Рабочая программа по литературе, 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме

Елена Ивановна Щербакова

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).
  2. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).
  3. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.-М.: «Русское слово», 2014.
  4. Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово», 2014.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_11_klass.doc266.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года).
  2. Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).
  3. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.-М.:«Русское слово»,2014. 
  4. Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2014.

Цели обучения

Изучение литературы в образовательных учреждениях на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет;

        • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным  произведениям зарубежной классики.

                 

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Преподавание курса в каждом из классов основной школы строится по концентрическому принципу на хронологической основе. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Данная программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

        Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция дает представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает распределение часов, выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. В рабочей программе указаны конкретные произведения, выделены этапы развития русской литературы, а также блоки «Литература народов России» и «Зарубежная литература».

   

   

          Раздел 8.  Результаты освоения учебного предмета

 Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление, классификация;
  • умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ:
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Основные теоретико-литературные понятия

− Художественная литература как искусство слова.

− Художественный образ.

− Содержание и форма.

− Художественный вымысел, фантастика.

−Историко-литературный процесс Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX – XX века.

−  Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада,; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

− Форма и содержание литературного произведения: авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

−  Деталь. Символ.

− Психологизм. Народность. Историзм.

− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

− Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.
  • Написание изложений с элементами сочинения.
  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.                         

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; на овладение учащимися знаниями, формирующими их мировоззрение, духовно-нравственные качества и эстетический вкус, на овладение умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач

                                  Раздел 2.  Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с Примерной программой для основной школы. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

− выразительное чтение художественного текста;

− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

− анализ и интерпретация произведения;

− составление планов и написание отзывов о произведениях;

−написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.

И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

   Раздел 3.  Место учебного предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. Из них в XI классе выделяется 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).          

     

        Плановых контрольных уроков (развития речи)  -  10* (в том числе 4 классных и 3 домашних сочинения),  уроков внеклассного чтения – 6.

Формы уроков развития речи (презентации, эссе, творческие проекты, сочинения, сценарии и др.) учитель планирует по своему усмотрению.

Раздел 4. Содержание учебного предмета

Литература XX века (90ч)

Введение. Сложность и самобытность русской литературы  XX века. (1 час)

Литература первой половины XX века (70ч)

Обзор русской литературы первой половины XX века (1ч)

И. А. Бунин (4ч) Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать ва, звезды!..», «Последний шмель». Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы: «Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.

М. Горький (5ч) Жизнь и творчество (обзор) «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев». «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы.  Сочинение по творчеству М.Горького.

          А.И. Куприн (3ч) Жизнь и творчество (обзор) «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. «Поединок». Мир армейских  отношений как отражение духовного кризиса общества. «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Сочинение по творчеству А.И.Куприна

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX века (12ч)  

В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Ф. Анненский, А. Белый, Н. С. Гумилев, И. Северянин, В. Хлебников. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор). Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.

     А. А. Блок Жизнь и творчество. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме. Сочинение по творчеству А.А.Блока

 А. А. Ахматова (5ч) Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно..», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием»История создания и публикации. Тема исторической памяти.  Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой.

М. И. Цветаева (3ч) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано..», «Стихи к Блоку» «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст» Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

      «Короли смеха» из журнала «Сатирикон» (2ч)  А.Аверченко Темы и мотивы сатирической новеллистики.

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (8ч)  Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован». Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы». Трагизм поэтического мышления О. Мандельштама.

В. В. Маяковский (5ч) Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Проблематика, художественное своеобразие.

С. А. Есенин (5ч) Жизнь и творчество. Стихотворения. Поэмы «Анна Снегина»,  «Пугачев». Сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина.

Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов

А. Н. Толстой. (2ч) Роман «Петр Первый» (обзор). Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.

      М. А. Шолохов (6ч) Жизнь и творчество.  Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение)

Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

      М. А. Булгаков (6ч) Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита»

Сочинение по творчеству М.А.Булгакова

      Б. Л. Пастернак (3ч) Жизнь и творчество. Стихи. Единство человеческой души и стихии мира в лирике. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Интеллигенция и революция в романе. Нравственные искания героя.

Литература периода Великой Отечественной войны

        А. Т. Твардовский (3ч). Жизнь и творчество. Доверительность и теплота лирической интонации поэта.

Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов

        Н. А. Заболоцкий. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. 

        В. М. Шукшин Колоритность и яркость героев-чудиков.

  А.И.Солженицин (2ч) Жизнь и творчество. Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Тип героя-праведника.

