Рабочая программа по литературе. 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Рабочая программа по литературе. 7 класс. К учебнику В.Я. Коровиной и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature._7_klass.docx65.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №91  города Тюмени

Рассмотрено:

Руководитель МО

___________________          

Протокол №  __ от  __________ 2014 г                                                    

Согласовано:

Заместитель директора    

по УВР Егорова В.Н.

_________________________

__.___.2014г.                                                    

Утверждаю:

Директор Панова А.Н.

________________________

Приказ №  ________

от __.___.2014г.

Рабочая программа по литературе 7 классы

(базовый уровень)

на 2014-2015 учебный год

Составитель:

                                                                                                                                      учитель русского языка и литературы

Королева Ирина Геннадьевна

Тюмень, 2014

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Рабочая программа по литературе составлена на основе

  • федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования,
  • примерной программы по литературе для средней школы (базовый уровень),
  • Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: «Просвещение», 2008;
  • учебного плана МАОУ СОШ №91 г. Тюмени на 2014-2015 учебный год в соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании».

1.2 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Класс

Учебник

Пособия для учащихся

Методические пособия

7

Коровина В.Я.,  Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: «Просвещение», 2014.

  1. Коровина В.Я. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М. Просвещение,2009-2010.
  2. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс»: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / Сост.          Е.Н. Зубова. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2001.

  1. Коровина В.Я. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М. Просвещение, 2009-2010.
  2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс». – М.:ВАКО,2008.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
  4. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга учителя. – М.: Просвещение, 2008.


 1.3 Цели и задачи  

Курс литературы направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

1.4 Количество учебных часов по предмету - Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы  в VI классе – 68 часов.

Название раздела

Кол-во

часов

Развитие речи

Кол-во и формы контрольных работ

Введение

1

Устное народное творчество

5

Древнерусская литература

3

1

Сочинение-1

Литература XVIII века

2

Чтение наизусть-1

Русская литература XIX века

31

7

Контрольная работа - 2

Сочинения-3

Чтение наизусть-2

Анализ текста-5

Русская литература XX века

19

6

Тесты-1

Сочинения-1

Чтение наизусть-2

Анализ текста-2

Зарубежная литература

5

Анализ текста-3

Итоговые уроки

2

Тест -1

Итого

68ч

(2ч в неделю)

14

Контрольные работы +тесты - 3

Сочинения - 5

Чтение наизусть - 5

Анализ текста-10

 

1.4а Изменения, внесенные в примерную (типовую) и авторскую учебную программу, и их обоснование

Изменения в авторские программы не вносились.

1.5 Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся (в соответствии с Положениями).

Классно-урочная форма организации образовательного процесса

1. урок-консультация

2. урок-практическая работа

3. уроки-деловые игры

4. уроки-консультации

5. уроки с групповыми формами работы

6. уроки взаимообучения учащихся

7. уроки творчества

8. уроки-зачеты

9. уроки-конкурсы

10. уроки-общения

11. уроки-игры

12. уроки-диалоги

13. уроки-конференции

14. уроки-семинары

15. интегрированные уроки

16. метапредметные уроки

17. уроки-экскурсии

Формы контроля.                                                                                                                                                                                                             Индивидуальные, групповые, фронтальные.    

2.Требования ГОС к уровню подготовки учащихся:

(см. примерную программу по предмету полного среднего образования по обществознанию)

Формирование ОУУ и Н, УСД

Требования к уровню подготовки учащихся

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую  литература выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения  литературы совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:      

1.коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

2.интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

3.информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

4. организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

  1. Учащиеся  должны знать:
  • авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 8 классе: жанры фольклора (предания, былины, пословицы, поговорки (развитие представлений)); летопись (развитие представлений); роды литературы (эпос (развитие понятия)); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); тема и идея произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворении в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трёхсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.
  1. Учащиеся  должны уметь:
  • видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
  • различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических произведениях;
  • видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения; объяснять чувства, возникающие пр чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
  • видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определённой ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
  • передавать динамику чувств при выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении; видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
  • аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
  • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
  • сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
  • оценивать игру актёров в пределах законченного эпизода;
  • сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
  • стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
  • владеть навыками редактирования текста, создавать собственный текст.

3. Содержание дисциплины (68 часов)

См. примерную программу основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения.

4. Календарно-тематическое планирование по литературе. 7 класс

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Практическая часть (контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные, тестовые, зачетные и др.работы)

Элементы содержания и предметные результаты обучения (подготовка к ОГЭ и ЕГЭ)

Формируемые универсальные учебные действия

Примечания

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

Отзыв «Мои литературные предпочтения»

ЕГЭ (1.8)

Развивать умение выбирать авторские высказывания. Формулировать свою позицию.

Устное народное творчество (5ч)

Конспект.

2

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

1

Конспект статьи учебника

ЕГЭ (1.2)

Развивать умение выделять жанровые особенности предания, микротемы, сжато формулировать основную мысль, формировать навыки выразительного чтения, сопоставления, пересказа.

3-4

Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.

