Исследовательская работа "Сейте разумное, доброе, вечное" (Влияние учителя на формирование души, характера и судьбы человека в произведениях А. Костюнина и Кок-оола Чамыяна)
проект по литературе (7 класс) на тему

Ким-оол Чечек Семеновна

В исследовательской  работе "Сейте разумное, доброе, вечное" мы рассмотрели влияние учителя на формирование души, характера и судьбы человека в произведениях А. Костюнина и Кок-оола Чамыяна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Сейте разумное, вечное, доброе"36.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Сейте разумное, доброе, вечное»

(Влияние  учителя на формирование души, характера и судьбы человека в произведениях писателей А. Костюнина и Кок-оола Чамыяна)

Содержание.

Введение.

Глава I. Влияние  учителя на формирование души, характера и судьбы человека в произведениях вышеназванных писателей.

1.1. Александр Костюнин – молодой карельский писатель.

1.2.  Кок-оол Чамыян – известный тувинский писатель.

Глава II. Обобщение лучших черт в облике учителя в произведениях «Поводырь» А. Костюнина и «Ханы дазыл» К. Чамыян.

Заключение.

Библиографический список.

Введение.

        Учитель занимает одно из важнейших мест в жизни каждого человека. Он не только учит науке, но, как родители, закладывает нравственные, моральные качества. Многие взгляды на мир формируются благодаря школьному воспитанию. А учитель служит примером поведения, часто – идеалом.

        К образу преподавателя обращались многие писатели на протяжении всей истории многонациональной  литературы.

        В русской литературе встречаются образы идеального учителя. Лев Толстой писал:   « Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель». В. Даль говорил, что воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника.

        Так какими же качествами должен обладать идеальный учитель? Несомненно, он должен быть знатоком и почитателем своего предмета. Но самые главные его черты – это любовь к ученикам, справедливость, гуманность. Ведь именно в своем преподавателе ученик видит идеал человека, и если учитель хочет воспитать достойного гражданина – он должен быть таким и сам.

         Данное исследование является актуальным, так как роль учителя в жизни огромна.

         Новизна исследования в том, что рассматривается новейший материал молодого карельского писателя А.В. Костюнина «Поводырь» в сравнении с тувинской повестью «Ханы дазыл» Кок-оола Чамыян.                              

Цель : проследить в произведениях влияние  учителя на формирование души, характера и судьбы человека.

Задачи исследования:

  1. Познакомиться с жизнью и творчеством двух писателей.
  2. Анализ рассказов по теме, обобщение лучших черт в облике учителя.

Объект исследования – художественные произведения А.В Костюнина.

Предметами исследования избраны рассказ «Поводырь» и повесть «Ханы дазыл»

Метод – сравнительный анализ текстов, комментирование текстов.

Теоретическая значимость работы обусловлена ограниченным количеством исследований, посвященных заданной теме.  

Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы на уроках русской и тувинской литературы и при дальнейшем изучении прозы А.Костюнина и Кок-оола Чамыян.

                                       

                                          Александр Костюнин – молодой карельский писатель.

        Книга – это неизведанный загадочный мир, который открывается перед нами, с первых страниц.  В этот мир ведет нас писатель, чей голос мы слышим или угадываем на протяжении всего произведения. И какая же удача, когда в качестве вожатого обретаешь такого талантливого, щедрого душой, духовно богатого человека, как Александр Викторович Костюнин.

        Костюнин – писатель чрезвычайно индивидуальный. У него свое отличное от других художников видение мира, особый отбор жизненного материала, композиционное и словесное выражение. Его книги пропитаны добротой.

Проблемы нравственности в современном обществе, взаимоотношения человека и природы, проблемы исторической памяти являются актуальными в творчестве молодого карельского писателя А. Костюнина.

Костюнин Александр Викторович – современный писатель, художник, фотограф. Родился 25 августа 1964 года в Карелии, с. Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу в г. Медвежьегорске. Образование высшее. Член Союза писателей России. На международном конгрессе писателей русского зарубежья «Русское слово – связующая нить времен» за книгу «В купели белой ночи» писатель награжден дипломом I степени с присвоением звания лауреата премии им. А.  Куприна и вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу».

        В 2007 году книга «В купели белой ночи» была признана лучшей книгой года. Нас заинтересовало, чем так привлекательны современному читателю (которого трудно чем удивить) рассказы этого молодого малоизвестного автора и почему именно его произведение было удостоено такой высокой награды. Мы обратились к творчеству А. Костюнина и открыли для себя целый мир.

А. Костюнин – творческий человек, и творчество его разносторонне: он увлекается фотографией, рисует, устраивает художественные выставки, организовывает встречи с читателями. Фотовыставки проходили не только в России, но и в Японии. Делом своей жизни считает литературное творчество.

