Художественный мир стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Урок литературы в 6 классе. УМК В. Я. Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hudozhestvennyy_mir_stihotvoreniya_a._s._pushkina_zimnee_utro.docx | 655.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет, класс | Литература, 6 класс (уровень базисный) | ||||||
Программа | Программа по литературе под редакцией В. Я. Коровиной | ||||||
УМК | Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008. | ||||||
Тема | Художественный мир стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». | ||||||
Тип урока | Урок открытия новых знаний | ||||||
Формы организации деятельности | Фронтальная и групповая работа | ||||||
Технологии | Кейс, исследование, ПОПС-технология [1] | ||||||
Цель | развивать эстетический вкус, формировать эмоциональную картину мира. | ||||||
Задачи | Образовательные: продолжать формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст. Воспитательные: создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении все более сложных заданий. Развивающие: способствовать развитию литературных способностей ребенка: эмоциональной чуткости к слову, образной конкретизации и обобщению словесных образов. | ||||||
Планируемые результаты: -личностные -предметные -метапредметные | Предметные: развитие способности понимать лирическое произведение. Личностные УУД: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя Регулятивные УУД: формирование умения выполнять учебные действия (отвечать на вопросы), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно и в группе. Коммуникативные УУД: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия Познавательные УУД: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). | ||||||
Межпредметные связи | ИЗО, русский язык | ||||||
Основные термины и понятия темы | Теоретико-литературные понятия: строфа, лирический герой, изобразительно-выразительные средства (сравнение, метафора, эпитет, антитеза, звукопись), их роль в стихотворении. | ||||||
Оборудование урока | Учебник. Коровина В.Я. и др. Литература для 6 класса; ПК; мультимедийный проектор | ||||||
Рекомендации по подготовке к уроку | Класс заранее делится на 5 группы по 4 – 5 человек, определяется капитан в каждой группе. | ||||||
Структура урока | 1. Организационный момент. 2. Мотивация познавательной деятельности. Актуализация знаний. 3. Постановка и формулирование проблемы. 4.Процессное планирование деятельности. 5. Процесс решения проблемы. 6. Применение знаний и умений. 7. Рефлексия. 8. Домашнее задание. | ||||||
Ход урока | |||||||
Этап | Организационный момент | ||||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Виды формируемых УУД | |||||
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя (приветствует учащихся, предлагает проверить подготовку к уроку). Создаёт благоприятную атмосферу. | Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. | Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии. Коммуникативные: готовность к сотрудничеству | |||||
Этап | Мотивация познавательной деятельности. Актуализация знаний | ||||||
1. Учитель предлагает учащимся перенестись на несколько месяцев в будущее и представить зиму: - Давайте мы с вами перенесёмся на два месяца вперёд и представим, что за окном не осень, а снежная зима. Представили? А теперь попробуйте записать в тетрадь: 1 - я колонка, что вы представили. Начните со слов «Я представил (-а)..», 2- я колонка, что вы слышите, начните со слов «Я слышу..», и 3 -я колонка, что вы чувствуете, начинаете со слов «Я чувствую…». 2.Такой зиму представили вы. А теперь давайте посмотрим картины русских художников и попробуем описать настроение, которое возникает у вас, когда вы смотрите на ту или иную картину. [2] 3.Художники передали своё настроение с помощью красок. Но мир природы волнует не только художников, но и поэтов. И сегодня вместе с А. С. Пушкиным мы отправимся в зимнюю сказку. Итак, тема нашего урока: «Художественный мир стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Как вы думаете, что предстоит нам сегодня понять? | 1.Выполняют задание, ответы записывают в тетрадь. По очереди зачитывают предложения (представитель от каждой колонки). 2. Рассматривают картины [2] и стараются определить настроение, которое передаёт художник. 3. Записывают тему урока, формулируют вместе с учителем задачи урока. | Личностные: самоопределение Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: общеучебные: умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | |||||
Этап | Постановка и формулирование проблемы | ||||||
1.Организует прослушивание стихотворения онлайн (блог учителя): предлагает сесть удобнее, закрыть глаза и представить картины, возникающие во время прослушивания стихотворения. 2.После прослушивания предлагает ответить на вопрос: -Что вы увидели, почувствовали? Может быть, что-то услышали? 3.Создаёт проблемную ситуацию: - Вы обратили внимание, насколько противоречивы были ваши ответы на вопрос, что вы почувствовали, слушая стихотворение? Кто-то почувствовал радость и грусть, кто-то веселье и тоску. В связи с этим, как вы думаете, на какой вопрос мы должны найти ответ? | 1.Слушают стихотворение. 2.Отвечают на вопрос учителя. (Примерные ответы: «Представил солнечное зимнее утро, комнату, освещённую ярким солнцем. За окном вьюга; в комнате тепло, топится печь. Герой куда-то мчится на коне». «Почувствовал радость, веселье, а также печаль, грусть». «Услышал, как трещат дрова в печи, как скрипит снег» 3.Высказывают предположения. Формулируют проблемный вопрос (с помощью учителя): Как и почему меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения? | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы | |||||
