Урок литературы в 5 классе по теме: "Пейзажная лирика Тютчева Ф.И"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Пинегина Любовь Валентиновна

Технологическая карта урока. Тема. Цели. УУД .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx46.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Пейзажная лирика Тютчева Ф.И.

«Зима недаром злится…», «Весенние воды». (5 класс)

                                                                                                             

Пинегина Любовь Валентиновна

учитель русского языка и литературы

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г

Название раздела, темы: Русские поэты 19 века  о Родине, родной природе и о себе.

Материалы к уроку:  Просмотр презентации

Тема урока:  Пейзажная лирика Тютчева Ф.И. «Зима недаром злится…», «Весенние воды».

Цели урока: развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения;                       развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;                                       развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии;                                                воспитывать любовь к природе;                                                                                                                                         развивать коммуникативные навыки

Планируемые результаты:                                                                                                                                                                        определять тему и главную мысль произведения;                                                                                              анализировать языковые средства, используемые автором в произведении;                                                               правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.

Предметные:

совершенствовать речь  учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:

 поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение  речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических  способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация. 

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

- Здравствуйте! Меня зовут Любовь Валентиновна, урок литературы у вас сегодня проведу я. А как зовут вас, я сейчас узнаю. У вас на парте лежит листочек и  маркер. Сверните листочек вдвое и крупными буквами запишите свое имя. А рядышком нарисуйте смайлик вашего настроения сейчас.( С улыбкой или без :-(  ;-) ) А в конце урока посмотрим снова : какое у вас настроение??? 

Внимательно слушай - и всё услышишь.

Внимательно смотри - и всё увидишь.

Думай - и всё поймёшь.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Сквозной элемент урока

Индивидуальная работа.

регулятивные: саморегуляция

Скажем про себя несколько раз:

Прозвенел для нас звонок, начинается урок!

Подготовка речевого аппарата к говорению

2.Мотивация к учебной деятельности

Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД:  формирование желания формировать новые знания

регулятивные УУД: целеполагание

Ребята, внимательно рассмотрим несколько слайдов презентации, которые вам помогут определить  тему урока, а может быть даже и цель. ( Слайд 1,2,3) Портрет Тютчева

Несколько слайдов его биографии  

Проблемный вопрос:

 Можно ли понять по данным картинкам, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

А у вас есть желание узнать о чем писал Тютчев???

Мы с вами на уроке литературы, где главный наш инструмент – слово, поэтому попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

А цель?

Пейзажная лирика Тютчева Ф.И.

«Зима недаром злится…», «Весенние воды». 

Будем  работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения;                       развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;                                       развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии;                                                воспитывать любовь к природе;                                                                                                                                        

Чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников.

Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос.

Формулируют предполагаемую тему занятия, цель

Стихотворения  Ф.И. Тютчева.

Записывают тему урока в тетрадь.

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

3.

Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым отношением к природе  отмечены стихи, написанные Федором Ивановичем Тютчевым. Познакомимся с его стихотворениями «Зима недаром злится…»  и «Весенние воды» .Для этого предлагаю прослушать  исполнение  первого стихотворения мастером художественного слова

Лексическая работа

– В стихотворении нам встретились трудные, непонятные слова

На доске выписаны слова:

Недаром – не напрасно, не зря
Пора – время 
Нудит – заставляет
Трезвон – частые, резкие звонки, сильный звон 
Хлопочет – занимается чем-то усердно, добивается чего-то
Пуще – сильнее
Горя мало – о беззаботном, не унывающем человеке, 
Наперекор – назло

 Чтение стихотворения вполголоса, определение темы.

(Заслушивание вариантов ответов, их редактирование.)

– Прошла пора зимы.

3. Чтение стихотворения про себя, определение идеи (главной мысли).

(Заслушивание вариантов ответов, их редактирование.)

Как бы зима ни злилась, весна наступит

 

Дети слушают  стихотворение в исполнении актера, следят по учебнику.

-  Прошла пора зимы

Как бы зима ни злилась, весна наступит

Физ. минутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД:умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами.

Физ.минутка.

