Разработка урока-игры "Мифы Древней Греции"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
В разработке урока-игры "Мифы Древней Греции" есть разные интересные задания, связанные с мифами Древней Греции, развивающие творческие способности и интерес к литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_mify.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока-игры Ким-оол Чечек Семеновны, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 г Кызыла РТ по теме: «Мифы Древней Греции»
с использованием элементов ФГОС:
Образовательные цели:
- расширить кругозор учащихся;
- закрепить их знания о Греции;
- рассказать о возникновении древнегреческих мифов, отражении в них представлений греков об окружающем их мире;
- познакомить учащихся с героями мифов на русском языке;
- раскрыть образы мифологических героев;
Развивающие цели:
- стимулировать познавательный процесс, развивать коммуникативные способности учащихся;
- раскрыть потенциальные возможности детей;
- развивать творческие способности и интерес к литературе.
Воспитательные цели:
- воспитывать у учащихся инициативность в построении совместной учебной деятельности;
- формировать умение работать в команде;
- воспитывать у учащихся эстетический вкус;
Использованные методы и приемы:
- технология интерактивного обучения,
- интегрированное обучение,
- технологии КСО (работа в группах),
- элементы технологии развития критического мышления,
- игровые технологии обучения.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор; подготовленная заранее при помощи компьютерной программы MicrosoftPowerPoint презентации «Путешествие по Греции», «Мифические чудовища и победившие их герои»;
Основные понятия: мифы, мифология.
В игре участвуют учащиеся 6 класса. Класс заранее делится на 2 команды, каждая команда выбирает капитана, придумывает название, связанное с темой урока. Команды «Эллины», «Криты». В качестве ведущих – учителя истории, литературы. В качестве судей выступают гости урока-игры: зам.директора по УМР школы, учителя. На их столе надпись «Ареопаг». По ходу выполнения командами заданий и участия в конкурсах «Ареопаг» заполняет оценочные листы.
Ход урока:
I. Работа по определению темы урока: (При помощи мультимедийного проектора на экран проецируется подготовленная заранее презентация).
Перед вами предметы из разных стран, мы ими пользуемся –одними часто, другими реже. Давайте вспомним, из каких стран они к нам пришли?
(Поочередно демонстрируются предметы, а ученики называют страну, из которой они к нам пришли)
1. Лист бумаги- Китай
2.Шахматные фигуры –Индия
3. Чай –Китай
4. Сахар –Индия
5. Ваза –
- Подобные древние вазы пришли к нам из Древнего города Афины в результате археологических раскопок. Эти древние вазы и рисунки на них могут рассказать нам о разных исторических событиях древнейшей страны, с которой нам сегодня предстоит познакомиться. Кто догадался, какая это страна? Древняя Греция
Итак, мы отправляемся в Древнюю Грецию и удивительный мир ее мифических героев.
Чечек Семеновна: И так, давайте сформулируем нашу тему урока: О чем будем говорить и рассказывать сегодня, что предстанет главной фигурой нашей игры?
- Молодцы все команды, темой нашего урока будет «Мифы Древней Греции». Сегодня вам предстоит увлекательное соревнование, в котором вы покажете свою смекалку, эрудицию, кругозор, умение логически мыслить. На уроке вы снова сможете погрузиться в неповторимый и загадочный мир древней Эллады с её героями и их удивительными подвигами, мы вспомним греческих богов, которые то помогали, то мешали людям и мифическим героям.
Цель нашей игры - демонстрировать, как больше свои знания по данной теме. Исходя из цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- закрепляем свои знания о Греции;
- рассказываем о древнегреческих мифах;
- повышаем свой интерес к русской литературе через греческую мифологию;
- раскрываем свои умения работать в команде;
- развиваем в себе «соревновательный дух»;
-Наша игра состоит из 4 этапов, увлекающих нас в красивую страну, в ее историю, культуру. И в конце нашей игры, мы определим команду знатоков о Греции, с помощью ареопагов.
- Хотим представить вам наш высокий «ареопаг»:
Верховный ареопаг, и ареопаги – , и помощники ареопагов- все учителя, которые будут строго судить вас, а также три команды и их капитанов.
Итак, в путь!
Ч.С. Представьте, что мы с вами мореплаватели, садимся на корабли и в путь? Наш корабль направляется на Северо-Запад. Пересекаем Средиземное море, попадаем в Эгейское море, а там не за горами Эллада или Греция.
Ч.С. Это небольшая страна дала человечеству очень многое: театр, скульптуру, архитектуру, живопись, олимпийские игры. Греция небольшая страна, но с очень большой культурой.
Многие имена тоже греческого происхождения: Татьяна, Елена,Екатерина, Ксения, Галина, Марина, Александр и др.
II. Актуализация опорных знаний.
1. этап: учитель истории предлагает 1 конкурс «Природа Греции»
Ч.С. Первая наша остановка – порт «Практический»
Я прошу вас заполнить таблицу «Природные условия и занятия жителей Древней Греции»
Какие задачи мы поставим перед собой, чтобы заполнить таблицу?
1. Определить географическое положение Греции
2. Выяснить природные условия.
3. Определить занятие населения
Группы работают 5 мин.
Вопросы:
1. Назовите три особенности природы Древней Греции.
2. Какие занятия были характерны для греков?
2 этап. Учитель литературы.
Любая страна интересна не только с точки зрения природы, она славится прежде всего культурой, которую создают люди.
