Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_7_klass.doc | 347.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1. Титульный лист
Приложение1.
МБОУ «Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа
им. Шелковникова К.М.»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор школы
______________/____________ ________________/М.Г.Вильмова
«____»_______________20____ Приказ №___ от ____.____.20____
М.П.
Рабочая программа
по литературе для 7а класса
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №____ от ___.___.20__
класс ________________
количество часов ______
УМК _________________________________________________________________
ФИО учителя __________________________________________________________
Рабочая программа обсуждена на МО учителей ____________________________________
________________________________________________ «_____»________________20____
Руководитель МО __________________________/______________________
2016 - 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 7акласса МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.» класса рассчитана на 68 годовых часов: 34 учебных недели – 2н/ч (федеральный компонент учебного плана).
В программе реализуется базовый уровень обязательного компонента федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету «Литература».
Рабочая программа разработана на основе типовой государственной программы по литературе для общеобразовательных учреждений.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко- культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Главными целями изучения предмета «Литература»
являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
- федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования) по литературе, утвержденного приказом Минобразования России 05.03.2004 г. № 1089;
- федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г. № 1897;
- закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7);
- учебного плана школы на 2016/2017 учебный год;
- Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (Базовый уровень). 10 – 11 классы (Профильный уровень) / Под ред В. Я. Коровиной. – М. : Просвещение: 2010. – 256с. ;
Главной идеей выбранной программы под ред В. Я. Коровиной является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе ХVIII, ХIХ и ХХ веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова(вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов(горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д.
Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в б классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе — литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. В 10 и 11 классах — линейный курс на историко-литературной основе (русская литература ХIХ и ХХ веков).
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы желательно в конце курса в каждом классе, но возможна и некоторая перестановка в изучении того или иного текста.
Авторы программы избегают жесткой регламентации, предоставляя право творческому учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие — читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему.
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования.
Основная форма организации образовательного процесса – урок.
Контроль за освоением образовательной программы по литературе осуществляется с использованием разнообразных видов устных и письменных работ:
- правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;
- устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;
- развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная);
- отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;
- подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного);
- свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.);
- использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов;
- развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением;
- сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах;
- создание рассказа-характеристики одного из героев
или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика);
- создание небольшого отзыва на самостоятельно
прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль;
- создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного);
- создание оригинального произведения (поучения,
наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения);
- свободное владение письменной речью в объеме
курса литературы, изучаемого школьниками в 5 – 9 классах.
Обучение литературе ведется по учебнику Коровина В. Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
VII класс
(68ч)
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Эпос народов мира.
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
«Песнь о Роланде» -французский средневековый героический эпос.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную…») – готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы (Для чтения и обсуждения).
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения). Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимоотношения детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов ХХ века
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»),«О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Бернс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Приложение 2. Учебно-тематическое планирование
Номер урока | Название урока | Кол-во часов | Вид занятия | примечание | |
Введение. | 1 | теоретическое | практическое | ||
1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | |||
Устное народное творчество. | 2 | ||||
2 | Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. | 1 | |||
3 | Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. | 1 | |||
Эпос народов мира | 5 | ||||
4 | Былина «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. | 1 | |||
5 | Киевский цикл былин. Вн.чт. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Основные черты характера Ильи Муромца. | 1 | |||
6 | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. | 1 | |||
7 | «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. | 1 | |||
8 | «Песнь о Роланде» - французский средневековый героический эпос. | 1 | |||
Из древнерусской литературы. | 2 | ||||
9 | «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. | ||||
10 | «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. | 1 | |||
Из русской литературы 18 века. | 2 | ||||
11 | М.В.Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…» Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. | 1 | |||
