Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе «Программы по литературе.5-11 классы ( базовый уровень)»
Авторы -В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, Коровин В.И.,И.С. Збарский, В.П. Полухина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_9_klass.docx | 90.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» с. Дербетовка
ПРИНЯТА Педагогическим советом МКОУ СОШ № 6 Протокол заседания №____ от «_____» _____________ 2016 г. Председатель педагогического совета ______ Л.В.Кудрявцева | СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по учебно – воспитательной работе МКОУ СОШ № 6 с. Дербетовка _________ Л.В.Гочияева | УТВЕРЖДЕНА Директор МКОУ СОШ № 6 с. Дербетовка ___________ С.А.Касягина Приказ № ____ от «_____» _____________ 2016 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Литература»
для 9 класса
основного общего образования
(базовый уровень)
Разработана на основе «Программы по литературе.5-11 классы ( базовый уровень)»
Авторы -В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, Коровин В.И.,И.С. Збарский,
В.П. Полухина
Срок реализации программы - 2016 - 2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для 9 класса средней общеобразовательной школы и содержит все темы, которые включены в федеральный компонент.
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» (для VII-XI (XII) классов);
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее – СанПиН 2.4.2. 2821-10);
- Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
- Устав МКОУ СОШ №6 с.Дербетовка
- Учебный план на 2016 – 2017 учебный год
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов), дисциплин (модулей) педагогов МКОУ СОШ №6 с.Дербетовка
Цели программы:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Задачи программы:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
- развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся
В программе под редакцией В.Я. Коровиной на изучение литературы в 9 классе отведено 102 часа. В рабочей программе – 102 часа. Она включает 13 часов р/речи , 12 часов на изучение регионального компонента.
В целом данная рабочая программа придерживается рекомендаций составителей. Программа под редакцией В.Я. Коровиной в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту).
На изучение регионального компонента образования по литературе согласно БУПу отводится 10% -15%учебного времени. Это как отдельные уроки, так и использование дидактического материала, текстов художественных произведений. Содержание регионального компонента направлено на развитие культуры, приобщает к культурным традициям региона. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие навыки как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, в 9 классе на изучение регионального компонента отводится 12 часов.
Данная программа позволит мне применять на уроках технологии личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационно- коммуникативные технологии.
Общая характеристика учебного предмета. Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Специфика учебного предмета «Литература» заключается в том, что представляет единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
На занятиях с учащимися 9 класса следует активно работать над умением анализировать текст, умением оформлять результаты этой работы в письменные и устные высказывания.
В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература - литература ХVIII века- литература первой половины ХIХ века). В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определенную направленность получает проектная деятельность.
Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: (добро и зло, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя итд.)
Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по истории и теории литературы активно используются при изучении всех разделов. Это необходимая составляющая для изучения произведений.
Учебно—методический комплект
1.Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.
2.Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3.Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
4.Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.
5.Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
6.Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
7.Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.
8.Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.:
Эскимо, 2008
9.Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
Электронные образовательные ресурсы:
- http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
- http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» Художественная литература:
- http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
- http://old-russian.chat.ru/index1.htm – Древнерусская литература
- http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
- http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
К концу 9 класса выпускник научится:
- знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание, элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения, средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет, автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения, публицистика, литературная критика.
- понимать
- проблему изученного произведения;
- связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;
- духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов;
- образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;
- эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений.
- уметь:
- анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;
- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
- определять авторскую позицию в произведении;
- формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;
- выразительно читать тексты разных типов;
- воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;
- уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
- отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на литературные и общекультурные темы.
Содержание программы
Введение.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова.
Из древнерусской литературы.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века.
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Из литературы XIX века. Из литературы первой половины XIX века.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии
(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Из литературы второй половины XIX века.
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Из литературы ХХ века.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы.
Античная лирика.
