Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс. ( С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев)
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему

Календарно-тематическое планирование по литературе для 9 класса  включает в себя пояснительную записку и поурочное планирование уроков с расчетом 3 урока в неделю,  102 урока за год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_literature_9_klass._zinin_saharov_chalmaev.docx95.14 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 1 сл. Большая Мартыновка

                                                                                                                                        Утверждаю:

                                                             Директор МБОУ – СОШ № 1

                                                                                                                                 сл. Большая Мартыновка

                                                                                                                              ____________И. В. Реуцкова

приказ от 29.08.2016г.  № 198

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

Уровень общего образования, класс: основное  общее,      9 «Г »  класс

Количество часов в неделю:   3 часа

Количество часов в год:     100 часов

Учитель: Дульнева Инна Александровна

 Программа разработана на основе

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта ООО,
  • Программы по литературе для 9 класса /авт.-сост. С.А. Зинин // Программы курса «Литература» для общеобразовательных учреждений. 5 – 9 классы / авт. – состав. Г. С. Меркин, С. А. Зинин. – М.: Русское слово, 2012 г.;
  • «Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка»
  1. Пояснительная записка

   Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 класса создана на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Программы по литературе для 9 класса / авт.-сост. С.А. Зинин // Программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы» / авт. – состав.  Г.С. Меркин, С.А. Зинин – М.: Русское слово, 2012 г. (стр.200-207);
  • «Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка»

Цели изучения:

1. Общеучебные:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста; понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета.

2. Предметно – ориентированные:

-приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

-овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть;

-овладение навыками устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

-формирование умений развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя;

-совершенствование умений создавать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; свободно владеть письменной речью;

-освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета «Литература» на ступени основного общего образования в 9 классе отводится 3 часа в неделю,  102 часа в год.

В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ-СОШ №1 сл. Большая Мартыновка на 2016-2017 уч. год количество часов в неделю- 3, количество часов за год-100

  1. Общая характеристика учебного курса новых представлений

В содержание новых  программ для 9 класса входят литературные произведения от древнерусской литературы до второй половины XX века включительно, что позволяет выделять основную эстетическую проблему – развитие реализма – как одну из самых актуальных.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям обучающегося.  

Курс литературы 9 класса подытоживает знания, умения и навыки и позволяет обучающимся творчески осмысливать художественное произведение, более полно определять особенности творчества писателя. В центре курса 9 класса – подведение итогов работы по литературе в 5-8 классах и усвоение основ историко-литературного процесса в русской литературе. Школьники к этому времени учатся не только осмыслять отдельное художественное произведение, но и постигать наиболее существенные стороны литературного процесса, видеть творчество писателя в историко-литературном контексте. В связи с этим, наряду с понятиями и категориями, характеризующими конкретные эстетические явления, вводятся системные понятия и категории: литературный процесс, литературные направления, историзм, народность, поэтический мир, стиль писателя и пр.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- коллективные и индивидуальные проекты;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности обучающегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

  Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

 Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки обучающихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития  обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

  1. Содержание учебного предмета

Раздел

Кол-во часов

Развитие речи

Содержание

I.

Введение

1

История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации.

II.

Из древнерусской литературы.

5

1

«Слово о полку Игореве». Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой  эпохи.

III.

Из русской литературы XVIII века.

9

1

Литература XVIII века. Самобытный характер русского классицизма. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии.

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия…», «Разговор с Анакреоном».

Г.Р. Державин. «На смерть князя Мещерского», «Властителям и судиям», «Бог», «Река времен в своем стремленьи…», «Памятник».

Д.И. Фонвизин. «Недоросль».

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза».

IV.

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.

5

Романтическая лирика началаXIX века.

К.Н. Батюшков. «Мой гений», «К Дашкову», «Есть наслаждение и в дикости лесов…».

В.А. Жуковский. «Невыразимое»(отрывок), «Жизнь», «Море», «Ивиковы журавли», «Эолова арфа».

Е.А. Баратынский. «Когда исчезнет омраченье…».

К.Ф.Рылеев. «А.А.Бестужеву».

V.

Русская литература первой половины XIX века.

48

9

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.

А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина.

А.С. Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд…», «Осень», «Стансы», «К***»(«Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Поэма «Кавказский пленник».

 «Повести Белкина», «Маленькие трагедии» (общая характеристика).  

Роман в стихах «Евгений Онегин».

М.Ю. Лермонтов. Жизненный и творческий путь. Темы и мотивы лермонтовской лирики. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Я жить хочу! Хочу печали…»,  «Смерть Поэта», «Поэт»(«Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «И скучно и грустно»,  «Молитва», «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина».

Роман «Герой нашего времени».

 Н.В. Гоголь.  Жизнь и творчество.

Поэма «Мертвые души». Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы.

VI.

Русская литература второй половины XIX века (обзор с обобщением ранее изученного).

8

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890гг.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города», «Помпадуры и помпадурши», сказка «Коняга».

Лирическая ситуация 50-80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого).

А.Н. Островский. «Свои люди – сочтемся!», «Лес», «Бедность не порок», «Бешеные деньги», «Не в свои сани не садись», «Бесприданница».

Л.Н. Толстой «Юность» и Ф.М. Достоевский «Белые ночи».

А.П. Чехов. Повесть «Степь», рассказы «Мужики», «В овраге»; «Палата №6», «Дом с мезонином», «Моя жизнь», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч». Новелла «Дуэль».

VII.

Из русской литературы XX века  (обзор с обобщением ранее изученного).

13

Своеобразие русской прозы рубежа веков:

М. Горький. «Мои университеты», повесть «Городок Окуров», рассказ «Макар Чудра».

И.А. Бунин. Очерк «Окаянные дни», «Темные аллеи», рассказы «Весёлый двор», «Князь в князьях», «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Косцы», «Грамматика любви».

Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака).

А.А. Блок. Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», поэма «Двенадцать».

Своеобразие отечественной прозы первой половины XX века (творчество А.Н.Толстого, М.А.Булгакова, М.А. Шолохова, А.П. Платонова). 

М.А. Булгаков. «Собачье сердце».

М.А. Шолохов. «Судьба человека».

Литературный процесс 50-80х годов (проза В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, В.М. Шукшина, А.И. Солженицына, поэзия Е. А. Евтушенко, Н.М. Рубцова, Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого).

А.И. Солженицын. «Матренин двор».

Новейшая русская проза и поэзия 80-90х годов (произведения В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, В.Н. Крупина, В.Г. Галактионовой и др.)

В.П. Астафьев. «Последний поклон», «Прокляты и убиты» и В.Г. Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана».

Итого

89

+11

Для заучивания наизусть

1. Поэма «Слово о полку Игореве» (отрывок «Плач Ярославны»)

2. М.В. Л о м о н о с о в.  Одно из стихотворений (по выбору).

3.  Г.Р. Д е р ж а в и н.      Одно из стихотворений (по выбору).

4. К.Н. Б а т ю ш к о в.     Одно из стихотворений (по выбору).

5. В.А. Ж у к о в с к и й.  Одно из стихотворений (по выбору).

6. А.С. Г р и б о е д о в.   «Горе от ума» (отрывок по выбору).

7. А.С. П у ш к и н.           3-5 стихотворений (по выбору).

8. М.Ю. Л е р м о н т о в.  3-5 стихотворений (по выбору).

9. Н.А. Н е к р а с о в, Ф.И. Т ю т ч е в, А.А. Ф е т, А.К. Т о л с т о й. Одно из стихотворений (по выбору). 

