Конспект открытого урока литературы
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Конспект открытого урока литературы в 7 классе по теме: Родная природа в стихотворении "Родина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie_m.yu_._lermontov_rodina.rar | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
\
Родная природа в творчестве
М.Ю. Лермонтова.
Стихотворение «Родина».
(разработка открытого урока)
23 ноября 2016
Провела учитель русского языка и литературы:
Юринская Ирина Викторовна
Цель урока:
- Проанализировать лирическое стихотворение «Родина» (понять, что хотел сказать автор)
- Определить тему стихотворения (о чём?), проблему (зачем?), чтобы глубже понять идею (как?)
- Выяснить композицию лирического раздумья о Родине (из скольких частей состоит стихотворение?)
- Как и с помощью чего поэт создал образы в стихотворении «Родина»? (средства выразительности)
Задачи:
Образовательная: формирование навыков выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом; готовить учащихся к экзамену
Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, память, монологическую речь
Воспитательная: воспитание бережного внимательного отношения к родному языку, любовь к родине.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: научить правильно, выразительно читать лирическое произведение
- Регулятивные УУД: уметь объективно оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников, сравнивать и обобщать, делать выводы, высказывать и отстаивать свою точку зрения
- Коммуникативные УУД: уметь работать в группах, самостоятельно планировать свою работу
- Познавательные УУД: развивать умения анализировать лирическое произведение, соотносить изучаемое произведение с творчеством писателя.
Оборудование: учебники под ред. Г.С. Меркина 7 класс, картины Саврасова, Поленова, раздаточный материал карточки - задания, критерии самооценки работы в группе, мультимедийная презентация, музыка, иллюстрации учащихся, выставка книг М.Ю.Лермонтова.
План урока
1. Организационный момент
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3.Актуализация знаний
4. Первичное усвоение новых знаний
5.Первичная проверка понимания
6. Информация о домашнем задании
7.Рефлексия . Итог урока.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. 1 мин
1. Эмоциональный настрой.
-Здравствуйте – какое удивительное слово. Когда мы произносим его, приветствуя друг друга, то желаем здоровья. Поэтому чаще говорите: «Здравствуйте!» - это слово обладает оздоровительной силой. В нем много звуков, которые заряжают бодростью
Учебные действия | Планируемые результаты |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Сегодня у нас урок - исследование.
Словарь Ожегова:«Исследование» - выяснение, изучение чего-нибудь
- Какие качества необходимы человеку – исследователю? (Воображение, фантазия)
- Сегодня на уроке я желаю вам творческого вдохновения.
1. Работа с эпиграфом урока.
Люблю отчизну я, но странною любовью!
(М.Ю.Лермонтов)
-Какие произведения М. Ю. Лермонтова вы читали?
О чем пойдёт речь сегодня на уроке? Целеполагание
- Зная эпиграф, предположите тему исследования (тема Родины)
3. Актуализация знаний
Словарно – лексическая работа со словом ПАТРИОТИЗМ- преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Синквейн.
1гр. со словом родина
2 гр. со словом любовь
3 гр. со словом патриот
Осуществляется проверка.
- А вы являетесь патриотами своей родины?
(Ответы детей)
4) Первичное усвоение новых знаний
Исследование. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина».
1. Творческая история стихотворения. (Рассказывает подготовленная ученица).
Тема России и судьба русского человека всю жизнь сопутствовала поэтическим размышлениям Михаила Юрьевича Лермонтова.
В середине января 1841 года Лермонтов покинул Кавказ и выехал в Петербург через Москву. Вновь поэт увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. И возникла потребность сказать о России. Так в журнале «Отечественные записки» появилось стихотворение «Родина».
2. Чтение стихотворения наизусть. Читают подготовленные девочки наизусть.
Перед прослушиванием стихотворения вопрос классу:
1. Определить жанр стихотворения, тему стихотворения.
- Можно ли определить жанр? (нет, их несколько)
- Примеры строк, характерных для оды (воспевание)
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям;
думы (размышление)
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Но я люблю – за что, не знаю сам,
лирического стихотворения (чувства и душевные переживания)
-Учитель:
В автографе стихотворение было озаглавлено «Отчизна», но напечатано с названием «Родина».
- Что в вашем понимании слово Родина? Отчизна?
(Выслушиваются ответы учащихся)
Родина –
1. Отечество, родная страна.
