Разработка урока по литературе. Комедия "Ревизор": русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Методическая разработка урока по литературе по программе Г.С. Меркина. В разработку включены задания в форме тестов, вопросы по содержанию текста, коммекнтарий и выразительное чтение комедии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В помощь учителю. Из опыта работы. | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя»
Эпиграфы урока:
«Ревизор» – это целое море страха».
Ю.Манн
Хлестакову принадлежит главная роль в действии.
Около него обращаются все прочие лица,
как планеты около солнца.
Ю. Манн.
Цели:
- Обучающая: работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
- Развивающая: развитие аналитических умений и навыков учащихся.
- Воспитывающая: формирование положительных нравственных ориентаций.
Методические приёмы: чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, презентация, анализ рисунков художников к пьесе, литературный диктант.
Оборудование: презентация “Ревизор”, рисунки к комедии, табличка с характеристикой Хлестакова.
Ход урока:
Оргмомент.
Учитель:
- Творчество какого автора мы с вами изучаем?
- Какое его произведение мы изучаем?
- На прошлом уроке мы вами начали знакомство с текстом. Прочтите 1-й эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова современного литературоведа Юрия Манн. Прочтите 2-й эпиграф к уроку. Кто же эти планеты? (чиновники) Значение этого эпиграфа в ходе урока мы будем разбирать, будем обращаться к этим высказываниям и не только к этим. (Отсюда наша тема урока: запишите ее и эпиграфы)
1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест. Демонстрация презентации с вопросами:
- определите, к какому роду литературы относится комедия «Ревизор».
(драма, потому что герои характеризуются только речью);
- сопоставьте действующих лиц и свойственные им характеристики:
1. Городничий 2. Жена Городничего 3. Хлестаков 4. Осип 5. Ляпкин – Тяпкин 6. Земляника 7. Почтмейстер | 1. «неглупый по-своему человек» 2. «умнее своего барина» 3. «очень услужлив и суетлив» 4. «молодой человек, несколько приглуповат» 5. «простодушный до наивности» 6. «провинциальная кокетка» 7. «…прочитавший 5-6 книг» |
Ответы:
- 1. 1
- 2. 6
- 3. 4
- 4. 2
- 5. 7
- 6. 3
- 7. 5
- литературный диктант: стр.18
1. «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь». (Городничий, Антон Антонович)
2. «…есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! … профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул…» (Осип)
3. «Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего». (Хлестаков)
4. «Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляникина тоже в голубом. Нет лучше я надену цветное». (Дочь городничего, Марья Антоновна)
5. «Да для вас … еще ничего не готово. Простого блюда вы не будете кушать, а вот как барин ваш сядет за стол, так и вам того же кушанья отпустят». (Слуга трактирный)
6. (входя и останавливаясь, про себя). «Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор…» (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья)
7. «Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются…Судья тоже…в присутственных местах держит собак и поведения…самого предосудительного». (Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений)
8. «(бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул!...» (Городничий)
9. «Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит… Нашли важную птицу!» (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ)
10. «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.» (Жандарм)
2. Анализ 4 действия комедии.: (Обращение ко 2-му эпиграфу)
Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около солнца.
Ю. Манн.
«Ревизор» – это целое море страха». Ю. Манн
Что же представляют собой планеты, которые вращаются вокруг солнца? Планету характеризует ее название. Посмотрим на имена героев: сам автор давал артистам, игравшим роли в «Ревизоре» такие рекомендации:
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий. | С чем ассоциируется первая часть фамилии «Сквозник»? |
Лука Лукич Хлопов | Смотритель училищ. Автор использует интересный момент - говорящие фамилии, двойная фамилия говорит о двойственности человека. Фамилия образована от слова «хлопотать» - вечно испуганный, робкий. |
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин | Судья. В фамилии раскрыт принцип его отношения к служебным делам «тяп-ляп» и дело готово, а также его душевная неуклюжесть, несообразность, неповоротливость, косноязычность речи. |
Артемий Филиппович Земляника | Попечитель богоугодных заведений. Человек осторожный, хитрый. |
Иван Кузьмич Шпекин | Почтмейстер. Фамилия образована от слова «шпик» - постоянно шпионит, читая чужие письма, бесцеремонный в своем простодушии. |
Петр Иванович Бобчинский | Городские. Заменена лишь одна буква в фамилии, во всем похожи, любопытны, болтливы. |
Иван Алексеевич Хлестаков | «Хлест», «ухлестывать», «хлестать – бить, ударять чем-нибудь, гибкий прут» |
Христиан Иванович Гибнер | Уездный лекарь. Фамилия ассоциируется со словом «гибнуть». |
Степан Ильич Уховертов | Частный пристав. Фамилия образована путем сложения двух основ «ухо вертеть». |
Свистунов | Полицейские. Сами фамилии говорят о действиях этих стражах порядка. |
Можно сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к Хлестакову? (Прохоров-пьян, стр.33; квартальный-с докладом к городничему, стр. 33; частный пристав-докладывает о нарушениях в городе) (их не волнует ревизор, они для него очень мелкие планеты) явление V стр. 35) Как это характеризует городничего, его работу т.е. положение дел в городе)
Хлестаков испугался (стр. 46)
Обратимся теперь к Хлестакову, которого Манн сравнивает с солнцем: (Явление V стр. 43) Как этот монолог х-ет Хлестакова?