А. Костюнин – автор большого количества рассказов, повестей и эссе. В своих произведениях А. Костюнин говорит о таких простых обыденных, но очень важных в жизни любого человека ценностях, таких как: взаимопонимание, любовь, добро, милосердие, гуманность. Одновременно с утверждением общечеловеческих ценностей писатель осуждает безнравственность, лицемерие, страсть к наживе, авторитарное поведение педагогов, малодушие, предательство. Например, рассказ «Рукавичка» (2006г) повествующий об искалеченной судьбе Юрки Гурова, укравшего рукавичку из кабинета труда и ставшего на всю оставшуюся жизнь изгоем. Или рассказ «Поводырь» (2010г) главный герой которого слепой учитель музыки Антон Карлович Качмарик, друг, наставник, поводырь для маленького Магомеда не только в мире музыки, но и в мире человеческих взаимоотношений. Рассказ «Совенок» (2008г) своеобразный гимн любви красивого, умного, интеллигентного Сергея и ставшей по вине очередного отчима немой Наташки, Совенка, как ее прозвали в детстве. Или такое произведение, как «Вальс под гитару» (2007г) в финале которого звучит мысль о том, что человеку свойственно желание совершать добрые поступки (случайный попутчик, выслушав историю мальчика, подарил ему новую гитару).

Костюнин – писатель чести и жизни, доброты и справедливости. Писатель рассказывает нам о жизни в целом, предупреждает наши ошибки, помогает нам, читателям, добиваться счастья.

А. Костюнин и по сей день живет и трудится в Петрозаводске. Он является председателем Совета директоров ОАО «Судостроительный завод «Авангард». Продолжает создавать уникальные произведения, встречается со многими интересными людьми.

В тувинской литературе образ учителя встречается во многих произведениях. Например,  М.Кенин-Лопсан «Тенин самы», «Чылгычынын оо», Шангыр-оол Суван «Чагаа», Р.Ондар «Салым-чолга хомудал», Кок-оол Чамыян «Ханы дазыл».

Кок-оол Топуевич Чамыян – тувинский писатель, автор многих книг. Родился в 1931 году в селе О-Шынаа Тес-Хемского района. Окончил школу в селе Самагалтай. Закончил Тувинский педагогический институт. С 1949 года работал учителем, директором школы, начальником отдела образования. Имеет звание «Заслуженный учитель». С 1965 года началась творческая деятельность писателя. Повесть «Ханы дазыл» вошел в программу 8 класса тувинской литературы.

«Ханы дазыл».

        Всем известно, насколько важен труд учителей. Они открывают перед нами двери в чудесный и увлекательный мир знаний, прививают нам важнейшие человеческие качества – доброту, трудолюбие, целеустремленность, милосердие. Их роль в жизни каждого ребенка трудно переоценить.

        Обо всем этом повествует Кок-оол Чамыян в повести «Ханы дазыл». Учитель Агар-оол Алексей Тоорукович – прекрасный, внимательный педагог. Он с уважением относится к детям, старается их понять, умеет ценить честность, гордость, настойчивость. Он старается «не принимать себя всерьез, понимать, что… может научить совсем немногому».

        В школьном коллективе работают два совершенно разных учителя, с противоположной точкой зрения на воспитание и обучение детей.  Алексей Тоорукович – учитель с большим стажем работы. Он строгий, но справедливый человек, указывая на недостатки учеников, замечает успехи и хвалит детей за достижения. Всегда прислушивался к воспитанникам, вникал в их проблемы.

В школе обучался трудный подросток. Это ученик 6 класса «А» Эрендик Пар-оол. Он должен был учиться в 8 классе, но два раза оставался на второй учебный год. Пар-оол состоит на учете в школе, так как совершал кражи, дрался с подростками, курил, употреблял спиртные напитки и не успевал по нескольким предметам. На педсовете классный руководитель Шевер Чудай-оолович поднял вопрос об исключении Пар-оола из школы и перевести в спецшколу. Он всеми силами старался избавиться от этого ученика, потому что сам никак не смог справиться с ним. В защиту ученика выступил классный руководитель 6 класса «Б» Алексей Тоорукович. Он предложил никуда не переводить ученика, и сказал правду о том, что не была проведена воспитательная работа с трудным подростком. Алексей Тоорукович попросил перевести Пар-оола в параллельный 6 «Б» класс, где он является классным руководителем. Добавил, что это тоже наказание для ученика, и что ему с Пар-оолом будет не трудно работать. Сразу взорвался Шевер Чудай-оолович. «От перемены мест сумма слагаемых не меняется! Вы обвиняете меня в том, что я ничего не делал?»… Все закончилось тем, что Пар-оола перевели в 6 «Б» класс.