10.2-4 стихотворения поэтов Серебряного века (по выбору).

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать/ понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Обучающиеся должны  уметь:

  • выделять характерных причинно-следственных связей;
  • сравнивать и сопоставлять;
  • уметь различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнять различных творческих работ;
  •  устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанно бегло читать, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владеть монологической и диалогической речью, уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составлять план, тезис, конспект;
  • составлять коллективные и индивидуальные проекты;
  • подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;
  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Нормы оценивания устных ответов:

Отметка «5»

 1. Полно и последовательно раскрыто содержание материала в объеме программы.

2. Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, точно использованы научные термины.

3. Для доказательства использованы выводы и обобщения опытов.

4. Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания, самостоятельно составленные примеры.

5. Материал изложен правильно с точки зрения норм литературного языка.

6. Возможны 1-2 неточности в вопросах второстепенного материала, которые исправляются с помощью учителя.

Отметка «4»

 1. Раскрыто основное содержание материала.

 2. Правильно даны определения понятий и точно использованы научные термины.

3. Возможны ошибки в изложении выводов и обобщений из наблюдений и опытов.

 4. Ответ самостоятельный.

 5. Возможны неточности в вопросах второстепенного материала.

6. Допускаются 1-2 неточности в определении понятий, незначительное нарушение последовательности изложения и единичные неточности в языке изложения.

Отметка «3»

 1. Содержание учебного материала изложено фрагментарно, недостаточно полно, не всегда последовательно.

 2. Не дано определение понятий.

3. Не используются в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов.

4. Недостаточно глубоко и доказательно обосновываются свои суждения, не приводятся свои примеры.

5. Допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии и определении понятий.

6. Допускаются ошибки в языковом оформлении изложения.

Отметка «2»

 1. Основное содержание учебного материала не раскрыто.

2. Не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.

 3. Допускаются грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в языковом оформлении изложения.

Нормы оценивания сочинений:

Рекомендуемый объём сочинения- 2- 2,5 листа.

Отметка «5»

Содержание и речь:

 1. Содержание работы полностью соответствует теме.

 2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

 6. В целом в работе допускается 1 содержательный и 1-2 речевых недочета.

 Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая негрубая ошибка.

Отметка «4»

 Содержание и речь:

 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

 6. В целом в работе допускается 2 содержательных и 3-4 речевых недочета.

Грамотность: допускается 2 орфографические и 2 пунктуационные; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные; или 4 пунктуационные ошибки, а также 2 грамматические ошибки.

Отметка «3»

Содержание и речь:

 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

 4. Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

 6. В целом в работе допускается 4 содержательных и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускается 4 орфографические и 4 пунктуационные; или 3 орфографические и 5 пунктуационных; или 7 пунктуационных ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

Отметка «2»

Содержание и речь:

 1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

 3. Нарушена последовательность изложения во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста

6. В целом в работе допускается 6 содержательных и 7 речевых недочетов

Грамотность: допускается 7 орфографические и 7 пунктуационные; или 6 орфографические и 8 пунктуационных; или 5 орфографических и 9 пунктуационных; или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Нормы оценивания чтения наизусть:

Отметка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Отметка «4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Отметка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Отметка «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

  1. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Для обучающихся:

  1. Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А.  Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. – М.: Русское слово, 2015.

Для учителя:

  1. Программа по литературе для 5-11 классов/ под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева. – М.: Русское слово, 2012.
  2. Зинин С.А., Новикова Л.В. Литература. 9 класс. Методические рекомендации. К учебнику С. А. Зинина, В. И. Сахарова, В. А. Чалмаева. М.: Русское слово,  2013.
  3. Ахбарова Г.Х., Т.О. Скиргайло. Литература. 9 класс. Тематическое планирование к учебнику С.А.Зинина, В.И.Сахарова, В.А.Чалмаева. М.: Русское слово,  2012.
  4. Обласова Т.В. Методика развития умений школьников работать с учебными и научными текстами на уроках литературы М.: Русское слово,  2013.
  5. Портреты писателей.
  6. Иллюстрации к произведениям писателя.
  7. Фонохрестоматия к учебнику «Литература: 9 класс»: Электронное учебное пособие на CD-ROM. – М.: Аудио-школа, Просвещение.
  8. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М. Мещерякова. – М.: Рольф, 2006.
  9. Литература. Тесты 9 классы. Москва, Дрофа.
  10. Презентации к урокам.

Медиаресурсы и пр.

  1. Электронное учебное пособие на CD-ROM. Уроки литературы 5-11 кл. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2008.
  2. Электронное учебное пособие на CD-ROM. Репетитор по литературе. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2008.
  3. Электронное пособие «Литература. Энциклопедия». 
  4. Сайт: Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
  5. Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям.

VII.   Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе

№ урока

Тема

Дата

(план)

Дата

(факт)

Цели урока

Элементы содержания урока

Межпредмет-ные связи

Методы оценки достижения

Домашнее задание

Введение (1 час)

1.

Введение. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации.

02.09

Познакомить со структурой и содержанием учебника – хрестоматии для 8 класса; обобщить изученное в основной школе, расширить представление об этапах развития отечественной литературы; выяснить подготовленность школь-ников к восприятию данного курса литературы, развивать коммуникативные умения обучающихся.

Историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и   мотивы.

Оформление тезисов, составление таблицы, обобщение читательского опыта.

Перечитать «Слово о полку Игореве».

Из древнерусской литературы (5+1)

2.

«Слово о полку Игореве» - вели-чайший памятник древнерусской литературы.

05.09

Дать представление о жанровом и  тематическом своеобразии древнерусской литературы, познакомить с историей рукописи «Слова…».

Слово как жанр древнерусской литературы, летопись, героическая поэма, историческая песня, плач; олицетворение.

Иконы А.Рублева «Святая Тро-ица», «Спас Вседержитель» икона Божией Матери Влади-мирской.

Исследовательская работа с текстом, составление цитатного плана. Индивидуаль-ная работа по созданию презентаций.

Подготовить пересказ понравив-шегося эпизода.

3.

«Печальная повесть о походе Игореве».

06.09

Раскрыть основную идею «Слова…», показать ее связь с эпохой, формировать навыки сопоставительного анализа.

Рефрен, психологический параллелизм.

Иллюстрации В.А. Фавор-ского к книге «Слово о полку Игореве».

Сопоставление поэтических переводов (летописи, рассказа) «Слова…», выразительное чтение, лекси-ческая работа.

4.

Патриотический пафос и художественное  совершенство «Слова…». Человек и природа в художественном мире поэмы. 

09.09

Определить значение «Слова…» как классического произведения древнерусской лит-ры в развитии литературных процессов последних столетий, раскрыть фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме; вос-ть чувство патриотизма, гражданскую позицию.

Рефрен, психологический параллелизм.

Стилистические особенности поэмы, средства выразитель-ности.

Работы художников В.М. Васне-цова, С.С. Ко-буладзе, В.А. Фаворского.

Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа, выводы по теме с позиций сегодняшнего дня.

Работа со средствами выразитель-ности и опре-деление  их роли.

5.

Образ автора в «Слове…».

12.09

Раскрыть идейно-худо-жественное своебразие поэмы, совершенствовать навыки работы с художественным текстом

Олицетворение.

Гравюры В.А. Фаворского к книге «Слово о полку Игореве».

Характеристи-ка героев, работа с иллю-страциями, ху-дожественный пересказ эпизодов.

