Рабочая программа по литературе. 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа по литературе. 6 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного общего образования по литературе и Программы для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 кл.»/ Под ред. Г.И. Беленького, Ю.И. Лысого, М: «Мнемозина», 2009 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature._6_klass.docx | 90.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №16 ГОРОДА ТЮМЕНИ МАОУ ГИМНАЗИЯ №16 ГОРОДА ТЮМЕНИ
«Рассмотрено» на заседании кафедры учителей ТиМГО Руководитель кафедры ____________ Шабалина Е.В. Протокол № 1 от «29» августа 2016г. | «Согласовано» зам. директора по УВР _________Вениаминова М.С. «30» августа 2016 г. | «Согласовано» на МС гимназии Руководитель МС _________Черных Е.Н. Протокол №1 от «30» августа 2016г. | «Утверждаю» Директор МАОУ гимназии №16 ________ Филиппи Н.А. «31» августа 2016 г. |
Рабочая учебная программа
по литературе
для 6 «А» класса
Срок реализации программы: 2016-2017г.
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного общего образования по литературе и Программы для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 кл.»/ Под ред. Г.И. Беленького, Ю.И. Лысого, М: «Мнемозина», 2009 год
Программу составила Королева Ирина Геннадьевна
г. Тюмень
- -2017 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Введение
Программа по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2012 год); с авторской программой Г.И. Беленького (Программа общеобразовательных учреждений. «Литература. 1-11 кл.»/ Под ред. Г.И. Беленького, Ю.И. Лысого, М: «Мнемозина», 2009 год); УМК состоит прежде всего из учебника «Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей / Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац, М: Мнемозина, 2013.
В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей гимназии, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
- Общая характеристика курса
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа курса литературы должна содействовать решению цели деятельности гимназии в соответствии с миссией - модернизации системы организации образовательной среды с целью формирования и проявления ключевых компетентностей обучающихся, их социальной и гражданской зрелости, способности к успешной социализации в обществе.
Миссия гимназии дифференцируется по отношению к различным субъектам:
- по отношению к детям и их родителям гимназия сохраняет повышенный уровень общего образования, ориентированный на интеллектуальное развитие ребенка;
- по отношению к сообществу миссия гимназии состоит в интеграции образовательных потребностей различных субъектов в модели гимназиста и ее качественной реализации в образовательном процессе;
- по отношению к системе образования миссия гимназии заключается в разработке инновационной модели деятельности образовательного учреждения по направлениям:
- компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования;
- школьное обучение по индивидуальным образовательным маршрутам и планам;
- расширение системы дополнительного образования школьников;
- внедрение инновационных технологий обучения, расширение способов взаимодействия субъектов процесса обучения;
- организация экспериментальной работы по теме: «Развитие языковой личности в гимназии».
В соответствии с поставленной целью определены задачи, которые необходимо решить в курсе литературы, что позволит гарантировать дальнейшее развитие обучающихся:
- апробировать в ходе уроков педагогическую систему по развитию языковой личности обучающихся;
- совершенствовать содержание и технологии в образовательном процессе с ориентацией на компетентностный подход в обучении литературе;
- реализовать в ходе уроков расширенную подготовку обучающихся по литературе в рамках реализации Распоряжения Правительства Тюменской области «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержке талантливых детей» от 22.12.2012г. №2162;
- обеспечить интеграцию урочной и внеурочной деятельности через организацию проектной деятельности обучающихся по литературе, в т.ч по индивидуальным учебным планам и дистанционное обучение посредством программного продукта Web-образование.
Содержание и структура программы определяются целями литературного образования:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- обращаясь к текстам художественных произведений, представленных в авторской программе, продолжить работу над смыслом понятий, определяющих вечные ценности: стыд, совесть, добро, честь, любовь к людям, справедливость, обязанность, ответственность;
- начать работу по формированию читательских умений на основе теоретических знаний, а именно: искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория);
- научить пятиклассников отличать фольклорные произведения от художественной литературы, распознавать литературные жанры, учитывая их особенности;
- учить читать художественный текст, выражать своё отношение к прочитанному; выделять смысловые части текста, составлять план; пересказывать эпизод, фрагмент текста;
- учить художественному пересказу текста;
- закреплять умение и навык чтения наизусть;
- закреплять умение и навык ответа на вопросы аналитического характера;
- продолжить работу по иллюстрированию художественного текста;
- продолжить формирование навыка беглого и осознанного чтения;
- продолжить знакомство обучающихся с литературными местами (очные и заочные экскурсии), просмотры спектаклей, фильмов.
1.2.Результаты изучения предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
1.3. Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.
