Конспект урока по литературе М.М.Пришвин "Кладовая солнца"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Тема: Михаил Михайлович Пришвин Сказка-быль «Кладовая солнца»
Цели: - углубить знакомство с творчеством М.М. Пришвина и познакомить с его произведением «Кладовая солнца»; с историей создания произведения;
- развивать умение работать с текстом; выразительную монологическую и диалогическую речь учащихся;
- выявить жанровые особенности сказки-были;
- формировать навыки исследовательской работы с текстом, материалом учебника, словарями и справочниками;
- воспитать чувство ответственности, трудолюбию через образы героев и через образ писателя, через природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prishvin.docx | 180.17 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_m.m._prishvin_kladovaya_solntsa.pptx | 322.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Михаил Михайлович Пришвин Сказка-быль «Кладовая солнца»
Цели: - углубить знакомство с творчеством М.М. Пришвина и познакомить с его произведением «Кладовая солнца»; с историей создания произведения;
- развивать умение работать с текстом; выразительную монологическую и диалогическую речь учащихся;
- выявить жанровые особенности сказки-были;
- формировать навыки исследовательской работы с текстом, материалом учебника, словарями и справочниками;
- воспитать чувство ответственности, трудолюбию через образы героев и через образ писателя, через природу.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
Метапредметные результаты: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.
Предметные результаты: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Владение литературоведческими терминами: сказка-быль, конфликт, сказочные и мифологические мотивы. Понимание авторской позиции и умение сформулировать свое отношение к ней. Умение вести диалог. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.
Личностные результаты: диалог с природой, уважение ее законов, бережное отношение, стремление к воссозданию ее ресурсов как непреходящие ценности народного жизненного опыта.
Ход урока
- Организационный момент. Мотивация к уроку.
Прозвенел звонок весёлый,
Давайте начнём урок.
- Актуализация знаний.
1)Вам знакомо имя М.М. Пришвин?
2)Какой он человек?
3)Какие произведения вы читали?
Если ребята затрудняются ответить на данные вопросы предлагаются отрывок из произведения «Старый гриб».
- Работа с текстом
Мне открылась поляна в лесу, посередине ее две березы, под березами
пень и рядом пнём красная сыроежка, такая огромная…в точности как большая тарелка (обратить внимание на сравнение), притом наполненная водой.
Вдруг вижу: слетает с березы птичка, садится на край сыроежки и носиком-тюк!-в воду…Одна напилась, другая спустилась и тоже села на край сыроежки.
4)Из какого произведения взят отрывок?
4.Объяснение нового материала.
Сегодня, ребята, на этом уроке мы углубленно познакомимся с творчеством и жизнью писателя и познакомиться с произведением «Кладовая солнца».
Слово учителя. М.М. Пришвин родился в 1873 году и скончался в 1954 году.
Он был агрономом, этнографом, охотником, путешественником и ,наконец, писателем.
Вывод. Все эти профессии помогли стать ему писателем
5.Беседа с детьми
1)Ребята, у вас есть среди родственников агрономы? Агрономы – люди, занимающиеся с сельским хозяйством.
В нашем районе главным направлением работы является сельское хозяйство.
2) Ребята, почему люди путешествуют? (чтобы укрепить свое здоровье и путешествуют со стремлением открывать неизведанное)
Обратите внимание на годы жизни писателя. Сколько лет прожил? Не зря он прожил столько лет. Путешествуя, люди укрепляют здоровье и еще путешествие связано со стремлением открывать неизведанное.
3)Знакомо ли вам слово этнограф?
6.Словарная работа
Этнограф - специалист по этнографии.
Этнография - наука, изучающая происхождение народов, материальную и духовную культуру, особенности быта, какого -нибудь народа. Он ещё охотник без оружия.
Вот эти все перечисленные профессии какую важную роль играли в становлении писателя?
Страсть Пришвина к путешествиям связана со стремлением открывать неизведанное. Уже одни названия ранних произведений писателя «В краю непуганых птиц» (1906г.), «За волшебным колобком» (1907г.), «Лисичкин хлеб», «Охота», «Родная земля» - показывают его желание осмыслить жизнь человека и природы, совместить мечту и действительность.
Он жил в очень многих местах. В Дунине, где он жил в деревне Усолье. В Усолье он встретил осиротевших детей, которые сами вели хозяйство и были очень любимы односельчанами.
Об этих ребятах он пишет в своём произведении «Кладовая солнца»
7. Работа с жанром произведения.
Обратите внимание на жанр и название произведения. Сказка-быль. Среди жанров УНТ сказки занимают особое место.
- Что вы знаете о жанрах сказки?
Словарная работа. 2 учащихся находят из словаря значение слов быль, кладовая (словообразовательный разбор слова)
Быль – (перен.) то, что было в действительности.
Ребята, какие у вас возникают ассоциации при слове солнце
8. Чтение сказки –быль «Кладовая солнце». Обратить внимание детей, что в учебнике данная сказка дана в сокращении. После чтения начало сказки ребята друг другу задают вопросы. Примерные вопросы:
- как начинается сказка?
- с какими героями мы познакомились?
9.Работа в группах.
Задание 1 группы: Расскажите о них, опираясь на текст.
Задание 2 группы: Заполнить 1 столбец таблицы
Задание 3 группы: Заполнить 2 столбец таблицы
Настя | Митраша |
Общее | |
Различие | |
10. Рефлексия
Я узнал(а)…
Мне было интересно…
11.Домашнее задание.
1.Нарисовать иллюстрацию к эпизоду о ели и сосне. Подобрать из текста цитаты для надписи под рисунком.
2.Групповое задание.
Подготовить чтение по ролям эпизода от слов «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт на болотах…» до слов «И терпеливо повторил ей уже на ходу всё, что слышал от отца о неизвестной никому палестинке, где растёт сладкая клюква».
3.Подготовить художественный пересказ спора Насти и Митраши от слов «В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца…» до слов «Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: - узнать…
Работа с текстом Мне открылась поляна в лесу, посередине ее две березы, под березами пень и рядом пнём красная сыроежка, такая огромная…в точности как большая тарелка (обратить внимание на сравнение), притом наполненная водой. Вдруг вижу: слетает с березы птичка, садится на край сыроежки и носиком-тюк!-в воду… Одна напилась, другая спустилась и тоже села на край сыроежки.
Профессии М. М. Пришвина Он был агрономом, этнографом, охотником, путешественником и , наконец, писателем .
Работа со словом «солнце»
РАБОТА В ГРУППАХ Настя Митраша Общее Различие Задание 1 группы: Расскажите о них, опираясь на текст. Задание 2 группы: Заполнить 1 столбец таблицы Задание 3 группы: Заполнить 2 столбец таблицы
Рефлексия Я узнал(а)… Мне было интересно…
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку химии литературы "Любовь,что движет солнце и светила"
Презентация к уроку химии литературы "Любовь,что движет солнце и светила"...
Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....
Конспект урока для 5 класса «Соседи солнца»
Конспект урока для 5 класса по теме «Соседи Солнца» с применением системно-деятельностного подхода на уроке. По учебнику "География начальный курс. 5 класс " (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И....
Конспект урока литературы для 6 класса "Образ детей в сказке-были "Кладовая солнца"
Конспект урока содержит материал для проведения урока в 6 классе по теме "Образ детей в сказке-были "Кладовая солнца"...
Конспект урока 11 класс Тема: «Русское солнце».
Конспект урока 11 классТема: «Русское солнце»....
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...
Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"
Методическая разработка по литературе "Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М.Пришвина ...