Выполняется физминутка

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа  с текстом

Работа с текстом стихотворения

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение  достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

– А теперь посмотрим, какие приемы использует автор, чтобы раскрыть идею.
– Что делает Зима?
– О ком так говорят?
 (О человеке.)
– Каким человеком представляете Зиму?
– С каким выражением будем читать о зиме? 
(Сердито, ворчливо, со злобой, недовольно, разъяренно, гневно.)
– Что делает Весна? 
– Как бы изобразили Весну?
– С каким выражением будем читать о Весне?
 (Весело, жизнерадостно, светло, задорно, с ликованием)

– Такой прием, когда о неживом существе говорят, как о человеке, называется  …олицетворением.

- Ребята, мы убедились, что поэт показал два образа – два настроения.

- А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)

В своем стихотворении поэт использует прием контраста.

- Что такое контраст?

- Вспомните уроки изобразительного искусства. Какие цвета мы называем контрастными? (Контраст – это резкая противоположность.)

- Что описывается в контрасте? (Зима и Весна.)

Заполнение кластера:( Работа в группах) Какие глаголы показывают, что и Зима, и Весна изображены как живые существа?

Зима –

Весна –

А эпитетов автору уже не понадобилось в большом количестве - их всего три: "злая" ( "ведьма злая" - инверсия, обратный порядок слов, ещё глубже характеризующий Зиму, при том, что логическое ударение также выделяет эпитет " злая" ), "прекрасное" ( "прекрасное дитя" - прямой порядок слов ) и сравнительная степень прилагательного "румяней" в составном именном сказуемом ( "румяней стала" - обратный порядок слов

 Подготовка к выразительному чтению стихотворения, языковой анализ.

– А сейчас мы будем готовиться к выразительному чтению стихотворения.
– В каком темпе будем читать стихотворение: в медленном, быстром или среднем? Почему? (В среднем, Зима сдерживает торопливость Весны, но Весна упорно наступает, не медлит.)
– Расставим 
логические ударения.
– Читаем 
первую строчку и отметим действие Зимы. (Злится.) 
– Подберите синоним. 
(Сердится, не довольна.) 
– Почему у Тютчева – злится? (
Высшая степень качества.)
– Читаем вторую строку и отметим, почему Зима злится. 
(Прошла…)
– Читаем далее. На кого злится Зима? Какое слово отметим? 
(Весна.)
– Следующая строка. Назовите действие Весны. 
(Гонит.) Замените синонимом. (Заставляет уйти, провожает.) 
– Почему здесь – гонит? 
(Настойчиво.)
– Подготовьтесь прочитать первое четверостишие. Кто хочет прочитать для всех? 
– Работаем со 
вторым четверостишием. Что происходит вокруг? (Засуетилось, нудит.)
– Подберите синоним к слову “нудит”. 
(Заставляет.) 
– Почему у автора иначе? 
(Настойчиво, упорно заставляет.)
– Читаем дальше и назовем вестников Весны. 
(Жаворонки.) 
– Кого еще называют вестниками весны?
 (Грачей, скворцов.) 
– Почему здесь – жаворонки?
 (Очень звонкие, все сразу услышат, что Весна пришла.)
– Какое слово доказывает, что все вокруг слышат приход Весны? 
(Трезвон.)
– Прочитайте друг другу это четверостишие.

– Работаем с третьим четверостишием.
– Что делает Зима? 
(Хлопочет, ворчит.) Скажите иначе. (Ругается, злится, кричит.) 
– Почему здесь – ворчит? 
(Уже нет сил сопротивляться Весне.)
– Читаем третью строчку и отметим действие Весны.
 (Хохочет.) Подберите синоним. (Смеется.) 
– Почему у Тютчева – хохочет? 
(Звонко, заливисто, задорно.)
– Читаем четвертую строку и найдем слово, которое показывает, что веселье все усиливается и усиливается. 
(Пуще.) 
– Можно упустить это слово? Что потеряем? 
(Потеряем усиление действия.)
– Подготовьтесь читать это четверостишие. Кто готов прочитать для всех?
– Работаем дальше. Отметьте в первой строчке действие Зимы. 
(Взбесилась.) Замените синонимом.(Рассердилась.) 
-Почему здесь иначе? 
(Высшая степень качества.)
– Какие слова в этой строчке подчеркивают высшую степень злобы? 
(Ведьма злая.)
– Что сделала Зима дальше? 
(Снегу пустила.) 
– Что обычно делают со снегом, снежками? 
(Бросают.) 
– Почему здесь – пустила? 
(Длительное действие.)
– Читаем дальше и найдем антоним к словосочетанию “ведьма злая”. 
(Прекрасное дитя.) 
– Вспомните, какой мы рисовали Зиму, а какой – Весну. Точно мы их описали?
– Готовимся к чтению этой части.
– Читаем 
последнее четверостишие. Найдем в первой строчке слова, говорящие о характере Весны.(Горя мало.)
– Что она сделала со снегом, которым Зима хотела ее прогнать, засыпать? 
(Умылася.) 
– Какой стала Весна от снега? 
(Румяней.) Скажите иначе (Краснее.) 
– Почему здесь – румяней? 
(Ярче, веселее.)
– Добилась Зима своей цели? Как поступила Весна? 
– Найдите в последней строчке слово. 
(Наперекор) Что оно означает? (Назло) – Почему у Тютчева – наперекор? (Весна не злая, а настойчивая)