Наизусть «Плач Ярославны» 

6.

Ярославна – плени-тельный женский образ  в «Слове…». Подготовка к сочинению.

13.09

Раскрыть значение образа Ярославны; подробно рассмотреть основные этапы работы над сочинением: выбор темы, обдумывание темы, нахождение идеи, подбор материала, структурирование (вступление, основная часть, заключение), составить план к сочинению.

Историческая песня, плач, образ, выразительные средства языка.

Иллюстрации В.А. Фавор-ского к книге «Слово о полку Игореве».

Чтение наизусть «Плач Ярославны»

Использование текста для характеристики героев; состав-ление цитат-ного плана.

Подгото-виться к  сочинению по поэме «Слово о полку Иго-реве».

7.

Р/Р Сочинение по поэме «Слово о полку Игореве».

16.09

Развивать речь обучающихся, обобщить и систематизировать изученное по теме «Из древнерусской литературы», формировать навык написания сочинения на заданную тему.

Вступление, основная часть, заключение.

Сочинение.

Из русской литературы XVIII века (9+1)

8.

Общая характе-ристика литературы XVIII века. Класси-цизм.  

19.09

Дать общий обзор  литературы XVIII века, раскрыть особенности лит-ры;  дать понятие классицизма, указать на отличительные черты русского классицизма; дать представление о делении литературных жанров на «высокие» и «низкие», о принципе «трех единств»; углубить знания обучающихся о сатире.

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизм. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии.

Классицизм и сентиментализм как литературные направления.

Литература путешествий, панегирик, сатира, ода, комедия.

Гравюры И.Вагнера «А.Д.Канте-мир», Н. Соко-лова «В.К. Тре-диаковский».

Классицизм в живописи и архитерктуре.

Составление плана лекции, опорных схем, исследовательская работа с учебником.

9.

М. В. Ломоносов – реформатор русского языка. «Ода на день восшествия…», «Разговор с Анакреоном».

20.09

Познакомить с жизнью и творчеством  Ломоносова,  его теорией «трех штилей».

Значение творчества М.В. Ломоносова для последующего развития русского поэтического слова. Теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм.

Гравюра Э. Фессара «М.В. Ломоносов».

Составление тезисной записи лекции,

исследовательская работа, анализ поэтического текста.

Наизусть «Ода на день восшествия..»

10.

Г. Р. Державин – поэт-философ.

Анализ стихотворения «Властителям и судиям».

23.09

Дать представление об основных фактах биографии поэта и особенностях его поэтической манеры, познакомить со слогом и интонациями  произведений; продолжить формирование нравственных критериев в оценке личности; объяснить, в чем видел поэт свою заслугу перед Отечеством и русской литературой. Учить анализировать стихотво-рение, выразительно читать.

Значение творчества Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.

Ода, стихотворные размеры, выразительные средства языка в произведениях «На смерть князя Мещерского», «Властителям и судиям», «Бог», «Река времен в своем стремленьи…», «Памятник».

Гравюра И.П. Пожалостина «Г.Р.Державин» (1866)

Императрица Екатерина II. Гравюра.1769г.

Чтение наизусть «Ода на день вос-шествия..»

Доклад, аналитическая беседа, разные виды чтения, составление вопросов, нахо-ждение эпите-тов в тексте.

Анализ стихот-ворного произ-ведения с точки зрения его принадлеж-ности к классицизму, жанра,  темы, идеи, компо-зиции, изобра-зительно-выра-зительных средств.

Наизусть (по выбору)

11.

Своеобразие русского театра в эпоху Просвещения.

26.09

Дать представление о своеобразии  русского театра в эпоху Просвещения, показать, какие жанры драматургии получили свое развитие в творчестве Д.И. Фонвизина, Я.Б. Княжнина, А.П. Сумарокова, В.В. Капниста; работа с литературоведческими терминами.

Расцвет отечественной драматургии.

Эпоха Просвещения, театр.

«А.П.Сумаро-ков». Гравюра Н.Я. Саблина. 1781г.

Чтение наизусть стих-ий Г.Р.Держа-вина.

Исследовательская работа с текстом, лексическая работа.

Стр.46-60, в.4 стр. 89.

12.

Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Герои и идейное содер-жание комедии.

27.09

Раскрыть характеры героев комедии «Недоросль», показать, как традиции классицизма отражаются в композиции произведения, раскрыть идейное содержание комедии; раскрыть тему воспитания как одну из главных проблем в век Просвещения.

Комедия.

Доклад, прак-тическая рабо-та с текстом, комментированное чтение,  аналитическая беседа.

13.

Анализ эпизода «Экзамен Митрофа-нушки».

30.09

Раскрыть социально-нравственные уроки комедии, углубить представление об эпизоде драматического произве-дения, учить анализировать эпизод.

Анализ эпизода.

Иллюстрации к комедии «Недоросль» художника Б.В. Власова. 1972.

Практическая работа с текстом, анализ эпизода, комментированное чтение, практикум.

14.

А.Н. Радищев. Основные вехи биографии.

Книга «Путешествие из Петербурга в Москву».

03.10

Познакомить обучающихся с историей формирования личности А.Н. Радищева, раскрыть замысел книги «Путешествие из Петербурга в Москву», показать своеобразие художественного метода А.Н. Радищева; пополнить терминологический словарь обучающихся по учебной теме.

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями.

Литература путешествий.

Литография «А.Н.Радищев» по оригиналу неизвестного художника (конец 1780х г)

Инд. презен-тация, доклад, разные виды чтения, пересказ и анализ отдель-ных глав из текста.

Составить устное сообщение об одной из «станций» «Путешествия…».

15.

Основная проблематика книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

04.10

Раскрыть жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия…», показать протест против рабства и духовного порабощения.

Классицизм и сентиментализм как литературные направления. Литература путешествий.

Иллюстрация И.А.Ерменева «Крестьяне за обедом».

Практическая работа с тек-стом, худо-жественный пересказ, создание словаря реалий крестьянского быта, ком-ментированное чтение.

Прочитать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Ли-за».

16.

Н.М. Карамзин.

«Бедная Лиза».

07.10

Создать условия для понимания вопроса о роли писателя в лит-ре XVIII века; показать, как в повести «Бедная Лиза» выражено отношение автора-рассказчика к происходящим событиям и героям; раскрыть черты сентиментализма в повести; прививать любовь к русской культуре, литературе. Рассмотреть основные этапы над сочинением.

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина.

Гравюра Н.И.Уткина «Н.М. Карам-зин».

Иллюстрация И.Архипова «Бедная Лиза» (1890г.).

Исследовательская работа с текстом, лексическая работа; комме-нтированное чтение, подбор цитат по заданным темам.

Подготовка к сочинению по произв-ниям литературы XVIII века.

17.

Р/Р Сочинение по произведениям литературы XVIII века.

10.10

Развивать навыки самостоятельной творческой работы.

Сочинение.

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века (5 ч.)

18.

Становление  и развитие романтизма в первой четверти XIX века.

11.10

Дать представление о романтизме как литературном направлении 1 четверти XIX века, дать обзор шедевров поэзии, прозы и драматургии XIX века; совершенствовать навыки выступления перед аудиторией, умения аргументировать свой ответ, совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой.

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности.

Романтизм в русской и западно-европейской литературе.

Романтизм как литературное течение.

Исследовательская работа с текстом, лексическая работа; работа с дополнитель-ной литера-турой.

Каковы особенности русского романтизма?