2. Место рождения, происхождения кого – чего – нибудь (сл. Ожегова)
Отчизна – Отечество, Родина (сл. Ожегова)
Записывают в тетради
Проблемный вопрос.
- В чем поэт видел разницу между этими словами? Чтобы ответить точно на этот вопрос обратимся к композиции произведения.
Работа по композиции стихотворения.
- Какова композиция стихотворения?
(Стихотворение состоит из трёх частей).
- Зачитать первую часть. В чем главная мысль? 1 часть
(Отстаивает право на любовь к родине, но отвергает сложившийся образ родины)
- Рассмотрим, как раскрывается основная мысль первой части.
(1 предложение содержит и противопоставление, и восклицание)
- Какова его роль?
(Предложение окрашено эмоционально, что говорит о волнении поэта. Разговор только начинается, но то, о чем пойдет речь, очень важно для Лермонтова – об этом свидетельствует риторическое восклицание. Противительный союз противопоставляет понятия «любовь» и «странная любовь».)
- Почему противопоставляются понятия ЛЮБОВЬ и СТРАННАЯ ЛЮБОВЬ? Для этого дайте толкование этих слов
- Выберите из этого синонимического ряда определение, которое, на ваш взгляд, наиболее соответствует данному слову в контексте предложения.
(необычный, особенный)
(Местоимения: я, мой, мне, личные и притяжательные)
- Найдите в первом предложении инверсию.
Что такое инверсия? Какова её роль в предложении?
Инверсия – нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов (Люблю отчизну я, но странною любовью)
- Почему странная любовь?
(Поэт подчеркивает свое, личное понимание Родины, это его точка зрения. Инверсия доказывает это, ставя логическое ударение на Я.)
- С чем ассоциируется образ отчизны в первой части? Назовите словесный ряд.
(слава, купленная кровью; темная старина; гордый покой).
Динамическая пауза (слушают музыку)
Не вставая с места посмотреть вверх, вниз, налево, направо, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, послушав музыку.
Работа в группах
1 гр Теоретики | 2 гр Лингвисты | 3 гр Аналитики |
Работают со словарями, выписывают все непонятные слова | Находят изобразительно- выразительные средства | Делают выводы по исследованию. Докажите, как поэт воспринимает родину? |
Гумно- сарай для сжатого хлеба. | Эпитеты- | Автор воспринимает Россию всеми чувствами, любит её.) |
Нива- засеянное поле, пашня. | Метафора- (разливы рек | Россия изображена и днем, и вечером, и ночью; ранней весной. Для поэта родина любима разная, все в ней его привлекает, все любимо. |
Жнивьё-– солома на поле, где сжали хлеб. - Почему поэту радостно видеть полное гумно, избу, покрытую соломой, резные ставни? (Это символы довольства (в голодное время солому с крыш скармливали скотине) и крестьянской тяги к красоте.) | Сравнения- | |
Странная- | Анафора- | |
Чета белеющих берёз- | Лесов колыханье - олицетворение), | |
Градация- цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости. (Безбрежных, подобные морям) | ||
Выступает консультант от первой группы | Выступает консультант от второй группы | Выступает консультант от третьей группы |
Вывод и обобщение |
«Пятиминутное эссе» помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме, учитель просит учащихся выполнить следующие задания:
1) написать, что нового узнали по данной теме;
2) задать вопрос, на который они не получили ответа.
Учитель собирает работы и использует их при планировании последующих уроков.
Обратимся к символу России- березе. Что говорит поэт о березе? Почему использует слово «чета», а не «пара»? Обращение к картинам
- Случайно ли береза не одинока?
(Береза олицетворяет сокровенную мечту поэта о любви, взаимопонимании, о преодолении одиночества. Его Родина – это страна счастья, гармонии.)
- Какой стилистический прием использует автор для передачи своего отношения к образам отчизны и родины? (антитеза)
Градация- цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости. «Не жалею, не зову, не плачу». С. А. Есенин
7) Домашнее задание: написать сочинение по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Родина». Выучить наизусть стихотворение. Ответить письменно на вопросы в учебнике 5, 6, 7. (Детям с повышенным уровнем знаний)
8) Рефлексия.
- Обратимся к задачам урока, которые ставили в начале урока.
К какому выводу пришли.
Так в чем же отличие РОДИНЫ от ОТЧИЗНЫ в понимании Лермонтова?