На изучение предмета в учебном плане гимназии отводится 3 часов в неделю, итого 102 часа за учебный год. Из них на региональный компонент 10% от общего количества часов.
- Обоснование выбора программы и учебного комплекта
УМК по литературе для 5-9 классов под редакцией члена-корреспондента РАО профессора Г.И.Беленького, выдержавший многолетнюю проверку школьной практикой, модернизирован с учётом требований ФГОС и рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебники ориентированы на достижение учащимися реальных результатов в литературном образовании, эмоционально-ценностной творческой деятельности, общекультурном развитии; создают основу для изучения литературы в старшей школе как на базовом, так и на профильном уровне.
Отличительной особенностью УМК является сочетание литературоведческого и психолого-педагогического, «человековедческого» подходов к школьному изучению литературы: чтение и освоение художественных произведений органически связывается с работой по формированию духовно-нравственного мира школьников. Учитывается эстетическая ценность, обучающий и развивающий потенциал, возрастная доступность и актуальность художественных текстов.
В 5, 6 и 7 классах особым образом сочетаются жанровый, проблемно-тематический и хронологический принципы структурирования учебников. Это позволяет одновременно решать задачи литературного развития подростков и ставить их в ситуации нравственного выбора, приобщать на доступном уровне к бытийным проблемам, направлять на путь осознанного саморазвития. Этот подход делает предмет значимым не только для тех, кто собирается заниматься им углублённо, но для всех школьников. Он определил основные принципы предъявления учебного материала (текстов, вопросов, заданий):
· последовательность работы с учебным материалом подчинена логике реальной читательской практики и включает этапы: ценностно-ориентационный (мотивационный) – чтение-восприятие текста – его первоначальное самостоятельное осмысление – углубление понимания прочитанного в ходе анализа, диалогического общения интерпретационного сообщества (учителя, учащихся класса) – претворение прочитанного в духовной сфере личности (итоговые творческие работы, проектные задания);
· развёрнутые вступительные статьи не только вызывают интерес к писателю или поэту, но и способствуют накоплению в памяти ярких историко-литературных фактов, содержат необходимый лексический, историко-бытовой комментарий, создают психологическую установку на восприятие произведения;
· от класса к классу нарастает объём чтения, психологическая сложность и неоднозначность поднятых в произведениях проблем, расширяется представление о жанровом многообразии литературы, читательский кругозор;
· не от теории литературы к тексту, а, наоборот, оправданное овладение теоретико-литературными понятиями как инструментами анализа текста в ходе его постижения; 8 класс заканчивается кратким теоретико-литературным курсом, где изученные понятия через систему заданий повторяются и систематизируются: произведение литературы как художественное единство (тема, идея, сюжет, конфликт, композиция), основные средства эпического изображения (повествование, описание, речь героев; пейзаж, портрет, интерьер, авторские характеристики, монолог, диалог) и др.;
· избирательность анализа; репродуктивные задания рассматриваются как необходимая часть для выполнения заданий творческих; предлагаются разноуровневые по сложности задания, включая проектные; приоритет работе над выразительным чтением, исполнительскому анализу художественного текста как наиболее соответствующим его природе;
· учебник заключает в себе фундаментальное ядро содержания образования и одновременно является ступенькой в большой мир литературы; отсюда
а) сочетание в нём развёрнутого, обучающего анализа текста и самостоятельного, свёрнутого;
б) принцип трёх кругов чтения: переход от произведений для изучения к произведениям для чтения и бесед и, наконец, к произведениям для самостоятельного чтения по свободному выбору; чтение рассматривается как управляемое творчество: произведение содержит в себе «указания», «зацепки», направляющие читателя в сторону определённых выводов, и ожидает от читателя соучастия, созидания; для воспитания таких читателей в учебниках предусмотрена система заданий и специальных статей, развивающих воображение (воссоздающее и творческое); эмоциональную отзывчивость; наблюдательность, внимание к деталям; «цепкую» память; языковое чутьё, чувство слова; литературоведческую компетентность; способность конструировать смысл произведения;
· в развитии устной и письменной речи соблюдается преемственность: постепенно усложняются задания в рубрике «Попробуй сочинить»;
· литература изучается в содружестве с другими искусствами, главным образом живописью, графикой (иллюстративный материал задействован в заданиях).
1.5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Учебник | Пособия для учащихся | Методические пособия |
Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Мнемозина, 2015. |
|
|
1.6. Формы организации учебного процесса:
- уроки-беседы;
- урок-экскурсия;
- урок-концерт;
- уроки-инсценировки;
- урок-защита творческих работ;
- урок-конкурс.