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет». (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии«Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Приложение 1
к рабочей программе
по учебному предмету «Литература» 9 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе
9 класс (99 часов)
№ | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Вид контроля | Домашнее задание | |
1 | 1 | Введение. 1час 1р/к Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. р/ к Литература Северного Кавказа | Беседа по вопросам | Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»? | ||
Из древнерусской литературы 3 часа | ||||||
2 | 1 | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы | Составление конспекта | Стр.4-7 Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План. | ||
3 | 1 | «Слово о полку Игореве» - История открытия памятника, проблема авторства. | Цитатный план | Стр.10-11, творч.зад. Составление плана «Слова…». | ||
4 | 1 | Художественные особенности произведения | Выразительное чтение отрывка наизусть | Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.стр.33 | ||
Русская литература ХVIII века ( 9ч. 1р/к) | ||||||
5 | 1 | Характеристика русской литературы ХVIII века р/к Литература Ставрополья 18 века | Составление конспекта | Стр.36-40 Чтение статьи, составление тезисного плана или выписок (на выбор). | ||
6 | 1 | М.В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. | Составление конспекта | Стр.43-50 Пересказ статьи. Ответы на вопросы | ||
7 | 1 | М.В. Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях: в оде «На день восшествия…». Жанр оды. «Вечернее размышление о Божием величестве Теория литературы .Ода как жанр лирической поэзии | Выразительное чтение отрывка наизусть | Наизусть отрывок из оды «На день восшествия…». Вопр.1-2 стр.60 | ||
8 | 1 | Г.Р. Державин. Тема несправедливости сильных мира сего «Властителям и судиям». | Комментированное чтение, формулировка выводов | Пересказ статьи учебника о Державине. Стр.62-65 Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. | ||
9 | 1 | Мысль о бессмертии поэта. (Стихотворение «Памятник»). | Художественно—изобразительные средства языка | Выразительно читать «Памятник». Ответы на вопросы 3-4 стр.41. | ||
10 | 1 | А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» Широкое изображение русской действительности. Особенности повествования, жанр путешествия и его содержательное наполнения. | Сжатый пересказ с изменением лица | Кратко сообщают черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия. | ||
11 | 1 | Критика крепостничества, Автор и путешественник Черты сентиментализма | Комментированное чтение , формулировка выводов | Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи. | ||
12 | 1 | Н.М. Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. «Осень» | Составление конспекта | Сообщение о писателе. Работа со словарем: Сентиментализм Анализ стихотворения «Осень» | ||
13 | 1 | Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма. Внимание к внутренней жизни героини Новые черты русской литературы. | Сжатый пересказ | Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», | ||
Русская литература ХIХ века ( 42ч. из них 8р/р. 5р/к) | ||||||
14 | 1 | Беседа об авторах и произведениях, определяющих лицо литературы 19 века р/к литература Ставрополья | Составление конспекта | Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм», развернуто отвечают на вопросы: | ||
15 | 1 | В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве. | Выразительное чтение | рассказ о жизни и творчестве В.А .Жуковского, Выразительно чит. стих. «Море», «Невыразимое». | ||
16 | 1 | В.А. Жуковский. Баллада «Светлана» Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. | Определение художественно-изобразительных средств языка | Чит.статью и балладу «Светлана», вопросы. | ||
А.С.Грибоедов «Горе от ума» (8часов из них 3р.р. 1р/к | ||||||
17 | 1 | А.С.Грибоедов Жизнь и творчество р/к Грибоедов и Кавказ. «Горе от ума» Обзор содержания | Комментированное чтение | Чтение статьи. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя». | ||
18 | 1 | Галерея живых образов и острая сатира. Анализ 1 действия комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». | Формулировка выводов | Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) | ||
19 | 1 | Общечеловеческое звучание образов персонажей Анализ 2 действия комедии | характеристика литературных героев | повтор терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по плану). | ||
20 | 1 | «Образ Чацкого Анализ 3 действия | Портрет литературного героя Составление плана | Выразительное чтение монологов и комментирование. Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу. | ||
