Урок "Взаимосвязь характера и поступков человека" на примере произведения А.Костюнина "Вальс под гитару"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Тип урока – урок-исследование
Метод – использование CASE- технологии, а именно метода ситуативного анализа (анализ сложившейся ситуации, пути выхода из ситуации)
Цель: выявить взаимосвязь характера и поступков героя произведения
Задачи:
Общеобразовательная: развитие коммуникативной компетенции
Развивающая: развивать компетенцию личностного самосовершенствования (формирование психологической грамотности, культуры поведения и мышления)
Воспитательная: развивать ценностно-смысловые компетенции (научить понимать мир человека и общества)
Оборудование: портрет А.Костюнина, тексты «Вальс под гитару», толковый словарь, музыкальное произведение: вальс «На сопках Маньчжурии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Липовка
Урок литературы в 8 классе
учителя 1 квалификационной категории
Шуваловой Е.В.
на тему:
«Взаимосвязь характера и поступков человека»
(по произведению А.Костюнина «Вальс под гитару»)
2013 год
Тип урока – урок-исследование
Метод – использование CASE- технологии, а именно метода ситуативного анализа (анализ сложившейся ситуации, пути выхода из ситуации)
Цель: выявить взаимосвязь характера и поступков героя произведения
Задачи:
Общеобразовательная: развитие коммуникативной компетенции
Развивающая: развивать компетенцию личностного самосовершенствования (формирование психологической грамотности, культуры поведения и мышления)
Воспитательная: развивать ценностно-смысловые компетенции (научить понимать мир человека и общества)
Оборудование: портрет А.Костюнина, тексты «Вальс под гитару», толковый словарь, музыкальное произведение: вальс «На сопках Маньчжурии»
Сегодня мы проведем урок внеклассного чтения по произведению А. Костюнина.
Запишем тему урока: Взаимосвязь характера и поступков человека (на примере произведения А.Костюнина «Вальс под гитару».
Как вы понимаете значение слова характер? Обратимся к толковому словарю, как объясняется слово? Сегодня нам встретится и слово «метаморфоза», давайте вспомним, какое значение имеет это слово (полное изменение).
Итак, цель нашего урока: выявить взаимосвязь характера и поступков героя произведения.
Александр Викторович Костюнин родился в 1964 году в Карелии. Является автором книг «В купели белой ночи» и «Ковчег души». Костюнин – лауреат литературной премии им. А.И. Куприна в номинации «Лучшая книга года» (2007 год), лауреат премии им. С.В. Михалкова в номинации «Лучшая книга России 2007 года».
Его рассказ «Вальс под гитару» начинается с эпиграфа« ...В сущности, любая человеческая душа представляет собою зыбкий огонёк, бредущий к неведомой божественной обители, которую она предчувствует, ищет и не видит». А. Моруа.
Ребята, вам дано было домашнее задание: объяснить, как вы понимаете строки А. Моруа. ( Строки посвящены смыслу жизни. Каждый должен найти свое предназначение, как бы тяжел этот путь ни был. Только тогда человек обретет счастье, когда найдет свое место в жизни. Тогда он обретет свою «божественную обитель»).
Работа предстоит нам серьезная: нам нужно проанализировать произведение. Для этого мы разделимся на группы.
Каждая группа должна найти информацию в тексте, проанализировать ее, найти свои пути решения. На выполнение задания дается время: дважды проигрывается мелодия «На сопках Маньчжурии», именно эту мелодию исполнял герой во время концерта.
1 группа
- Кто главный герой, сколько ему лет. (Мальчишка лет четырнадцати на вид в чёрном слегка мешковатом пуховике на вырост и в шерстяной вязаной шапочке по самые глаза.)
Каково отношение главного героя к окружающему миру в начале произведения? (негативное: все на него кричат: и мать, и учителя).
- Почему герой говорит, что у него в жизни была черная полоса? (уставал учиться и в музыкальной школе и в обычной, общеобразовательной, по предметам выходили «2», не видел смысла учения в музыкальной школе). Как чувствует себя герой в этот период. (Ему очень тяжело, даже со стороны матери нет поддержки, он не радуется новому дню, только ночь приносит облегчение). Что хотел предпринять герой в минуты отчаяния? (хотел перерезать себе вены; написал заявление от своего лица, что не хочет больше посещать музыкальную школу). Согласны ли вы с этим решением? Какой выход вы бы предложили герою? (С решением самоубийства мы не согласны, ведь нужно думать не только о себе, но и о матери, ведь она потеряла мужа. Не согласны и с тем, что герой решил бросить музыкальную школу. Талант, если дан человеку, не должен быть зарыт в землю, его нужно развивать, даже если на это уходит много времени и сил. Чтобы выйти из стрессовой ситуации, мы бы посоветовали герою отвлечься: почитать, посмотреть телевизор, с мальчишками в футбол сыграть).
