Активные методы изучения литературы
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая статья «Использование активных методов обучения на уроках литературы» Серовой Татьяны Вадимовны, преподавателя отечественной литературы Санкт – Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий.
Основной формой обучения в техникуме являются лекционно – семинарские занятия. Преподаватель, читающий лекции ( лат. lectio – чтение), сталкивается с тем, что несмотря на серьезную домашнюю подготовку, тщательный отбор учебного материала, знание психологических и возрастных особенностей студентов, не всегда удается овладеть вниманием студентов, достигнуть по окончании лекции нужного результата. Это вполне закономерно. Лекция - пассивная форма обучения. Как преодолеть эту пассивность? Интересным материалом? Но он не может быть всегда интересным. Можно использовать проверенные методы: требовать от студентов написание тезисного плана, конспекта. При проверке этих простых, казалось бы, заданий, убеждаешься в неумении студентов составить конспект, а тем более, тезисный план (этому надо выделить учебное время и помочь студентам овладеть опытом работы во время лекции). Даже у старательных слушателей записи выполнены механически, не осмысленно, что свидетельствует об отсутствии должного внимания. Главная особенность внимания, как утверждают психологи, может быть направлена на несколько предметов сразу, останавливается на одном, ослабевает или переключается на другой предмет. Задача преподавателя – активизировать внимание учащихся, направить его на движение мысли автора. Чем активнее эти движения, тем легче сосредоточить на них внимание студентов. Поиски активных методов и их использование приносит удивительный результат! Учащийся должен понимать, зачем он выполняет эту работу ( то есть должна быть мотивация), он становится не пассивным потребителем готовых знаний, а исследователем, самостоятельно прорабатывающим учебный материал. Работая в паре или группе , у студента возникает стремление коллективного решения проблемы, что возможно только при взаимопонимании ( умении слушать друг друга, учить друг друга, приходить к единому мнению). Таким образом, под активными методами подразумеваются такие формы работы, которые побуждают студента активно мыслить и действовать. Рассмотрим способы активизации мыслительной деятельности студентов на лекции. Они достаточно просты и, как мне кажется, подзабыты.
Метод 1. ( например, при изучении темы: »Истоки русского реализма. Зарождение и развитие древнерусской литературы»)
- перед началом лекции на доске написать тему;
- попросить студентов переписать название в тетрадь;
- задать вопрос: о чем, судя по названию, пойдет речь в сегодняшней лекции?
- что я знаю об этом?
- что я могу узнать из материалов лекции?
- что мне хочется узнать?
Этот простой метод способствует активизации внимания, готовности студента к диалогу с преподавателем, самое главное – возникает мотивация ( желание овладеть учебным материалом, понимание его значимости).
Метод 2.
Перед началом лекции попросить студентов:
- внимательно прослушать лекционный материал;
-по окончании работы записать в тетрадь 3 наиболее интересные (основополагающие, спорные и т.д.) положения лекции;
- объяснить свой выбор.
При использовании этого метода следует помнить, что надо выслушать всех студентов, иначе нецелесообразно его применение. Обязательно оставить достаточное время для слушания ответов учащихся (но не во время перемены).
Метод 3.
-преподаватель заранее делит учебный материал (лекцию) на столько частей, сколько студентов присутствует в группе;
- после каждой части лекции преподаватель задает вопрос и просит одного студентов на листочке написать ответ на этот вопрос;
- по окончании лекции листочки собираются;
- ответ студента оценивается.
Достоинством этого метода является индивидуальная работа с каждым студентом, активизация его внимания, отработка навыков письменной и устной речи. И как завершение этого тандема – получение оценки!
Метод 4.
На доске задание:
- внимательно прослушайте лекцию;
- перескажите ее содержание в одном предложении;
- в трех предложениях;
- в семи предложениях.
Хочется поделиться опытом. Выполнение этого, казалось бы, достаточно простого и понятного метода, вызывает у студентов наибольшие трудности. Он и есть самый активный из предложенных. Цель его – не только в овладении лекционным материалом, но и в умении за сравнительно небольшое время выделить основные положения лекции, связать их в единый текст, соблюдая нормы русского литературного языка.
Лекция по литературе – это не только изучение творческого пути писателя, анализ его произведений, но и работа с критическим наследием. Это статьи В.Белинского, Д.Писарева, И.Гончарова, речь Ф.М.Достоевского на открытии памятника Пушкину в Москве и т. д. Как правило, студенты в своих выступлениях опираются на те цитаты, высказывания, которые им предлагают авторы учебников и монографических работ. Как научить читать и следить за мыслью критика? Эта работа достаточно сложна по многим причинам (публицистический стиль, непонятная лексика, необходимость пользоваться словарем, неумение следить за мыслью автора, отсутствие сюжета). Обычно в аудитории всегда присутствуют 2-3 студента, которые с удовольствием выполняют это трудное задание ( н-р. , прочитать статью Писарева «Базаров», составить к ней вопросы, написать тезисный план). Задача преподавателя несколько иная – создать условия, при которых все студенты должны познакомиться с историей создания статьи, проработать ее, понять, ответить на вопросы, пересказать, пользуясь материалами статьи, то есть выбранными цитатами. Для достижения этой цели можно использовать достаточно распространенный метод активного обучения - работу в паре, а затем группе. Этот метод называется обучением в сотрудничестве, или работой в паре. Это методика объединения учащихся в микрогруппы (пары) для совместного выполнения задания.