Чтение друг другу ( в парах)


Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя

Два хорошо подготовленных ученика читают стихотворение.

(Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)

Чтение друг другу ( в парах)

Слушание           выразительного чтения учеников.


– Кто хочет порадовать нас чтением всего стихотворения?

Беседа по прослушанному.

-Понравилось ли вам чтение стихотворения Тютчева?

- Кому из ребят удалось лучше прочитать стихотворение?

Вопросы к чтецам:

  • Удалось ли тебе передать отношения зимы и весны?
  • Что получилось?
  • Что в следующий раз ты прочитал бы по-другому?

Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Групповая работа. Самостоятельный анализ стихотворения

Работа в группах и   выступление перед аудиторией.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация.

регулятивныеУУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников.

познавательные УУД:умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды».

Прослушивание стихотворения

  1. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
  2. Какие впечатления оставило?
  3. Какой образ весны складывается у нас под впечатлением этого стихотворения? (Весна — это образ праздничный, молодой, нежный и радостный).
  4. В стихотворении много глаголов. Для чего поэт их использует? (Глаголы передают действие, быструю смену событий, весна – время, когда все меняется очень быстро, нет покоя, как зимой).
  5. Средства выразительности (Эпитеты: молодая весна, румяный, светлый хоровод. Олицетворение – воды; метафора – гласят)

Картине И. Левитана «Весна — большая вода» созвучны строки стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды»

Прослушаем романс С.В. Рахманинова «Весенние воды».

- Давайте попробуем вместе прочитать стихотворение Тютчева так, чтобы передать настроение весны, ее образ. (Коллективное выразительное чтение стихотворения).

Стихотворения Федора Ивановича Тютчева оставляют доброе, радостное впечатление).

Весна — это образ праздничный, молодой, нежный и радостный

Этап 6. Подведение итогов урока

1.

Особенность тютчевского стиля состоит в том, что поэт  изображает постоянное движение времени, постоянно меняющийся мир.

Вывод записать в тетрадь

2.Самооценка

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный

Создайте свою иллюстрацию к одному из стихотворений Тютчева и подготовьтесь к её защите.

Запись задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? А как обстоят дела с нашим настроением???  Покажите смайлики…Перед вами  картина весны.. Пока еще хмурая. А вот засияло в небе солнышко. А сейчас  здесь распустятся цветочки

- сиреневые – урок очень понравился

- желтые – урок не понравился

- белые –  я остался равнодушным!!!!

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

Урок литературы. 10 класс.«Панаевкий», «денисьевкий» и «лазичевский» циклы любовной лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и А. А. Фета.

На уроке используются технологии групповых способов обучения, проблемного обучения, технологии личностно-ориентированного обучения и  ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).Школьники уже...

Разработка урока литературы в 6 классе на тему «Пейзажная лирика русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого»

Разработка урока литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского,  А.К. Толстого»...

Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания....

Урок литературы 10 класс «Философская лирика Ф. И. Тютчева»

Освоение понятий категории времени в философии, категории времени, философии природы в творчестве Ф.И. Тютчева.Умение анализировать стихотворения Ф.И. Тютчева, относящиеся к философской лирике....

Урок литературы в 5 классе по теме "Пейзажная лирика С. Есенина"

Урок с применением ИКТ-технологии, технологии развивающего обучения....