технологические карты уроков литературы в 5 классе ФГОС по теме"П.П.Бажов Сказы"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Материал будет полезен учителям литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_lit-ra_bazhov_5_kl_office_word.docx | 39.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки № 34 – 35
Класс | 5 |
Учитель | Заливена Оксана Алексеевна |
Предмет | Литература |
Тема | П.П.Бажов. Сведения из биографии писателя. Путь писателя к сказу. |
Цели | 1.Ознакомить уч-ся с особой тематикой сказов Бажова, их своеобразием; 2.Учить пониманию художественных образов; 3.Развивать логическое мышление; 4.Прививать трудолюбие, терпение в труде. |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые образовательные результаты | Предметные : знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению. Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка; наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности. Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Теория литературы | Сказ |
Образовательные ресурсы | http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.lseptember.ru/subjects http://som.fsio.ru/subjects.asp?id=10000192 Кусочек малахита, каменная шкатулка (или их изображение). |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Опрос по домашнему заданию | Проводит опрос по д/з. | Отвечают на вопросы учителя, оценивают одноклассников, дополняют ответы товарищей. | Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала. Слово учителя с демонстрацией малахита или изображений камня, изделий из него. - Как вы думаете, зачем нам сегодня на уроке такая необычная шкатулка? - Посмотрите на этот камень (достаёт из шкатулки камень). Кто знает, как он называется? Это малахит – полудрагоценный камень. Из малахита делают различные украшения, дорогие предметы обихода – вазы, чаши. Уникальные изделия из малахита выставлены в Петербурге в Эрмитаже и в др. музеях мира. А добывают этот камень на Урале. «Могучий горный хребет прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал – колыбель русской тяжёлой промышленности, русской металлургии: ещё при Петре1 возникли здесь первые заводы и рудники» (Л. Скорино) | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3.Актуализация и пробное учебное действие | Работа над темой урока.
(В основе – вопросы рубрики «Проверьте себя» (с. 57).
(Комментированное чтение сказа учителем. Далее работа по вопросам 1-4 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 68).
- Что необычного было в облике Хозяйки? - Почему Степан опасается малахитницы, но не хочет этого показать? 5. Знакомство с понятиями сказ и сказка. А) чтение и разбор терминов. Б) Что в сказке волшебного и что реального? Почему это произведение нельзя назвать сказкой? Записи в тетрадях «Хозяйка медной горы» - сказ:
| Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Записывают слова в тетрадь. Делают записи в тетрадях. | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
4.Закрепление изученного материала | 1. Вопросы из шкатулки: игра «Почемучка» (Учитель предлагает уч-ся по очереди вынуть из шкатулки вопросы по тексту) - Почему Медной горы Хозяйка выбрала Степана для ответственного дела? - Почему герой сразу не узнал Хозяйку горы? - Почему приказчик наказал Степана? - Почему Степан отказался от дорогой невесты? - Почему Хозяйка Медной горы наградила героя? - Почему надзиратель поменял местами Степана и своего племянника? - Почему у племянника ничего не получилось? - Почему приказчик запретил работы на Красногорке? - Почему богатство не принесло счастья Степану и Настеньке? 2. Теория литературы. (Слово учителя, делает запись на доске) 3. Беседа. - К какому виду сказов можно отнести сказ «Медной горы Хозяйка»? - Докажите, что сказитель (рассказчик) – сам из заводских рабочих. - Какие просторечные слова использованы в сказе? | Вытаскивают по очереди вопросы из шкатулки, зачитывают, отвечают, дополняют друг друга. Слушают учителя, делают пометки в тетрадях, отвечают на вопросы. | Регулятивные: контролируют уч. действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении уч. задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных уч.-познавательных задач, умеют отвечать на вопросы, комментировать ответы. Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. |
5.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Предлагает продолжить предложение «Сказ П.П.Бажова необычен тем, что…» | Продолжают начатое учителем предложение. | Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки. |
6.Домашнее задание | Подготовьте устный пересказ-описание (близко к тексту) богатств Хозяйки Медной горы и её платья. |
Уроки № 36 – 37
Класс | 5 |
Учитель | Заливена Оксана Алексеевна |
Предмет | Литература |
Тема | Особенности сказа как литературного жанра. «Каменный цветок» |
Цели | 1.Продолжить работу над литературным образом. 2. Учить анализу текста с подтверждением цитатами из текста. 3. Прививать ответственное отношение к природным богатствам. |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению. Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка; наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности. Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Теория литературы | Общее и различное между сказом и сказкой |
