Урок литературы в 5 классе по теме: "Пейзажная лирика Тютчева Ф.И"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пейзажная лирика Тютчева Ф.И.
«Зима недаром злится…», «Весенние воды». (5 класс)
учитель русского языка и литературы
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г
Название раздела, темы: Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе.
Материалы к уроку: Просмотр презентации
Тема урока: Пейзажная лирика Тютчева Ф.И. «Зима недаром злится…», «Весенние воды».
Цели урока: развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения; развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста; развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии; воспитывать любовь к природе; развивать коммуникативные навыки
Планируемые результаты: определять тему и главную мысль произведения; анализировать языковые средства, используемые автором в произведении; правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.
Предметные:
совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | |||||||||||
Организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. - Здравствуйте! Меня зовут Любовь Валентиновна, урок литературы у вас сегодня проведу я. А как зовут вас, я сейчас узнаю. У вас на парте лежит листочек и маркер. Сверните листочек вдвое и крупными буквами запишите свое имя. А рядышком нарисуйте смайлик вашего настроения сейчас.( С улыбкой или без ) А в конце урока посмотрим снова : какое у вас настроение??? Внимательно слушай - и всё услышишь. Внимательно смотри - и всё увидишь. Думай - и всё поймёшь. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность | |||||||
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности | |||||||||||
1.Сквозной элемент урока | Индивидуальная работа. | регулятивные: саморегуляция | Скажем про себя несколько раз: Прозвенел для нас звонок, начинается урок! | Подготовка речевого аппарата к говорению | |||||||
2.Мотивация к учебной деятельности Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: формирование желания формировать новые знания регулятивные УУД: целеполагание | Ребята, внимательно рассмотрим несколько слайдов презентации, которые вам помогут определить тему урока, а может быть даже и цель. ( Слайд 1,2,3) Портрет Тютчева Несколько слайдов его биографии Проблемный вопрос: Можно ли понять по данным картинкам, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? А у вас есть желание узнать о чем писал Тютчев??? Мы с вами на уроке литературы, где главный наш инструмент – слово, поэтому попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. А цель? Пейзажная лирика Тютчева Ф.И. «Зима недаром злится…», «Весенние воды». Будем работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения; развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста; развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии; воспитывать любовь к природе; | Чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников. Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос. Формулируют предполагаемую тему занятия, цель Стихотворения Ф.И. Тютчева. Записывают тему урока в тетрадь. | |||||||
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | |||||||||||
3. | Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А. С. Пушкин, воспевал природное величие и стихию романтик М. Ю. Лермонтов. У каждого художника было свое восприятие этого непростого явления. Особым отношением к природе отмечены стихи, написанные Федором Ивановичем Тютчевым. Познакомимся с его стихотворениями «Зима недаром злится…» и «Весенние воды» .Для этого предлагаю прослушать исполнение первого стихотворения мастером художественного слова Лексическая работа – В стихотворении нам встретились трудные, непонятные слова На доске выписаны слова: Недаром – не напрасно, не зря Чтение стихотворения вполголоса, определение темы. (Заслушивание вариантов ответов, их редактирование.) – Прошла пора зимы. 3. Чтение стихотворения про себя, определение идеи (главной мысли). (Заслушивание вариантов ответов, их редактирование.) Как бы зима ни злилась, весна наступит |
Дети слушают стихотворение в исполнении актера, следят по учебнику. - Прошла пора зимы Как бы зима ни злилась, весна наступит | |||||||||
Физ. минутка (пауза релаксации) | личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные УУД:умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами. | Физ.минутка. | Выполняется физминутка | ||||||||
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом | |||||||||||
