Конспект открытого урока литературы
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Юринская Ирина Викторовна

Конспект открытого урока литературы в 7 классе по теме: Родная природа в стихотворении "Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie_m.yu_._lermontov_rodina.rar1.09 МБ

Предварительный просмотр:

\

Родная природа в творчестве

М.Ю. Лермонтова.

Стихотворение «Родина».

(разработка открытого урока)

  23  ноября 2016

Провела учитель русского языка и литературы:

Юринская Ирина Викторовна

Цель  урока:

  • Проанализировать лирическое стихотворение «Родина» (понять, что хотел сказать автор)
  • Определить тему стихотворения (о чём?), проблему (зачем?),  чтобы глубже понять идею (как?)
  • Выяснить композицию лирического раздумья о  Родине  (из скольких частей состоит стихотворение?)
  • Как и с помощью чего поэт создал образы в стихотворении «Родина»? (средства выразительности)

Задачи:

Образовательная: формирование навыков выразительного чтения, самостоятельной  исследовательской работы с текстом; готовить учащихся к экзамену

Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, память, монологическую речь

Воспитательная: воспитание бережного   внимательного отношения к родному языку, любовь к родине.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: научить правильно, выразительно читать лирическое произведение

- Регулятивные УУД: уметь объективно оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников, сравнивать и обобщать, делать выводы, высказывать и отстаивать свою точку зрения

- Коммуникативные УУД:  уметь работать  в группах, самостоятельно планировать свою работу

- Познавательные УУД: развивать умения анализировать лирическое произведение, соотносить изучаемое произведение с творчеством писателя.

Оборудование: учебники под ред. Г.С. Меркина 7 класс, картины Саврасова, Поленова, раздаточный материал карточки - задания, критерии самооценки работы в группе, мультимедийная презентация, музыка, иллюстрации учащихся, выставка книг М.Ю.Лермонтова.

План урока

1. Организационный момент  

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация  учебной деятельности учащихся.

3.Актуализация знаний

4. Первичное усвоение  новых знаний

5.Первичная проверка понимания

6. Информация о домашнем задании

7.Рефлексия . Итог урока.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. 1 мин

1. Эмоциональный настрой.

-Здравствуйте – какое удивительное слово. Когда мы произносим его,  приветствуя друг друга, то желаем здоровья. Поэтому чаще говорите: «Здравствуйте!» - это слово обладает оздоровительной силой. В нем много звуков, которые заряжают бодростью

Учебные действия

Планируемые результаты

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Сегодня у нас  урок - исследование.

Словарь Ожегова:«Исследование» - выяснение, изучение чего-нибудь

- Какие качества необходимы человеку – исследователю? (Воображение, фантазия)

 - Сегодня на уроке я желаю вам творческого вдохновения.

1. Работа с эпиграфом урока.

Люблю отчизну я,  но странною любовью!

 (М.Ю.Лермонтов)

-Какие произведения М. Ю. Лермонтова вы читали?

О чем пойдёт речь сегодня на уроке? Целеполагание

- Зная эпиграф, предположите тему исследования  (тема Родины)

3. Актуализация знаний

Словарно – лексическая работа со словом ПАТРИОТИЗМ- преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Синквейн.

1гр. со словом родина

2 гр. со словом любовь

3 гр. со словом патриот

Осуществляется проверка.

- А вы являетесь патриотами своей родины?

(Ответы детей)

4) Первичное усвоение новых знаний

Исследование. Анализ  стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина».

1. Творческая история стихотворения. (Рассказывает подготовленная ученица).

Тема России и судьба  русского человека всю жизнь сопутствовала поэтическим размышлениям Михаила Юрьевича  Лермонтова.

В середине января 1841 года Лермонтов покинул Кавказ и выехал в Петербург через Москву. Вновь поэт увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. И возникла потребность сказать о России. Так в журнале «Отечественные записки» появилось стихотворение «Родина».

2. Чтение стихотворения наизусть. Читают подготовленные девочки наизусть.

Перед прослушиванием стихотворения вопрос классу:

1. Определить  жанр стихотворения, тему стихотворения.

- Можно ли определить жанр? (нет, их несколько)

- Примеры строк, характерных для оды (воспевание)

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям;

думы (размышление)

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Но я люблю – за что, не знаю сам,

лирического стихотворения (чувства и душевные переживания)

-Учитель:

В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано с названием «Родина».