1

Составление цитатного плана. Выразительное чтение

ЕГЭ (1.2)

Развивать умение выделять жанровые особенности былины, элементы композиции, формировать навыки выразительного чтения. Учить видеть особенности былинного стиха, поэтических интонаций. Роль гиперболы.

5

Вн.чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былинах.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

1

Учить видеть своеобразие былины, поэтичность ее языка.

.

6

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

Формировать умение понимать  особенности языка пословиц, толковать их смысл, учить аргументировать свою позицию, опираясь на пословицы.

Древнерусская литература (2ч + 1ч р.р.)

7

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»).

1

Написание собственного поучения

Обучать выразительному чтению, устному рассказу.

Формировать навык создания собственного поучения, уважительного отношения к книге.

8

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

Устный пересказ.

Цитатный план.

Обучать выразительному чтению, формировать навык сопоставления характеристик героев.

9

Р.р.Подготовка к письменной работе на одну из тем:

1. Народная мудрость в произведениях УНТ.

2.Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора.

3. Что воспевает народ в героическом эпосе?

4. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

5. В чём значение древнерусской литературы для современного читателя?

Домашнее сочинение

Формировать умение рассуждать, аргументируя свою точку зрения по данной теме.

Систематизировать рабочий материал к сочинению

Литература XVIII века (2ч)

10

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру.  

1

Чтение наизусть

ОГЭ (1.2.1, 1.2.2)

Обучать устному рассказу и выразительному чтению. Формировать представление о канонах жанра оды.

11

Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

1

Выразительное чтение

Обучать  выразительному чтению.

Литература XIX века (24ч + 7ч р.р.)

12

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл XII.

1

Выразительное чтение

Обучать выразительному чтению.

Формировать навык сопоставления характеристик героев, анализа эпизодов.

13

А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы.

1

Чтение наизусть

ЕГЭ (1.8)

Формировать умение сопоставлять образы, созданные в преданиях с образами литературными.

14

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции и своеобразие языка.

1

ОГЭ (1.1.1, 1.1.2)

Учить определять смысл сопоставления  героев (Олега и волхва), учить определять особенности формы и содержания баллады.

15

Р.р. А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца  Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина».

1

Домашнее сочинение

Обучать выразительному чтению.

Формировать навык составления плана сочинения. Формировать умение устанавливать роль эпизодов в произведении.

16

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.

1

Составление проблемных вопросов

ОГЭ (1.1.1, 1.1.2)

Выразительное чтение отрывков, формировать умение видеть художественную деталь, анализировать портретные характеристики героев.

17

Практикум. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

1

Письменный анализ эпизода

Развивать понятие о повести, учить анализу эпизода

18

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

1

Выразительное чтение

ОГЭ (1.1.1, 1.1.2)

ЕГЭ (4.9, 1.8)

Обучать устному рассказу, формировать умение выбирать эпизоды для сопоставления

 19

Практикум.

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне…». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора.

1

Разработка вопросов для анализа

ОГЭ (1.1.3)

Сформировать представление об особенностях сюжета и художественной формы поэмы. Развивать навык понимания   своеобразия образов гусляров и автора. Формировать навыки анализа поэтического текста.

20

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...». Проблема гармонии человека и природы.

«Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов.

1

Чтение наизусть

ОГЭ (1.1.1, 1.1.2)

ЕГЭ (4.8, 1.12, 1.14)

Обучать  анализу одного стихотворения.

Формировать навыки выразительного чтения.

21

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (ответы на контрольные вопросы, тестирование).

1

Контрольная работа

22

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

1

Пересказ эпизода

Обучать  пересказу, составлению цитатного плана образа героя.

23

Р.р. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя.

1

Сравнительная характеристика литературных героев «Особенности изображения человека и природы».

Развивать умение выборочного чтения и подборки материала, совершенствовать умение составлять сравнительную характеристику героев.

24

Р.р. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба»». «Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Ульба»)».

1

Домашнее сочинение

Учить отбирать и систематизировать материалы к сочинению.

25

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа.

1

ОГЭ (1.1.1, 1.1.2)

Формировать умение понимать  особенности языка художественного произведения, давать характеристику героям.

26

Р.р. И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра.

1

Написание  стихотворения в прозе

Обучать анализу стихотворения.

Обучать  домашнему сочинению стихотворения в прозе.

27

Практикум. Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

1

Выразительное чтение

Обучать выразительному чтению, формировать навык сопоставления характеристик героев (княгиня и губернатор).

28

Вн.чт. Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины.

1

Сопоставительный анализ

стихотворений

Обучать выразительному чтению, сопоставительному анализу стихотворений.

29

Вн.чт. А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

1

Сравнительный анализ баллад

Обучать выразительному чтению, формировать навык сопоставления героев, сравнительного анализа баллад

30-31 (2 урока)

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности.

1

ОГЭ (1.1.1, 1.1.2)

ЕГЭ (5.8, 1.4, 1.8, 1.11)

Обучать  приемам выявления  сатирических особенностей повествования. Формировать навык сопоставления героев.

32

Р.р. М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки.

1

Письменный отзыв о рассказе

ОГЭ (1.1.3)

Учить отбирать и систематизировать материалы к сочинению.

33

Контрольная работа. Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина».

