Конспект урока в 5-м классе. Тема урока: "Описание предмета" "Береза - символ нашей Родины".
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Подготовить учащихся к написанию сочинения "Береза-символ нашей Родины", Дать представление о березе как национальном символе русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_urokov_.docx | 15.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 5-м классе.
Тема урока: "Описание предмета"
"Береза - символ нашей Родины".
Цели урока: 1. Подготовить учащихся к сочинению - описанию березы.
2. Дать представление о березе как национальном символе русского народа.
Эпиграф: "И светла от берез Россия"
Оборудование: репродукции картин русских художников - пейзажистов (И. Левитан "Березовая роща", А.И. Куинджи "Березовая роща", П.И.Петровичев "Мои березки", А.Рылов "Буйный ветер", Л.Остапенко "Золотая осень"). Дома дети подбирают стихи и песни о березе, возможен конкурс рисунков, изображающих это дерево, фотографий березовой рощи, аллеи, березы под окном.
В кабинете русского языка оформлен стенд: "Русь моя, люблю твои березы…, на котором и располагаются выполненные учащимися работы.
Вступительное слово учителя: подготавливает детей к восприятию картин, работы на уроке (на фоне кантаты Г.Свиридова "Весна", передающей радостный гомон весны, шум сосновых лесов, "белой березоньки").
- Известно, что ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Из множества деревьев русского леса милее всех нам наша березка. Сколько песен, стихотворений написано о березке, на скольких полотнах русских художников мы видим ее - нашу березу. Поэт передает свою любовь словом, композитор - мелодией, художник - красками. Давайте представим, что мы сидим на берегу реки, на краю березовой рощи, слушаем, как ее листочки трепещут на ветру. Вокруг тишина и покой. Это наша Родина.
Далее учащиеся выразительно читают строки из стихотворений о березе, отмечают, какой она предстает в том или ином поэтическом произведении, какой видит ее поэт.
Следующий этап - работа с культуроведческим текстом.
"Береза для любого русского не только дерево. Это еще и символ, знак Родины. Помните песню?
… Вернулся я на родину
Шумят березки стройные …
Красивую, стройную женщину тоже сравнивают с березой, березонькой. Совсем по-другому "обращается" русский с осиной: осиновый кол, дрожать как осиновый лист.
Англичане, переезжавшие в Австралию или Новую Зеландию, брали с собой рассаду маленького весеннего цветка - первоцвета, или примулы, и высаживали этот цветок под окнами дома. Первоцвет - это символ родной страны для англичанина. А для канадца "березой" служит клен: кленовый лист изображен даже на канадском флаге. И на свитерах канадских хоккеистов.
А береза для древних индийцев - символ милосердия, любви к людям".
Этап усвоения новых знаний. Учитель организует активное восприятие, осознание, усвоение нового материала. Ученики отвечают на вопросы:
Для всех ли наций береза является символом Родины?
Какие растения являются символами Родины для англичан, канадцев?
Как вы думаете, почему для древних индийцев береза была символом милосердия?
Учитель обращает внимание на лексическое значение слова "милосердие" (милый сердцу, милое сердце).
Переход к следующему этапу. Работа с репродукциями.
Ученики приходят к выводу: несмотря на то, что березки изображены в разное время года, картины принадлежат разным художникам, все они схожи каким-то неуловимым очарованием, от картин идет необыкновенный свет.
Затем учащиеся устно описывают березу, изображенную на картине В.Сидорова "Березовый ветер", записывают наиболее удачные слова и словосочетания (эпитеты, сравнения) в тетрадях как образец.
Пример записей в тетради.
Береза - белоствольная, ясная, нежная, стройная;
Ветви - тонкие, длинные;
Листва - светло-изумрудная, кружевная, раскидистая крона;
Похожа на девушку в белом сарафанчике с зелеными косами, в сережках;
Красавица русских лесов, олицетворение русской земли.
Составление плана будущего сочинения. Подбор стихотворных строчек.
"В шуме березы есть русская наша душа … "
1. "Без березы не мыслю России …"
2. "Наряд ее легкий чудесен …"
3. "Люблю березку русскую …"
Рефлексия. Понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового вы узнали о березе?
Этап информатизации учащихся о домашнем задании. Детям предлагается творческая работа: описать березу (растущую под окном, на материале картины, по воображению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики 1 класс Тема: "Количество предметов. Понятия: "Много-мало"
Конспек урока математики в 1 классе для детей с тяжелой степенью умственной отсталости. На тему: "Количество предметов. Понятия: "Много-мало".На этом уроке дети в игровой форме познакомятся с количест...
Конспект урока в 9 классе. Тема урока: Путешествия. Загадки нашей планеты.
Цели урока: введение новой страноведческой информации...
Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока
Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...
Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...
Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»
Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...