Урок по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе" 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Маркова Любовь Павловна

Конспект и презентация к уроку литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc67 КБ
Файл urok.odp2.85 МБ
Microsoft Office document icon фотографии с урока1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

   учителя МБОУ «ПСОШ № 4 им. М. Горького»  Марковой Л.П.

 

Литература,  5 класс «Б».

                                Программа под редакцией  В.Я. Коровиной.

              Тема урока: «Путь Васи к правде и добру».

                   По повести Владимира Галактионовича  Короленко

                                           «В дурном обществе».

                                                             Тип урока

     Урок обобщения и систематизации знаний.

 Форма урока

      Урок с использованием элементов педагогической мастерской.

                   

        Время урока — 45 минут

  Цели урока

  1. Систематизировать знания учащихся о портрете  литературного героя.
  2. Помочь детям проследить, как дружба с Валеком и Марусей сыграла главную роль в выборе жизненной позиции Васи.
  3. Совершенствовать умение характеризовать героя, раскрывая жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.
  4. Развивать воображение учащихся, сопоставляя часовню и подземелье:  стремление к возвышенному и мрачную  бесприютность.                                

      5.  Доставить детям радость коллективного творчества.

     

       

       

   

       

       Оборудование урока: ИКТ, тексты повести, раздаточный материал, выставка кукол, сделанных девочками класса из ткани  по подобию кукол 19 века, на доске рисунки детей.

В классе по списку – 30 учащихся, на уроке присутствуют  28 учащихся.

Дети работают в группах по 7 человек.

На доске написано:

   - тема урока;

   - фраза из повести «В дурном обществе»: «…может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу».

   - «дурное общество» - так характеризовал Януш обитателей разрушенной часовни;

  - дорога – этапы внутреннего движения, изменения в сознании Васи;

  - к правде и добру – изменения, произошедшие с Васей после общения с обездоленными людьми, помогли осознать ему  неясное «ЧТО- ТО»;

  -«Повязка с глаз моих спала».

План урока.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Этапы работы

Организационный момент.

Цель:

настроить детей на работу в мастерской.

Постановка учебной задачи урока.

Презентация. Слайд 1

Проверка домашнего задания. Задание на ассоциативное мышление: рисунки в тонах, согласно социальному положению, настроению героя повести и восприятию ученика.

Задача: проверить знание текста.

Фонограмма песни П.Оливейро на слова Ю. Цейтлина из к.ф. «Генералы песчаных карьеров» .     Слайд 2

Слайд 3

Мотивация детей на индуктор:

«…может быть это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу».

Слайд 4

Задача: помочь детям воспроизвести данный момент текста повести.

Социализация. Представление рисунка команды.

Задачи:  

- выявить       соответствие изображённого на рисунке замыслу писателя;

- развивать монологическую речь.

Представление рисунка. Отец.

Слайд 5 Представление рисунка.

Слайд 6

Слайд 7

Представление рисунка.

Слайд 8 ( Соня с няней)

Задача: исследовать творческие навыки учащихся.

Представляя рисунки, дети каждой группы прикрепляли к ним напечатанные на листочках слова, обозначающие человеческие качества, на столе у каждой группы имеется соответствующий материал.

Физкультминутка.

Создание творческого продукта.

Задача: отрабатывать навык составления характеристики героя.

Социализация.

Задача: соотнести свою деятельность  с деятельностью других в группе.

Слайд 11

Задача: вспомнить изобразительно-выразительные средства языка.

 Слайд 13

Слайд 14

Обращение к индуктору.

Задача: подготовить учащихся к подведению итогов исследования.

Слайд 15

Рефлексия

Задача:

Выявить внутреннее состояние детей.

Домашнее задание.

Слайд 16

           Учитель

  - приветствие;

  - представление гостей;

  - проверка готовности к уроку;

  - сообщение цели и задач работы в мастерской.

- Ребята, сегодня мы проводим заключительный урок по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

 Тема нашего урока:

«Путь Васи к правде и добру». Мы ещё раз поговорим  о героях произведения, проследим за тем, какие открытия делает Вася, общаясь с «Детьми подземелья», и как эта дружба повлияла на его жизнь. Вы откроете для себя что-то новое и поделитесь своими впечатлениями о прочитанной повести.

Это не обычный урок, а урок  - мастерская. Готовясь к нему, вы на рисунках изобразили полюбившихся героев.

Спасибо. К сожалению, сейчас разместить их все на доске не удалось.

Почему я выбрала эту песню?

Спасибо.

Попросить детей посмотреть на доску. Прочитать фразу  и обратить  внимание на слова, написанные на доске.

-Кто и когда произнёс эту фразу?

-Кто такой пан Тыбурций?

 Чтение фразы текста:

- «Сильная рука приподняла меня с полу, и я повис в воздухе вниз головой. Повязка с глаз моих спала».

- Кто составляет «дурное общество»?

- Где обитают эти «тёмные личности»?

-Сколько лет Васе?

- Какие потрясения он пережил перед началом описанных в повести событий?

- Чем объясняется «ужас одиночества», которое испытывает мальчик?

Почему же Васю привлекают «тёмные личности»?

Что обезоружило Васю и Валека?

Вася, общаясь с новыми друзьями, постоянно сравнивает с ними свою семью. Почему?

Какие открытия делает Вася, общаясь с детьми подземелья? Что они помогли ему увидеть?

Слайд 9

 

Благодарность Даше за помощь.

Ребята, мы уже многое узнали о героях повести В.Г.Короленко. Прошу вас написать об этом в форме синквейна. Слайд 10

Если кто-то затрудняется, может воспользоваться словами, прикреплёнными к рисунку на доске.