Тема урока: »Значение статьи А.Блока «О назначении поэта». Речь, произнесенная в Доме литераторов на торжественном собрании в 84 годовщину смерти А.С.Пушкина (10 февраля 1921 года».
Текст статьи разделен в зависимости от количества групп (например, на 7 частей)
Методика проведения:
1. Алгоритм работы в паре
-разбейте текст на абзацы, распределите их между собой;
-подчеркните или выберите ключевую мысль, необходимую для передачи;
- осмыслите прочитанное, сделайте запись;
- перескажите свой абзац , обсудите с партнером главную мысль абзаца;
- выслушайте результаты аналогичной работы партнера.
- обсудите и ответьте на вопросы к вашей части (совместная работа);
- подготовьте устный ответ
Общая учебная цель, поставленная преподавателем перед каждой микрогруппой- разобраться в критической статье, выделить главное, передать содержание считается выполненной после устного ответа. Результаты поиска записываются на доске. Обычно эта работа занимает не более 20 – 25 минут. В качестве примера учебного материала можно использовать карточку для первой группы.
« О назначении поэзии» А.Блок
Карточка 1 группе (паре)
- Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников нашей жизни. И рядом с ними – это легкое имя : Пушкин.
Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта – не легкая и не веселая; она трагическая; Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и, однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо его дело – внутреннее – культура, - это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога.
Мы знаем Пушкина – человека, Пушкина – друга монархии, Пушкина – друга декабристов. Все это бледнеет перед одним: Пушкин – поэт.
Задание
1.Проработайте алгоритм работы в паре(дан на парте)
2. Вы согласны, что «наша память хранит с малолетства веселое имя – Пушкин»?
3. Что значит: »люди, для которых печной горшок дороже Бога»?
Работая в паре или группе, у студента возникает стремление коллективного решения задания, что возможно только при позитивной взаимозависимости. Позитивная взаимозависимость – это умение слушать друг друга, учить друг друга, приходить к единому мнению. В данном случае позитивная взаимозависимость возникает на основании общего материала, разделенного на несколько частей.
После ознакомления с результатами работы всех пар, записи на доске и в тетради, можно перейти к ответу на ключевой вопрос: «В чем значение статьи А.Блока?» ( как вариант предложить написать эссе «Тайная свобода» А.Блока»).
Работа завершена. Анализируя тексты критической литературы, у студентов вырабатывается навыки чтения научной и мемуарной литературы, понимания написанного – и одновременно – приобретаются навыки письменного изложения своих собственных текстов. Без умения письменно излагать свои мысли человек не может грамотно, профессионально пользоваться речью.
Для накопления методической копилки можно предложить ряд вопросов (желательно на следующем занятии):
- Интересно ли мне было работать над критической статьей?
- Понял бы я трагедию поэта и последнее стихотворение Блока «Пушкинскому Дому», если бы не познакомился с его выступлением в Доме литераторов?
- Нужно ли советовать читать и разбирать критические статьи?
- Как должен выглядеть ваш совет?
Ответы ребят , их рефлексия свидетельствуют о том, что активные методы необходимо включать в учебный процесс.
Использованная литература
Соловейчик., С.Л. Роман /Симон Соловейчик-М.:Первое сентября, 2012-212с.
Дьячкова С.А., Луховицкий В.В. Активные методы обучения на уроках гуманитарного цикла{Текст} С.А. Дьячкова, В.В.Луховицкий //Литература – 2012 .- № 5.- С.24-29
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование активных методов обучения при изучении химии
Данный материал разработан с использованием методик активного обучения, позволяющих сделать процесс обучения сфокусированным на ученике. На наших уроках ученик из обЪекта педагогического воздействия п...
Активные формы и методы изучения учебного материала на уроках физической культуры
Программы физического воспитания ориентируют учителей на учет индивидуальных особенностей детей:- Преимущественное развитие «отстающих» двигательных качеств.-...
Активные формы и методы изучения немецкого языка в международной школе города Мюнхена.
В 2010 году была на стажировке в городе Мюнхене. Международная "Инлингвашуле" школа, где учатся немецкому языку иностранцы, приятно удивила доброжелательным отношением к гостям школы и высоким у...
Повышение интереса студентов к изучению дисциплины «Математика» через активные методы обучения
В качестве примера поиска средств и методов обучения для развития познавательных и творческих способностей студентов проект «Геометрия родного края»....
Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".
Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...
Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний
Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления в сопровождении деятельности педагога вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний и позволяющие получить ...
Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления «Фишбоун», «Кластер», «Верные, неверные утверждения» вызывающие интерес к изучению истории повышающие качество знаний
Активные методы и приемы обучения, технологии критического мышления «Фишбоун», «Кластер», «Верные, неверные утверждения» , применение данных приемов поз...