(Отчизна – это «большая родина», государство, официальное понятие. Родина – это глубоко личное понятие, это «малая родина», причем поэту она дороже, ближе, она живет в его сердце.
ВЫВОД: - Итак, все уровни поэтической организации стихотворения направлены на полное, глубокое раскрытие идеи. Лермонтов сказал о своей любви к родине как поэт – он затрагивает наши чувства посредством особой организации стиха, системой художественно – изобразительных средств.
Выставление и комментирование оценок
У детей на партах лежат критерии самооценки работы в группе
Ф.И___________________________________________
Критерии (за каждый критерий - от 0 до 5 баллов) | Моя оценка | Оценка группы |
Я внес(ла) большой вклад в работу группы | ||
Я умею выслушивать и принимать точку зрения другого | ||
Я умею убедительно доказывать свою точку зрения | ||
Я пытаюсь понять все задания и выполнить их | ||
Я умею работать в команде и чувствую себя… |
Спасибо за урок!
Самоанализ урока.
Тема: Родная природа в творчестве М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Родина».
Цель урока:
- Проанализировать лирическое стихотворение «Родина» (понять, что хотел сказать автор)
- Определить тему стихотворения (о чём?), проблему (зачем?), чтобы глубже понять идею (как?)
- Выяснить композицию лирического раздумья о Родине (из скольких частей состоит стихотворение?)
- Как и с помощью чего поэт создал образы в стихотворении «Родина»? (средства выразительности)
Задачи:
Образовательная: формирование навыков выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом; готовить учащихся к экзамену
Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, память, монологическую речь
Воспитательная: воспитание бережного внимательного отношения к родному языку, любовь к родине.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: научить правильно, выразительно читать лирическое произведение
- Регулятивные УУД: уметь объективно оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников, сравнивать и обобщать, делать выводы, высказывать и отстаивать свою точку зрения
- Коммуникативные УУД: уметь работать в группах, самостоятельно планировать свою работу
- Познавательные УУД: развивать умения анализировать лирическое произведение, соотносить изучаемое произведение с творчеством писателя.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Уровень обученности учащихся 7 «а» класса по литературе:
Высокий: 4 чел, средний 12 чел, низкий 8 чел. Качество преподавания литературы 60 %.
Урок построен в соответствии с программными требованиями с использованием приёмов критического мышления учащихся. На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик - учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учёбу, необходимы всё новые и новые формы урока, где за основу берётся формирование УУД учащихся. Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию умения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.
В основу построения данного урока положены коммуникативные УУД наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использовала различные приёмы ТРКМ:
- приём «Синквейн»
Познавательные УУД: формировались на всех стадиях урока:
-общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание.
В течение всего урока формировались регулятивные УУД:
- прогнозирование урока
- целеполагание
- волевая саморегуляция
Методы обучения и используемые приёмы ТРКМ послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деят-ти учащихся. Выбранные мною методы и приёмы ТРКМ соответствовали характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Постаралась разнообразить задания, элемент занимательности , связь с жизнью (работа с эпиграфом), заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся знания, умения и навыки.
На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету. Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:
Фронтальная, групповая, индивидуальная. Способы взаимодействия продуманы с учётом индивидуальных способностей учащихся и их интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "
Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...
Конспект открытого урока литературы: "Война, жесточе нету слова..."
Размещенный урок литературы можно использовать так же, как вариант классного часа, посвещенного Дню Победы.Урок оставляет неизгладимые впечатления у учеников....
Конспект открытого урока литературы "Очарованье русского романса" в 8 классе
Конспект урока литературы в 8 классеТема урока: «Очарованье русского романса»Учителя русского языка и литературы МОУ ООШ с.Талалихино Гешко Е.В. Цель урока: познакомить учащихся с жанровыми особе...
Конспект открытого урока литературы в 9 классе "Границы выразимого в слове и чувстве" (по произведению В.А.Жуковского "Невыразимое")
Цель урока: формирование понимания роли выразимого в слове и чувстве человека....
Два "Пророка" (конспект открытого урока литературы в 10 классе)
Сравнительный анализ двух одноимённых стихотворений А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова....
Конспект открытого урока литературы в 6 классе с использованием ЭОР "Секреты басен"
Материал содержит разбор басни Крылова "ОСёл и Соловей" и викторину по прочитанным басням...
Конспект открытого урока литературы в 11 классе "Поиск истины в повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой»
Конспект открытого урока, проводимого в рамках методической недели....