- История с куклой  -кульминация повести, то есть высшая точка развития событий. Какую роль сыграла кукла в жизни героев?

 - Снова обращаю ваше внимание на слова, написанные на доске: «Повязка с глаз моих спала». Какое значение этих слов в тексте?

 - Может, есть другое, переносное значение этой фразы…

 -Как принёс пан Тыбурций куклу в дом судьи?

 - Что самое важное произошло в жизни Васи?

Чтение фразы: «…может быть это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу».

Как вы поняли эту фразу?

 - Для признания и проявления любви и доброты нет дурного общества. Думаю, вы согласитесь со мной. Повесть была написана более 130 лет назад. Могли бы вы, дети современного общества, написать, что вы чувствовали, когда закончили читать повесть? (1-2 предложения)

Ответьте на вопрос: «Почему в повести нет описания Васи?» письменно.

Спасибо за хорошую работу на уроке.

        Ученики

Вера:                                     - Это грустная песня о бездомных, несчастных детях.

Настя:                                                  

 - Городские трущобы похожи на развалины часовни.

Алёша:                                                                                        В этой песне говорится о голодных детях.

- Пан Тыбурций, когда узнал, что Вася уже три дня приходит в подземелье.

- Глава и хозяин подземного мира -«дурного общества».

- «тёмные личности»

- Пристанищем их стал заброшенный замок…

Вова:

- Я показал новый замок, каким я его себе представляю, яркими, светлыми тонами и разрушенный, серый, мрачный, там, где теперь живут «тёмные личности».

Ответы в группах:

- 7 лет.

- Смерть матери.

Саша:                                 - Васе казалось, что отец  любит только Соню, а его даже не хочет приласкать.

Серёжа:

- Я нарисовал отца Васи, печально склонившим на стол голову…

Настя:

- Я нарисовала Васю. Он опрятно одет, в руках у него яблоки, так как у его семьи есть большой сад…

Маша:

- Интерес, так как в городе о них много говорят, да и развалины привлекают внимание мальчишек…

Саша:

- Неожиданное появление маленькой девочки.

Поля:

- Я нарисовала брата и сестру темными красками. Дети грустные, они напуганы появлением постороннего в подземелье. Маруся, «как былинка», руки её были тонкими, одежда детей старая, ветхая…

Владик:

- Среди нищих и обездоленных  он видит доброе отношение друг к другу, заботу, а в своей семье, состоятельной и благополучной, не находит этого…

Иннокентий:

- Вася впервые узнал, что такое голод.

Читает текст: «Уткнувшись в подушку, я горько плакал…».

Ваня:

- Он и отца своего увидел другим, благодаря Валеку и Тыбурцию (справедливым, милосердным, защитником обиженных).

Проводит Даша.

Каждый ребёнок пишет сам (любят составлять синквейн).

Дети в каждой группе читают синквейн. Одну работу (выбирает капитан) предъявляют всем.

Оля:

 - Кукла не продлила жизнь Маруси, но скрасила её последние дни короткой жизни.

 Саша:

 - Показано благородство и мужество Васи.

Настя К.:

 - Дети играли в жмурки. Когда пан Тыбурций поднял Васю за ноги, повязка упала с глаз.

Христина:

 - Я думаю, что это метафора. Играя с детьми из «дурного общества», он многое открыл для себя: заботу, сострадание, любовь близких.

- Как завёрнутого ребёнка.

Миша:

 - Васе всего 7 лет, но он уже пережил горе: смерть матери и смерть Маруси. (Читает текст, стр.41, «В подземелье…»).

Виталик:

 - Пан Тыбурций помогает отцу и Васе понять друг друга. Отец снова нежно погладил волосы сына.

Ваня:

 - История с куклой показывает глубину горя людей из «дурного общества», благородство, честность, мужество Васи.

Дима:

 - Познакомившись с Валеком, Вася узнал, что говорят о его отце.

Саша:

 - Эта история помогает Васиному отцу и обращает его сердце к сыну.

Оля:

 -Беззаботная Соня узнаёт о больной девочке и позволяет взять куклу.

Маша:

 - Маруся бредит: «Вот цветочек заболел…». Вася научился понимать чужое горе, сострадать.

Каждый учащийся пишет на листочке.

Чтение:

- Жалко Марусю, я плакала.

- Я подумала: «Как хорошо, что у меня есть мама и брат».

- Жалко Марусю и Валека. Что с ним стало?

- Я счастливая, потому что у меня есть мама, папа, квартира и всё в ней.

- Как хорошо, что Вася и Соня, став взрослыми, приходят на могилку Маруси.

- Жалко Марусю, что она прожила такую короткую и несчастливую жизнь. Моя  бабушка тоже заплакала, когда я ей прочитала это.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по теме "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе""

Презентация составлена к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"....

Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Данная презентация может быть использована на заключительном уроке литературы в 6м классе при изучении повести В Короленко "В дурном обществе".Работа содержит следующие этапы:- словарная работа;- анал...

Нравственные уроки в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»»

Урок литературы в 5 классе "Нравственные уроки в повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"...

Серия уроков по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе"

Опыт комментированного прочтения и обсуждения повести В.Короленко "В дурном обществе". Сравнение и обсуждение иллюстраций разных художников....

Тема урока: «Маруся и Соня : два детства.»(Урок по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»).

На этом уроке сравнительно изучаются два литературных героя: Соня и Маруся.Ребята должны понять, в какой трудной ситуации могут оказаться бедные люди.Им тяжело выбраться из подземелья.Нищета,голод и х...