С трудным подростком Эрендик Пар-оолом А. Тоорукович находит тонкий подход. Он, зная, что у него мачеха с отцом выпивают, не занимаются воспитанием ребенка, с доверием отнесся к Пар-оолу: «Давай поговорим, хочу с тобой посоветоваться, договориться». Пар-оол вначале с недоверием относился к новому классному руководителю, ждал, что он, как и предыдущий классный руководитель Шевер Чудай-оолич начнет отчитывать его. Но этого не случилось. А. Тоорукович с  вниманием подходит к ученику, с пониманием отнесся к ребенку. Учитель начал с того, что сказал Пар-оолу: «Давай будем друг другу доверять». Для Пар-оола это было непонятно. Как доверять? Кому доверять?  Даже дома никто никому не доверял ничего! Но все-таки новому классному руководителю удалось приблизить к себе трудного подростка. А. Тоорукович  ценил в ребенке индивидуальность, которая отличает всех друг от друга, сумел обеспечить свободу самовыражения его личности. Он сумел сплотить детей в классном коллективе, в нужный момент он всегда приходил на помощь, предотвращая конфликты между ребятами. А.Тоорукович – добрый и великодушный человек, он помогал детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях, помогал, чем мог. Мы здесь видим душевную щедрость учителя.

Другой педагог – Хурбелдей Шевер Чудай-оолович – полная противоположность по сравнению с А.Тооруковичем, никаких воспитательных работ не проводил с трудным подростком Пар-оолом. Ругался, кричал, мог взять его за шиворот и встряхнуть. Всегда говорил с ним на повышенных тонах. Каждый раз за полученные «двойки», Ш. Чудай-оолович грубо бранил его: «С двойками остаешься на второй год! У тебя мозги есть? Что у тебя в голове? Вода, а не мозги! Ты – хулиган! В тюрьму хочешь?» Бывший классный руководитель не испытывал к маленькому Пар-оолу ни жалости, ни сочувствия, ни понимания.   Сам он тоже ставил и ставил ему «двойки», ошибочно думая, что ученик испугается этих «двоек» и исправится. Шевер Чудай-оолович после уроков всегда торопился домой, кричал на учеников: «У меня есть своя личная жизнь, хочу отдохнуть от вас». Кроме ругани Пар-оол ничего от него не слышал. А А. Тоорукович для Пар-оола оказался совершенно другим в воспитании учителем. Пар-оол думал, что все учителя одинаковы. Но оказалось, что совсем не так.  А.Тоорукович никогда не осуждал Пар-оола. Он доверял ему, трудному ученику, разговаривал с ним всегда вежливо, улыбался, как бы невзначай гладил по плечу, обнимал его, обращался к нему ласково, говорил  ему, плохому ученику добрые слова. Пар-оол, бедный, никогда не слышал не только от родителей таких добрых слов, но и от предыдущего классного руководителя. Пар-оол доверился новому классному руководителю, который  стал для него ближе всех. Учитель всегда подбадривал его, учил добру. Для маленького Пар-оола он стал другом, наставником, поводырем в мире человеческих взаимоотношений.

        В. Ключевский написал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». В рассказе мы видим, что Ш.Чудай-оолович не любит детей, ведь поставив «двойку», не перевоспитаешь ученика. А А. Тоорукович – настоящий по призванию Учитель с большой буквы.

        К. Чамыян в любимой всеми повести «Ханы дазыл» написал слова о том, что учитель не должен забывать, что он может научить тому немногому, что умеет сам. Так и костюнинские герои воспринимают все, что они делают, очень просто, они, в отличие от многих, имеющих власть над маленькими людьми – не считают себя всемогущими. По-видимому, автор особенно высоко ценит это человеческое качество, потому что почти одинаковые фразы мы находим в разных его рассказах «Подбадривала меня, чем могла», «Она, как могла, учила их добру и любви…». Кажется, совсем немного «чем могла», «как могла». Но, наполненное любовью, это немногое делает главное – учит «азбуке любви», главной науке жизни.

        Учитель – это тот человек, который по образному определению А. Костюнина, «ядовитым грибом или лечебной чагой» приклеился к памяти каждого из нас. И неудивительно, что образ учителя на часто встречается на страницах произведений «Рукавичка», «Деньги», «Вера», «Вальс под гитару», «Поводырь».