- комбинированные уроки;
1.7. Виды и формы контроля:
| -выразительное чтение художественного текста с обоснованием особенностей чтения; - близкие к тексту пересказы; - ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; - заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; - составление планов и написание отзывов о произведениях; - художественное рассказывание; - составление сценариев; - иллюстрирование прочитанного произведения рисунками; - устные и письменные отзывы о прочитанном произведении, книге, кинофильме; - рассматривание иллюстраций к тексту и оценка их; - написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений. |
1.8. Технологии, реализуемые в образовательном процессе
- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения.
- Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.
- Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
- Технология индивидуализации обучения.
- Информационно-коммуникационные технологии.
1.9. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
- Проектная деятельность.
- Исследовательская деятельность.
- Применение ИКТ.
1.10. Состав участников образовательного процесса
Особенности обучающихся:
- Возраст (11-12 лет),
- уровень мотивации (высокий),
- уровень подготовки (высокий),
- количество обучающихся (26 чел.)
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание | Кол-во часов | В том числе: | ||
сочинения | внеклассное чтение | региональный компонент | ||
Введение | 1 | 1 | ||
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» | 23 | 1 | 2 | 4 |
Человек в окружающем его мире. Внутренний мир человека | 35 | 2 | 4 | 0 |
«О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..» | 3 | 0 | 0 | 1 |
Смешное в жизни и литературе | 3 | 0 | 1 | 0 |
Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления) | 36 | 2 | 1 | 2 |
Итоговый урок | 1 | |||
Итого | 102 | 5 | 9 | 7 |
Практическая часть программы
Сочинение №1 (домашнее) по былинам Сочинение №2 (классное) по роману А.С. Пушкина «Дубровский» Сочинение №3 (классное) в жанре очерка Сочинение №4 (классное) по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» Сочинение №5 (классное) по рассказу М.М. Пришвина «Кладовая солнца» | 5 |
Проекты (устные, изобразительные работы, презентации) Проекты «Наши любимые книги» Проекты «Мифы народов Тюменского Севера» Проекты по теме «Баллады» Проекты « Русский пейзаж в поэзии и живописи»» Проекты по разделу «Человек в окружающем его мире. Внутренний мир человека» (стр. 21) Проекты по разделу «Смешное в жизни и литературе» (стр. 21) Проекты «Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления)» (стр. 256) | 7 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.
I I
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»
Устное народное творчество. Былины
Былина как один из видов УНТ. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.
Для чтения и изучения:
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.
Для самостоятельного чтения:
Былина «Вольга и Микула Селянинович»
Региональный компонент: Знакомство с мифами народов Тюменского Севера. Мифы о происхождении мира. Тотемные мифы. Понятие о мифологическом времени и пространстве. «Огонь-камень». А. Конькова. Сказки бабушки Аннэ. Миф в литераратуре. Л. Лапцуй «Эдейка», А.Неркаги «Илир». Символика народного костюма, игрушки, жилища (4ч)
Древнерусская литература
Для чтения и бесед:
Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание.
«Повесть временных лет» (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе).
Для чтения и изучения:
«Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.
Баллады
В.А.Жуковский – оригинальный поэт-переводчик.
Для чтения и изучения:
«Светлана». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. Баллада как литературный жанр.
Для чтения и бесед:
В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Перчатка».
Л.Н.Майков. «Емшан», А.К.Толстой. «Канут».
Для самостоятельного чтения:
В.А.Жуковский. «Кубок» (из Шиллера).
II
Человек в окружающем его мире.
Внутренний мир человека
А.С.Пушкин. Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.
Для чтения и изучения:
«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Ее балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность поэтической речи.
«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей.
«Зимняя дорога». Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях.
«Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Роль эпитетов и сравнений в стихотворении.
«Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Бунт крестьян. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.
Для самостоятельного чтения: «Барышня-крестьянка», «Выстрел».
Н.М.Языков. Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня», «Пловец».
М. Ю. Лермонтов . Жизненные условия, породившие чувства одиночества и грусти поэта.
Для чтения и изучения:
«Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: мятежность, жажда деятельности, одиночество, грусть. Парус в стихах и рисунках Лермонтова.
«Три пальмы» Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Аллегорический смысл стихотворения.
Стихотворные размеры.
Для чтения и бесед:
«На севере диком…», «Утес», «Казачья колыбельная песня».
Н.В.Гоголь .Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Майская ночь, или Утопленница». Сказочная повесть. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы.
Для самостоятельного чтения:
«Ночь перед Рождеством»
С.Т.Аксаков. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкое чувство природы. Особенности интонации.
III
«О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..»
