М.Ю.ЛЕРМОНТОВ "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему
Цитатная характеристика Г.А.Печерина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geroy_nashego_vremeni-_pechorin_o_sebe_tsitaty.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени". Образ Печорина
Григорий Александрович Печорин. Цитаты к образу героя
История души человеческой,
хотя бы самой мелкой души,
едва ли не любопытнее и не полезнее
истории целого народа,
особенно когда она - следствие наблюдений
ума зрелого
над самим собою и когда она написана
без тщеславного желания
возбудить участие или удивление.
М.Ю. Лермонтов.
Портрет
«он … славный был малый, только немножко странен».
«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, - верный признак некоторой скрытности характера… В его улыбке было что-то детское».
«… о глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! - Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей? Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».
Печорин о любви
«Надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, - прости любовь! Моё сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам».
«У меня есть предчувствие... знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет она меня любить или нет».
«Да, я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, - теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца».
«Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь».
«Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».
«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия».
«Беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости, бросает нас от одной женщины к другой, пока мы найдем такую, которая нас терпеть не может: тут начинается наше постоянство - истинная бесконечная страсть, которую математически можно выразить линией, падающей из точки в пространство; секрет этой бесконечности - только в невозможности достигнуть цели, то есть конца».
«Я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь, - теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца».
«Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия».
«Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами».
Печорин о дружбе
«Я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать».
Печорин о своей молодости, о воспитании
«Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом. Лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли».
«В первой молодости я был мечтателем; я любил ласкать попеременно то мрачные, то радостные образы, которые рисовало мне мое беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне досталось? … Я вступил в эту жизнь, пережив её уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно известной книги».
«Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды».
«У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив».
Печорин – общество
«Во мне душа испорчена светом».
«Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял. И я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили. Я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я её отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей её половины».
«Я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть всё огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов – вот что я называю жизнью!»
«…За что они все меня ненавидят? За что? Обидел ли я кого-нибудь? Нет. Неужели я принадлежу к числу тех людей, которых один вид уже порождает недоброжелательство? И я чувствовал, что ядовитая злость мало-помалу наполняла мою душу».
«Что ж? умереть, так умереть: потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно… Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А верно она существовала, и верно было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначенья, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы!»
«Друзья, которые завтра меня забудут или, хуже, взведут на мой счет бог знает какие небылицы; женщины, которые, обнимая другого, будут смеяться надо мною, чтоб не возбудить в нем ревности к усопшему, - бог с ними!»
«Неужели … мое единственное назначение на земле - разрушать чужие надежды? С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!»
«Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость».
«Честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?»
Печорин о себе
«Зачем я жил? Для какой цели я родился?»
«Я иногда себя презираю... не оттого ли я презираю и других?»
«Я люблю сомневаться во всем … я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает».
«Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».
«Я глупо создан: я ничего не забываю».
«У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».
«Я как матрос, выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится…».
В.Г. Белинский о Печорине
«Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит её страдание и оросит благодатный дождь, - и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви».
«Его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни… В этом человеке есть сила духа и могущество воли».
«В нём два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Причины раздвоения натуры… - противоречие между глубокостью натуры и жадностью действий одного и того же человека».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.
изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....
Презентация к уроку литературы по темк "Композиция романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Вопрос о композиции литературного произведения сложен для восприятия учащихся. Презентация помогает систематизировать материал и подвести итог работе над анализом произведения....
Литературная игра "Что? Где? Когда?"по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Литературную игру можно использовать на заключительном уроке по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", а также на внеклассном мероприятии....
РОМАН М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». НАШИ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Статья посвящена анализу романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В рамках проведения юбилейных мероприятий к тексту произведения пришлось обращаться снова и снова. Данный материал составляют во...
Исследовательская работа «Герой нашего времени» - «грустная дума о нашем времени»
Выяснить, что позволилоВ.Г. Белинскому назвать романМ.Ю. Лермонтова «грустной думой о нашем времени»...
Конспект урока литературы в 9 классе по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Печально я гляжу на наше поколенье!»
Анализ главы «Бэла»Цель урока:1. Вместе с учащимися рассмотреть характер и поступки героев в повести.2.Развивать умение находить в тексте материал о герое3.Заинтересовать обучающихся лично...
Примерная программа элективного курса по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени»
Элективный курс по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени» ориентирован на проведение в 10-11 классах средней школы. В основе данного курса лежит знакомство учащих...