Индивидуально: подготовить сообщения о Батюшкове.

19.

К. Н. Батюшков – основатель «школы гармонической личности». «Мой гений», «К Дашкову», «Есть наслаждение и в дикости лесов…».

14.10

Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики, совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа поэтического произведения.

Важнейшие аспекты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова.

Романтическое двоемирие, анакреонтическая лирика.

«Школа гармонической точности».

Историческая элегия.

Дружеское послание.

Гравюра И.П. Пожалостина «К.Н. Батюш-ков», рисунки К.Н. Батюшко-ва.

Практическая работа с текстом, ком- ментированное чтение.

Выучить наизусть одно из стихот-ворений поэта.

Инд. презентации.

20.

В. А. Жуковский. Своеобразие  романтической лирики.

«Невыразимое»(отрывок), «Жизнь», «Море», «Ивиковы журавли», «Эолова арфа».

17.10

Познакомить с жизнью и творчеством В.А. Жуковского; показать художественные и жанровые особенности произведений:  язык, сюжетность, образы-символы. Продолжить обучение анализу лирического произведения.

Воплощение аспектов эстетики романтизма в творчестве В.А. Жуковского.

Романтизм, романтический герой, баллада.

Дружеское послание.

Иллюстрации художника П.Ф. Соколо-ва.1836г.

Рисунки В.А. Жуковского.

Выразительное чтение наи-зусть стихот-ворений К.Н. Батюшкова.

Исследовательская работа с текстом баллад.

Анализ баллады Жуковского, выучить наизусть одно из стихотво-рений Жуков-ского.

Инд. презентации.

21.

Е.А. Баратынский. «Когда исчезнет омраченье…».

К.Ф.Рылеев. «А.А.Бестужеву». Жанр исторической песни в творчестве поэта.

18.10

Познакомить с творчеством поэтов, особенностью лирики, раскрыть своеобразие художественного мира авторов, познакомить с жанром историческая песня.

Воплощение аспектов эстетики романтизма в творчестве К.Ф. Рылеева и Е.А. Баратынского.

Историческая песня.

Конкурсное чтение наизусть стихотворе-ний В.А. Жуковского.

Подготовить реферат на одну из тем, указанных в учебнике(стр.112, зад.1).

22.

«Гражданский романтизм» в русской литературе первой четверти XIX века.

21.10

Совершенствовать навыки работы в группах, развивать умение работать с дополнительным материалом, совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа поэтического произведения.

«Гражданский романтизм»

Романтизм в живописи и музыке.

Работа в группах

1гр.- гражданская позиция,

2гр. – общественная деятельность

3гр.- творчество.

Чтение комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Русская литература первой половины XIX века (48+9)

23.

А.С. Грибоедов. Основные вехи биографии писателя.

24.10

Дать представление о развитии русской литературы первой половины XIX века, познакомить с творчеством поэта и государственной деятельностью Грибоедова А. С.

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова.

Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).

Музыкальные произведения А.С. Грибо-едова.

Исследовательская работа с текстом.

Презентация с привлечением историко-литературного материала.

Прочитать 1 действие комедии «Горе от ума»

24.

Творческая история  комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии.

25.10

Познакомить с историей создания комедии. Дать понятие о конфликте. Уметь определить, в чем суть конфликта  в комедии.

История создания комедии. Особенности композиции.

Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). Двуединый конфликт.

Трагикомедия.

Сценическая история комедии «Горе от ума».

Составление плана, исследовательская работа с текстом.

Прочитать 2-е действие.

25.

Сюжет, композиция, система образов.

28.10

Рассмотреть глубину, противоречивость образов, созданных автором, место Чацкого в системе образов; развивать навыки комментированного чтения, учить определять элементы  сюжета в  драматическом произведении.

Идеалы и антиидеалы Чацкого,

Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).

Сюжет, композиция, образ.

Монолог. Внесценический персонаж.

Иллюстрации к комедии «Горе от ума» художников Д.Н. Кардов-ского, А.Н.Са-мохвалова,Н.В. Кузьмина, Т.В. Шишмарева.

Художественный пересказ эпизодов, исследовательская работа с текстом.

Прочитать 3-е действие. Выучить монолог Чацкого или Фамусова

26.

«Век нынешний и век минувший».

07.11

Учить анализировать драматическое произведе-ние, воспитывать представление об истинных ценностях жизни.

Монолог. Элементы классицизма в комедии.

Иллюстрации к комедии «Горе от ума» художников Д.Н. Кардов-ского, А.Н.Са-мохвалова, Н.В.Кузьмина, Т.В.Шишмаре-ва.

Чтение наизусть монолога Чацкого или Фамусова.

Чтение по ролям. Составление развернутых характеристик «Века нынеш-него и века минувшего».

 

Прочитать 4-е действие.

27.

Любовная интрига в комедии.

08.11

Познакомить  с развитием конфликта  Чацкий – Софья – Молчалин, развивать умение давать социально-психологическую характе-ристику персонажам.

Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).

Любовная интрига.

Иллюстрации к комедии «Горе от ума» на стр. учебника.

Художествен-ный пересказ эпизодов, исследовательская работа с текстом.

Чтение по ролям.

Словесный портрет гостей.

28.

Фамусовское общество.

11.11

Составить характеристику фамусовского общества, воспитывать нравственную ответственность за слова и поступки.

Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. 

Комедия. Монолог.

Иллюстрации к комедии «Горе от ума» на стр. учебника.

Исследовательская работа с текстом, групповая работа над составлением таблицы. Чтение по ролям.

Стр.146, в.8

29.

Смысл заглавия и проблема ума в комедии.

14.11

Обобщить и закрепить знания  о конфликте и проблематике  комедии, системе персонажей, раскрыть ключевую для пьесы проблему ума.

Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).

Практическая работа с текстом, ком-ментированное чтение, анали-тическая беседа.

Подготовить сравнение «века нынешнего и века минувшего» в высказыва-ниях разных героев.

30.

Чацкий и Молчалин.

15.11

Воспитывать представление об истинных ценностях жизни.

Монолог, конфликт. Антигерой.

Гамлет и Чацкий: сопоставительный анализ проблематики и центральных образов трагедии У. Шекспира «Гамлет, принц Датский» и комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Иллюстрации к комедии «Горе от ума» на стр. учебника.

Драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера.

Исследовательская работа с текстом, сопо-ставительный анализ.

Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний».

31.

И.А. Гончаров «Мильон терзаний».  

18.11

Учить навыкам  конспектирования, развивать логическое мышление; создать условия для понимания обучающимися проблем, поднятых в произведении; подвести обучающихся к самостоятельной оценке понятий и проблем путем сравнения и сопоставления.

Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии.

 И.А. Гончаров о «Горе от ума».

Критическая статья.

Статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний».

Исследовательская работа с текстом.

Подготовить-ся к сочине-нию по пьесе А.С. Грибое-дова «Горе от ума».

32.

33.

Р/Р Сочинение по пьесе А.С.Грибое-дова «Горе от ума». Анализ работ.

21.11

22.11

Развивать навыки самостоятельной творческой работы.

Сочинение.

Стр.3-23 (2 ч)

34.

А. С. Пушкин

Жизнь и творчество.

25.11

Систематизировать известные факты о жизни творчестве Пушкина.

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Романтизм.

Портреты поэта.

Индивидуаль-ная работа по созданию презентаций

35.

Тема дружбы в лирике поэта.