(мотивы родной природы в русской лирике)
Для чтения и бесед:
В.А.Жуковский. «Певец во стане русских воинов». Н.П.Огарев. «Дорога»; И.С.Никитин. «Ярко звезд мерцанье…»; А.К.Толстой. «Колокольчики мои…; А.А.Фет. «Чудная картина…»; И.З. Суриков. «Степь»; А.Н.Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…» и другие стихотворения по выбору учителя.
К.Н.Станюкович. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Человек за бортом». Значение изображаемой ситуации для раскрытия характеров персонажей и их взаимоотношений. Роль Егора Шутикова в судьбе Прохора. Правдивое, яркое изображение быта на корабле. Смысл названия рассказа.
Региональный компонент: Д. Мамин-Сибиряк. «Серая шейка»: человек и природа (1ч)
IV
Смешное в жизни и литературе
А.П.Чехов Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений.
Для чтения и изучения:
«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил».
Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета.
Для самостоятельного чтения:
«Лошадиная фамилия», «Хирургия» и другие ранние рассказы.
V. Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления)
В.Г. Короленко . Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».
Для чтения и изучения:
«В дурном обществе» («Дети подземелья»). Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица).
Портрет литературного героя.
Для самостоятельного чтения:
Н.Д. Телешов. «Домой».
А.Доде .«Маленький шпион». Трагические последствия необдуманного поступка.
А.П.Платонов. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта, отзывчивость.
М.М.Пришвин .Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Пейзаж и его роль. Смысл названия произведения. Жанр сказки-были.
И.А.Бунин «Бушует полая вода», «Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет», «Первый соловей», И.Северянин «Весенний день», А.Т.Твардовский «Весенний, утренний, тоненький», А.П.Межиров «Летит сосулька из зимы в весну». Стихи о родной природе
М.М.Зощенко. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Не надо врать», «Бедный Федя». Роль смеха в рассказах.
Ю.М.Нагибин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями.
В.Г.Распутин.
Для чтения и изучения:
«Уроки французского». Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.
Изображение человека в эпическом произведении.
Н.М.Рубцов. Сведения о жизни поэта.
Для чтения и бесед:
«Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Левитан», «Воробей», «Ласточка», «Старый конь».
Для самостоятельного чтения:
А.Яшин «Кулик», А. П. Платонов «Корова». Рассказы о животных.
Д.Олдридж. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:
«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.
Региональный компонент:
М.М. Пришвин в Тюменском крае. Тема природы в творчестве русских писателей Тюменского края (М. Лесной. «В родном краю: Рассказы о животных». З. Тоболкин. «Седмицы». Н. Ермаков. «О чем шептал олененок». «Зорька на яблочке»). Образ натуралиста-исследователя (3ч)
- Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе
№ п\п | Дата | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | |||
личностные | метапредметные | предметные | |||||
план | факт | ||||||
1 | 1-ая неделя | Введение. Человек как главный объект изображения в художественной литературе. О книге и чтении | 1 | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | знать, что литература – это художественное отражение жизни, а человек – главный объект изображения в художественной литературе; знать структуру и краткое содержание учебника-хрестоматии, понимать важность изучения литературы в школе | |
I. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой …». Устное народное творчество | |||||||
2 | 1-ая неделя | Р.к. Знакомство с мифами народов Тюменского Севера. Мифы о происхождении мира. Тотемные мифы | 1 | •совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | понимать связь произведений устного народного творчества с эпохой их создания; уметь выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; уметь сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов; знать особенности жанра былин, имена русских былинных богатырей, их жизнеописание, подвиги, отличия былины от сказки; уметь рассказывать былины близко к тексту, сохраняя язык и стиль повествования; уметь анализировать былины, давать | |
3 | 1-ая неделя | Р.к. Понятие о мифологическом времени и пространстве. «Огонь-камень». А. Конькова. Сказки бабушки Аннэ. | 1 | ||||
4 | 2-ая неделя | УНТ. Былина как один из видов народного творчества. Особенности построения и язык былин. | 1 | ||||
5 | 2-я неделя | Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца | 1 | ||||
6 | 2-я неделя | Вн.чт. Былина «Вольга и Микула Селянинович» | 1 | ||||
7 | 3-я неделя | Р/р Подготовка к написанию домашнего сочинения по былинам | 1 | определяют основную и второстепенную информацию, анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки | осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | уметь создавать и корректировать свою работу | |
8 | 3-я неделя | Р.к. Миф в литераратуре. Л. Лапцуй «Эдейка», А.Неркаги «Илир» | 1 | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | ||
9 | 3-я неделя | Р.к. Символика народного костюма, игрушки, жилища. | 1 | ||||
Древнерусская литература | |||||||
