Малые жанры фольклора
план-конспект урока по литературе на тему
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malye_zhanry_folklora.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора
I. Проверка домашнего задания
В начале урока один ученик может на доске написать план вступительной статьи учебника, а другой ученик перескажет обращение к читателям.
Вариант плана
1. Значение книги для человека в прошлом и в настоящем.
2. Деятельность первопечатника Ивана Федорова.
3. Доверительный разговор между читателем и писателем.
4. Важность правильного выбора книги.
5. Роль создателей книги и читателя.
6. Творческое чтение художественной литературы.
7. Творческий читатель — это «перечитыватель».
Еще один ученик может написать на доске найденные им пословицы об учении. После проверки плана и пересказа вступительной статьи учебника прочитаем эти пословицы, обсудим их, спросим, какие еще пословицы нашли другие ученики. Можно дополнить ответ ученика следующими пословицами.
ПОСЛОВИЦЫ ОБ УЧЕНИИ * Ученье — красота, неученье — простота. * Чему учился, тому и пригодился. * Наука — верней золотой поруки. * От умного научишься, от глупого разучишься. * Ученье лучше богатства. * Ничего не смыслить — век киснуть. |
II. Фольклор — коллективное устное народное творчество
Эвристическая беседа
Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвященных фольклору. В начальной школе ученики уже не раз обращались к фольклору, поэтому спросим их:
— Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? Что такое фольклор?
Фольклор (в первом значении) — народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.
Второе значение слова фольклор — совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.
В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный фольклор, но запомним, что он всегда мелодичен, часто сопровождается движениями (работой, например прядением пряжи) или танцами.
— Почему мы называем фольклор коллективным творчеством?
— Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей?
Прочитаем первый абзац статьи учебника «Устное народное творчество» по В. Аникину (с. 7). Запишем в тетради:
Слово «фольклор» переводится как народная мудрость, знание.
III. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора
В зависимости от того, по какой программе учились школьники в начальной школе, материал урока может быть повторением, а может быть во многом новым для учеников. В любом случае урок станет обобщением их личного жизненного опыта, на который и будет опираться учитель в своей работе.
Дети легко поймут, что малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения.
В некоторых работах употребляется термин детский фольклор. Часто путают фольклор детей и фольклор для детей, поэтому предлагаем этот термин не употреблять.
Дальнейшую работу можно построить так: читать по абзацу статью учебника, после каждого абзаца записывать в тетради сформулированные детьми с помощью учителя определения жанров фольклора, приведенных в учебнике, приводить примеры и обращаться к личному опыту детей, которые вспомнят произведения тех жанров, которые названы в статье.
Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме 3:
Спи, посыпай, |
Даже тяжкая летняя страда называется «веселой»:
Будем рано разбужать, |
В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство.
Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема — это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:
Сон-то говорит: |
— Помните ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему?
Сон ходит по лавке, |
Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота.
— Вспомните колыбельные про котика-кота.
* Уж ты, котичка-коток, |
Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм.
— Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм?
Баю, баю, баиньки!.. |
Пестушка — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:
* Потягунюшки, порастунюшки! |
Когда дитя после купания окачивают водой, говорят:
* Вода текучая, |
Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:
* Ножки, ножки, |
Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».
Предложим ребятам вспомнить известные им пестушки и потешки. Здесь учитель, выслушав от детей несколько различных вариантов «Ладушек», может объяснить, что произведения фольклора могут иметь много различных вариантов.
* — Ладушки, ладушки! |
Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.
* Сова, совинька, сова, * Чика, чики, чикалочки! * А барашеньки |
Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:
* — Весна красна! На чем пришла? |
Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали:
* Иди, дождик, дождичек, |
Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана.
Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.
* Улитка, улитка, * Божья коровка, * Мышка, мышка, |
Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.
СЧИТАЛКИ-ЧИСЛОВКИ
* Первой, другой, * Раз, два, три, четыре, пять — СЧИТАЛКИ-ЗАМЕНКИ * Плыла пена * Шишел-мышел |
ЗАУМНЫЕ СЧИТАЛКИ
* Чирики, микирики, * Эны-бены, |
Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.
* Шли сорок мышей, * Был баран белорыл, * У нас на дворе-подворье * Стоит поп на копне, * Добры бобры * Хохлатые хохотушки * Наш чеботарь — * От топота копыт |
Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши, например:
* Лыко мужиком подпоясано. * Ехала деревня середь мужика. * Между небом и землей * Чеса заголовалась. * Боже, Боже, |
Дети знают достаточно считалок, скороговорок и загадок и расскажут их на уроке. Скороговорки особенно важны сейчас, в начале учебного года, когда артикуляция у детей недостаточно четкая. Целесообразно будет в течение некоторого времени каждый урок начинать с записывания и разучивания новой скороговорки. Такая работа существенно улучшает технику чтения у учащихся, развивает память и чувство юмора, учит правильно интонировать, используя возможности своего голоса.
Сделаем выводы
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками). В играх дети использовали веселые считалки.
Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.
Домашнее задание
Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника).
На отдельном листке написать одну самостоятельно найденную скороговорку и нарисовать к ней рисунок. (Эти записи учитель будет использовать на следующих уроках.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока Малые жанры фольклора
Конспект "Малые жанры фольклора". Урок можно провести в 5-6 классах, можно использовать в неурочной деятельности Отдельно представлена дидактика к уроку...
Конспект урока на тему "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки"
Урок проводится в 5 классе при изучении фольклора. Даёт полное представление учащимся о жанрах пословицы и поговорки. В ходе урока используются игровая технология, уделяется внимание развитию речи уча...
Внеклассное мероприятие по литературе "Родительское слово не на ветер молвится" (Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)
Внеклассное мероприятие по литературе...
Фольклор. Малые жанры фольклора.
Урок позволяет познакомить учащихся с новым материалом и повторить ранее изученный материал по устному народному творчеству. Большое внимание на уроке уделяется развитию речи и развитию творческ...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...