28.11

Развивать представление о  теме дружбы в лирике поэта, учить анализировать   стихотворение.

Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма Дружеское послание.

Анализ стихотворения «К Чаадаеву».

Репродукции картин русских художников первой трети XIX века.

Исследовательская работа с текстом, анализ лирического произведения.

Наизусть «К Чаадаеву».

36.

Свободолюбивая лирика Пушкина.

29.11

Ввести обучающихся в атмосферу жизни А.С. Пушкина в Петербурге, показать идейную близость поэта к декабристам. Развивать представление о  свободолюбивой  лирике поэта, учить анализировать   стихотворение.

Вольнолюбивая лирика поэта «К морю»

Иллюстрации Б.Патерсона, Ш.Козины, рисунки А.С.Пушкина.

Чтение наизусть

«К Чаадаеву».

Выразитель-ное чтение стихотворе-ний.

37.

Тема природы  в лирике поэта.

02.12

Развивать представление о  теме природы в лирике поэта, учить анализировать   стихотворение; развивать ассоциативное мышление и творческое воображение обучающихся.

Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой.

«На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Арион».

Иллюстрации Б.Патерсона, Ш.Козины, рисунки А.С.Пушкина

Обобщение читательского опыта, вырази-тельное чтение, анализ лири-ческих произ-ведений.

Выразитель-ное чтение стихотворе-ний.

38.

Любовная лирика Пушкина.

Анализ лирического стихотворения.

05.12

Рассмотреть любовную лирику Пушкина в эволюции, раскрыть ее духовный потенциал, учить анализировать стихот-ворение, определять стихотворный размер.

Лирика любви А.С. Пушкина.

Выразительные средства языка.

«К***»(«Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил: любовь еще, быть может…».

Рисунки А.С. Пушкина: А.П. Керн, авто-портрет.

Обобщение читательского опыта, вырази-тельное чтение, анализ лири-ческих произ-ведений.

Наизусть (по выбору).

39.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

06.12

Развивать представление о  теме поэта и поэзии в лирике поэта, учить анализировать   стихотворение; воспитывать культуру общения, связной речи.

Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта.

«Поэт», «Во глубине сибирских руд…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Пророк», «Анчар».

Памятник А.С. Пушкину в Москве. Скульптор А.М.Опекушин

Чтение наизусть.

Наизусть «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

40.

Романтические поэмы Пушкина.

09.12

Углубить представление о  признаках жанра романтической поэмы

Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика.

Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта,  романтический герой, романтическая поэма.

Гравюра С.Ф. Галактионова и М.В. Ческого по оригиналу И.А. Иванова «Кавказский пленник».

Чтение наи-зусть «Я памятник себе воздвиг неру-котворный…»

Исследовательская работа с текстом.

Выразитель-ное чтение.

41.

«Борис Годунов» -  первая реалистическая трагедия.

12.12

Доказать, что «Борис Годунов» является первой реалистической трагедией  русской литературы, рассмотреть сюжет  трагедии, ее героев; показать развитие образа народа; учить  выразительно читать

Художественные особенности трагедии «Борис Годунов».

Трагедия.

Гравюры В.А. Фаворского к трагедии.

Исследовательская работа с текстом, составление характеристики персонажей, чтение по ролям.

Прочитать «Маленькие трагедии».

42.

Нравственно-фило-софское значение «Маленьких траге-дий»  Пушкина.

13.12

Формировать навыки  анализа драматического произведения, развивать навыки критической оценки поступков и слов героев.

Реализм «Маленьких трагедий». Нравственно-философское звучание пушкинской драматургии, мастерство поэта в создании характеров.

Трагедия.

Реализм.

Гравюры В.А. Фаворского к «Маленьким трагедиям».

Исследовательская работа с текстом, составление характеристики персонажей, чтение по ролям.

Подгото-виться к вн. чтению.

43.

Урок вн. чтения. А.С. Пушкин

«Моцарт и Сальери».

16.12

Раскрыть основную проблему трагедии; показать идейно-художественное своеобразие произведения, символический смысл образов; познакомить с трагедией как жанром драматургии.

Основная проблема трагедии «Моцарт и Сальери».

Трагедия как жанр драмы.

Гравюры В.А. Фаворского.

Художественный пересказ текста, составление цитатного плана.

Прочитать одну из глав сборника «Повести Белкина».

44.

«Повести Белкина» - опыт циклизации повестей.

19.12

Формировать навыки  прозаического анализа произведения, обратить внимание на соотношение

Реализм «Повестей Белкина». Нравственно-философское звучание пушкинской прозы, мастерство поэта в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя.

Реализм.

Иллюстрации художников Н.В. Ильина, В.В. Гельмер-сена, Н.И. Пискарева, М.В. Добужин-ского к «Повестям Белкина».

Исследовательская работа с текстом, худо-жественный пересказ, составление  характеристики персонажей.

45.

 «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах.

20.12

 Познакомить с историей создания, замыслом и композицией романа, его сюжетом, с жанром «роман в стихах», онегинской строфой, системой образов; ввести понятие «реализм».

Роман в стихах. История создания романа «Евгений Онегин». Система образов, онегинская строфа.

Литературные реминисценции в «Евгении Онегине».

Музыка.

Индивидуаль-ная работа: слайдовая презентация, сообщения, составление цитатного плана.

46.

Автор и его герой в образной системе романа.

23.12

Рассмотреть образ автора в романе, раскрыть жанр «свободного»  романа; выявить авторское отношение к героям романа; раскрыть смысл лирических отступлений в произведении; развивать умение различать образ автора как героя произведения и автора как создателя романа.

Авторские отношения к героям романа. Лирические отступления в романе. Образ автора.

Рисунки А.С. Пушкина, гравюра Е.И. Гейтмана, акварель Н.В. Кузьмина.

Исследовательская работа с текстом, худо-жественный пересказ, составление  характеристики персонажей.

Наизусть отрывок.

47.

Тема онегинской хандры и ее преломленье в «собранье пестрых глав».

26.12

Дать представление об особенностях произведения, совершенствовать умение анализировать произведение с точки зрения идейного художественного своеобразия, мастерства речевых характеристик персонажей.

Онегинская хандра.

Рисунки А.С. Пушкина.

Чтение наизусть.

Исследовательская работа с текстом, худо-жественный пересказ, составление  характеристики персонажей.

Характеристика Онегина.

48.

Онегин и Ленский.

27.12

Познакомить с главными героями романа; показать типическое и индивидуальное в их образах, а также трагический итог жизненного пути героев.

Образы Онегина и Ленского. Трагические итоги жизни. Антитеза. Дуэль.

Иллюстрации к роману.

Индивидуаль-ная работа: составление словаря для характеристики лирического героя

Составить сравнитель-ную хара-ктеристику Ленского и Онегина.

49.

Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора.

09.01

Обучать сравнительной характеристике героев; формировать умение выявлять отношение автора к героям; определять собственное отношение к героям.

Реализм, сравнительная характеристика. Оценка Татьяны В.Г. Белинским.

Музыка,

живопись

Работа в группах и парах, анализ эпизода, соста-вление сравни-тельной харак-теристики героя.

Выразитель-ное чтение, стр.113, в.20

50.

Картины жизни русского дворянства в романе.

10.01

Проследить, как в романе отражается жизнь русского дворянства; развивать навыки конспектирования.

Сопоставление петербурж-ского, московского и провинциально-дворянского быта. Роман. Связь с историей, лирические отступления.

Выразитель-ное чтение, исследовательская работа с текстом.

