Лесков Н.С. "Старый гений"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Лесков Н.С. «Старый гений». Нравственная проблематика рассказа.
Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать
рядом с такими творцами литературы русской,
каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант
Лескова силою и красотой своей немногим уступает
таланту любого из названных творцов священного писания
о русской земле, а широтою охвата явлений жизни,
глубиною понимания бытовых загадок её, тонким
знанием великорусского языка он нередко
превышает названных
предшественников и соратников своих.
М.Горький
Лучшие законы не помогут, если люди никуда не годятся.
Вильгельм Швебель
На Земле безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
Роберт Рождественский
- Слово о писателе.
«Умирая, он запретил надгробные речи о себе. То ли не верил, что такие речи будут искренни, то ли не верил в свое право на них: оглядываясь на истекавшую жизнь, наверное, втайне сомневался, что прожил ее светло. Умирая от удушья в сыром февральском Петербурге, может быть, уже и хотел смерти – он, агрессивный жизнелюб, за шестьдесят четыре года наживший себе легион врагов, сплошные рубцы и шрамы вынесший из литературных и нелитературных схваток, упрямо гнувший свою линию в переменчивом русском междоусобии его века. А может, просто не умел сгибаться вместе с теми, кто сгибался. Дерзко шел против течений, когда другие плыли по течению. Не хотел крутиться среди тех, кто крутился в водоворотах политики, мешавшейся с литературой, и литературы, рвавшейся стать политикой», - так начинает свою книгу о Лескове известный критик Л.Анненский.
Николай Семёнович Лесков родился в семье небогатого орловского чиновника (16 февраля 1831г.). Служил в палате Орловского уголовного суда, затем перешел в Киевскую казённую палату. В Киеве слушал лекции в университете, изучал украинский и польский языки.
В 1857 году перешёл в частную коммерческую организацию, что позволило ему, по словам самого Лескова, «изъездить Россию в самых разнообразных направлениях». В 1860 году появляются его первые публицистические статьи («Санкт-Петербургские ведомости» и др. издания).
В 1861 году переехал сначала в Санкт-Петербург, а затем – в Москву. Сотрудничает с газетой «Русская речь», публикует статьи в «Отечественных записках», «Книжном вестнике» и других журналах. В этот момент его творчества появляется записка в канцелярии санкт-петербургского полицмейстера: «Елисеев, Слепцов, Лесков. Крайние социалисты. Сочувствуют всему антиправительственному». С 1862 года печатается как беллетрист.
Лесков считал, что народ нужно не изучать, к чему призывали революционеры-демократы, а знать. Он ненавидел крепостное право, но в то же время не принимал революционные идеи, идеи, которые, как мы теперь уже знаем, ведут к разрушению, а не созиданию. Эти свои взгляды писатель выразил в романе «Некуда» (1864) и навлёк на себя буквально ненависть представителей революционно-демократического лагеря - писателей и критиков. Против него выступили Д.И.Писарев, В.В.Зайцев, М.Е.Салтыков-Щедрин. С этого момента, фактически в начале творческого пути ( и до конца его!) доступ Лескова во многие журналы закрыт.
Но тем не менее он продолжает последовательно воплощать в своих произведениях мысль о том, что Россия не должна идти революционным путём (рассказ «Овцебык», роман «Обойдённые» - 1964). Сегодня мы уже видим, что во многом произведения писателя были пророческими. Более того, писатель усугубляет своё положения изгоя в литературе, опубликовав антинигилистический роман «На ножах» (1872). Лесков в романе отнюдь не отрицает необходимость демократических перемен в стране, но не принимает форм их достижения, выступая против насильственных, революционных действий, в то время как демократы зовут Русь к топору. Лесков, любивший Россию, с глубоким уважением относившийся к русскому народу, его трудолюбию, терпению, мудрости, таланту, не мог не видеть губительности возможных революционных преобразований и в то же самое время искал пути преобразования и укрепления Отечества.
Какие произведения Н.С.Лескова вам известны?
Горький писал о том, что Лесков создал «для России иконостас её святых и праведников». Таким был заглавный герой его сказа. Об этом и повесть «Очарованный странник», и роман-хроника «Соборяне», и многие другие произведения писателя.
