Н.В. Гоголь "Заколдованное место". Реальность и фантастика в произведении
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 5 классе.
Тема: Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика в произведении.
Тип: урок «открытия» нового знания
Задачи:
- создать условия для развития у обучающихся культуры читательского восприятия художественного текста;
- объяснить особенности сюжета произведения: реальность и вымысел;
- развивать коммуникативные компетенции, умение работать в группах;
- освоить новые теоретико-литературные понятия;
Планируемые результаты урока
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- формирование читательских интересов обучающихся; - обогащение представления обучающихся о мире прозы Н.В. Гоголя; - объяснение особенностей сюжета: два плана – реальный и фантастический; - повторение теоретических ведений; - знакомство с понятиями «легенда», «предание»; - обогащение словарного запаса обучающихся | - развитие умения планировать свое речевое поведение; - развитие коммуникативной компетенции; - умение четко определять области знакомого и незнакомого материала; - самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную | - интерес к изучению литературного произведения, литературному языку; - способность к самооценке на основе наблюдения за высказываниями товарищей; - положительное отношение к учебной деятельности; Умение оценивать свою деятельность |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Учитель читает стихотворение о кладе: Мы сегодня под малиной три часа искали клад. Я вскопала половину, а потом продолжил брат. Мы сундук найти мечтали, или глиняный горшок А нашли лишь болт из стали, червяка и корешок! Вряд ли что-то есть в картошке - там бы дедушка нашел Нам бы клада хоть немножко – вот бы было хорошо. В нем оружие и слитки, и возможно, шоколад Всё, копаем у калитки. Вот, где точно будет клад! 1. Беседа :
А может кто из вас участвовал в поисках клада? И даже находил его?
По ходу составления, учитель записывает его на доску. - Г де еще нам встречается информация о заговоренном кладе? - Чему же будет посвящен наш урок? | Приветствуют учителя. 1.Ученики отвечают
Ответы обчающихся Ученики записывают в тетради: клад-сундук-монеты-драгоценности- приключения-опасности-старина Информация о заговоренном кладе встречается у Н.В. Гоголя «Заколдованное место». Наш урок будет посвящен повести «Заколдованное место» Н.В.Гоголя |
III. Актуализация необходимых знаний.
В состав какой книги Н.В.Гоголя входит это произведение? Что вам известно про сборник? - Как встретили его читатели? СЛАЙД 1 Дополнение учителя: Сам Н.В. Гоголь о другом своем произведении говорил так: «И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!» 3. Вопросы для обсуждения: Я не случайно обращаю ваше внимание на эти слова. Найдите в этом высказывании Н.В. Гоголя эпитет, которым писатель характеризует своих героев. Как вы понимаете значение этого слова? Согласны ли вы с таким определением? Кто главный герой нашего произведения? Можно ли его отнести к главному герою эпитет «странный»? Можно ли сказать, что описанные события - странные? А сама повесть? | Ученики рассказывают историческую справку Повесть Н.В.Гоголя «Заколдованное место» входит в “Вечера на хуторе близ Диканьки ” во вторую часть... Находят и объясняют эпитет «Странные» Н.В. Гоголь характеризует своих героев эпитетом «Странные» Странные- Необычные, непохожие на других, особенные -Г лавный герой нашего произведения - это дед. -Эпитет «странный» к нему хорошо подходит. -И сама повесть, и описанные в ней события - странные. |
Организация познавательной деятельности | |
Постановка проблемы урока. - В чем состоит главная особенность этого произведения? - Чем оно отличается от всех прочитанных нами ранее?