Стр.113,в. 21

51.

Сон и именины Татьяны.

13.01

Учить анализировать эпизод.

Анализ эпизода. 

Иллюстрации к роману.

Составление характеристики литературному герою, работа в парах, запись выводов.

Цитатная характеристика героев.

52.

Эволюция

взаимоотношений

Татьяны и Онегина.

Анализ двух писем.

16.01

Выяснить характер отношений между Татьяной и Онегиным; познакомить с содержанием писем и их значением.

Взаимоотношения Татьяны и Онегина.

Опера

П.Чайковского.

Чтение писем, чтение статьи

учебника.

Наизусть «Письмо Татьяны к Онегину».

53.

Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина».

17.01

Рассмотреть нравственно-философскую проблематику романа, учить работать с тестом.

Проблематика романа.

Наизусть «Письмо Татьяны к Онегину».

Работа с текстом, допо-лнительной литературой, выразительное чтение.

Составить тезисы статьи Белинского.

54.

Пушкинский роман в зеркале критики.

В.Г. Белинский.

20.01

Раскрыть пушкинскую эпоху в  романе, закрепить знания о реализме, познакомить с критическими отзывами о романе.

«Энциклопедия русской жизни».   Белинский  и Писарев о романе.

Реализм, критическая статья.

Работа в группах: анализ критических статей

Составление плана сочинения и отбор материала.

55.

56.

Р/Р Сочинение по творчеству Пуш-кина.

Анализ работ.

23.01

24.01

Учить писать сочинение по литературному произ-ведению, развивать связную речь.

Сочинение.

57.

М. Ю. Лермонтов.  Жизнь и творчество.

27.01

Дать представление об основных фактах биографии писателя и особенностях его поэтической манеры.

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Романтическое  движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, фабула.

Репродукции картин М.Ю. Лермонтова, портреты поэта.

Индивидуальная работа: слайдовая презентация, сообщения.

58.

Мотивы вольности и одиночества в творчестве поэта.

«Нет, я не Байрон»,

«Молитва».

30.01

Способствовать пониманию основных мотивов твор-чества М.Ю. Лермонтова; развивать навыки выразительного чтения, развивать самостоятельность в суждениях.

Назначение художника, свобода и одиночество.

Романтическое  движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, «байронизм» в лермонотовской лирике.

Живописные и графические интерпретации произведений М.Ю.Лермон-това.

Выразительное чтение, иссле-довательская работа с текстом.

Выучить наизусть (по выбору).

59.

Образ поэта-пророка в лирике Лермон-това. 

«Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «И скучно и грустно…».

31.01

Показать характерные особенности стихотворений М.Ю. Лермонотова о поэте и поэзии; обучать анализу лирического произведения; воспитывать культуру общения

Судьба поэта и его поколения.

Мотив вольности, пафос отрицания и протеста.

Живописные и графические интерпретации произведений М.Ю.Лермон-това.

Выразитель-ное чтение наизусть.

Выучить наизусть (по выбору).

60.

Адресаты любовной лирики  Лермонтова.

«Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нищий».

03.02

Углубить представления обучающихся о роман-тичном мировоззрении поэта

формировать навыки  читателя, слушателя, исполнителя;  развивать умение анализировать стихотворение.

Послания к адресатам любовной лирики М. Лермонтова. Адресаты любовной лирики Сушкова, Иванова. Лопухина.

Сравнение, эпитет, олицетворение,  гипербола, метафора.

Музыкальные интерпретации произведений М.Ю.Лермон-това.

Выразитель-ное чтение наизусть.

Выучить наизусть (по выбору).

61.

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова.

«Дума», «Родина».

06.02

Познакомить   с эпохой безвременья, общественно - политическими вопросами того времени; показать отношение автора к поколению 30 гг. XIX в., осмысление автором Родины в ранней и поздней лирике; обучать анализу лирического произведения.

Эпоха безвременья в лирике поэта. Тема России и её своеобразие в лирике М.Ю. Лермонтова.

Выразительные средства языка.

История,

восстание

декабристов.

Выразитель-ное чтение наизусть.

Презентации с использова-нием литера-турного, искус-ствоведческого материала.

Прочитать и проанализировать стихо-творения «Родина», «Дума»,«Предсказание», «Монолог».

62.

Р/Р. Анализ лирического стихо-творения.  

07.02

Учить анализировать стихотворение, определять стихотворный размер.

Сравнение, эпитет, олицетворение,  гипербола, метафора.

Практикум, самостоятель-ный анализ  лирики.

63.

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

10.02

Создать условия для понимания главной мысли романа о моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни, выявить позицию автора и рассказчика, подвести обучающихся к пониманию значения композиции и идейного замысла романа М.Ю. Лермонтова;

заинтересовать личностью «странного человека» Печорина.

«Герой нашего времени» как первый философско-психологический роман.

Психологический портрет., образ рассказчика, типический характер, фабула.

История,

живопись,

музыка.

Исследовательская работа с текстом, характеристика персонажей.

Композиция романа, глава «Бэла».

64.

Печорин как «портрет поколе-ния». «Журнал Печорина» как средство  саморас-крытия  характера героя.

13.02

Проанализировать центральный образ романа через призму его отношений с другими  героями; показать, как через личные записи, т.е. дневник, раскрывается характер героя; формировать умение составлять характеристику героя на основе прочитанного текста по плану; развивать навыки монологической речи.

Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой.

Психологический портрет., образ рассказчика, типический характер.

Мастерство психологической обрисовки характеров.

Литография К.П. Беггрова к роману «Герой нашего времени».

Исследовательская работа с текстом, характеристика персонажей.

Устный ответ «Каким я увидел лер-монтовского героя?»

Стр.354-358, перечитать главу «Тамань».

65.

Дружба и любовь   в жизни Печорина.

14.02

Раскрыть отношения Печорина  с Грушницким, Вернером, Вуличем; раскрыть отношения Печорина  с Мери, Верой, Бэлой; помочь обучающимся понять причины двойственности натуры Печорина, его одиночества, скептицизма; выяснить роль художественной детали.

Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа.

Черты романтизма и реализма в поэтике романа.

Рисунки краеведа Е.Д.Фелицына, иллюстрации художников М.А. Врубеля, В.А. Серова, П.Я. Павли-нова, Д.А. Шмаринова.

Исследовательская работа с текстом, характеристика персонажей.

Статья В.Г. Белинского о романе.

66.

Роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.

17.02

Познакомить с критической оценкой Белинского; выявить концепцию критической статьи Белинского о романе; учить работать с критической статьей, закрепить навыки конспектирования.

«История души человеческой» как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе. Печорин и Фауст: сопоставительный анализ проблематики и центральных образов трагедии И.В. Гете «Фауст» и романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

И.В. Гете «Фауст».

«Герой нашего времени» в театре и кино.

Исследовательская работа с текстом, конспектирование крити-ческой статьи, сопоставитель-ный анализ.

Подготовка к сочинению.

67.

68.

Р/Р Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. Анализ работ.

20.02

21.02

Развивать навыки самостоятельной творческой работы.

Сочинение.

69.

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произ-ведение художника.

27.02

Углубить знания      о жизни и творчестве Н.В. Гоголя с обобщением ранее изученного материала; познакомить с историей создания поэмы, дать краткий обзор содержания; обратить внимание обучающихся на особенности жанра и композиции, смысла названия поэмы.

Развитие   реализма. Поэма в прозе, композиция, образ.

Портрет Н.В. Гоголя.