В 1874 году из-за материальных затруднений Лесков возвращается на государственную службу, он назначен членом особого отдела Учёного комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, с очень скромным окладом в 1000 рублей в год. В обязанности Лескова входило рецензирование книг на предмет, можно ли отправлять их в библиотеки и читальни. Но уже в 1883 году его вынуждают покинуть отнюдь не доходное место из-за «несовместимости» литературных занятий со службой.
С 1883 по 1894 год много писал, работал в разных жанрах (очерк, святочный рассказ, притча, легенда). Последний год его жизни омрачён отказом в публикации рассказа «Заячий ремиз» (1895). В феврале 1895 года писатель умер в Петербурге от отёка легких. Похоронен на Волковском кладбище.
«Минует Империя, наступает Совдепия; Сталин сменяет Ленина; Оттепель подтапливает замороженную страну; выветривается очередная партия лозунгов; вслед за «единой неделимой Россией» отправляется в запасники памяти «мировая Революция», за нею «социалистический лагерь», время снимает очередные гримы, сдирает очередные маски, повязки, шины, скрепы и скобы, и тогда вновь проступает из-под плаца и бетона-асфальта вековой русский тип, и ясно становится какое-то роковое единство судеб на этой гигантской евразийской равнине, где народы льнут друг к другу, чтобы не разбиться друг о друга, и называется все это – Россией. Сходят туманы идеологий. Обнажаются основы бытия: косые, кривые, кое-как склепанные, по-барачному, по-временному, до следующего половодья. Гадаем: не в том ли дело, что напортачил очередной «Генсек», или не так прочли Энгельса, или зря поверили Марксу. А почва все плывет и плывет под ногами. Изменчивая, непредсказуемая русская почва.
И когда ЭТО становится ясно, когда разваливается одряхлевшая диктатура, и из-под ярма вихрем вырываются безумные демократические страсти, и крутятся по старому кругу междоусобная рознь и первобытная ненависть, – начинаешь подозревать, что не Семнадцатый век проступает из-под Двадцатого, а нечто куда более глубокое и древнее: хитрый степняк косится из-под наскоро оглашенного христианина.
Тут нам становится нужен Лесков.
Хватит ли у нас сил воспринять ту правду, которую он знал?» (Л.Аннинский.)
- Рассказ «Старый гений».
Рассказ, который вы читали дома, входит в цикл, названный Лесковым «Святочными рассказами».
- Как вы понимаете слово «святочный»?
- Беседа по содержанию рассказа.
- Какая беда привела старушку-помещицу в Петербург? (Её «вопиющее дело» было связано с тем, что она заложила свой дом, а деньги, взятые под залог, отдала молодому человеку, проигравшемуся в карты.)
- Почему она помогла молодому человеку? (Он был сыном её старинной знакомой, и у старушки не было причины не доверять молодому человеку, к тому же он принадлежал к хорошей фамилии – Что, кстати, это значит?).
- Были ли хлопоты помещицы успешны? Почему? (Вроде бы успешны: вначале ей попался «участливый и милостивый» адвокат, и в суде она дело выиграла. А потом… Потом начались её мытарства. Она никак не могла найти должностное лицо, которое решилось бы вручить бумагу с постановлением суда этому молодому человеку.)
- Почему должностные лица, которые были обязаны заниматься этим делом, не помогли нашей героине? («…Он платить не привык, а если очень докучать станете – может вам неприятность сделать», - такое объяснение ей давали чиновники, куда бы она ни обратилась. Или же предлагали ей жаловаться высшим.) Почему? (Скорее всего, боялись связей этого молодого человека.)
- К чему привело обращение к «высшим»? (Ей предложили самой его поймать, «тогда и вручат» бумагу из суда.)
- Какие усилия прилагала старушка, чтобы вернуть деньги? (Она попробовала вручить взятку тем людям, которые были обязаны по закону выполнить работу судебных приставов.)
- И что же? Удалось ей кого-нибудь уговорить выполнить работу? Как вы думаете, это такие честные чиновники попались или была другая причина для такого поведения? Вспомните, в каких произведениях русской литературы мы уже встречались с подобной проблемой? В «Ревизоре» боялись чиновники брать взятки?