        Образы учителей встречаются у А. Костюнина и в других рассказах. Если создать собирательный образ и дать ему название, то лучше всех подойдет для этого слово, ставшее заглавием одного из последних рассказов «Поводырь». «Поводырь» - тот, кто помогает кому-то, водит кого-то – читаем мы в толковом словаре. Слепой учитель «служил поводырем в мире музыки» маленькому мальчику Магомеду, попавшему в интернат, где «все незнакомое, одинокое, чуждое…». Ребенок вырос и уже сам стал водить домой по темным страшным улицам своего наставника, стал его глазами: «Да, свою жизнь, полностью, без оглядки посвятил любимому учителю». Но молодым надо идти дальше, оторваться от руки поводыря – это суровый закон жизни. А закон человечности заставляет нас так же, как героя рассказа «слезами задохнуться», когда мы видим беспомощную сутулую фигуру своего стареющего учителя.

        Слепой учитель музыки (Поводырь), как бы его ни выводили хулиганистые ученики, «никогда не взрывался», никогда не осуждал, даже своих детей. Забывших из-за вечной занятости родного отца.

        В семье Магомеду привили такие черты, как уважение к старшим, милосердие, сочувствие, сопереживание, бескорыстное оказание помощи. Именно это и отличает человека от зверя. Магомед любит людей, которые его окружают, не хранит зла в своей душе за людские обиды.

        В произведении «Поводырь», главный герой – слепой учитель музыки Антон Карлович является другом, наставником, поводырем для маленького Магомеда не только в мире музыки, но и в мире человеческих взаимоотношений.

Совершенно противоположный образ учителя мы видим в рассказе «Рукавичка» А. Костюнина. Здесь мы встречаемся с авторитарным поведением педагогов. Этот рассказ никого не может оставить равнодушным. Описанная в нем первая учительница вызывает у нас отрицательные чувства. В неприятной ситуации, когда пропал образец с урока труда, она предстает не в лучшем свете. Анна Ивановна, пытаясь найти вора, осматривает детей, совершенно не обращая внимания на их испуг, слезы, стыдливость, заставляет раздеваться, вытряхивает вещи из ранца. Видимо, педагог, пытаясь докопаться до истины, не испытывает к детям жалости, сочувствия, понимания. Кроме того, также ведет себя и преподаватель рукоделия. Поведение этих учителей не только отталкивает нас, возмущает, но и пугает.

Вывод.

        Отношение к учителю в российском обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Однако, на каждом этапе исторического развития требования к личности меняются, потому меняются требования и к учителю. Педагогу приходится идти в ногу со временем.

        Кроме того, любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства и т.д.  Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.

        Учителя, не жалея себя, делают все возможное, чтобы их ученики стали образованными, грамотными людьми в будущем. Учитель – это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Учитель видит и ценит в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает всех друг от друга, умеет обеспечить свободу самовыражения его личности и понимает, что ребенок – человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Учитель – необыкновенный человек, в котором должны присутствовать сразу два противоположных качества: мягкость и строгость. В их разумном сочетании и заключается мудрость учителя.

        В школе и детям нужны учителя, которые их любят, такие, у кого высокий ум и светлая душа. Только таких учителей, которые дарят свою любовь, душевное тепло, учат не бояться никаких невзгод, люди помнят всю жизнь, вспоминают с благодарностью. Мы все еще помним некрасовские строки, обращенные к учителю в широком смысле этого слова: «Сейте разумное, доброе, вечное».

Библиографический список:

  1. Сюрюн-оол С.С. Байыр-оол С.Б. Тувинская литература, 8 класс. Тувинское книжное издательство, г. Кызыл, 2001г, 295с.
  2. Монгуш Д.С. «Угаан-сарыылдыг, сагыш-човангыр сеткилди тарыыр». Журнал «Башкы». № 2, 2002г.
  3. Сат Ш.Ч. «Сайзырадырынын айтырыглары».  Эртем ажылдарынын чыындызы. – ТКУ, 2006. -142ар.
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт р.я. им. В.В.Виноградова – 4-е изд. – М.: ООО «ИТИ Технологии» , 2009. – 944с.
  5. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – Москва.: Детская литература., 1988. – 575с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Взаимосвязь характера и поступков человека" на примере произведения А.Костюнина "Вальс под гитару"

Тип урока – урок-исследованиеМетод – использование CASE- технологии, а именно метода ситуативного анализа (анализ сложившейся ситуации, пути выхода из ситуации)Цель: выявить взаимосвязь характера и по...

Урок литературы в 6 классе по теме Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детских характеров.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Автор урока: Ёлкина Ю.В. Учебный предмет: литература Класс:6-А Автор УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.: Просвещение, 2014....

Ф. Искандер. . «Тринадцатый подвиг Геракла» . Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Ф. Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла» . Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из  ценных качеств человека....

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...