Иллюстрации Н.Г. Черне-цова, А.О. Смирновой-Россет.

Индивидуаль-ная работа: слайдовая презентация, сообщения

70.

Губернский город и его обитатели.

28.02

Более подробно

рассмотреть главы

8-11; развивать навыки монологической речи при составлении рассказа о городе и его жителях.

«Городские» и «помещичьи» главы. Образ города в поэме. Деталь- значимая подробность.

Иллюстрации к поэме.

Художественный пересказ текста, составление цитатного плана.

Составить словарь крылатых выражений.

71.

Русь «с одного боку». Образы поме-щиков: Манилов, Коробочка.

03.03

Совершенствовать умение  анализировать произведение с точки зрения мастерства речевых характеристик персонажей; формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, образы, помогающие понять проблематику произведения.

Литературный тип, понятие о комическом жанре и его видах:

сатире, юморе, иронии,

сарказме. Образ.

Иллюстрации к поэме художников П.И.Челищева, П.М. Боклев-ского, Кукры-никсов.

Гравюры Е.Е. Бернардского.

Составление портретной характеристи-ки помещиков.

Составить портретную характерис-тику поме-щиков.

72.

Помещики-расточители и помещики-накопители в поэме: Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.

06.03

Совершенствовать умение  работать  над  составлением характеристики помещиков по плану.

Литературный тип, понятие о комическом жанре и его видах:

сатире, юморе, иронии,

сарказме. Образ. Гротеск.

Иллюстрации к поэме художников П.М. Боклев-ского, П.П. Соколова.

Гравюры Е.Е. Бернардского, Кукрыниксов.

Составление портретной характеристи-ки помещиков.

Глава 10. «Повесть о капитане Копейкине».

73.

«Повесть о капитане Копейкине».

07.03

Совершенствовать умение  анализировать произведение с точки зрения идейного художественного свое-образия; раскрыть смысл вставной «Повести о капитане Копейкине».

Вставная повесть. Народная тема в поэме. Народный мститель капитан Копейкин.

«Капитан Копейкин». Художник П.П. Соколов.

Исследовательская работа с текстом.

Составить устный рассказ «Чичиков -каков он?»

74.

Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме.

10.03

Показать, почему именно Чичиков является главным лицом повествования; углубить  понятие о типизации,

Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода. Художественная деталь, потаенный смысл эпизода, антитеза, композиция произведения. Антигерой.

Иллюстрация П.М. Бокалев-ского к поэме.

Пересказ с элементами цитирования.

75.

Фигура автора и роль лирических отступ-лений.

13.03

Рассмотреть эпизоды -  образы «птицы-тройки», совершенствовать умение  анализировать произведение с точки зрения идейного художественного свое-образия;

Сопоставление проблематики и образов «Божественной комедии» Данте и поэмы Н.В. Гоголя.

Лирические отступления

«Божественная комедия» Данте.

Исследовательская работа с текстом, пересказ, выразительное чтение, пере-сказ с элемен-тами цитиро-вания.

Выучить наизусть «Эх,  тройка! Птица- тройка…»

76.

Поэма в оценке В.Г. Белинского.

14.03

Обучать работе с критической статьёй В.Г. Белинского, учить собирать материал к сочинению, составлять план.

Сравнение, эпитет, олицетворение,  гипербола, метафора.

Конспектирование статьи, работа с цитатами, монолог на учебную тему.

Наизусть «Эх,  тройка!Птица- тройка…».

Подготовить-ся к вн. чтению.

77.

Урок вн. чтения.

Н.В.Гоголь. Петербургские повести.  

17.03

Познакомить обучающихся с Петербургскими повестями.

Подготовить-ся к сочи-нению.

78.

79.

Р/Р Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Анализ работ.

20.03

21.03

Развивать навыки самостоятельной творческой работы.

Сочинение.

Русская литература второй половины XIX века (8 ч.)

80.

Литература  второй половины XIX века (обзор).

24.03

Дать представление об основных направлениях русской литературы 2 половины 19 века, активизировать эмоционально-личностный подход к творчеству поэтов и прозаиков.

Реализм, лирика.

Портреты писателей, поэтов.

Конспектирование лекции, работа с текстом, разные виды чтения и пересказа.

81.

Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева).

03.04

Учить монологическому высказыванию, дать обзор творчеству писателей, обменяться впечатлениями о прочитанном.

Романы И.А. Гончарова «Обрыв», И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Портреты И.А. Гончарова и И.С. Тургенева.

Работа с текстом, допо-лнительной литературой, разные виды чтения, комментированное чтение.

Подготовить-ся к диалогу на учебную тему.

Стр. 221-226.

Ф.М. Достоевский «Белые ночи».

82.

Ф.М. Достоевский.

 «Белые ночи».

04.04

Познакомить с жизнью и творчеством

писателя, типом «петербургского

мечтателя» в повести, чертами его внутреннего мира. Обучать анализу произведения с учетом творческой манеры писателя и специфики произведения.

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Повесть, сентиментализм.

Ф.М. Достоевский «Преступ-ление и наказание».

Портреты писателя.

Работа с текстом, допо-лнительной литературой, разные виды чтения, комментированное чтение.

Групповая работа: исследователь-ская работа.

Прочитать Л.Н. Толстой «Юность».

83.

Л.Н.Толстой. Автобиографическая   повесть «Юность».

07.04

Углубить знания о жизни и творчестве Л.Н.Толстого, его автобиографической трилогии, психологизме, роли внутреннего монолога в раскрытии души героя. Учить монологическому высказыванию, дать обзор творчеству писателя, обменяться впечатлениями о прочитанном.

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Психологизм прозы. Автобиографическая

Трилогия.

Портреты писателя.

Исследовательская работа с текстом, пересказ.

Прочитать

 главу «Я провалива-юсь».

84.

Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

10.04

Дать обзор творчеству писателя, обменяться впечатлениями о прочитанном.

Произведения «История одного города», «Помпадуры и помпадурши», сказка «Коняга».

Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Работа с текстом, допо-лнительной литературой, разные виды чтения, комментированное чтение.

Сформули-ровать для одноклассни-ков вопросы по теме. Выучить наизусть одно из стихот-ворений Фе-та, Тютчева, Некрасова (по выбору).

85.

Лирическая ситуация 50-80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого).

11.04

Познакомить с биографией поэтов,  дать представление об особенностях поэтического языка поэтов,  учить сопоставительному анализу произведений.

Творчество поэтов 19 века. Жанры лирических произве-дений, философская лирика.

Портреты поэтов.

Наизусть одно из стихотво-рений Фета, Тютчева, Некрасова (по выбору).

Прочитать «Бедность не порок». Островского А. Н.

86.

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского националь-ного театра.

14.04

Познакомить с творчеством писателя-драматурга и его произведениями; помочь обучающимся раскрыть богатство и глубину художественного мастерства драматурга на примере пьесы «Бедность не порок»; развивать навыки критически оценивать слова и поступки героев произведения.

Жизнь и творчество А.Н. Островского. «Свои люди – сочтемся!», «Лес», «Бедность не порок», «Бешеные деньги», «Не в свои сани не садись», «Бесприданница».

Сюжет. Комедия как жанр драматургии.

Портрет А.Н. Островского.

Исследовательская работа с текстом, пересказ.

Как раскрыта в пьесе тема любви?

Подготовить творческую биографию Чехова. Индивидуальная работа: слайдовая презентация, сообщения.

87.

Творчество А.П. Чехова в контексте рубежа веков.