- Что известно о человеке, который назвал себя «гением»? (Ничего. Тёмная личность, возможно, был чиновником четырнадцатого класса, потому что говорит о себе: « Называйте меня Иван Иваныч, а чин на мне из четырнадцати овчин, - какую захочу, ту вверх шерстью и выворочу».)
- Что означает слово «гений»? Смотрим слайд. Почему этот человека называет себя гением ? (Он объясняет это тем, что гениальные мысли имеет в голове и может найти достойного исполнителя этих мыслей.)
- В чём выразилась помощь «гения» и его помощника старушке? Удалось ли ей помочь?
- Кто был исполнителем дела? Можно ли этого человека назвать достойным? Что значит слово «достойный»?
- Так о чём же этот рассказ? Попробуйте определить его тему.
- Какие проблемы поставлены в этом произведении?
(проблема бесправия, незащищённости «маленького человека» в нашем жестоком мире, проблема взяточничества, проблема человеческой подлости, проблема неисполнения законов государства чиновниками).
- Какая из этих проблем, по-вашему, является главной?
- Как зовут героев рассказа? Как вы думаете, почему у героев рассказа нет имен? А что значит имя «старого гения» - Иван Иваныч?
- В каких произведениях русской литературы вы уже встречались с темой «маленького человека».
- Почему рассказ назван «Старым гением»? (Лесков заканчивает рассказ словами: «Человек, который нашелся – как уладить столь трудное дело, кажется, вполне имеет право считать себя в самом деле гением». И чуть раньше: «Так были побеждены неодолимые затруднения, и в честном, но бедном доме водворился покой, и праздник стал тоже светел и весел». Так уж не одолимы были препятствия? Таким ли уж трудным было дело?) Всё просто, если жить честно, но жить честно очень сложно. Конечно, в этом названии одновременно звучат и горечь, которую испытывает Лесков, осознавая, как трудно живётся в этом мире «маленькому человеку», и ирония по отношению к гениальному решению, которое помогло старушке сохранить её дом.
- Так почему же рассказ вошел в цикл «Святочные рассказы»?
Святки – это время ожидания чудес. Какие святочные истории вам знакомы? (Куприн. «Чудесный доктор", Гофман. «Щелкунчик»). И здесь – Рождественское чудо. Оно произошло? Или выдумано автором?
Домашнее задание: развернутый письменный ответ на вопрос:
Что общего между повестью Н.В.Гоголя «Шинель» и рассказом Н.С.Лескова «Старый гений»? (1 вариант.)
Чем отличаются судьбы Акакия Акакиевича Башмачкина в повести Н.В.Гоголя «Шинель» и героини рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»? ( 2 вариант.)
Список использованных источников:
- http://fanread.ru/book/13803473/?page=8
- Зубарева Е.Ю. Н.С.Лесков // Русская литература XIX – XX веков. Т.I: Русская литература XIX века. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2013. – С.349-360.
- http://www.slovonevorobei.ru/aforizm/tema_aforizm_118_1.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»
Урок литературы в 8 классе по программе В.Я.Коровиной...
План урока по литературе "Н.С. Лесков. Слово о писателе. Рассказ "Старый гений"
План-конспект предназначен для проведения урока в 8 классе. К нему прилагается презентация с иллюстрациями к известным произведениям Н.Лескова и его портретом....
Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Н.С. Лесков. Старый гений"
Презентация содержит иллюстрации к известным произведениям Лескова, его портрет, фотографии памятников Левше...
Н.С.Лесков. "Старый гений". Нравственные проблемы рассказа.
Материал к уроку литературы в 8 классе....
Урок литературы в 8-м классе Н.С Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» (с использованием технологии развития критического мышления)
Урок литературы в 8-м классе Н.С Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» (с использованием технологии развития критического мышления)“Что такое критическое мышление и п...
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова «Старый гений». 1-й урок
Работа с художественным текстомНаучить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа Н.С.Лескова «Старый гений» и связывать выявленные проблемы с жизнью.обуч...
Н. С. Лесков - «Кудесник языка» ( нравственные проблемы рассказа «Старый гений)
Урок-открытие новых знаний...