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов (5ч)

Произведения для самостоятельного чтения учащихся

И.А. Бунин. «Петлистые уши», «Казимир Станиславович», «Чаша жизни», «Суходол».

А.И. Куприн. «Поединок», «Молох», «Олеся».

Л.Н. Андреев. «Рассказ о семи повешенных», «Иуда Искариот», «Петька на даче».

Б.К. 3айцев. «Афон», «Анна».

А.М. Ремизов. «Оля», «Образы Николая Чудотворца».

М. Горький. «По Руси».

И.С. Шмелев. «Свет разума».

В.В. Вересаев. «Порыв», «Звезда».

И.Ф. Анненский. «Старые эстонки», «Старая шарманка», «Петербург».

В.Я. Брюсов. «Творчество», «Кинжал», «Цепи», «К счастливым», «Весной», «Праздники», «Завет Святослава», «Круги на воде».

К.Д. Бальмонт. «Я вольный ветер, я вечно вею...», «Ангелы опальные», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...», «Тончайшие краски», «Безглагольность».

3.Н. Гиппиус. «Крик», «Пауки», «Песня», «Надпись на книге», «Все кругом», «Перебои».

В.С. Соловьев. «Бескрылый дух, Землею полоненный...», «Милый друг, иль ты не видишь...».

А.А. Блок. «Душа молчит. В холодном небе...», «Фабрика», «Я вам поведал неземное...», «Холодный день», «О, весна без конца и без краю...», «Как тяжко мертвецу среди людей...», «Рожденные в годы глухие...», «Коршун», «Соловьиный сад».

Н.М. Минский. «Волна», «Художнику», «Как сон пройдут дела и помыслы людей...».

Д.С. Мережковский. «Парки», «Дети ночи», «Грядущий Хам».

С. Нилус. «На берегу священной реки».

Ф.К. Сологуб. «О смерть! Я твой...», «Из мира чахлой нищеты...», «Мы — плененные звери...», «Чертовы качели», «Свет и тени».

Вяч. Иванов. «Поэты духа», «На башне».

М.А. Волошин. «Звездный венок», «К Вам душа так радостно влекома!..».

А. Белый. «Петербург», «Мои слова», «Объяснение в любви», «Тройка», «Отчаянье».

Н.С. Гумилев. «Гондла», «У камина», «Невольничья», «Озеро Чад», «Помпеи у пиратов», «Старый конквистадор», «Мои читатели», «Ослепительное».

А.А. Ахматова. «Ты письмо мое, милый, не комкай...», «Сколько просьб у любимой всегда...», "Широк и желт вечерний свет...», «Ведь где-то есть простая жизнь и свет...».

И. Северянин. «Интродукция», «Эго-полонез», «В блестковой тьме».

В. Хлебников. «Бобэоби пелись губы...», «У колодца расколоться...», «Свобода приходит нагая...».

В.В. Маяковский. «Нате!», «Вам!», «Война и мир».

С.А. Есенин. «Пришествие», «Преображение», «Черемуха», «Осень», «Тебе одной плету венок...», «Корова», «О верю, верю, счастье есть!..».

А.Т. Аверченко. «Осколки разбитого вдребезги».

Саша Черный. Стихотворения.

Теффи. «Маркита».

Ф.А. Абрамов. «Пряслины».

Ч. Айтматов. «Белый пароход (После сказки)», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря».

Д.Л. Андреев. «Роза мира» (фрагменты).

В.П. Астафьев. «Последний поклон», «Царь-Рыба», «Печальный детектив».

А.А. Бек. «Новое назначение».

В.И. Белов. «Плотницкие рассказы», «Год великого перелома».

А.Г. Битов. «Грузинский альбом».

М.А. Булгаков. «Бег», «Багровый остров».

В.В. Быков. «Облава», «Сотников», «Знак беды».

А.В. Вампилов. «Старший сын», «Прощание в июне».

К.Д. Воробьев. «Это мы, Господи!», «Убиты под Москвой».

В.С. Высоцкий. Поэзия и проза.

Ю.В. Давыдов. «Глухая пора листопада».

Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей».

Н.В. Думбадзе. «Закон вечности».

С.П. Залыгин. «На Иртыше».

М.И. Ибрагимбеков. «И не было лучше брата».

В.Д. Иванов. «Русь изначальная», «Русь Великая».

А.А. Ким. «Отец-лес».

Б.А. Можаев. «Мужики и бабы».

В.В. Набоков. «Защита Лужина».