17.04

Продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя, проблемой

«маленького человека» в его творчестве и русской литературе 19 века; показать в произведениях изображение боли и негодования автора, дать краткую характеристику эпохи «безвременья».

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков.

Повесть «Степь», рассказы «Мужики», «В овраге»; «Палата №6», «Дом с мезонином», «Моя жизнь», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч». Новелла «Дуэль».

«Вишневый сад» как образец драматургии А.П. Чехова.

Портреты А.П. Чехова. Дом-музей писателя в г. Таганрог.

Групповая работа: исследователь-ская работа. Исследовательская работа с текстом, пересказ.

Художественный пересказ текста, составление цитатного плана.

Из русской литературы XX века (13 ч.)

88.

И.А. Бунин – поэт и прозаик.

18.04

Дать представление об основных направлениях русской литературы начала XX века, развивать умение сопоставлять историческую обстановку и   художественный текст; познакомить с жизнью и творчеством писателя.

Своеобразие русской прозы рубежа веков.

Авангардизм, модернизм, фольклор и литература.

Портрет И.А. Бунина.

Коллективное составление тезисного плана статьи учебника.

Рассказы писателя.

89.

Своеобразие ранней прозы   М. Горького.

21.04

Выявить своеобразие ранней прозы М. Горького.

Романтическое и реа-листическое движение, новый тип героя.

Драма «На дне».

Портрет М. Горького.

Устное сообщение на учебную тему.

Стр.242-243, индив. задания.

90.

Многообразие поэтических голосов Серебряного  века.

А.А. Блок – поэт общенационального значения.

Поэма «Двенадцать».

24.04

Познакомить с многообразием поэтических голосов Серебряного  века.

Познакомить обучающихся с творчеством А.А. Блока; обучать анализу лирического текста; выразительному чтению.

Серебряный век русской литературы. Акмеизм, символизм, футуризм. «Поэтический ренессанс».

Лирика А.А. Блока, С.А.Есенина, В.В. Мая-ковского, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака.

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…», поэма «Двенадцать»: метафорические образы, лирическая летопись истории России начала XX века

Авангардизм, модернизм, фольклор и литература.

Выставка портретов поэтов Серебряного века.

Портрет поэта.

Историко-литературный процесс

Исследовательская работа с текстом, допо-лнительной литературой, разные виды чтения. Просмотр презентаций.

Сформулиро-вать для одноклассни-ков вопросы по теме.

Выучить наизусть «Девушка пела в церковном хоре…».

91.

С.А. Есенин – великий народный поэт.

25.04

Познакомить обучающихся с творчеством С.А. Есенина; обучать анализу лирического текста; выразительному чтению.

Символизм,  акмеизм, футуризм.

Тема Родины в лирике Есенина.

«Вот уж вечер…»,

«Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…».

Портрет поэта.

Музыка.

Наизусть «Девушка пела в церковном хоре…».

Выразительное чтение стихотворе-ния С. Есе-нина о природе.

92.

В.В. Маяковский – поэт-государствен-ник.

28.04

Познакомить обучающихся с творчеством В.В. Маяковского; обучать анализу лирического текста; выразительному чтению.

Символизм,  акмеизм, футуризм.

«Послушайте!»,

«А вы могли бы?»,

«Люблю» (отрывок).

Портрет поэта.

Выразительное чтение; работа с дополнитель-ной литера-турой.

Выразитель-ное чтение стихотворе-ния (по выбору).

93.

А.А. Ахматова. Отражение в лирике глубины челове-ческих переживаний.

02.05

Рассмотреть основные темы и мотивы лирики  поэтессы.

Символизм,  акмеизм, футуризм.

Портрет поэтессы.

Выразительное чтение; инди-видуальная работа: слайдовая презентация, сообщения.

Выразитель-ное чтение стихотворе-ния (по выбору).

94.

Основные темы и мотивы поэзии М. Цветаевой.

05.05

Рассмотреть основные темы и мотивы лирики  поэтессы.

Символизм,  акмеизм, футуризм.

Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.

«Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…».

Портрет поэта.

Музыка.

Выразительное чтение; инди-видуальная работа: слайдовая презентация, сообщения.

Выучить наизусть (по выбору).

95.

Основные темы и мотивы лирики  Б. Пастернака.

12.05

Познакомить с жизнью и творчеством поэта, с основными мотивами его творчества, философской глубиной лирики; обучать анализу поэтического текста.

Выразительные средства языка

«Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу» и другие.

История:

гражданская война,

революция.

Чтение наизусть стихотворе-ний М. Цвета-евой.

Самостоятельный анализ  лирики.

Выразитель-ное чтение стихотворе-ния (по выбору).

96.

М. Булгаков – художник мирового значения.

«Собачье сердце».

15.05

Познакомить с жизнью и творчеством М. Булгакова; дать представление о рассказе «Собачье сердце» как

социально-философской сатире на современное общество; рассказать об истории создания и судьбе произведения, поэтике повести, гуманистической позиции автора; обучать анализу произведения с учетом особенностей художественного метода.

Сатира, сарказм.

Повесть Булгакова «Собачье сердце»: предупреждение об опасности социальных экспериментов.

Шариковщина.

Кино в контексте литературной эпохи.

Художественный пересказ текста, составление цитатного плана.

Прочитать рассказ М.Шолохова «Судьба человека».

97.

Рассказы М.А. Шолохова.

16.05

Углубить знания о писателе-земляке; раскрыть смысл названия рассказа «Судьба человека»; показать особенности авторского повествования; определить композиционные особенности рассказа, роль автора в рассказе; формировать умение оценивать роль пейзажа в создании образа главного героя; учить находить черты реализма в рассказе-эпопее.

Рассказ Шолохова «Судьба человека»: повествование о трагедии и подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.

«Донские рассказы».

Сюжет, композиция

Кино в контексте литературной эпохи.

Групповая работа: исследовательская работа.

Стр.251-253, инд. задания.

98.

Романы М.А. Шолохова.

19.05

Дать представление о романах писателя: «Поднятая целина», «Тихий Дон».

Своеобразие отечественной прозы первой половины XX века.

История.

Кино в контексте литературной эпохи.

Исследовательская работа с текстом, допо-лнительной литературой, просмотр презентаций.

Сформулиро-вать для одноклассни-ков вопросы по теме.

99.

Литературный процесс 50-80-х годов.

А.И. Солженицын.

 «Матренин двор».

22.05

Дать представление о творчестве прозаиков В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, В.М. Шукшина; поэтов Е.А. Евтушенко, Н.М. Рубцова, Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого. Познакомить с жизнью и     творчеством писателя, темой праведничества в рассказе, трагизмом судьбы Матрены, смыслом рассказа-притчи.

Традиции и новаторство литературы 50-80-х годов.

Рассказ Солженицына «Матренин двор»: праведнический характер русской крестьянки.

Рассказ-притча.

Живопись.

Исследовательская работа с текстом, допо-лнительной литературой; работа в группах.

Прочитать рассказ Солженицына «Матренин двор».

Задания по группам.

100.

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов.

23.05

Дать представление о произведениях В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, В.Н. Крупина, В.Г. Галактионовой и др.

Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Историко-литературный процесс.

Исследовательская работа с текстом.

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания методического

совета   МБОУ – СОШ № 1

сл. Большая  Мартыновка

от 25 августа 2016г.  №  198

Председатель методического совета

____________________ Е.П. Басюк

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

________________ Е.П. Басюк

        26 августа      2016 года  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...