- Что в вашем понимании слово Родина? Отчизна? 

(Выслушиваются ответы учащихся)

Родина –

1. Отечество, родная страна.

2. Место рождения, происхождения кого – чего – нибудь (сл. Ожегова)

Отчизна  Отечество, Родина (сл. Ожегова)

Записывают в тетради

Проблемный вопрос.

- В чем поэт видел разницу между этими словами? Чтобы ответить точно на этот вопрос обратимся к композиции произведения.

 Работа по композиции стихотворения.

- Какова композиция стихотворения?

(Стихотворение состоит из трёх  частей).

- Зачитать первую часть.  В чем главная мысль?                                             1 часть

(Отстаивает право на любовь к родине, но отвергает сложившийся образ родины)

- Рассмотрим, как раскрывается основная мысль первой части.

(1 предложение содержит и противопоставление, и восклицание)

- Какова его роль?

(Предложение окрашено эмоционально, что говорит о волнении поэта. Разговор только начинается, но то, о чем пойдет речь, очень важно для Лермонтова – об этом свидетельствует риторическое восклицание. Противительный союз противопоставляет понятия «любовь» и «странная любовь».)

- Почему противопоставляются понятия ЛЮБОВЬ и СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ? Для этого дайте толкование этих слов

- Выберите из этого синонимического ряда определение, которое, на ваш взгляд, наиболее соответствует данному слову в контексте предложения.

(необычный, особенный)

(Местоимения:  я, мой, мне, личные и притяжательные)

- Найдите в первом предложении инверсию.

Что такое инверсия? Какова её роль в предложении?

Инверсия – нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов (Люблю отчизну я, но странною любовью)

- Почему странная любовь?

(Поэт подчеркивает свое, личное понимание Родины, это его точка зрения. Инверсия доказывает это, ставя логическое ударение на Я.)

- С чем ассоциируется образ отчизны в первой части? Назовите словесный ряд.

(слава, купленная кровью; темная старина; гордый покой).

Динамическая пауза (слушают музыку)

 Не вставая с места посмотреть вверх, вниз, налево, направо, нарисовать глазами круг или первую  букву своего имени. Быстро  поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, послушав музыку.

Работа в группах

1 гр Теоретики

2 гр Лингвисты

3 гр  Аналитики

Работают со словарями, выписывают все непонятные слова

Находят изобразительно- выразительные средства

Делают выводы по исследованию. Докажите, как поэт воспринимает родину?

Гумно- сарай для сжатого хлеба.

Эпитеты-

Автор воспринимает  Россию всеми чувствами,    любит её.)

Нива- засеянное поле, пашня.

Метафора-

(разливы рек

Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной.  Для поэта родина любима разная, все в ней его привлекает, все любимо.

Жнивьё-– солома на поле, где сжали хлеб.

- Почему поэту радостно видеть полное гумно, избу,  покрытую соломой, резные ставни?

(Это символы довольства (в голодное время солому с крыш скармливали скотине) и крестьянской тяги к красоте.)

Сравнения-

Странная-

Анафора-

Чета белеющих берёз-

Лесов колыханье - олицетворение),

Градация- цепь понятий  или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости.

(Безбрежных, подобные морям)

Выступает консультант от первой группы

Выступает консультант от второй группы

Выступает консультант от третьей группы

Вывод и обобщение

«Пятиминутное эссе» помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания:

1) написать, что нового узнали по данной теме;

2) задать вопрос, на который они не получили ответа.

Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.

Обратимся к символу России- березе. Что говорит поэт о березе? Почему использует слово «чета», а не «пара»? Обращение к картинам

- Случайно ли береза не одинока?

(Береза олицетворяет сокровенную мечту поэта о любви, взаимопонимании, о преодолении одиночества. Его Родина – это страна счастья, гармонии.)

- Какой стилистический прием использует автор для передачи своего отношения к образам отчизны и родины? (антитеза)

Градация- цепь понятий  или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости. «Не жалею, не зову, не плачу». С. А. Есенин

7) Домашнее задание: написать сочинение по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Родина».  Выучить наизусть стихотворение. Ответить письменно на вопросы в учебнике 5, 6, 7. (Детям с повышенным уровнем знаний)

8) Рефлексия.

- Обратимся к задачам урока, которые ставили в начале урока.

 К какому выводу пришли.

Так в чем же отличие РОДИНЫ от ОТЧИЗНЫ в понимании Лермонтова?