Легко ли было читать и понимать прочитанное? Обратили ли вы внимание на главную особенность этого произведения - язык? Давайте попробуем вспомнить, что обозначают эти слова? СЛАЙД 2 2.Работа в парах (материал распечатан) Проверим себя СЛАЙД 3 АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А сейчас по вопросам восстановим содержание произведения. 1. Какое любимое занятие было у деда? 2. Чем решил развлечь дед знакомых чумаков? 3. А что неожиданно случилось с самим дедом во время танца внуков? 4. Что необычного случилось с дедом во время его танца? 5. Где горела свечка? 6. Что задумал дед сделать наутро? 7. Как дед попал в нужное место во второй раз? 8. Какой клад откопал дед? СЛАЙД 4 9. Что росло на заколдованном месте
На что похожа эта повесть (на рассказ, сказку, легенду, предание)? Работа со справочными материалами учебника или с материалами слайда Выберете из списка определений литературных жанров, подходящее по смыслу для повести «Заколдованное место?» Вывод учащихся и обоснование своего выбора. Работа с ключевыми понятиями «реальность» и «фантастика»: .Проблемный вопрос урока: Что в повести фантастическое, что реальное? 1.Анализ содержания. Где происходит действие повести? В некотором царстве? Место действия реальное или фантастическое ?(Украина, Крым,) О какое время происходят события? В незапамятные времена? Подтвердите это цитатами из текста. (в детстве рассказчика, весна ) От чьего имени ведется рассказ? Кто является рассказчиком повести? Назовите других действующих лиц. Они реальные или фантастические? А предметы обихода, окружающие их, реальны или нет? Приведите пример из домашнего задания? А одежда героев? Какие события описываются? О каком месте рассказывает дьячок в этой повести? | Ученики отвечают -Читать и понимать прочитанное, было сложно. Было много непонятных слов -Да, язык в повести очень интересный. Работа в парах Задание: соотнесите слово и лексическое значение. После выполнения, сравните с эталоном Люлька-трубка, кавун- арбуз, хутор небольшой крестьянский посёлок на Украине, баштан- место, засеянное арбузами и дынями, свитка - род полукафтанья, курень соломенный шалаш, чумаки - обозники, едущие в Крым за солью и рыбой, жупан-старинная верхняя одежда, гетьман (гетман)- в старину начальник казачьего войска и правитель Украины, гумно-специально огороженное помещение для складывания и молотьбы сжатого хлеба. Ученики делают вывод самостоятельно, записывают в тетрадь. Главная особенность повести - язык, в котором много украинских слов АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1.Послушать разные байки от проезжих. 2Танцами внуков З.Ноги неожиданно задергались, сами пустились в пляс 4.На одном месте руки-ноги слушаться отказывались, а потом очутился в гладком полена кладбище, 5. Это верный знак, что припрятан клад б.Вернуться и выкопать клад, но не нашел это место в поле 7. Ударил в сердцах по «заколдованному месту», где не плясалось. 8. Котел с мусором 9.Ничего доброго там не росло: «Арбуз - не арбуз, тыква - не тыква, черт знает что такое!» Вспоминают определения жанров Из предложенных литературных жанров, подходит Легенда - произведение созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое Вывод: какова же главная особенность повести? Находят в определении ключевые понятия. Реальность -Фантастика Реальность - то, что действительно существует не в воображении. Фантастика - то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное. Записывают в тетрадях: Фантастическое и реальное в повести. Решение проблемного вопроса: Отвечают на вопрос -Реальности или фантастике уделяет писатель главное внимание? Выразительное чтение учеником фрагмента повести “Третья ночь поиска клада” от слов «Стал копать — земля мягкая... » до слов «...тогда только перевел дух»(стр.181 - 183) |
Подведение итогов | |
УШ. Подведение итогов. - Какой же урок дает нам Г оголь?. -Чего будете ждать от будущих встреч с Гоголем? 1Х.Рефлексия. Чем запомнился вам сегодняшний урок? Х. Домашнее задание: приготовьте пересказ запомнившегося эпизода или прочитайте другую повесть Гоголя «Майская ночь, или утопленница». | Запись под диктовку: «Заколдованное место» — повесть, где автор говорит о том, что, если богатство добыто нечистым путем, то оно нереально, призрачно. Гоголь Н.В. разоблачает жажду обогащения, губительную страсть к деньгам, приводящую в конце концов к катастрофе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. Урок. Н.В. Гоголь. "Невский проспект". Образ Петербурга. Реальность и фантастика в повести.
Урок литературы в 10 классе. Гоголь "Невский проспект". Образ Петербурга, реальность и фантастика в повести....
Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС К. Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке 5 класс
Тема урока: К.Паустовский «Теплый хлеб». Доброта и сострадание, реальность и фантастика в сказке.Тип урока: знакомство с новым материаломЦели урока: - развитие навыков комментированного чте...
Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»
Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 г.Ак-ДовуракаСодунам Анжида Калин-ооловна...
Урок литературы в 11 классе по теме: Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»
Урок литературы в 11 классе по теме: Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»...
Урок литературы по теме: "П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика" (5 класс)
Цель урока: анализ сказа с целью выявления в нем черт реального и фантастического.Задачи: рассказать о жизни и творчестве П. П. Бажова, показать различия жанров сказки и сказа, развивать навыки анализ...
Дистанционный урок литературы. 5 класс. Х. К. Андерсен. "Снежная королева". Реальность и фантастика
Предложен материал для самоподготовки учащихся в условиях дистанционного обучения....
Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести.
Урок литературы в 5 классе Н.В.Гоголь «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повести.Цели урока:1.Образовательные:обогатить представления о художественном мире ранней ...