21 | 1 | Особенности композиции комедии. Анализ 4 действия. Преодоление канонов классицизма в комедии. | Комментированное чтение, беседа по вопросам | Цитатные рассказы об одном из героев. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. | ||
22 | 1 | РР И.А Гончаров «Мильон терзаний» Критика о комедии. | Составление конспекта | Конспект статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план - конспект) | ||
23 | 2 | РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н. Грибоедова «Горе от ума». «Горе от ума» | Составление плана, формулировка выводов | Чтение произведений А. С. Пушкина по программе | ||
24 | РР Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н. Грибоедова «Горе от ума». «Горе от ума» | |||||
А.С. Пушкин 18 часов, из них 2 р/р 2р/к | ||||||
25 | 1 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина р/к Пушкин и Кавказ | Составление проекта | Пересказ статьи (сжато), Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С. Пушкина? | ||
26 | 1 | Основные мотивы лирики А.С. Пушкина | Составление конспекта | Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия | ||
27 | 1 | Развитие темы свободы в творчестве А.С. Пушкина | Выразительное чтение наизусть | Пересказ статьи учебника, выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». | ||
28 | 1 | р/к Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина | Определение художественно-изобразительных средств языка | Рассказ о друзьях А.С. Пушкина, выразительное чтение стихотворений на тему «Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина. Развернутый ответ на вопрос: какие идеалы утверждает дружеская лирика? | ||
29 | 1 | Любовная лирика А.С Пушкина
| Конкурс выразительного чтения | Сообщение о любовных адресатах А.С. Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?» | ||
30 | 1 | Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения | Анализ стихотворения | Ответы на вопросы, в том числе и проблемные | ||
31 | 1 | РР анализ лирического стихотворения А.С. Пушкина (по выбору учащихся) | Определение образных средств языка | Анализ стихотворения по предложенному плану | ||
32 | 1 | Урок контроля по романтической лирике начала ХIХ века. | тестирование | Тестовые задания | ||
33 | 1 | «Цыганы» Герои поэмы. Индивидуалистический характер Алеко . Романтический колорит поэмы. | Характеристика героев | Характеристика героев, комментарий текста. | ||
34 | 1 | Творческая история романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | Беседа по вопросам | Ответы на вопросы | ||
35 | 1 | Онегинская строфа, структура текста | Комментированное чтение | Развернутый ответ на вопрос, как характеризует Пушкин столичное дворянство. | ||
36 | 1 | Россия в романе, герои романа. | Формулировка выводов | Развернутый ответ на вопрос, какой предстает в романе жизнь поместного дворянства. | ||
37 | 1 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. | Сравнительная характеристика | Ответы на проблемные вопросы | ||
38 | 1 | Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина | Сравнительная характеристика | Сравнительная характеристика | ||
39 | 1 | Татьяна и Онегин | Комментированное чтение, формулировка выводов | Ответы на вопросы. | ||
40 | 1 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» | Формулировка выводов | Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение. | ||
41 | 1 | р/р Пушкинский роман в зеркале русской критики | Составление конспекта | Конспект статьи | ||
42 | 1 | «Моцарт и Сальери» Проблема «гения и злодейства» | Комментированное чтение | Д сочинение по творчеству А. С. Пушкина | ||
М.Ю. Лермонтов ( 9ч. из них 2 р/р 1р/к) | ||||||
43 | 1 | Лирика М.Ю .Лермонтова. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. | Выразительное чтение | Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы | ||
44 | 1 | Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова. Р/к Лермонтов и Кавказ | Определение образных средств языка | Анализ стихотворений Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?» | ||
45 | 1 | Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. | Выразительное чтение | Выразительное чтение стихотворений. | ||
46 | 1 | Пафос вольности в лирике поэта | Конкурс стихов | Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. | ||
47 | Роман «Герой нашего времени».Обзор содержания. Особенности композиции. Первый психологический роман. | Характеристика литературных героев | Викторина по тексту романа. Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа? | |||