10 | 4-ая неделя | Древнерусская литература. Понятие о летописи. «Повесть временных лет»: Сказания о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава | 1 | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | знать время и причину написания «Слова…», уметь читать «Слово…», сохраняя стиль (торжественно и с любовью); понимать значение «Слова…» в истории литературы, понимать авторскую позицию; уметь формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, давать собственную интерпретацию (в отдельных случаях) изученных литературных произведений | |
11 | 4-ая неделя | Древнерусская литература. Слово как жанр древнерусской литературе. Слава и плач | 1 | ||||
12 13 | 4-ая неделя – 5-ая неделя | Повести о монголо- татарском нашествии. «Слово о погибели Русской земли». Исторические события, отражённые в повести. Картины разорения русской земли. | 2 | ||||
14 15 | 5-ая неделя | Повести о монголо- татарском нашествии. «Евпатий Коловрат» ( из «Повести о разорении Рязани Батыем». Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству. | 2 | знать содержание повести, время написания, уметь отвечать на вопросы по тексту, пересказывать отдельные эпизоды близко к тексту; понимать чувства автора, авторскую позицию, выражать свое отношение к ней; уметь пересказывать прозаические произведения | |||
Баллады | |||||||
16 17 18 | 6-ая неделя | В.А. Жуковский – оригинальный поэт и переводчик. «Светлана». Фольклорная основа баллады. Баллада как литературный жанр. | 3 | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | знать художественные особенности баллады (язык баллады, фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы); знать определения «рифмы» и «строфы», уметь определять тип рифмовки (перекрестная, парная, кольцевая или опоясывающая); знать факты биографии поэта, сюжет баллады; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания; уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; уметь отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог | |
19 20 | 7-ая неделя | В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Перчатка». Рифма и строфа. | 2 | ||||
21 | 7-ая неделя | Вн.чт. В.А. Жуковский. «Кубок» (из Шиллера). Художественные особенности перевода | 1 | ||||
знать факты биографии А. Н. Майкова, сюжет произведения; уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос произведения, характеризовать его героев, отвечать на вопросы по содержанию, понимать переживания и чувства героев | |||||||
22 | 8-ая неделя | А.Н. Майков Сведения о жизни поэта. Историческая основа баллады «Емшан» | 1 | ||||
23 24 | 8-ая неделя | А.К. Толстой. Сведения о жизни поэта. Художественное своеобразие баллады «Канут» | 1 | знать факты биографии А. К. Толстого, сюжет произведения; уметь составлять цитатный план, отвечать на вопросы по содержанию, понимать переживания и чувства героев | |||
Внутренний мир человека | |||||||
25 | 9-ая неделя | А.С. Пушкин. Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта | 1 | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | знать факты биографии А. С. Пушкина, историю создания «Песни…», ее летописный источник; уметь видеть отличие баллады от летописного сказания, проводить языковой анализ; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, уметь выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности; уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; определять роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов уметь видеть, как события жизни отражаются в стихотворениях, развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста | |
26 | 9-ая неделя | «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…», её балладный характер | 1 | ||||
27 | 9-ая неделя | «Няне». Волнующая задушевность стихотворения | 1 | ||||
28 | 10-ая неделя | «Зимний вечер», «Зимняя дорога». Зарисовки природы, передающие настроение поэта | 1 | ||||
29 | 10-ая неделя | «Зимнее утро». Контрастные картины природы | 1 | ||||
30 | 10-ая неделя | По страницам избранных стихов поэта | 1 | ||||
31 | 11-ая неделя | А.С. Пушкин. История романа «Дубровский» | 1 | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | знать историческую эпоху начала 19 века, историю создания романа; знать содержание анализируемых глав; уметь составлять план в соответствии с рассказом; уметь давать характеристику образов литературных героев, включая в неё цитаты из романа сравнивать образы главных героев, правильно оценивать поведение героев, отношение автора к своим героям; понимать основные черты русского национального характера (няня, Архип, Антон.); знать основные элементы композиции изучаемого произведения; уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, давать собственную интерпретацию произведения; понимать авторскую позицию и свое отношение к ней; писать сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученного произведения, классные и домашние творческие работы, рефераты; понимать связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных в нем вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания | |
32 | 11-ая неделя | Изображение русского барства. Ссора К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского | 1 | ||||
33 | 11-ая неделя | Столкновение чести, достоинства, независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием. Суд и его последствия | 1 | ||||
34 35 | 12-ая неделя- | Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский | 2 | ||||
36 | 12-ая неделя | Изображение крестьянского бунта в романе. Пожар в Кистенёвке | 1 | ||||