Образовательные ресурсы | http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.lseptember.ru/subjects http://som.fsio.ru/subjects.asp?id=10000192 |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Опрос по домашнему заданию | Проводит опрос по д/з. - Перескажите близко к тексту, как выглядела Хозяйка у себя в хоромах и что её окружало. - для чего автор ввёл три раза описание Хозяйки Медной горы? - Что мы из этого описания узнали? - Как отразилось на Хозяйке то, что она живёт в горе, среди холодного камня? (Отразилось на характере: она испытывает мало эмоций, относительно холодна в общении.) - О каких поступках Хозяйки мы знаем? - Хорошие они или плохие? - Напишите черты характера Хозяйки (составьте кластер). (Одинокая, справедливая, сочувственная, честная, холодная, обязательная, грустная, редко веселится) ☼ - Докажите цитатами черты характера Хозяйки Медной горы. - Какова речь Хозяйки? - Какие интонации вы заметили? Часто она гневается, умеет ли шутить? - Найдите просторечные слова в её речи, зачитайте. О чём это говорит? (Образ близок обычным людям, автор наделил её такой же речью, как и у простых рабочих.) - Зачитайте мнение людей о Хозяйке. («От стариков он, вишь, слышал, что Хозяйка эта – малахитница-то – любит над человеком мудровать», «Говорили, что это Хозяйка огневалась за столбы-то, слыш-ко, что их в церкву поставили. А ей это вовсе ни к чему», «вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало».) - А каково отношение Хозяйки к людям? (Жалеет напарника Степана, плакала), но она охраняет сокровища и не может быть такой. Как люди.) | Отвечают на вопросы учителя, оценивают одноклассников, дополняют ответы товарищей, составляют кластер. | Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала. Слово учителя - Как составляют характеристику героя? На какие моменты обращают внимание? (а) место героя в произведении; б) внешность его; в) поступки; г) речь героя; д) условия жизни; ж) отношение его к окружающим персонажам и их отношение к герою. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3.Актуализация и пробное учебное действие | Работа над темой урока. - Какое место занимает Хозяйка в сказах? (Через многие сказы проходит этот образ: «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрупкая веточка» и др. Поэтому можно сказать, что она одна из главных героинь произведений – связующее звено между сказами.) - Как выглядит Хозяйка? Игра «Кто быстрей найдёт в тексте» Зачитайте: а) описание Хозяйки, представшей в начале рассказа перед Степаном; б) описание Хозяйки, когда она попрощалась со Степаном и убежала. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Записывают слова в тетрадь. Принимают активное участие в игре, зачитывают описания Хозяйки. | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
4.Закрепление изученного материала | Теория литературы (Ученики объединяются в две группы.)
1-я группа рассказывает всё, что знает о жанре «сказка», 2-я – о сказе. (Совещание 2 мин.)
- Чем отличается сказ от сказки? - Приведите примеры сказок (народных, литературных) и сказов П.П.Бажова. - Назовите героев сказа «Медной горы Хозяйка». | Работают в группах, выполняют задания. | Регулятивные: контролируют уч. действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении уч. задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных уч.-познавательных задач, умеют отвечать на вопросы, комментировать ответы. Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. |
5.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | - Почему простым людям так нравились сказы П.П.Бажова? (В сказах Бажова люди не обогащаются в материальном смысле, они остаются богатыми душевно: порядочными, обязательными, честными, просят себе только столько, чтобы прожить нормально. А при этом весь люд сказов бережёт горное богатство, природные богатства земли не расходует просто так, уважает хранительницу гор Хозяйку. Недаром и зовут её Хозяйкой, а не приказчицей, колдуньей. Хозяйствует она: когда надо отдаст, сколько требуется, но не больше; за труд наградит, за самовольство и растрату большую – накажет. Умеет Хозяйка и любоваться работой русских мастеров, уважает талант, трудолюбие и смелость народных умельцев.) | Отвечают на вопрос учителя. | Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки. |
6.Домашнее задание | 1. Прочитать сказ П.П.Бажова «Огневушка– Поскакушка, принести тексты, листы бумаги формата А4, цветные карандаши или краски. 2. Принести любую вещь (её изображение), упоминаемую в сказе. |
Урок № 38
Класс | 5 |
Учитель | Заливена Оксана Алексеевна |
Предмет | Литература |
Тема | В/ч П,П,Бажов. «Огневушка – Поскакушка». |
