анализу эпического произведения.

Рассказ учителя. Беседа.

Анализ эпического произведения.

57

Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

Урок внеклассного чтения.

1

Составление плана пересказа

58

Д. С.Лихачев. слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.

Урок внеклассного чтения.

1

Работа с учебником

59

М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя

Рассказ учителя. Беседа.

1

Составление плана пересказа

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов).Еинство человека и природы.

Урок внеклассного чтения.

1

Определение стихотворного размера

61

Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле», Б. Окуджава «По смоленским дорогам…». Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

Урок внеклассного чтения.

1

Работа по

вопросам

62

Р.Гамзатов «Земля как будто стала шире»

1

Из зарубежной литературы.

6

63

Р. Бернс. Слово о поэте.  «Честная бедность», представления о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса.

Рассказ учителя. Беседа.

1

Работа с учебником,

64

Дж.Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой…». Прославление подвига во имя свободы Родины.

 Рассказ учителя. Практикум.

1

Работа с учебником,

65

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

Практикум.

1

Работа с учебником,

66

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри «Дары волхвов»

Семинар.

1

Работа с учебником,

67

Р. Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о победе добра.

Урок внеклассного чтения.

1

Составление плана пересказа

68

Выявление уровня литературного развития учащихся. Задание на лето.

Беседа. Тестирование.

1

Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 7 классе?»

ИТОГО

68

РАЗДЕЛ VI.  МАТЕРИАЛБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧНБНОГО ПРЕДМЕТА (по литературе 7 класс).

Учебники

Учебные пособия

Методические

Пособия

Коровина В.Я., Журавлев В.П.,

Коровин В.И.. Литература :7 класс: учебник: в 2-х частях.- М. :Просвещение, 2013.

Коровина В.Я., Журавлев В.П.,

Коровин В.И.

Читаем, думаем, спорим…: 7 класс. –

М.: Просвещение, 2008.

Мультимедийные пособия.

Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия

Мультимедийные презентации

Портреты русских писателей.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2007. и  др

РАЗДЕЛ VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.
  2. Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Литературная гостиная: Сценарии литературных вечеров. Викторины. Кроссворды. М.: «АРКТИ», 2002.
  3. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе 5-11 классы. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2004.
  4. Журналы: «Русская словесность», «Литература в школе» и др.

Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2002.

  1. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
  2.  Всероссийская олимпиада по литературе: Задания. Работы учащихся. М.: АРКТИ, 2000.
  3. Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

ХРЕСТОМАТИИ

  1. Древнерусская литература: Хрестоматия для 5—9 классов /

Сост. О. В. Творогов. — М.: Просвещение, 1998.

  1. Российская школьная хрестоматия (5—11 классы) / Сост. ;.В. И. Коровин, В. Я. Коровина. — М.: Интербук, 1995—1996.
  2. Русская литература XIX века: Первая половина: В 2 ч. / Сост. Л. Г. Ленюшкина, Д. Г. Терентьева. — М.: Просвещение, 1996.
  3. Русская литература XIX века: Первая половина: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост. И. Е. Каплан, П. Г. Пу-стовойт. — М.: Просвещение, 1998.
  4. Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия: В 2 ч. / Сост. В. П. Журавлев. — М.: Просвещение, 2001.
  5. Русская литература XIX века: Вторая половина: Хрестоматия [Историко-литературных материалов / Сост. И. Е. Каплан, М. Т. Пи-наев. — М.: Просвещение, 1998.
  6. Русская литература XX века: Хрестоматия для 11 класса: В 2 ч. / Сост. А. В. Баранников, Т. А. Калганова, Л. М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2000.
  7. Наш XIX век/ Сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. — М., 1996.
  8. Мифы народов мира / Сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин. — М., 1996.
  9. Волшебный ларец: Русская литературная сказка XX века / Сост. В. П. Журавлев. — М.: Просвещение, 1998.

СЛОВАРИ

  1. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. — М.: Просвещение, 1996.
  2. Русские писатели XIX — начала XX века: Биобиблиографический словарь / Под ред. Н. Н. Скатова. — М.: Просвещение, 1995.
  3. Русские писатели XIX века: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. П. А. Николаева. — М.: Просвещение, 1996.
  4. Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н. П. Михальской. — М.: Просвещение, 1996.

5. Русские писатели: XX век: Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под  ред. Н. Н. Скатова. — М.: Просвещение, 1998.

    6.  А. С. Пушкин: Школьный энциклопедический словарь / Под ред.

                В. И. Коровина. — М.: Просвещение, 1999

7.         Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...