2 группа.
- Что помогло герою поверить в свои силы. (Урок у меня на следующий день. На улице снегу по колено. Мало что растаяло. Я иду вечером по тропке. По бокам тянутся вверх берёзы и тополя. Никогда раньше не считал, сколько их. Не до того было. Вечно перед музыкальными уроками дрожал, нос в землю. А тут загадал: вот подниму сейчас голову, сколько берёз увижу перед собой, такую и отметку на уроке получу).
- Каково было первое выступление мальчика. (Он очень волновался, ошибся во время исполнения музыкального произведения, но вспомнил совет учительницы: смотреть в одну точку и играть для нее. Вместо точки он увидел отца, вновь представил свою маму счастливой, это и помогло справиться ему с волнением)
- Почему герой решил стать музыкантом? (Во-первых, его отец хорошо играл на гитаре. За это его мама и полюбила. Во-вторых, кто хочет стать агрономом, военным, кому они нужны; а музыка нужна всегда).
- Докажите, что с героем произошла метаморфоза. (Герой изменился, потому что поверил в себя. Поначалу он был слабохарактерным мальчишкой, потом стал уверенным в себе человеком).
- Какие проблемы поднимает автор в произведении, решаются ли они? (Проблема поиска смысла жизни: герой решает стать музыкантом. Проблема неверия в себя: только поверив в собственные силы герой изменяется).
- Как прослеживается взаимосвязь характера и поступков героя в произведении? ( В начале герой показан безвольным человеком, каждый день для него – обуза, шел всегда с опущенной головой, руки дрожали перед музыкальной школой и поступки-то у него в этот момент были малодушными: вены хотел себе перерезать. В конце произведения мы видим другого человека, уверенного в себе, и поступает он уже совсем по другому: решает стать музыкантом, пытается отремонтировать гитару отца. Теперь она для него как семейная реликвия, которая напоминает счастливые годы жизни, когда отец был жив).
- Были ли когда-нибудь тяжелые минуты в вашей жизни? Что вы предприняли, чтобы решить проблему?
Поведем итоги.
Чему учит произведение? (Умению верить в себя, не опускать руки перед трудностями).
Напишите несколько предложений в тетрадях «Мои мысли о произведении Костюнина». Подумайте, стоило ли нам знакомиться с этим рассказом.
Домашнее задание: написать продолжение рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Характер и образ в литературном произведении (на примере романа Фредерика Стендаля «Красное и черное»).
«Столкновение с людьми открывает нам часто глаза на самих себя. Это нравственное зеркало, от которого не следует отворачиваться». (Ф.Стендаль) Мы продолжаем наше ...
Презентация "Влияние характера на поступки в условиях выживания".
Данная презентация является хорошим методическим материалом при подготовке и проведении одноимённого урока ОБЖ в 6 классе....
Урок литературы 6 класс по теме "Характеры и поступки героев романа А.С. Пушкина "Дубровский"
урок по литературе...
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования»
Урок позволяет повторить сведения из начальной школы об особенностях сказки, учить вести беседу по сказке, ввести понятия «мораль» и «образ», учить анализировать и делать выводы, развивать умени...
Исследовательская работа "Сейте разумное, доброе, вечное" (Влияние учителя на формирование души, характера и судьбы человека в произведениях А. Костюнина и Кок-оола Чамыяна)
В исследовательской работе "Сейте разумное, доброе, вечное" мы рассмотрели влияние учителя на формирование души, характера и судьбы человека в произведениях А. Костюнина и Кок-оола Чамыяна....
ТЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ СОЛЖЕНИЦЫНА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»).
ТЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ СОЛЖЕНИЦЫНА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»)....
Взаимодействие природы и человека на примере произведений русской литературы.
Природа- окружающий нас мир. Мы знакомимся с ней при рождении, так как человек-часть природы. Природа-это то, благодаря чему человек появился на свет. Поэтому нужно ценить окружающий нас мир и беречь ...