12 | Г.Р.Державин. Краткий рассказ о поэте. «Признание», «Река времен в своем стремленьи…» и др. Размышление о смысле жизни, о судьбе. | 1 | |||
Из русской литературы 19 века. | 25 | ||||
А.С.Пушкин. | 5 | ||||
13 | А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. | 1 | |||
14 | «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. | 1 | |||
15 | «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник песни. Особенности композиции. Своеобразие языка. | 1 | |||
16 | «Борис Годунов». Образ летописца как образ древнерусского писателя. | 1 | |||
17 | «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Тест по творчеству А.С.Пушкина. | 1 | |||
М.Ю.Лермонтов. | 3 | ||||
18 | М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. | 1 | |||
19 | Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. | 1 | |||
20 | «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы. | 1 | |||
Н.В.Гоголь | 4 | ||||
21 | Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. | 1 | |||
22 | Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. | 1 | |||
23 | Р.р. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | |||
24 | Р.р. Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | |||
И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, А.К.Толстой. | 5 | ||||
25 | И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. | 1 | |||
26 | Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Родной язык как духовная опора человека. Нравственность и человеческие взаимоотношения. | 1 | |||
27 | Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. | 1 | |||
28 | «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | 1 | |||
29 | А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и « Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. | 1 | |||
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина» | 2 | ||||
30 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. | 1 | |||
31 | Вн.чт. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. | 1 | |||
Л.Н.Толстой | 2 | ||||
32 | Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство» (главы). Взаимоотношение детей и взрослых. | 1 | |||
33 | Проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. | 1 | |||
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». | 3 | ||||
34 | А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. | 1 | |||
35 | Смысл названия рассказа «Говорящие» фамилии как средство юмористической характеристики. | 1 | |||
36 | Вн.чт. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова. | 1 | |||
«Край ты мой, родимый край!» | 1 | ||||
37 | Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе. Обучение анализу лирического стихотворения. | 1 | |||
Из русской литературы 20 века. | 23 | ||||
И.А.Бунин. | 2 | ||||
38 | И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. | 1 | |||
39 | «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. | 1 | |||
М.Горький. | 4 | ||||
40 | М.Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. | 1 | |||
41 | Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. | 1 | |||
42 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). | 1 | |||
Р.р. Домашнее сочинение по повести М.Горького «Детство». | |||||
43 | «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Романтический характер легенды.Вн.чт. «Челкаш» | 1 | |||
В.В.Маяковский. | 2 | ||||
44 | В.В.Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | 1 | |||
45 | «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя. | 1 | |||
Л.Н.Андреев, А.П.Платонов, Б.Л.Пастернак. | 5 | ||||
46 | Л.Н.Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. | 1 | |||
47 | А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. | 1 | |||
48 | Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. | 1 | |||
49 | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. | 1 | |||
50 | Р.Р. Классное контрольное сочинение ( по произведениям писателей 20 века). | 1 | |||
На дорогах войны. | 1 | ||||
51 | Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны. | 1 | |||
Ф.А.Абрамов. Е.И.Носов. Ю.П.Казаков. | 4 | ||||
52 | Ф.А.Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы. | 1 | |||
53 | Е.И.Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла». Сила внутренней духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности. | 1 | |||
54 | «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека. | 1 | |||
55 | Ю.П.Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. | 1 | |||
«Тихая моя Родина». | 3 | ||||
56 | Стихотворения о Родине, природе, собственном восприятии окружающего. (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). | 1 | |||
57 | А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие..» и др. Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделенности судьбы человека и народа. | 1 | |||
58 | Д.С.Лихачев «Земля родная». Духовное напутствие молодежи. | 1 | |||
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко | 1 | ||||
59 | М.Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1 | |||
Песни на слова русских поэтов 20 века. | 1 | ||||
60 | Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. (А.Вертинский, И.Гофф, Б.Окуджава.) | 1 | |||
Из литературы народов России | 1 | ||||
61 | Р.Гамзатов. Краткий рассказ о аварском поэте. «Опять за спиною родная земля…» и др. Возвращение к истокам, основам жизни. | 1 | |||
Из зарубежной литературы | 7 | ||||
62 | Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности. | 1 | |||
63 | Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. | 1 | |||
64 | Японское хокку. Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. | 1 | |||
65 | О.Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. | 1 | |||
66 | Смешное и возвышенное в рассказе. | ||||
67 | Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Фантастические рассказы как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. | 1 | |||
68 | Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития личности. | 1 |
Приложение 3. Календарно-тематическое планирование
Номер урока | Название урока | Кол-во часов | дата | примечание | |
Введение. | 1 | По плану | По факту | ||
1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | 1 | |||
Устное народное творчество. | 2 | ||||
2 | Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. | 1 | |||
3 | Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. | 1 | |||
Эпос народов мира | 5 | ||||
4 | Былина «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. | 1 | |||
5 | Киевский цикл былин. Вн.чт. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Основные черты характера Ильи Муромца. | 1 | |||
6 | Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. | 1 | |||