(Отчизна – это «большая родина», государство, официальное понятие. Родина – это глубоко личное понятие, это «малая родина», причем поэту она дороже, ближе, она живет в его сердце.

ВЫВОД: - Итак, все уровни поэтической организации стихотворения направлены на полное, глубокое раскрытие идеи. Лермонтов сказал о своей любви к родине как поэт – он затрагивает наши чувства посредством особой организации стиха, системой художественно – изобразительных средств.

Выставление и комментирование оценок

У детей на партах лежат  критерии самооценки работы в группе

Ф.И___________________________________________

Критерии

(за каждый критерий - от 0 до 5 баллов)

Моя оценка

Оценка группы

Я внес(ла) большой вклад в работу группы

Я умею выслушивать и принимать точку зрения другого

Я умею убедительно доказывать свою точку зрения

Я пытаюсь понять все задания и выполнить их

Я умею работать в команде и чувствую себя…

Спасибо за урок!

Самоанализ урока.

Тема: Родная природа в творчестве М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Родина».

Цель  урока:

  • Проанализировать лирическое стихотворение «Родина» (понять, что хотел сказать автор)
  • Определить тему стихотворения (о чём?), проблему (зачем?),  чтобы глубже понять идею (как?)
  • Выяснить композицию лирического раздумья о  Родине  (из скольких частей состоит стихотворение?)
  • Как и с помощью чего поэт создал образы в стихотворении «Родина»? (средства выразительности)

Задачи:

Образовательная: формирование навыков выразительного чтения, самостоятельной  исследовательской работы с текстом; готовить учащихся к экзамену

Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, память, монологическую речь

Воспитательная: воспитание бережного   внимательного отношения к родному языку, любовь к родине.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: научить правильно, выразительно читать лирическое произведение

- Регулятивные УУД: уметь объективно оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников, сравнивать и обобщать, делать выводы, высказывать и отстаивать свою точку зрения

- Коммуникативные УУД:  уметь работать  в группах, самостоятельно планировать свою работу

- Познавательные УУД: развивать умения анализировать лирическое произведение, соотносить изучаемое произведение с творчеством писателя.

 Тип урока: урок  усвоения новых знаний

Уровень обученности  учащихся 7 «а» класса по литературе:

Высокий:  4 чел, средний 12 чел,  низкий 8 чел. Качество преподавания литературы 60 %.

 Урок построен  в соответствии с программными требованиями с использованием приёмов критического мышления учащихся. На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик - учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учёбу, необходимы всё новые и новые формы урока, где за основу берётся формирование УУД учащихся. Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию умения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся  раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.

 В основу построения данного урока  положены коммуникативные УУД наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использовала различные приёмы ТРКМ:

- приём «Синквейн» 

Познавательные УУД: формировались на всех стадиях урока:

-общеучебные умения:  структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание.

 В течение всего урока  формировались регулятивные  УУД:

- прогнозирование урока

- целеполагание

- волевая саморегуляция

 Методы обучения  и используемые приёмы ТРКМ послужили способом  создания максимальных условий для активной мыслительной деят-ти учащихся. Выбранные мною методы и приёмы ТРКМ  соответствовали характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.  Постаралась разнообразить задания, элемент занимательности , связь с жизнью (работа с эпиграфом), заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся знания, умения и навыки.

 На протяжении всего урока использовала: практические,  логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету. Для организации  деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:

Фронтальная, групповая, индивидуальная. Способы взаимодействия  продуманы с учётом индивидуальных способностей учащихся и их интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "

Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...

Конспект открытого урока литературы: "Война, жесточе нету слова..."

Размещенный урок литературы можно использовать так же, как вариант классного часа, посвещенного Дню Победы.Урок оставляет неизгладимые впечатления у учеников....

Конспект открытого урока литературы "Очарованье русского романса" в 8 классе

Конспект урока литературы в 8 классеТема урока: «Очарованье русского романса»Учителя русского языка и литературы МОУ ООШ с.Талалихино Гешко Е.В. Цель урока: познакомить учащихся с жанровыми особе...

Два "Пророка" (конспект открытого урока литературы в 10 классе)

Сравнительный анализ двух одноимённых стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова....

Конспект открытого урока литературы в 6 классе с использованием ЭОР "Секреты басен"

Материал содержит разбор басни Крылова "ОСёл и Соловей" и викторину по прочитанным басням...