В.П. Некрасов. «Маленькая печальная повесть».

Е.И. Носов. «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы».

Б.Ш. Окуджава. «Глоток свободы», «Путешествие дилетантов».

Б.Л. Пастернак. Лирика.

В.С. Пикуль. «Три возраста Акини-сан», «Баязет».

А.И. Приставкин. «Ночевала тучка золотая».

В.Г. Распутин. «Живи и помни», «Пожар».

В.М. Санги. «Время добычи».

А.И. Солженицын. «В круге первом», «Раковый корпус», Нобелевская лекция.

Стихотворения и поэмы Н. Заболоцкого, А. Твардовского, Л. Мартынова, А. Вознесенского, Н. Рубцова, Я. Смелякова, В. Соколова, Е. Евтушенко, Р. Гамзатова, Н. Глазкова, Ч. Чичибабина, Н. Карташевой, А. Солодовникова, Э. Межелайтиса, Б. Ахмадулиной и др.

Произведения для заучивания наизусть  

  1.  И.А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащегося).
  2. В.Я. Брюсов. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).
  3. Н.С. Гумилев. 1-2 стихотворения (по выбору учащегося).
  4. А.А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
  5. В.В. Маяковский. «А вы могли бы?», « Послушайте!»
  6. С.А. Есенин. «Письмо к матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…».
  7. М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…» Стихи к Блоку («Имя твоё —птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…».
  8. О.Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».
  9. А.А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…». «Родная земля»
  10.  Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».


Раздел 5. Тематическое планирование

Темы

К/ч

 Сроки прохождения

1

Русская литература конца XIX – XX века (обзор).

2

01.09-03.09

2

И.А.Бунин.

3

04.09-10.09

3

М. Горький.

6

11.09-24.09

4

А.И.Куприн.

3

25.09-01.10

5

Л.Н.Андреев.

2

02.10-06.10

6

Обзор творчества А.П.Чапыгина, В.Я.Шишкова, С.Н.Сергеева-Ценского.

1

08.10

7

Основные черты символизма.

2

09.10-13.10

8

А.А.Блок.

6

15.10-27.10

9

И.Ф.Анненский.

1

10.11

10

Новокрестьянские поэты.

1

12.11

11

Н.С.Гумилёв.

1

13.11

12

А.А.Ахматова.

3

17.11-20.11

13

М.И.Цветаева.

5

24.11-03.12

14

Журнал «Сатирикон».

1

04.12

15

Обзор творчества М.М.Пришвина, М.А.Волошина, В.К.Арсеньева.

1

08.12

16

Литературный процесс 20годов.

1

10.12

17

Жанр антиутопии.

2

11.12-15.12

18

Юмор и сатира.

2

17.12-18.12

19

В.В.Маяковский.

4

22.12-12.01

20

С.А.Есенин.

6

14.01-26.01

21

Литературный процесс 30-40годов.

2

28.01-29.01

22

М.А.Шолохов.

8

02.02-19.02

23

М.А.Булгаков.

9

25.02-15.03

24

Б.Л.Пастернак.

3

17.03-29.03

25

А.П.Платонов.

3

31.03-05.04

26

В.В.Набоков.

2

07.04-08.04

27

Литература периода ВОВ.

2

12.04-14.04

28

А.Т.Твардовский.

3

15.04-21.04

29

Н.А.Заболоцкий.

1

22.04

30

Литературный процесс 50-80гдов.

1

26.04

31

В.М.Шукшин.

1

28.04

32

Н.М.Рубцов.

1

29.04

33

В.П.Астафьев.

2

03.05-05.05

34

В.Г.Распутин.

2

06.05-10.05

35

А.И.Солженицын.

3

12.05-17.05

36

Новейшая русская проза.

3

19-24.05

                                 Итого  - 100 час.        

Раздел 6. Календарно-тематическое планирование

Темы уроков

К/ч

Дата провед. урока

Формы контроля

1

Русская литература  на рубеже веков(1890-1917). Особенности литературного процесса.

1

01.09

2

Поэтические индивидуальности Серебряного века.

1

03.09

3

И.А. Бунин. Личность и художественный мир писателя.

1

04.09

4

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

1

08.09

5

Рассказы И.А. Бунина о любви. Цикл «Темные аллеи». Анализ рассказа.

1

10.09

Анализ рассказа

6

«Горьковский» путь в литературу: биография как труд по сотворению личности.

1

11.09

7

Раннее творчество Горького. (рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш» и др.