Этап | Процессное планирование деятельности | ||||||
1.Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации. Проводит лексическую работу: предлагает найти в стихотворении незнакомые слова и попробовать объяснить их значение. 2. - Как вы думаете, с помощью каких выразительных средств можно передать настроение? - Есть ещё один приём, который поэты и писатели часто используют. Это антитеза. Предлагает записать в тетрадь определение, что такое антитеза. «Антитеза - это противопоставления слов, образов, картин для передачи чувств». Определения средств выразительности спроектировано на экран. [4] | 1.Отмечают незнакомые слова, объясняют их значение. [3] Нега – наслаждение (устар.) Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.) Вечор – вчера (диал.) Нынче – сейчас (устар.) Озарена – освещена (устар.) Велеть – приказать (устар.) Запречь – запрячь, запрягать (диал.) Предадимся – отдадимся (устар.) 2.Отвечают на вопрос: «Настроение можно передать, используя эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения». Дают определения. | Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование; логические: анализ объектов; решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, доказательство Коммуникативные: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог. | |||||
Этап | Процесс решения проблемы | ||||||
1.Организует групповую работу учащихся, раздаёт каждой группе кейс [5]. Кроме задания каждой группе выдаётся список слов, обозначающих настроение. Из предложенного списка участники групп должны выбрать слова, которые более точно передают настроение лирического героя. [6] | 1.Работают в группе. Отвечают на вопросы, выстраивают связный ответ. Каждая группа анализирует одну строфу, результаты исследования учащиеся записывают в таблицу. [5] | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование, прогнозирование. Познавательные: логические: построение логической цепи рассуждения; общеучебные: выдвижение гипотез и их обоснование, выбор наиболее эффективных способов решения задач; постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | |||||
Этап | Применение знаний и умений | ||||||
1.Устанавливает осознанность восприятия. Организует выступление учащихся от каждой группы. 2. Во время выступления заполняет общую таблицу на доске. После ответов участников групп предлагает сделать вывод: сколько раз меняется настроение лирического героя, и ответить на проблемный вопрос урока: как и почему меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения? 3. Предлагает вернуться к картинам русских художников (которые рассматривали в начале урока) и выбрать ту картину, настроение которой созвучно настроению лирического героя, обосновать свой выбор. При ответе использовать принцип ПОПС | 1.Составляют связный ответ. Используют ПОПС-технологию при ответах. Участники других групп записывают в общую таблицу результаты исследования. [7] 2.Делают вывод, отвечают на проблемный вопрос. «Настроение лирического героя меняется 5 раз. Его настроение связано с состоянием природы. Поэт показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой». 3. Ещё раз рассматривают картины, выбирают ту, которая, по их мнению, созвучна стихотворению, доказывают свою точку зрения. Ответ одной из групп: «Мы считаем, что трудно определить, какая точно картина по настроению созвучна со стихотворением, потому что настроение лирического героя меняется. Например, в 1-й строфе настроение радостное, бодрое, поэтому подходит картина Цыплакова или И. Разживина, а настроение второй строфы созвучно картине Клевера «Пурга надвигается». | Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль. Личностные: самоопределение Познавательные: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||
Этап | Рефлексия | ||||||
Организует рефлексию: просит подвести итог работы на листах самооценки и взаимооценки [8]. Если оценка устраивает ученика, то учитель ставит её в журнал. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и взаимооценку участников группы, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |||||
Этап | Домашнее задание | ||||||
Предлагает задание на выбор: 1) Создать палитру настроения лирического героя и подписать строчками из стихотворения. 2) Письменный ответ на вопрос: как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения? ( 7 - 10 предложений) | Анализируют и выявляют степень готовности. Выполненное домашнее задание [9] | Личностные: эмоциональное принятие домашнего задания. |
Ссылки:
[1] - приложение 1: ПОПС-технология
[2] - приложение 2: картины русских художников о зиме
[3] - приложение 3: значение слов
[4] - приложение 4: средства выразительности
[5] - приложение 5: кейс
[6] - приложение 6: настроение
[7] - приложение 7: результат работы групп, общая таблица
[8] - приложение 8: лист самооценки и взаимооценки работы в группе
[9] - приложение 9: выполненное домашнее задание
Приложение 1 ПОПС - технология
П – позиция (Мы считаем что …)
О – обоснование (потому что …)
П – пример (например, …)
С – следствие (поэтому …)
Приложение 2 Картины русских художников о зиме
В. Г. Цыплаков.