48 | 1 | Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений | Портрет литературного героя | Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера. | ||
49 | 1 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа. | Комментированное чтение, составление плана | Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания. | ||
50 | 1 | р/р Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г. Белинского. | Составление конспекта | Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».: краткий конспект статьи В.Г.Белинского. | ||
51 | 1 | р/р Сочинение по роману М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени» | Формулировка выводов | Чтение произведений Н. В. Гоголя по программе | ||
52 | 1 | р/р Сочинение по роману М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени» | Формулировка выводов | Чтение произведений Н. В. Гоголя по программе | ||
Н.В. Гоголь ( 4 часа из них1р.р. ) | ||||||
53 | 1 | Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. | Составление конспекта | Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи, презентация. Мини-исследование «памятники Н.В. Гоголю» | ||
54 | 1 | Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия. | Характеристика литературных героев | Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения. | ||
55 | 1 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. | Беседа по вопросам, формулировка выводов | Характеристика города и героев литературного произведения. | ||
56 | 1 | РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. | Составление конспекта | сочинение | ||
Русская литература второй половины ХIХ века 7 часов из них 1р/р 2р/к | ||||||
57 | 1 | А.Н. Островский. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, победа любови—воскрешение патриархальности ,воплощение истины, благодати, красоты. | Характеристика героев | Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев. | ||
58 | 1 | Л.Н. Толстой. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести. р/к Толстой и Кавказ | Характеристика героя | Рассказ о писателе, определение черт личности героя | ||
59 | 1 | А.П. Чехов. «Тоска.» Тема одиночества человека в многолюдном городе, «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века | Анализ художественного произведения | Анализ рассказов: монологические ответы. | ||
60 | 1 | Ф.М .Достоевский. «Белые ночи». | Комментированное чтение, формулировка выводов | Рассказ о писателе на основе прочитанного. | ||
61 | 1 | Тип петербургского мечтателя, роль истории Настеньки в романе. | Характеристика внутреннего мира героя. | |||
62 | 1 | РР Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений). | Составление плана, формулировка выводов | сочинение | ||
63 | 1 | Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А Фет. Многообразие жанров, эмоциональное богатство. р/к Литература Ставрополья | Конкурс выразительного чтения стихов | Анализ поэтических произведений поэзии Н.А Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. | ||
Русская литература ХХ века. Проза 10 часов из них 2р.р. 1 р/к | ||||||
64 | 1 | Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений. р/к Литература Ставрополья | Составление конспекта | Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века, жанры, литературные направления.. | ||
65 | 1 | И.А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | Анализ литературного произведения | Анализ рассказа: монологические ответы.. | ||
66 | 2 | М.А. Булгаков. «Собачье сердце» История создания и судьба повести. | Комментированное чтение, формулировка выводов | Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики. | ||
67 | Смысл названия. Поэтика Булгакова-сатирика | Ответы на вопросы | ||||
68 | 2 | М.А Шолохов. «Судьба человека». Образ главного героя. | Образ литературного героя | Анализ рассказа: монологические ответы. | ||
69 | Судьба человека и судьба Родины. Смысл названия рассказа | Анализ рассказа | Ответы на вопросы | |||
70 | 1 | А.И. Солженицын. «Матрёнин двор». Жизненная основа притчи. | Анализ текста, формулировка выводов | Рассказ о писателе с презентацией. Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии. | ||
71 | 1 | Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы. | Выборочный пересказ | Объяснение смысла «праведничества» в рассказе с опорой на текст произведения и поднятые писателем проблемы. | ||
72 | 2 | Подготовка к написанию сочинения. | Составление плана, формулировка выводов | Подбор материала | ||
73 | р/р Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века. | Чтение произведений по программе | ||||
Русская литература ХХ века. Поэзия 15 часов из них 1р/к | ||||||