1

15.09

8

Повесть М. Горького  «Фома Гордеев»: голос правды в мире наживы.

1

17.09

9

Пьеса М. Горького «На дне»-вечный диалог –спор о нравственном восхождении человека.

1

18.09

10

Роль Луки в драме «На дне». Вопрос о правде.

1

22.09

11

Тестовая работа по творчеству М. Горького.

1

24.09

Тест

12

Жизненный и творческий путь А. И. Куприна. Повесть «Олеся» - история рассвета и крушения «природной» личности.

1

25.09

13

Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести  А. И. Куприна «Поединок».

1

29.09

14

«Гранатовый браслет»-печальная красота неразделённой любви. (Анализ рассказа А.И.Куприна).

1

01.10

15

Л.Н. Андреев. Жизнь и творчество. Ранняя проза писателя.

1

02.10

16

Повесть «Иуда Искариот»-«живая рана» души Л. Н. Андреева.

1

06.10

17

У литературной карты России. Обзор творчества А. П. Чапыгина, В. Я. Шишкова, С. Н. Сергеева-Ценского.

1

08.10

18

Предшественники символизма. Основные черты символизма  как философско-художественного течения.

1

09.10

19

Творчество В. Я. Брюсова и К. Д. Бальмонта (обзор).

1

13.10

20

Александр Блок: первый поэт общенационального значения эпохи Серебряного века. Биография Блока.

1

15.10

21

А.А.Блок. «Идеальная «Незнакомка» на пороге «страшного мира».

1

16.10

22

Стихотворение А. Блока «На железной дороге».

1

20.10

23

А.А.Блок. «На поле Куликовом» - трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен».

1

22.10

24

Поэма А. А. Блока «Двенадцать» - книга бесстрашной искренности перед лицом бури.

1

23.10

25

р/р Сочинение по творчеству А. Блока.

1

27.10

Сочинение

26

Новаторство поэзии И. Ф. Анненского.

1

10.11

27

Новокрестьянские поэты 1910г. Образно-стилистический мир Н. А. Клюева.

1

12.11

28

Мир образов Николая Гумилёва.

1

13.11

29

Место Ахматовой в русской поэзии 20века. Ступени биографии.

1

17.11

30

Художественное своеобразие «лирического романа» Ахматовой в книгах «Вечер», «Чётки», «Белая стая».

1

19.11

31

Тема народного страдания и скорби в поэме А. А. Ахматовой  «Реквием».

1

20.11

32

«Если душа родилась крылатой»: уникальность поэтического голоса Марины Цветаевой.

1

24.11

33

Поэзия Цветаевой - лирический дневник эпохи и история бесконечного сотворения мира.

1

26.11

34

Пушкинская тема в творчестве  А. Ахматовой  и М Цветаевой.

1

27.11

35-36

р/р Сочинение по творчеству Ахматовой и Цветаевой.

2

01.12;03.12

Сочинение

37

«Короли смеха» из журнала «Сатирикон»

1

04.12

38

У литературной карты России. Обзор творчества М.М.Пришвина, М.А.Волошина, В.К.Арсеньева.

1

08.12

39

Литературный процесс 20годов. Новые голоса: тема Родины и революции в повестях и романах Д. Фурманова,  А. Фадеева,  И. Бабеля.

1

10.12

40

Жанр антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве.

1

11.12

41

Жанр антиутопии в романе А. Платонова «Чевенгур».

1

15.12

42

Юмор и сатира. Смех Михаила Зощенко.

1

17.12

43

Романы Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой Телёнок» (обзор).

1

18.12

44

В.В.Маяковский и футуризм. Язык ранней лирики В. Маяковского: содружество поэзии и живописи русского авангарда.

1

22.12

45

Поэма В. Маяковского «Облако в штанах»: смысл четырёх «Долой», «четырёх криков четырёх частей».

1

24.12

46

Маяковский и революция. Тема поэта и поэзии. Настоящее и будущее в пьесе «Клоп».

1

25.12

47

«Во весь голос» - великое самообъяснение и исповедь Маяковского.

1

12.01

48

Сергей Есенин - поэтическое сердце России. Жизненный путь поэта.

1

14.01

49

«Есенинская» Россия. Сборник стихов «Радуница».

1

15.01

50

Тема революции в творчестве Есенина.

1

19.01

51

Мотивы лирики1924-1925годов. Поэма С.Есенина «Анна Снегина».

1

21.01

52-53

р/р Классное сочинение. Анализ любимого стихотворения С.  Есенина,  В. Маяковского.

