Проживание учащимися представлений о связи литературы и истории Отечества как средство формирования гражданской идентичности.
опыты и эксперименты по литературе (7 класс) на тему
На мой взгляд, преподавать литературу в школе в современный период достаточно сложно. Учащиеся читают мало и неохотно. Словарный запас весьма ограничен, как следствие - половина из прочитанного остаётся для них загадкой! Чаще всего свои уроки учитель превращает в лекцию, а ребята отмалчиваются. А хотелось бы, чтобы класс не утихал от диспутов,чтобы фантазия ребят сводила нас с ума.
А.С.Пушкина люблю с детства. Эту любовь постаралась привить и своим ученикам! Совместив изучение повести "Станционный смотритель" с историей, получила неплохой результат. В своей статье хочу поделиться мыслями и переживаними о нашем проекте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Станционный смотритель" | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Проживание учащимися представлений о связи литературы с историей Отечества как средство формирования российской(гражданской) идентичности.
Литература - один из предметов гуманитарного цикла, преподаваемого в школе. Обучение этому предмету сопряжено с массой трудностей, которые встречаются на пути учителя и ученика, а также объёмной работой с большим количеством материала, из которого нужно суметь выделить главное. Преподавание этой дисциплины сложно ещё и тем, что литература тесно связана с большим количеством предметов, изучаемых в школе.
Каждое литературное произведение – это целый мир со сложной системой образов. Эти образы могут думать, чувствовать, любить и ненавидеть, совершать хорошие и плохие поступки. Литература должна сказать читателю, что красота, любовь, доброта – это та система ценностей человека, на которую нужно ориентироваться. Сила художественного слова должна воспитывать человека всесторонне развитого, активизировать мыслительную деятельность, учить понимать искусство.
Литература тесно связана с историей, изобразительным искусством, музыкой, архитектурой. Очень часто литературные произведения получают «второе дыхание» благодаря театральным постановкам, фильмам, картинам. Очень важно использовать эти возможности на уроке, так как они помогают насытить литературное произведение красками, звуками, деталями и включить тем самым различные рецепторы учащихся:зрительные, пространственные и слуховые. А также пробудить целую гамму чувств. Такие уроки также помогают развивать творческие способности учащихся, способность открыто высказать и отстоять свою точку зрения, а также освоить материал других дисциплин.
Что же такое гражданская идентичность и почему она важна на уроках литературы?
Гражданкая (российская) идентичность – это свободное отождествление человека с российской нацией, народом; включенность человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему российской нации.
Если педагог ориентируется в своей работе на формирование российской идентичности у школьников, то в воспитании патриотизма делает ставку не на становлении у ребенка гордости за «своё» или избирательной гордости за страну(только за успехи и достижения), а стремиться воспитать понимание прошлого, настоящего и будущего России со всеми неудачами и успехами; работает с понятием «толерантность» как с практикой понимания , признания и принятия представителей других культур, исторически укорененных в российской традиции и менталитете.
Как же можно способствовать формированию российской(гражданской) идентичности на уроках литературы?
Здесь также необходимо упомянуть вот о чем: одна из самых острых тем, которая достаточно длительное время обсуждается в школе, да уже и не только в школе, но и в современном обществе -это проблема чтения. Если ещё недавно говорилось о том, что школьники читают мало, то теперь мы можем утверждать, что назрела другая проблема- сформировалось нечитающее поколение, не читающее вовсе, не читающее ничего. А ведь именно хорошая книга есть источник знаний о мире, о человеке, о прошлом…и формировать какое-либо качество у читающего человека - это одно, а работать с нечитающим – совсем другое.
Кто-то из великих сказал: ««Книги — это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.» . именно из книг мы узнаем историю своего народа, даем оценку произошедшему, делаем выводы.
Я уверена, что каждый учитель литературы сталкивается с вышеозвученной проблемой. Как работать с классом, когда большинство учащихся не прочитали текст?а самое главное, как обьяснить ребятам разных возрастов, что книга, хорошая книга, нам дейсвительно нужна. Даже больше – нам без книги не обойтись! Это наше прошлое, которое помогает нам разобраться в настоящем и не совершать страшных ошибок в будущем!
Педагоги, конечно, не стоят на месте и пытаются на практике применить различные методики: работа с визуальным рядом, киноверсии, инсценировки. Работа с чем-то новым, необычным привлекает внимание учеников, а затем дает возможность двигать урок, углублять их внимание к тексту. Хочу рассказать об одном из своих проектов, которые были успешно реализованы мной на уроке литературы.
7 класс прочитал замечательную повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Повесть понравилась, но я бы не сказала, что обсуждение этой повести велось на «ура!». Анализ шел вяло, возникало большое количество вопросов, связанных с лексикой. Многие из ребят не имели представление о том, как путешествовали люди в то время по территории нашего государства. Меня, достаточно молодого педагога, все это ввело в замешательство. Я поняла, что многие ребята не совсем так, как надо , понимают текст.а кажется, что может быть проще Пушкина!!! Мной было принято решение включить весь класс в не совсем обычную работу: ребята были разделены на несколько групп. Каждая группа получила задание сделать свою модель станции и представить ее другим группам. Нужно отметить, что с этим заданием справились все. Каждая из работ была необычна и по своему правильна. Ребятам для создания модели пришлось пользовать различными информационными источниками , а также, что меня особенно порадовало, были подключены родители. Ученики, которые всегда мало участвуют в обсуждении материала, а это в основном мальчишки, получили возможность проявить себя. И нужно сказать это им удалось! Никогда не думала, что смогу представить станцию 19 века из конструктора «ЛЕГО»!!! ПЛАСТИЛИН И ГОФРИРОВАННЫЙ КАРТОН по сравнению с этим строительным материалом кажется совсем заурядным. Таким образом, я сделала вывод, что погружение в литературу через создание моделей очень эффективное задание, которое дейсвительно приносит результат: положительные эмоции, интерес к литературе, визуализация образов, работа с различными информационными источниками.
Вернуть ребёнку желание читать , а также понимать литературу и понимать, зачем это нужно – задача не из лёгких. Однако решать ее предстоит нам: учителям литературы, методистам, педагогам дополнительного образования. И чем раньше мы найдем решение к этой задаче, тем меньше ошибок будет совершаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование гражданской идентичности личности средствами социально-гуманитарного образования
Хотелось бы остановиться на формировании у обучающихся патриотизма на уроках русского языка и литературы , т.к. патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, выступае...
Формирование гражданской идентичности обучающихся средствами поисковой деятельности
участие в поисковой деятельности стимулирует и активизирует формирование гражданской идентичности обучающихся, а также носит практический результат реального характера....
Формирование гражданской идентичности на уроках истории
Данный файл содержит краткое сообщение о формировании гражданской идентичности на уроках истории....
Формирование гражданской идентичности на уроках истории, обществознания и ОРКСЭ
Выступление на конференции...
Формирование гражданской идентичности на уроках русского языка и литературы
Выступление на педагогическом совете школы сопровождается презентацией...
Социальная совместная работа семьи и школы как средство формирования гражданской идентичности у воспитанников пришкольного интерната
Л. А. Субракова, воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат им. М. И. Чебодаева».Социальная совместная работа семьи и школы как средство формирования гражданской идентичности у воспитанни...
Историко-краеведческое воспитание как средство формирования гражданской идентичности школьников.
Понимание гражданской идентичности школьников через историко-краеведческое воспитание.Из опыта работы....