Разработка урока "Слово о Гоголе"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературе. 8-й класс. «Слово о Гоголе»
Цели урока:
- повторить изученный материал, подчеркнуть место творчества Н. В. Гоголя в русской мировой литературе;
- организовать деятельность учащихся для обобщения по творчеству Гоголя;
- воспитывать интерес к творческим и жизненным этапам писателя.
- воспитать внимательного читателя, любовь к литературе, формировать читательский вкус к чтению произведений Н.В. Гоголя.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Ход урока.
1.Организационный момент. (настрой на урок)
-Добрый день, дорогие друзья. Меня зовут Динара Талгатовна. Сегодня мы с вами проведем открытый урок по литературе. Я очень надеюсь, что вы поддержите меня и будете активно работать в течение всего урока.
Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра.
Положите руку на сердце и повторяйте за мной:
Я есть любовь,
Я есть воля,
Я есть сила,
Я есть добро,
Я есть всё прекрасное.
Я есть Человек,
Всё зависит от меня,
Всё в моих руках.
фаза вызова
2. Целевая установка. Определение цели урока.
-А сейчас обратите внимание на портрет. Вы узнали этого писателя? Кто он? (Николай Васильевич Гоголь)
- Опишите его. Как он смотрит? (внимательно)
- Какой у него взгляд? ( серьёзный)
- Каково выражение лица? (серьёзное, наблюдательное)
- Итак, как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? Какова тема нашего урока? (О Гоголе, о творчестве писателя)
- Напишем в тетрадях тему урока: Слово о Гоголе.
- Какие цели мы поставим перед собой?
- Используя опорные слова: УЗНАТЬ, УМЕТЬ, НАУЧИТЬСЯ, попробуйте сформулировать цели нашего урока.
- Мы должны узнать – (биографию Гоголя)
- Должны уметь – (отвечать на вопросы, рассуждать)
- Научиться – (делать выводы)
- Да, это наши главные цели урока.
3. Актуализация знаний
В повседневной жизни мы окружены людьми. Десятки, может быть, сотни лиц за день, начиная с собственного отражения в зеркале по утрам. О чём говорят эти лица? Большинство из них наша память стирает быстро, некоторые остаются в памяти навсегда. Узнаете ли вы гоголевских героев? Предлагаю вам пройтись по портретной галерее. Итак, чей портрет скрыт за описанием? Прочитайте
- Разве чёрные брови и очи мои, - продолжала красавица, не выпуская зеркало, - так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздёрнутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои чёрные косы? Ух!
- Кто это? (Оксана, повесть «Ночь перед Рождеством»)
- Прочитайте следующий отрывок.
- … был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава… Теперь он тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя сыновьями своими на Сечь …
- О ком идёт речь? (Тарас Бульба, повесть «Тарас Бульба»)
- О ком говорится в следующем отрывке? Прочитайте. Пожалуйста.
- …считался одним из лучших товарищей… , не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. (Остап. Повесть «Тарас Бульба»)
- А как вы думаете, чей портрет будет следующим в этой галерее? Давайте прочитаем стихотворение и попробуем догадаться сами. Кто прочитает?
- Решает обмануть он всех,
Едва приехал в город.
Ведь обмануть таких - не грех.
И был он очень молод.
За все грехи, что натворили,
Они ведь денежки платили.
Решаясь дать ему немаленькую мзду
- Какие незнакомые слова вам встретились?
-Мзда – это устаревшее слово, что обозначает взятку.
- О ком говорится в нем? (О ревизоре)
- Откуда вы узнали?
- В чём необычность данного стихотворения?
Акростих (от греч. Akrostichis – краестишие) - это стихи, в которых начальные буквы при чтении сверху вниз образуют слово или фразу.
4. Объяснение нового материала.
- Об одном из необычных героев гоголевских произведений – о ревизоре – вы будете говорить на следующих уроках. А сегодня мы постараемся познакомиться с личностью самого писателя. Для этого я вас приглашаю в творческую лабораторию. Мы все будем исследователями и поработаем в группах.
1-я группа будет работать по статье из учебника (стр.260-262), а 2-ой группе предлагаю небольшую статью Дмитрия Николаевича Овсянико-Куликовского о Гоголе. 3-я группа познакомится со стихотворением Николая Алексеевича Некрасова «Блажен незлобивый поэт», тоже посвящённым писателю.
Вы должны внимательно прочитать эти тексты, выделите и выпишите ключевые слова, которые помогут нам представить личность Гоголя. А потом мы на доске вместе составим кластер – своего рода графическую схему, при помощи которой мы можем получить как можно больше информации о Гоголе.
5МИНУТ
- Итак, каким предстаёт перед вами Гоголь? Какие ключевые слова или словосочетания мы напишем в кластере?
СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА (юморист, талантливый, гениальный, добродушный, историк, реалист, дерзкая сатира, творческий дух и т.д.)
- Вот таким увидели мы Гоголя сегодня.
-А сейчас предлагаю вам минутку отдыха. Расслабьтесь, сядьте поудобнее и приготовьтесь услышать несколько интересных фактов из жизни Н..В.Гоголя.