Работа с текстом стихотворения | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | – А теперь посмотрим, какие приемы использует автор, чтобы раскрыть идею. – Такой прием, когда о неживом существе говорят, как о человеке, называется …олицетворением. - Ребята, мы убедились, что поэт показал два образа – два настроения. - А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.) В своем стихотворении поэт использует прием контраста. - Что такое контраст? - Вспомните уроки изобразительного искусства. Какие цвета мы называем контрастными? (Контраст – это резкая противоположность.) - Что описывается в контрасте? (Зима и Весна.) Заполнение кластера:( Работа в группах) Какие глаголы показывают, что и Зима, и Весна изображены как живые существа? Зима – Весна – А эпитетов автору уже не понадобилось в большом количестве - их всего три: "злая" ( "ведьма злая" - инверсия, обратный порядок слов, ещё глубже характеризующий Зиму, при том, что логическое ударение также выделяет эпитет " злая" ), "прекрасное" ( "прекрасное дитя" - прямой порядок слов ) и сравнительная степень прилагательного "румяней" в составном именном сказуемом ( "румяней стала" - обратный порядок слов Подготовка к выразительному чтению стихотворения, языковой анализ. – А сейчас мы будем готовиться к выразительному чтению стихотворения. – Работаем с третьим четверостишием. Чтение друг другу ( в парах) | Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя Два хорошо подготовленных ученика читают стихотворение. (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.) Чтение друг другу ( в парах) | |||||||
Слушание выразительного чтения учеников. |
Беседа по прослушанному. -Понравилось ли вам чтение стихотворения Тютчева? - Кому из ребят удалось лучше прочитать стихотворение? Вопросы к чтецам:
| Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя | |||||||||
Этап 5. Закрепление полученных знаний | |||||||||||
Групповая работа. Самостоятельный анализ стихотворения | Работа в группах и выступление перед аудиторией. | личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация. регулятивныеУУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников. познавательные УУД:умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. коммуникативные УУД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач | Ф. И. Тютчев. «Весенние воды». Прослушивание стихотворения
Картине И. Левитана «Весна — большая вода» созвучны строки стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды» Прослушаем романс С.В. Рахманинова «Весенние воды». - Давайте попробуем вместе прочитать стихотворение Тютчева так, чтобы передать настроение весны, ее образ. (Коллективное выразительное чтение стихотворения). | Стихотворения Федора Ивановича Тютчева оставляют доброе, радостное впечатление). Весна — это образ праздничный, молодой, нежный и радостный | |||||||
Этап 6. Подведение итогов урока | |||||||||||
1. | Особенность тютчевского стиля состоит в том, что поэт изображает постоянное движение времени, постоянно меняющийся мир. | Вывод записать в тетрадь | |||||||||
2.Самооценка | Самоанализ | Анализ работы учащихся. | Самооценка работы на уроке. | ||||||||
3.Домашнее задание | Словесный, наглядный | Создайте свою иллюстрацию к одному из стихотворений Тютчева и подготовьтесь к её защите. | Запись задания в дневники. | ||||||||
4.Рефлексия | Метод контроля, познавательно-рефлексивный | регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? А как обстоят дела с нашим настроением??? Покажите смайлики…Перед вами картина весны.. Пока еще хмурая. А вот засияло в небе солнышко. А сейчас здесь распустятся цветочки - сиреневые – урок очень понравился - желтые – урок не понравился - белые – я остался равнодушным!!!! Итоговый комментарий. | Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"
Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....
Урок литературы. 10 класс.«Панаевкий», «денисьевкий» и «лазичевский» циклы любовной лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и А. А. Фета.
На уроке используются технологии групповых способов обучения, проблемного обучения, технологии личностно-ориентированного обучения и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).Школьники уже...
Разработка урока литературы в 6 классе на тему «Пейзажная лирика русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого»
Разработка урока литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIX века Е.А.Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого»...
Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . "Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"
В данный рабочий лист включены разноуровневые задания....
Урок литературы 10 класс «Философская лирика Ф. И. Тютчева»
Освоение понятий категории времени в философии, категории времени, философии природы в творчестве Ф.И. Тютчева.Умение анализировать стихотворения Ф.И. Тютчева, относящиеся к философской лирике....
Урок литературы.10 класс. Особенности философской лирики Тютчева (на примере работы над развернутым ответом на вопрос к стихотворению "Наш век"
Урок литературы.10 класс. Особенности философской лирики Тютчева...
Урок литературы в 5 классе по теме "Пейзажная лирика С. Есенина"
Урок с применением ИКТ-технологии, технологии развивающего обучения....