Цели | 1.Расширить кругозор уч-ся в работе над внеклассным чтением; 2. Развивать творческие способности при работе в группах; 3. Пробуждать самостоятельность, ответственность. |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению. Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка; наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности. Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Образовательные ресурсы | http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.lseptember.ru/subjects http://som.fsio.ru/subjects.asp?id=10000192 |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Опрос по домашнему заданию | Проводит опрос по д/з. Игра «Кто это? Что это?» со взаимопроверкой Комментарий: кто-нибудь из уч-ся показывает вещь, тот, кто быстрее поднимает руку, рассказывает, с чем или с кем она связана в сказе. Уголёк, платочек, куколка в голубом сарафанчике, филин, лопатка, берёзовый листик. | Принимают активное участие в игре, оценивают одноклассников, дополняют ответы товарищей. | Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала. - Понравился ли вам сказ, который вы прочитали? - Поднимите руку те, кто хочет прочитать другие сказы П.П.Бажова? | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3.Актуализация опорных знаний | - Что мы узнали о П.П.Бажове? - Какие виды сказов вы знаете? - Чем сказ отличается от сказки? - Автором каких сказов является П.П.Бажов? - Кто из главных героев связывает многие сказы? - Как звали героев сказа «Каменный цветок»? | Слушают учителя. Отвечают на вопросы, дополняют ответы одноклассников. | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
4.Работа над темой урока | 1. Беседа с заданиями - Кто главные герои сказа «Огневушка – Поскакушка»? - Почему он так называется? - Почему так назвали девчушку? - Сколько раз появлялась Огневушка – Поскакушка перед Федюней? Почему именно столько раз? - Почему деда Ефима дразнили Золотой редькой, а круги называли редькой? На что похожа редька? - Зачитайте разговор девчушки с Федюней. - Почему она не заговорила со старшими? - Перечитайте, как выбрался Федюня из сугроба. Не кажется ли вам, что не в волшебстве там дело было? (Федюня как будто сам копал: «Сперва Федюнька чуть не упустил лопату из рук, потом наловчился, и дело гладко пошло».) - Почему Федюня больше доверял деду Ефиму, чем отцу? - Как наградила за настойчивость Поскакушка Федюню и деда Ефима? - Как назвали прииск? - Почему Поскакушка больше не появлялась? - Чем похожи Огневушка и Хозяйка Медной горы? Чем они отличаются? 2.«Творческая лаборатория» 1) Презентация работы в группах Комментарий: Класс объединяется в 4 группы: «художники», «литераторы», «менеджеры», «организаторы выставки». «Художники» в течение 10 мин. Создают иллюстрацию к сказу: рисуют снег, берёзку, приклеивают изображение Огневушки.(Одновременно работают 3-4 группы). «Литераторы» выбирают слова из текста, соответствующие иллюстрации. «Менеджеры» рассказывают о достоинствах картины, рекламируют её, рассказывают о её создании. «Организаторы выставки» прикрепляют картины к доске. 2) Выставка иллюстраций - Почему иллюстрации не совсем похожи друг на друга? - Чем они отличаются? - Какая иллюстрация вам понравилась больше и почему? 3) Игра «Покажи пантомиму» (по одной пантомиме от группы, совещание – 2 мин.) - Покажите пантомиму – отрывок из сказа. | Работают в группах, выполняют задания. Работают в группах, выполняют задание. Показывают пантомиму. | Регулятивные: контролируют уч. действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении уч. задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учётом конкретных уч.-познавательных задач, умеют отвечать на вопросы, комментировать ответы. Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. |
5.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | - Какая группа работала дружнее, слаженнее? - Чему бы вы поучились у других групп? | Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека; стремятся к приобретению новых знаний и умений. Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля; исправляют и объясняют ошибки. |
6.Домашнее задание | 1. Прочитать сказ П.П.Бажова «Голубая змейка». 2. Индивид. задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы в 6 классе. Тема: Добро и зло.
Данный конспект урока написан в соответствии с требованиями ФГОС. Предусматривает предварительное чтение рассказа Ю.Нагибина " Старая черепаха". Урок проводится в форме защиты проектоа....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...
Технологическая карта урока литературы 10 класс по теме "Душа народа русского..." Н.А.Некрасов поэма "Кому на Руси жить хорошо?"
Урок-исследование по тексту поэмы А.Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе. Тема урока: С. Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка.
Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цели урока: Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия: решать проблемную задачу.Образовательна...
Технологическая карта урока литературы в 5 классе. Тема "Образ Родины в лирике 20 века".
Технологическая карта содержит план урока, его цели, прогнозируемые результаты, 6 этапов ведения урока, методы обучения, формируемые УУД, деятельность учителя и учащихся....
Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Пояснительная запискаКласс из 28 человек, в котором проводился урок, характеризуется как активный, работоспособный и дисциплинированный коллектив. Ребята очень трудолюбивые, добрые, активно идут на ко...
Технологическая карта урока литературы в 10 классе. Тема: " Петербургские углы. "Униженные и оскорблённые" в романе"
Технологическая карта урока литературы в 10 классе. Тема: " Петербургские углы. "Униженные и оскорблённые" в романе"...