Переходим к анализу 4 действия и анализируем сцены, где чиновники собираются в доме гордничего. Стр.71
ФИЗМИНУТКА
- С какими намерениями собрались они в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю)
Словарная работа.
- Дайте лексическое толкование слову “взятка”.
(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)
- Как вы думаете, почему Гоголь не употребляет нигде слово “взятка”, а заменил его на просторечие “подсунуть”, так говорят про себя чиновники, а вслух «дать вдолг»? (сказать «взятка» - это признать себя виноватым, что-то делающим не так, как надо или не делающим совсем. А они, естественно в этом не признаются даже сами себе.) Например, вспомните почтмейстера: он прочитал письмо, вслух говорит об этом, но не считает это преступлением…»
- Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?
(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся)
- Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?
(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)
Явление 3.стр. 73 (чтение и анализ)
- Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?
Кто еще дает взятки? (все)
Как они делают? (входят и обращаются к Хлестакову торжественно, волнуются: Лука Лукич не с того конца закуривает сигарету) Это придает комедии пафос
Словарная работа.
- Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.
ПАФОС. (Воодушевление, подъём, энтузиазм)
- Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.
- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет)
- Как ведут себя с Хлестаковым Добчинский и Бобчинский? (Они дают ему мало денег, они его не боятся, как другие, но один из них имеет дело к Хлестакову)
- Давайте вновь обратимся ко 2 эпиграфу. Как вы его понимаете? Теперь вам понятнее стало как планеты – чиновники обращаются вокруг Хлестакова. Что можете сказать о чиновниках?
Запишем вывод в тетрадь: «Растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в их речи, действиях и ремарках».
Явление 12-14.Стр. 89
- Есть ли в комедии любовный сюжет? Почему вы так думаете? (его главные слабости: деньги, женщины и вранье) Во всем этом он не может себе отказать, если есть хоть малейшая возможность.
Любовь – это высокое чувство, а здесь этого нет. ОН влюбился к кого-то? (нет) В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно.
В комедии нет любовного сюжета. А объяснение его с матерью и дочкой является пародированием любовной интриги.
Тетрадь: «В комедии нет любовного сюжета, а есть пародия на любовную интригу.)
Как чиновники узнают, что Хлестаков не ревизор? стр. 105
Почему они не хотят его догнать? (Боятся, что об этом узнают другие, и они станут посмешищем)
Вывод по образу Хлестакова: (Обращение к таблице)
- Хлестаков лучше или хуже чиновников? (такой же как они)
3. Рисунки к “Ревизору” и их анализ:
-. Дайте коротко характеристику и анализ тому, что изображено.
(При наличии времени: какой эпизод вам понравился? Почему? (Значение немой сцены и чтение по ролям эпизодов по выбору детей)
4. Подведение итогов
Посмотрите на эпиграфы к уроку. Выражение «море страха» - это по-вашему…..(боязнь наказания, потеря должности).
«…как планеты вокруг солнца…» (Хлестаков для них – есть солнце, от которого зависит их благополучие)
А чем по-вашему будет для них «новый» ревизор? У вас есть уверенность, что приехал честный ревизор? И что будет потом? (Возможно то, что и было, и придется снова давать взятки. Или, он не возьмет их и тогда они лишатся своих мест). И то и другое для чиновников страшно.
- Комедия устарела?
- Вопросы, которые волновали Гоголя 200 лет назад, актуальны?
- Чем опасно взяточничество?
5. Оценки за работу на уроке:
(назвать всем оценки, отметить работу каждого)
6. Задание на дом: 1. В комедии две развязки. Это крайне редко встречается в драматургии. Что этот прием дает комедии «Ревизор?» (письменно) Используйте материал урока, особенно его заключительной части.
2. Подготовьте выразительное чтение любых сцен комедии.
На следующем уроке мы с вами будем говорить о беспринципности, лживости, авантюризме, равнодушном отношении к службе чиновников. Будем выразительно читать комедию. И обсуждать, как влияют на положении дел в государстве подобные чиновники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни" в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - меценат"
Презентация с применением интерактивной доски к уроку литературы в 10 классе по теме "Сатирическое изображение "хозяев жизни в сказках М.Е. Салтыкова - Щедрина "Медведь на воеводстве" и "Орел - ...
Комедия "Ревизор": русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В.Гоголя
План-конспект урока по литературе в 9 классе...
Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...
Конспект урока литературы в 7 классе по теме "Сатирическое изображение нравственных пороков общества в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"
Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно...
Разработка урока по литературе 9 класс"Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума".
Разработка урока по литературе 9 класс " Грибоедов А. С. Анализ 3 действия комедии "Горе от ума"....
Комедия "Ревизор": русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В.Гоголя
План-конспект урока по литературе в 9 классе...