2

22.01;26.01

Сочинение

54

Литературный процесс 30-40-х годов. Особенности  лирической поэзии (обзор).

1

28.01

55

Эмигрантская «ветвь» русской литературы (обзор).

1

29.01

56

М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность. «Донские рассказы».

1

02.02

57

История создания романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». Природное и историческое время в романе.

1

04.02

58

Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон». Идея Дома, святости семейного очага  Пантелея Прокофьевича.

1

05.02

59

Судьба и характер Григория Мелехова.

1

09.02

60

Григорий и Аксинья. Любовные линии романа.

1

11.02

61

Художественное своеобразие  «Тихого Дона».

1

12.02

62-63

р/р Сочинение по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».

2

16;18.02

Сочинение

64

У литературной карты России. Обзор творчества С.Н.Маркова, Б.В.Шергина, А.А.Прокофьева.

1

19.02

65

Своеобразие жизненного пути М. А. Булгакова. Повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце» -первый этап в осмыслении темы революции.

1

25.02

66

История в романе М. А. Булгакова  «Белая гвардия». Судьба людей в революции.

1

26.02

67

Дом Турбиных как библейский ковчег на волнах потопа.

1

01.03

68

Роман  М .А. Булгакова «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция.

1

03.03

69

Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М. А. Булгакова в романе.

1

04.03

70

Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты».

1

10.03

71

Путь Ивана Бездомного-путь обретения Родины.

1

11.03

72

р/р  Сочинение по творчеству М. А. Булгакова

1

15.03

Сочинение

73

Б.Л. Пастернак. Начало творческого пути. Лирика.

1

17.03

74

Человек, история и природа в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

1

18.03

75

Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго».

1

29.03

76

Личность и художественный мир А.П.Платонова

1

31.03

77

А.П.Платонов повесть «Сокровенный человек».

1

01.04

78

А. П. Платонов повесть «Котлован» - реквием по утопии.

1

05.04

79

Биография и творческий путь В. В. Набокова. Лирика.

1

07.04

80

Драматизм эмигрантского небытия героев в романе  В. В. Набокова  « «Машенька».

1

08.04

81

Литература периода Великой Отечественной войны. Публицистика военных лет.

1

12.04

82

Жанрово-тематическое своеобразие песен военных лет.

1

14.04

83

Биография  А. Т. Твардовского. Поэма «Василий Тёркин». Прославление подвига народа и русского солдата.

1

15.04

84

Поэма А. Т. Твардовского «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание.

1

19.04

85

р/р Письменная работа по творчеству А. Т. Твардовского.

1

21.04

Сочинение

86

Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике Н. А. Заболоцкого.

1

22.04

87

Литературный процесс 50-80годов.  Бардовская поэзия.

1

26.04

88

«Деревенская проза». Истоки, проблемы, герои. Герои Шукшина.

1

28.04

89

Задушевность и музыкальность поэтического слова Николая Рубцова.

1

29.04

90

Биография В.  П. Астафьева. Нравственная проблематика прозы писателя.

1

03.05

91

Итоговая контрольная работа.

1

05.05

Контрольная работа

92

Жизнь и творчество В. Распутина. Актуальные и вечные проблемы в повести В. Распутина «Прощание с Матерой».  

1

06.05

93

В. Распутин повесть «Живи и помни».

1

10.05

94

Личность и художественный мир Солженицына.

1

12.05

95-96

Рассказ «Один день Ивана Денисовича». Образ главного героя. Эпоха, отраженная в рассказе.

2

13-17.05

97-100

 Новейшая русская проза и поэзия 80-90годов.

3

19-20-24-24.05


Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2014. 
  2. Авторы учебника: Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2014.
  3. Методические рекомендации по использованию учебников: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11 классы. - М.:«Русское слово»,2013.
  4. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва: «Просвещение», 2014.
  5. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2014.
  6. Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург, «Тригон», 2015.
  7. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. Москва, «Просвещение», 2013.
  8. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 2013.
  9. Развивайте дар слова. Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. Москва, «Просвещение», 2013.
  10. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 2014.
  11. Приобщение к искусству слова. Г.И.Беленький. Москва, «Просвещение», 1990.
  12. Конспекты уроков литературы. 5 – 11 классы. Пособие для учителя. И.А.Карпов, Н.Н.Старыгин. Москва, «Владос», 2014.
  13. Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х Произведения современных писателей на уроках внеклассного чтения. – Казань: РИЦ «Школа»,2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....