37 | 13-ая неделя | Романтическая история любви Владимира и Маши. Развязка романа | 1 | ||||
38 39 | 13-ая неделя | Авторское отношение к героям повести «Дубровский» | 2 | ||||
40 | 14 -неделя | Обобщение по роману «Дубровский». Тест | 1 | ||||
41 42 | 14-ая неделя | Р/р. Подготовка к написанию и написание классного сочинения по роману А.С.Пушкина «Дубровский» | 2 | ||||
43 | 15-ая неделя | Вн.чт . А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка» | 1 | ||||
44 | 15-ая неделя | Вн.чт . А.С. Пушкин «Выстрел» | 1 | ||||
45 | 15-ая неделя | Н.М. Языков. Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня», «Пловец» | 1 | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | знать основные факты жизни и творчества поэта, уметь воспринимать поэтическое слово, выразительно читать | |
46 47 | 16-ая неделя | М.Ю. Лермонтов Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества. «Парус» . «Тучи» Обобщающий смысл стихотворений. Сложность переживаний поэта: жажда деятельности, борьбы, одиночество, грусть | 2 | знать факты биографии М. Ю. Лермонтова (необычность его судьбы, гениальность), знать лирику М. Ю. Лермонтова, уметь воспринимать поэтическое слово, выразительно читать, .знать историю создания стихотворений; уметь проводить анализ стихотворений, видеть инверсию и антитезу, понимать смысл их использования, понимать роль морского пейзажа в передаче душевного состояния героя, знать двусложные и трехсложные размеры стиха, уметь определять стихотворные размеры изучаемых произведений | |||
48 49 | 16-ая неделя- 17-ая неделя неделя | М.Ю. Лермонтов «Три пальмы» . Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворения | 2 | ||||
50 | 17-ая неделя неделя | М.Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная песня», «На севере диком стоит одиноко», «Утёс» | 1 | ||||
51 | 17-ая неделя неделя | Трёхсложные размеры стиха | 1 | ||||
52 | 18-ая неделя неделя | Н.В. Гоголь. Сведения о жизни писателя. «Майская ночь, или Утопленница». Сказочность повести, поэтизация чистой, светлой любви | 1 | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | знать основные факты биографии писателя, историю создания сборника «Вечеров…», понимать ценность произведения Гоголя в развитии литературы; знать содержание повести, уметь пересказывать текст, сохраняя стилевые черты, выделять картины, изображающие народную жизнь, уметь проводить словарную работу над текстом, понимать роль пейзажа в художественном произведении, понимать, что в повести реально, а что – сказочно; уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; | |
53 54 | 18-ая неделя неделя | Мотивы вольнолюбия в изображении персонажей повести «Майская ночь, или Утопленница». Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы. Повесть как литературный жанр | 2 | ||||
55 | 19-ая неделя неделя | Вн.ч. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» | 1 | ||||
56 57 | 19-ая неделя неделя | С.Т .Аксаков. Сведения о жизни писателя. «Очерк зимнего дня». Тонкая наблюдательность, чувство глубокой любви писателя к родной природе. Мастерство художественной речи | 2 | знать основные факты биографии писателя, знать черты очерка, уметь проводить словарную работу над текстом, понимать роль пейзажа в художественном произведении, писать сочинение-очерк | |||
58 59 | 20-ая неделя - | Р.р. Подготовка к написанию и написание классного сочинения. Написание сочинения в жанре очерка. | 2 | ||||
III «О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..» (мотивы родной природы в русской лирике) | |||||||
60 | 20-ая неделя | Мотивы родной природы в русской поэзии В.А. Жуковского, Н.П. Огарёва, А.К. Толстого, А.А. Фета | 1 | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | знать русских поэтов-пейзажистов 19 века, содержание программных стихотворений, уметь читать их выразительно, анализировать поэтический текст, понимать образы и настроения пейзажной лирики, связь стихов с жизнью героев и самих поэтов | |
61 | 21-ая неделя | Р.к. Жизнь и творчество Д. Мамина-Сибиряка. «Серая шейка»: человек и природа | 1 | знать содержание произведения, уметь пересказывать текст, сохраняя стилевые черты | |||
62 | 21-ая неделя | Стихотворения о родной природе И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, И.З. Сурикова | 1 | знать русских поэтов-пейзажистов 19 века, содержание программных стихотворений, уметь читать их выразительно, анализировать поэтический текст, понимать образы и настроения пейзажной лирики, связь стихов с жизнью героев и самих поэтов | |||
IV. Смешное в жизни и литературе | |||||||
63 | 21-ая неделя | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. «Толстый и тонкий». Чтение и анализ рассказа | 1 | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | знать факты биографии писателя, определение понятий «юмор», «сатира», «ирония», понимать смысл названия рассказа; уметь делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением | |
64 | 22-ая неделя | А.П. Чехов. «Смерть чиновника», «Пересолил» Анализ рассказов. Приемы создания комического эффекта | 1 | знать содержание рассказа, определение понятий «юмор», «художественная деталь», «антоним», понимать смысл названия рассказа | |||
65 | 22-ая неделя | Вн.чт. Ранние рассказы Чехова («Лошадиная фамилия», Хирургия», С женой поссорился», «Дорогая собака») | 1 | знать содержание рассказа, определение понятий «юмор», «сатира»; «ирония», понимать: смысл названия рассказа; уметь делать наблюдения над речью героев, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания | |||
V. Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления) | |||||||
66 | 22-ая неделя | В.Г. Короленко. О писателе. «В дурном обществе». Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья». Чтение и комментирование 1 главы | 1 | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; | умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | знать факты биографии писателя, историю создания произведения; уметь работать над анализом художественного произведения, над характеристикой литературного героя; уметь разграничивать понятия «автор» и «рассказчик, понимать роль пейзажа в художественном произведении; уметь отбирать и систематизировать литературный материал в соответствии с темой, разрабатывать и составлять план сочинения, знать особенности жанра сочинения и систему работы над ним | |
67 | 23-я неделя | «С шести лет я испытывал уже ужас одиночества». Анализ 2 и 3 глав повести «В дурном обществе». Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление | 1 | ||||
68 | 23-я неделя | Автор и рассказчик в повести | 1 | ||||
69 | 23-я неделя | Роль пейзажа в повести, его созвучие характеру событий и настроению персонажей | 1 | ||||
70 71 | 24-ая неделя | Портрет литературного героя | 2 | ||||
72 73 | 24-ая неделя -25-ая неделя | Р/Р Подготовка к написанию и написание классного сочинения по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | 2 | ||||
74 | 25-ая неделя | Н.Д. Телешов. О писателе. Рассказ «Домой». Обстоятельства и поступки | 1 | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | знать факты биографии писателей, расширить опыт в чтении произведений нравственной проблематики, где герой оказывается в ситуации выбора; уметь работать над анализом художественного произведения, над характеристикой литературного героя; | |
75 | 25-ая неделя | А.Доде. Сведения о жизни поэта. «Маленький шпион». Трагические последствия необдуманного поступка | 1 | ||||
76 | 26-ая неделя | А. П. Платонов. Сведения о жизни писателя. «Песчаная учительница» | 1 | знать факты биографии А. П. Платонова, уметь определять тему и нравственные проблемы произведения, давать ответы на вопросы уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог | |||
77 | 26-ая неделя | Труд как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта и отзывчивость | 1 | ||||
78 79 | 26-ая неделя -27-ая неделя | М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Главы 1 и 2. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей | 2 | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | знать факты биографии автора, содержание сказки- были; понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча; уметь характеризоать героев; знать определение понятия «пейзаж»; понимать взаимосвязь между явлениями природы и жизнью человека; основную идею произведения: для писателя весь мир природы и человека - кладовая солнца, если сущностью этого мира являются жизнь, добро, любовь; уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их с учетом поставленного вопроса; делать вывод о роли в художественном произведении описаний природы, передающих настроение человека, связанных с восприятием мира природы; уметь выявлять жанровые особенности произведения, анализировать эпизод; уметь отбирать и систематизировать литературный материал в соответствии с темой, разрабатывать и составлять план сочинения, знать особенности жанра сочинения и систему работы над ним, уметь защищать проекты | |
80 | 27-ая неделя | Главы 3 и 4. Ссора детей. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев | 1 | ||||
81 82 | 27-ая неделя -28-ая неделя | Обучение выборочному пересказу текста с элементами анализа. Роль пейзажа в сказке-были | 2 | ||||
83 | 28-ая неделя | Смысл названия и жанровые особенности. Значение истории Травки для понимания идеи повести | 1 | ||||
84 | 28-ая неделя | Р/р Сочинение по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» | 1 | ||||
85 | 29-ая неделя | Р.к. М.М. Пришвин в Тюменском крае | 1 | ||||
86 87 | 29-ая неделя | Родная природа в поэзии И.А. Бунина («Бушует полая вода», «Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет», «Первый соловей»), И. Северянина («Весенний день»), А.Т. Твардовского («Весенний, утренний, тоненький»), А.П. Межирова («Летит сосулька из зимы в весну») | 2 | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | знать русских поэтов-пейзажистов 20 века, содержание стихотворений, уметь читать их выразительно, анализировать поэтический текст, понимать образы и настроения пейзажной лирики, понимать связь стихов с жизнью героев и самих поэтов | |
88 89 | 30-ая неделя | Р.к. Тема природы в творчестве русских писателей Тюменского края (М. Лесной. «В родном краю: Рассказы о животных». З. Тоболкин. «Седмицы». Н. Ермаков. «О чем шептал олененок». «Зорька на яблочке». Образ натуралиста-исследователя | 2 | Знать писателей-натуралистов родного края, уметь выразительно читать и анализировать их произведения | |||
90 91 | 30-ая неделя -31-ая неделя | М.М. Зощенко Сведения жизни писателя. Роль смеха в рассказах «Не надо врать», «Бедный Федя». Роль смеха в рассказах | 2 | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | Знать факты биографии М. М. Зощенко, особенности его рассказов, уметь в комическом положении героя увидеть мораль произведения уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею | |
Знать факты биографии писателя, уметь определять тему и нравственные проблемы произведения, понимать душевные порывы, переживания героя | |||||||
92 93 | 31-ая неделя | Ю.М. Нагибин. «Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями» | 2 | ||||
94 | 32-ая неделя | В.Г. Распутин. Сведения о жизни писателя. История создания повести «Уроки французского» | 1 | ||||
95 | 32-я неделя | Отражение трудностей военного времени в повести В.Г. Распутина «Уроки французского» | 1 | знать автора, содержание рассказа; понятия: «герой - повествователь», «рассказ», «посвящение», «предисловие», «приемы характеристики героя»; уметь определять роль автора и рассказчика в произведении; понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа, какие испытания выпадают на долю главного героя; уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя; понимать скрытый смысл названия рассказа, главную мысль, мотивы поведения Лидии Михайловны, решившей помочь мальчику; смысл посвящения и предисловия, уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы; уметь выделять главную мысль рассказа, формулировать идею произведения, проблемы рассказа | |||
96 | 32-я неделя | Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика | 1 | ||||
97 | 33-я неделя | Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» | 1 | ||||
98 | 33-я неделя | Н.М. Рубцов. О поэте. Стихотворения о детстве и о родине | 1 | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) | умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | знать факты биографии поэта, содержание стихотворений, уметь читать их выразительно, анализировать поэтический текст, понимать образы и настроения, понимать связь стихов с жизнью самого поэта | |
99 | 33-я неделя | Вн. чт. Рассказы о животных. А.Яшин «Кулик», А. П. Платонов «Корова» | 1 | совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) | умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; | Знать содержание рассказов; уметь выделять главную мысль рассказа, формулировать идею произведения | |
100 101 | 34-я неделя | Дж. Олдридж. О писателе. «Последний дюйм». Многозначность названия рассказа и его связь с идеей произведения | 2 | ||||
102 | 34-я неделя | Заключительный урок. Читаем летом | 1 |
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В результате изучения литературы ученик
должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Интерактивная доска
- Персональный компьютер
- МФУ (принтер, сканер, ксерокс)
- Проектор
- ПРИЛОЖЕНИЕ
Критерии оценивания
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными Критериями в пределах программы данного класса:
- Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
- Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
- Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
- Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
- Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
- Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам:
V класс— 100—110 слов в минуту,
VI класс—110—120 слов в минуту,
VII класс— 120—130 слов в минуту, считая это средней скоростью в последующих классах.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:
- прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
- умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.);
- свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает:
- прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;
- умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения;
- умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений;
- умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;
- хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается 1-2 неточности.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о:
- знании и понимании текста изучаемого произведения;
- умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—художественного содержания произведения;
- знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;
- ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов (допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса).
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:
- незнание существенных вопросов содержания произведения;
- неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения;
- незнание элементарных теоретико-литературных понятий;
- слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
В течение учебного года рекомендуется проводить в связи с уроками литературы следующее количество сочинений, целесообразно распределенных учителем по четвертям (полугодиям):
Объем сочинений должен быть примерно таким:
в V классе — 1-1-5 тетрадные страницы,
VI классе— 1,5-2,
VII классе—2-2,5,
VIII классе —2,5-3,
IХ классе — 3-4,
X классе —4-5,
XI классе — 5—7.
Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в V—VIII и 10 дней в IX—XI классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.
Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся. их общего развития и почерка.
Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» |
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» |
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» |
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» |
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку).
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....