Оказывается,
1.Гоголь испытывал страсть к рукоделию, вязал на спицах
2 Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими.
3 Николай Васильевич очень боялся грозы.
4.Он был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты.
5. В карманах у Гоголя всегда лежали сладости.
6. Гоголь стеснялся своего носа.
8 Его любимым напитком было козье молоко.
5. Обобщение. Выводы урока.
- Итак, ребята, в результате нашей работы на уроке мы составили кластер о Гоголе. А теперь обобщим всё сказанное и вырастим цветок – «Ромашку Блума».
- Для этого вам нужно ответить на вопросы, которые написаны на лепестках. Кто первым выйдет? Пожалуйста.
- Какие произведения Гоголя вам известны?
- Какой гоголевский герой вам ближе, почему?
- Согласны ли вы с тем, что Гоголь – интересная личность?
- Как вы понимаете высказывание Гоголя: «моё имя после меня будет счастливее меня»?
- Как вы думаете, чем интересен для нас Гоголь?
- Почему произведения Гоголя читают и сегодня?
- Какой вывод следует из наших ответов? Почему современен Гоголь и сегодня? Беседа (учит любить родину, быть смелым, не предавать)
-Ребята, мы все знаем, что очень непростые отношения сегодня между Россией и Украиной, а как вы знаете, Гоголь родился в Полтавской губернии, на Украине. Как вы думаете, что сказал бы писатель о сегодняшней ситуации? (2-3 ученика)
- Он патриот своей Родины, и, наверно, ему было бы больно видеть, как на его родной земле совершается предательство и гибнут люди от рук своего же народа.
6. Домашнее задание на выбор
- На следующем уроке вы приступаете к изучению бессмертной комедии Гоголя «Ревизор», где автор предстанет перед вами как сатирик. Поэтому предлагаю вам домашнее задание на выбор:
1)попробуйте сочинить акростих «Сатирик» или 2) написать эссе «Слово о Гоголе»
- Запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневниках.
- Спасибо вам за урок. Конечно, у меня нет возможности ставить вам оценки в журнал, но я надеюсь, что ваши учителя, которые присутствуют на уроке, оценят вашу работу. А я, в свою очередь, хочу поблагодарить вас за поддержку. Вы мне очень понравились.
8. Рефлексия «Все в твоих руках».
- А сейчас подведём итог урока. Что нового вы открыли для себя на уроке?
Перед вами лист бумаги. Обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – я узнал (а)
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось)
- Безымянный – моё настроение…
- Мизинец – для меня было недостаточно…
-Кратко запишите свою мысль на листочках (1 минута)
-Итак, что для вас было важным и интересным – 1 ученик
- А что нового узнали вы на уроке? – 1 ученик
- Что было вам трудно? – 1 ученик
- Каково ваше настроение? - 1 ученик
- Что для вас оказалось недостаточным? – 1 ученик
- Конечно, ещё много непонятного, неизведанного остаётся для вас. Но я верю, что вы будете целеустремлёнными, настойчивыми , ведь всё в ваших руках. Сейчас внимание на экран.
Видео «Всё в твоих руках»
- Завершая наш разговор. Я ещё раз хочу подчеркнуть, какую интересную личность Гоголя открыли мы для себя. Он и историк, и патриот, и мистик, и реалист. А какой личностью станете вы – зависит от вас самих, ведь всё в ваших руках.
- Ребята, я была рада познакомиться с вами. Вы оставите во мне приятные воспоминания о нашей встрече. И я хочу передать вам своё настроение – эти смайлики. Удачи вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» ВВЕДЕНИЕ Выбор нашей темы обусловлен тем, что нам по ...
Разработка урока "Хронотоп Сада в поэме Н. В Гоголя "Мертвые души"
Разработка урока литературы в 9 кл "Хронотоп Сад в поэме "Мертвые души" Н.В. Гоголя....
Разработка урока литературы в 7 классе "Истоки героизма и предательства в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба""
Урок, обобщающий изучение повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Цель урока проследить истоки героизма и предательства героев повести. В центре урока проблемный вопрос: "Может л...
Разработка нестандартного урока литературы: Урок - суд над помещиками из произведения Гоголя Н. В
Данная разработка нестандартного урока литературы в 9 классе по творчеству Гоголя Н. В даёт возможность неназидательно, в интересной форме осмыслить произведение, помогает воспитывать положительные нр...
Разработка урока по литературе. Комедия "Ревизор": русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.
Методическая разработка урока по литературе по программе Г.С. Меркина. В разработку включены задания в форме тестов, вопросы по содержанию текста, коммекнтарий и выразительное чтение комедии....
Разработки уроков по теме "Н.В. Гоголь. Поэма "Мертвые души"
Уроки по творчеству Н.В. Гоголя включают в себя поурочные планы, задания для самостоятельной работы учащихся и вопросыдля проведения контрольного тестирования....
Методическая разработка сценария по мотивам Н.В. ГОГОЛЯ «ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ» 8 класс
Театральная постановка посвещена к фестивалю "Портреты времени" НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ«ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»«ПОВЕСТИ, ИЗДАННЫЕ ПАСИЧНИКОМ РУДЫМ ПАНЬКОМ»...