7 | «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. | 1 | |||
8 | «Песнь о Роланде» - французский средневековый героический эпос. | 1 | |||
Из древнерусской литературы. | 2 | ||||
9 | «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. | ||||
10 | «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. | 1 | |||
Из русской литературы 18 века. | 2 | ||||
11 | М.В.Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…» Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. | 1 | |||
12 | Г.Р.Державин. Краткий рассказ о поэте. «Признание», «Река времен в своем стремленьи…» и др. Размышление о смысле жизни, о судьбе. | 1 | |||
Из русской литературы 19 века. | 25 | ||||
А.С.Пушкин. | 5 | ||||
13 | А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. | 1 | |||
14 | «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. | 1 | |||
15 | «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник песни. Особенности композиции. Своеобразие языка. | 1 | |||
16 | «Борис Годунов». Образ летописца как образ древнерусского писателя. | 1 | |||
17 | «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Тест по творчеству А.С.Пушкина. | 1 | |||
М.Ю.Лермонтов. | 3 | ||||
18 | М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. | 1 | |||
19 | Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. | 1 | |||
20 | «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы. | 1 | |||
Н.В.Гоголь | 4 | ||||
21 | Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. | 1 | |||
22 | Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. | 1 | |||
23 | Р.р. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | |||
24 | Р.р. Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | |||
И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, А.К.Толстой. | 5 | ||||
25 | И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. | 1 | |||
26 | Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Родной язык как духовная опора человека. Нравственность и человеческие взаимоотношения. | 1 | |||
27 | Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. | 1 | |||
28 | «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | 1 | |||
29 | А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и « Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. | 1 | |||
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина» | 2 | ||||
30 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. | 1 | |||
31 | Вн.чт. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. | 1 | |||
Л.Н.Толстой | 2 | ||||
32 | Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство» (главы). Взаимоотношение детей и взрослых. | 1 | |||
33 | Проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. | 1 | |||
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». | 3 | ||||
34 | А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. | 1 | |||
35 | Смысл названия рассказа «Говорящие» фамилии как средство юмористической характеристики. | 1 | |||
36 | Вн.чт. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова. | 1 | |||
«Край ты мой, родимый край!» | 1 | ||||
37 | Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе. Обучение анализу лирического стихотворения. | 1 | |||
Из русской литературы 20 века. | 23 | ||||
И.А.Бунин. | 2 | ||||
38 | И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. | 1 | |||
39 | «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. | 1 | |||
М.Горький. | 4 | ||||
40 | М.Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. | 1 | |||
41 | Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. | 1 | |||
42 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). | 1 | |||
Р.р. Домашнее сочинение по повести М.Горького «Детство». | |||||
43 | «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Романтический характер легенды.Вн.чт. «Челкаш» | 1 | |||
В.В.Маяковский. | 2 | ||||
44 | В.В.Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | 1 | |||
45 | «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя. | 1 | |||
Л.Н.Андреев, А.П.Платонов, Б.Л.Пастернак. | 5 | ||||
46 | Л.Н.Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. | 1 | |||
47 | А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. | 1 | |||
48 | Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. | 1 | |||
49 | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. | 1 | |||
50 | Р.Р. Классное контрольное сочинение ( по произведениям писателей 20 века). | 1 | |||
На дорогах войны. | 1 | ||||
51 | Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны. | 1 | |||
Ф.А.Абрамов. Е.И.Носов. Ю.П.Казаков. | 4 | ||||
52 | Ф.А.Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы. | 1 | |||
53 | Е.И.Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла». Сила внутренней духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности. | 1 | |||
54 | «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека. | 1 | |||
55 | Ю.П.Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. | 1 | |||
«Тихая моя Родина». | 3 | ||||
56 | Стихотворения о Родине, природе, собственном восприятии окружающего. (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). | 1 | |||
57 | А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие..» и др. Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделенности судьбы человека и народа. | 1 | |||
58 | Д.С.Лихачев «Земля родная». Духовное напутствие молодежи. | 1 | |||
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко | 1 | ||||
59 | М.Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1 | |||
Песни на слова русских поэтов 20 века. | 1 | ||||
60 | Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. (А.Вертинский, И.Гофф, Б.Окуджава.) | 1 | |||
Из литературы народов России | 1 | ||||
61 | Р.Гамзатов. Краткий рассказ о аварском поэте. «Опять за спиною родная земля…» и др. Возвращение к истокам, основам жизни. | 1 | |||
Из зарубежной литературы | 7 | ||||
62 | Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности. | 1 | |||
63 | Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. | 1 | |||
64 | Японское хокку. Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. | 1 | |||
65 | О.Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. | 1 | |||
66 | Смешное и возвышенное в рассказе. | ||||
67 | Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Фантастические рассказы как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. | 1 | |||
68 | Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития личности. | 1 |
Тест – 1
Классные сочинения – 2
Домашнее сочинение - 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....