Мороз и солнце
Приложение 3 Приложение 4
Приложение 5 Кейс. Задание для групп
Строфа | Настроение | «Точечная» цитата | Изобразительно-выразительные средства | Цветовая гамма | Время |
Подготовить связный ответ, используя принцип ПОПС
П – позиция (Мы считаем что …)
О – обоснование (потому что …)
П – пример (например, …)
С – следствие (поэтому …)
Приложение 6 НАСТРОЕНИЕ
Внутреннее, душевное состояние. О хорошем, радостном настроении. Беззаботное, благодушное, бодрое, великолепное, величавое, веселое, весеннее, возбужденное, воодушевленное, восторженное, высокое, добродушное, доброе, жизнерадостное, изумительное, легкое, поднятое (устар.), праздничное, превосходное, прекрасное, приподнятое, радостное, радужное, ровное, светлое, спокойное, счастливое, тихое, торжественное, умиленное, умиротворенное, устойчивое, хорошее, чистое, чудесное, чудное, шаловливое, ясное.
О плохом, грустном, озлобленном настроении. Безотрадное, безрадостное, враждебное, вялое, гнетущее, грустное, дурное, желчное, злое, мерзкое (разг.), мрачное, невеселое, нехорошее, пасмурное, пессимистическое, плохое, подавленное, раздражительное, скверное, сумеречное, сумрачное, тоскливое, тревожное, тяжелое, тяжкое, угнетенное, угрюмое, унылое, хмурое, холодное.
О мечтательном настроении. Лирическое, мечтательное, поэтическое, романтическое, сентиментальное, тихое, томное, элегическое, элегичное.
Приложение 7
Строфа | Настроение | «Точечная» цитата | Изобразительно-выразительные средства | Цветовая гамма | Время |
1 | Радостное, бодрое | «День чудесный», «друг прелестный»; «Пора, красавица, проснись! Открой…» | Эпитеты Побудительные предложения | Яркие краски: жёлтые, белые, голубые. | Настоящее |
2 | Тревожное, тоскливое, печальное, грустное | «вьюга злилась»; «мгла носилась» «на мутном небе», «тучи мрачные», «ты печальная»; «луна, как бледное пятно» | Олицетворение Метафора Эпитеты Сравнение | Тёмная палитра красок: тёмно-синие, серые; бледно-жёлтое пятно луны | «Вечор» |
3 | Восторженное, весёлое | «снег лежит», «лес чернеет», «речка блестит»; «голубыми небесами», «великолепными коврами», «прозрачный лес» | Метафора Сравнение, эпитет | Блеск вокруг. Голубой, зелёный, светлый тон, немного тёмного (лес чернеет) | «Нынче» (настоящее) |
4 | Радостное, счастливое, спокойное | «янтарным блеском», «весёлым треском», «приятно думать»; «трещит печь» | Сравнения, эпитеты, метафора | Янтарный, красно-жёлтый, светлый | «Нынче» (настоящее) |
5 | Умилённое, мечтательное. Чувствуется лёгкая грусть | «по утреннему снегу», «друг милый», «нетерпеливого коня», «поля пустые», «леса густые», «берег милый» | Эпитеты | Белый, прозрачный | Будущее и прошлое («берег, милый для меня») |
Приложение 8 Лист самооценки и взаимооценки работы в группе
Оцени, насколько хорошо ты (он) работал в группе: оцени работу на уроке (3, 2, 1, 0 баллов)
Самооценка | балл | Взаимооценка | балл |
Я активно участвовал в обсуждении. |
| Он активно участвовал в обсуждении. | |
Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу |
| Он брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу. | |
Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы. |
| Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы | |
Я подавал группе правильные ответы. | Он давал группе правильные ответы. | ||
Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними. |
| Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними. |
26-30 баллов - «5»; 21 - 25 - «4», 16 - 20 - «3»
Ответьте на вопросы:
Я сегодня понял …
Мне было трудно…
Приложение 9. Выполненное домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе для 5 класса по теме "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро""
Представлен конспект урока литературы в 5 классе по теме "Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимнее утро"" по программе Г.С. Меркина...
Открытый урок по литературе по теме:Стихотворение А.С. Пушкина " Зимние утро"
Урок развития речи по картине Пластова......
Литература. 6 класс. Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"
Развернутый конспект урока по литературе на тему "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро" для 6 класса по программе В.Я.Коровиной и презентация к нему....
Урок английского языка в 7 классе на тему"Стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро"
Ознакомление учащихся с поэзией Пушкина.Повторение степеней сравнения прилагательных.Развитие навыков чтения ,тренировка лексических навыков и навыков чтения.Совершенствование орфографического навыка...
Урок английского языка в 7 классе на тему"Стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро"
Ознакомление учащихся с поэзией Пушкина.Повторение степеней сравнения прилагательных....
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
Урок - поиск на тему "Художественный образ природы в стихотворении А.С.Пушкина "Зимнее утро" (5 класс)
На примере вышеназванной темы покажу, как применяется системно- поисковая технология для развития у учащихся самостоятельности, рефлексивности (способности к осмыслению познаваемого, своих действий), ...