74 | 1 | Русская поэзия Серебряного века. р/к Поэзия Ставрополья | Работа в группах | Составление плана | ||
75 | 1 | А.А. Блок. Образы и ритмы поэта Своеобразие лирических интонаций. | Выразительное чтение наизусть | Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений. | ||
76 | 1 | Трагедия лирического героя в «страшном мире». Своеобразие лирических интонации. | Образные средства языка | Анализ стихотворений. | ||
77 | 2 | С.А. Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. | Конкурс выразительного чтения | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | ||
78 | Тема Родины – главная в есенинской поэзии | Выразительное чтение | наизусть | |||
79 | 1 | В.В. Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэта. | Анализ художественно-изобразительных средств языка | Сообщение о словотворчестве поэта, выразительное чтение стихотворений наизусть. | ||
80 | 2 | М.И. Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. | Анализ лирического стихотворения | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | ||
81 | Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творчестве поэта | Выразительное чтение | наизусть | |||
82 | 1 | Н.А Заболоцкий Философская глубина обобщений поэта. Стихи о человеке и природе.. | Выразительное чтение | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | ||
83 | 2 | А.А. Ахматова.Трагические интонации в любовной лирике. | Образные средства языка, | Сообщение о поэтессе с презентацией. | ||
84 | Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. | Выразительное чтение наизусть | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | |||
85 | 1 | Б.Л Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Одухотворённая предметность Стихи о любви, поэте и поэзии. | Анализ лирического стихотворения | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | ||
86 | 2 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. | Выразительное чтение | Сообщение о поэте с презентацией. | ||
87 | Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. | образные средства языка. | Выразительное чтение стихотворений и их анализ. | |||
88 | Песни и романсы на стихи поэтов 19-20 веков 1час 1р/к р/к Творчество поэтов Ставрополья | Конкурс стихов | Наизусть по выбору | |||
Из зарубежной литературы 7 часов | ||||||
89 | 1 | Античная лирика. Любовь как выражение глубокого чувства. Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. | Беседа по вопросам, формулировка выводов | Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихов. | ||
90 | 2 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). | Сжатый пересказ | Ответы на вопросы | ||
91 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» | Сжатый пересказ | Ответы на вопросы | |||
92 | 2 | У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. | Комментированное чтение, формулировка выводов | Ответы на вопросы | ||
93 | Трагизм любви. | Комментированное чтение, формулировка выводов | Ответы на вопросы | |||
94 | 2 | И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. | Работа в группах | Ответы на вопросы | ||
95 | 1 | Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы. | формулировка выводов | Ответы на вопросы | ||
Повторение изученного- 4 часа | ||||||
96 | 1 | Герои и проблемы современной литературы | Работа в группах | Отзыв на понравившееся произведение | ||
97 | 1 | Герои и проблемы современной литературы | Работа в группах | Отзыв на понравившееся произведение | ||
98 | 1 | Выявление уровня литературного развития учащихся. | Работа в группах | Ответы на вопросы. | ||
99 | 1 | Выявление уровня литературного развития учащихся. | Работа в группах | Ответы на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной
полная рабочая программа по литературе 9класс...
Рабочая программа по литературе 9класс
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. ...
Рабочая программа "Русский язык" 9класс
Программа представляет собой пояснительную записку, список литературы и календарно-тематическое планирование...
рабочая программа платные курсы 9класс
Дополнительные платные занятия «Задачи повышенного уровня сложности» предназначены для обучающихся IХ классов, собирающихся после окончания основной школы продолжить обучение в 10 классе с углубленным...
рабочая программа по геометрии 9класс
Рабочая программа по геометрии разработана по учебнику Геометрия 9класс автора Атанасяна...
Рабочая программа по литературе 9класс по программе Г.И.Беленького
Рабочая программа курса "Литература 9класс" на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа по литературе для 9класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса расчитана на 3 часа в неделю...