1

Контрольная работа

Учить обобщать полученные знания, сопоставлять литературные факты, делать выводы из прочитанного.

34

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

Анализ эпизода

Формировать навыки выразительного чтения, сопоставления, пересказа.

35

Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

1

ОГЭ (1.1.1, 1.1.2)

Обучать устному рассказу.

36

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

1

Формировать навыки выразительного чтения, составление цитатного плана.

37

Р.р. И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина – прозаика и поэта. Подготовка к сочинению « «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина»

1

Домашнее сочинение

Учить отбору и систематизации материалов к сочинению.

38

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина  нравов. Осмеяние  душевных пороков. Смысл названия рассказа

Работа с цитатами

ОГЭ (1.1.1, 1.1.2)

Обучать инсценированию.

39

Практикум. Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

1

Сгруппировать эпизоды: смешные – грустные

ОГЭ (1.1.3)

 ЕГЭ (6.1, 1.9, 1.11)

Обучать анализу художественных средств сатиры.

40

Два лица России в рассказе А.П. Чехова

«Злоумышленник»

1

Составление цитатного плана

Обучать выразительному чтению, формировать навык сопоставления характеристик героев

41

Вн.чт. Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня»

1

42

Р.р. Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.Жуковский. «Приход весны». А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». И.А.Бунин. «Родина».

Анализ стихотворения

Обучать анализу лирического текста.

Литература XХ века (13ч + 6ч р.р.)

43

М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров

1

Работа с цитатами

Формировать навыки выразительного чтения, сопоставления, пересказа

44

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения

1

План характеристики героя

Формировать навык сопоставления характеров

героев.

45

Р.р. Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» (по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя

1

Озаглавить эпизод

Формировать умение осмысливать прочитанное, излагая свою точку зрения

46

Вн.чт. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды

1

ЕГЭ (7.2, 1.6, 1.8, 1.12)

Формировать навык сопоставления характеристик героев

47

Л. Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

1

Устное иллюстрирование.

Обучать выразительному чтению отрывков, формировать умение видеть художественную деталь, анализировать портретные характеристики героев.

48

Р.р. В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы

1

Выразительное чтение

ОГЭ (1.2.1, 1.2.2)

ЕГЭ (7.6, 1.5, 1.8, 1.11)

Обучать пересказу,

анализу лирического текста

49

Вн.чт. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому

1

ОГЭ (1.2.3)

50

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

1

Работа над пониманием высказываний.

ЕГЭ (7.20, 1.4, 1.8)

Обучать чтению, пересказу.

Развивать понятие о повести

51

Вн.чт. А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие язык прозы А.П.Платонова.

1

52

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века).

1

Систематизировать материал к сочинению.

53

Р.р. Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов

1

Анализ стихотворения. Чтение наизусть

ЕГЭ (7.18, , 1.8, 1.12, 1.14)

Формировать навыки анализа поэтического текста

54

Р.р. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль – макушка лета...», «На дне моей жизни...». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое

1

Выразительное чтение

Обучать выразительному чтению.

Развивать понятие о  лирическом герое.

55

Вн.чт .Час мужества. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой,

Е.М. Винокурова, А.Т. Твардовского и др.

Чтение наизусть

ЕГЭ (7.11, , 1.8, 1.12, 1.14)

Обучать выразительному чтению

56

Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади»

Цитатный план

Обучать  пересказу, составлению цитатного плана, выявлению проблем рассказа

57

Практикум. Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа.

 «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

ОГЭ (1.1.1, 1.1.2)

Обучение целостному анализу эпического произведения

58

Вн.чт. Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека

ОГЭ (1.1.3)

Формировать умение понимать  особенности языка художественно

го произведения, давать характеристику героям

59

Вн.чт. Д. С. Лихачев. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанры литературы

Письмо «Напутствие нечитающему поколению»

Обучать выразительному чтению.

Формировать навык анализа  текста

60

Р.р. М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя

Инсценированное чтение

Обучать выразительному чтению

61

Вн.чт. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов, Н. Заболоцкий).

Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами

Анализ стихотворений

ЕГЭ (8.2, 1.8, 1.12, 1.14)

Формировать умение понимать  особенности языка художественного произведения.

Формировать навыки анализа поэтического текста

Зарубежная литература (5ч)

62

Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса

Выразительное чтение, анализ текста

Формирование умения сравнивать образы, объекты, характеры, поступки

63

Практикум. Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой...» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций

Выразительное чтение, анализ текста

Обучать выразительному чтению. Формировать умение выявлять  поэтические интонации

64

Практикум. Японские хокку (хайку). Особенности жанра

Выразительное чтение, анализ текста

Обучать выразительному чтению. Формировать умение выявлять  поэтические интонации.

65

Семинар. Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

Пересказ эпизодов, чтение по ролям

Формировать умение понимать  особенности языка художественного произведения.

66

Вн.чт.  Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. "Каникулы".

Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра и зла

Формировать представление о жанре фантастики

Итоговые уроки

67

Итоговая контрольная работа

Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы

68

Выявление уровня литературного развития обучающихся 7 класса. Итоги года и задание на лето

Формировать жизненных ценностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....