Мы с вами отправляемся на следующий порт – «Мифический». Вы знакомы с мифами. С историей Греции мы продолжим знакомство, обратившись к мифам «О Тесее и Минотавре», «О Дедале и Икаре».
Что такое миф?
Мифы (греч.) – предания, сказания. Это произведения, созданные фантазией народа. В них рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев.
- Что такое мифология? Из каких двух корней состоит это слово? Как его можно перевести на русский язык?
Мифология — совокупность мифов и мифологических представлений.
Повсеместно распространились легенды о Геракле – могучем сыне Зевса, о его подвигах и трагической судьбе, о подчинении им острова Крит, организации игр в честь Зевса в Олимпии, о странствиях по малоизвестным странам, о превращении его после смерти в божество.
- Можем мы считать мифы историческими источниками? И почему? (изучает прошлое, узнают, как жили люди)
- Чтение мифов. (5 мин)
Вопросы для диалога:
- Что построил Дедал на Крите? (лабиринт)
- Что такое лабиринт?
- Как бы вы выбрались из лабиринта?
- Что бы вы смогли для этого придумать?
- Что у меня в руках? (клубок нити)
- Что можете рассказать?
- В какой ситуации сегодня мы можем использовать выражение «ариаднина нить»?
Ч.С. - Что сказочного в этих мифах? (чудовище Минотавр, происхождение названия Эгейского моря)
Ч.С. -Что могло соответствовать исторической действительности? (наличие государств, есть цари, дань, города, дворцы, мастера, строительство кораблей-тоже реальность)
Ч.С. -Что объединяет эти два мифа? (дети не послушались своих родителей –Тесей сменил парус, забыл просьбу отца и тот погиб,а Икар взлетел слишком высоко, и его тоже постигла гибель).
-Какой вы можете сделать вывод для себя? (надо прислушиваться к советам родителей, так как они желают нам только добра)
Физкультминутка:
Метание диска – повороты корпуса;
Бег на месте – разминка ног;
3 этап: порт Божественный: Ч.С. Продолжаем наше путешествие. «Угадай древнегреческого бога»
4этап: 4 порт фразеологический: Работа с крылатыми фразами из мифов (работа с толковым словарем).
В каждодневной речи мы часто употребляем такие известные выражения, как «Авгиевы конюшни», «Ахиллесова пята», «Кануло в лету», «Ариаднина нить» другие. Происхождение их связано с сюжетами древней мифологии. Вот примеры некоторых из них.
«Кануть в Лету. Лета.»
В греческой мифологии лета – река забвения в подземном царстве. Души умерших, отведав воду из Леты, забывали о своей земной жизни. «Кануть в Лету» – быть забытым, бесследно исчезнуть.
«Танталовы муки» – Зевс разгневался на своего сына Тантала за то, что он считал себя богоподобным и низверг его в мрачное царство брата своего Аида. Там он несет ужасное наказание. Мучимый жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как исчезает вода и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой Тантала склоняются сочные фиги, румяные яблоки гранаты, груши и оливы; почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки... Так мучается царь Сипила, сын Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой. Отсюда выражение «Танталовы муки» означает нестерпимые мучения от сознания близости желанной цели и невозможности ее достичь.
«Ахиллесова пята» – пятка была единственным уязвимым местом Ахилла, так как ее не коснулись воды подземной реки Стикса, в которую окунала, держа младенца за пятку, богиня Фетида, чтобы сделать его бессмертным. Отсюда «ахиллесова пята» – уязвимое, слабое место.
IV. Итоги урока:
Чечек Семеновна: Все хорошо поработали. Спасибо вам, ребята. Было очень приятно с вами общаться.
V.Рефлексия.
- Цель: провести анализ учебной деятельности.
- Что нового узнали о древней Греции?
- Какие мифы мы повторили?
- Что вам помогло определить имена богов, при переводе с английского на русский язык?
- Как вы думаете, нужно ли изучать мифы?
Сегодня, ребята, вы очень плодотворно поработали.
V. Запись домашнего задания:
Прочитайте мифы, нарисуйте рисунки. Приготовьте пересказ мифа.
По истории прочитать §27, 28.
Урок окончен. Спасибо за внимание. До скорого свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока с презентацией для 4 класса "Образ человека Древней Греции".
Тема: «Образ художественной культуры Древней Греции. ...
Разработка урока "Цивилизация древней Греции"
Повторительно-обобщающий урок по истории....
Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции»
Разработку внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе "Знаток истории Древней Греции" можно использовать при проведении итогового урока по истории античной Греции. здесь вы найдете в...
Разработка внеклассного мероприятия по истории Древнего мира в 5 классе: «Знаток истории Древней Греции».
Цель мероприятия:в игровой форме между параллельными классами систематизировать и закрепить знания, полученные на уроках истории по культуре Древней Греции;продолжить формирование умений л...
Методическая разработка раздела «Древняя Греция» образовательной программы «История Древнего мира» 5 класс
Данная работа представляет методическую разработку раздела «Древняя Греция» (22 ч.). Раздел входит в курс Всеобщей истории 5 класса, изучение которого решает ряд задач:...
Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"
Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм, работа с толковым словарем, знаком...
ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». «Религия Древней Греции»
ПРОЕКТ УРОКА «Древняя Греция». Урок № 5 «Религия Древней Греции»«Современные подходы в преподавании истории и обществознания»...