Разработка конкурсного урока литературы в 11 классе по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Тема открытого урока по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является актуальной, прежде всего потому, что с течением времени сам «вечный роман» не только не устаревает, но молодеет с каждым годом и становится все более и более современным, так как проблемы, поднятые в нем (добра и зла, предательства и всепрощения), вечны и непреходящи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка открытого урока | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Нравственные проблемы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (опыт аналитической работы с текстом)
Цель урока: актуализировать важнейшие проблемы романа Булгакова, пробудить интерес к роману «Мастер и Маргарита»
Задачи:
Обучающая: рассмотреть тематику, композицию, стилистические особенности романа, показать, что в нем заслуживает интереса, какие вечные проблемы подняты в нем, как владеет пером писатель.
Развивающая: развивать образное и аналитическое мышление, формировать навыки самостоятельного анализа эпизода в произведении, навыки грамотного и свободного владения речью.
Воспитательная: воспитывать нравственные чувства: нетерпимость к трусости и предательству, доброту и порядочность.
Тип урока: вводный, изучение нового
Оборудование:
- Презентация к уроку
- Иллюстрация картины Н.Н. Ге «Что есть истина? Пилат и Иешуа».
- Текст романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Виды деятельности:
- Выразительное чтение
- Анализ эпизода
- Словарная работа
Ход урока:
- Рефлексия начала урока:
Здравствуйте! Присаживайтесь. Мы сегодня имеем возможность представить свой класс на конкурсном уроке. Поможем друг другу? Спасибо.
- Посмотрите на экран. (Тема урока).
- Рефлексия начала урока. Стадия вызова - ассоциативная разминка:
- Я называю слово, а вы – ассоциацию с этим словом или эпитеты, определения к словам:
20 век – быстротечный, железный, жестокий, золотой, серебряный, кровавый
Истина – бесспорная, вечная, житейская, известная, мудрая, неоспоримая, непреложная, прописная, простая, святая, старая, горькая, спасительная, утешительная, абсолютная, философская
- Постановка цели:
- Давайте вместе с вами разберемся, чем мы будем заняты на уроке.
- Какая тема предлагается вам на уроке? («»)
- Какую работу предполагает эта тема? (Работу с текстом)
- Определение задачи, пути их решения:
- А зачем? Давайте определим задачи нашей работы:
- Чему мы должны научиться? (Извлекать информацию. Учиться чувствовать слово).
- А что нужно сделать, чтобы почувствовать слово? (Вчитываться в текст)
- Чему вы учитесь на уроках литературы? (Быть читателями)
- Кто такой настоящий читатель? (Это человек, умеющий понимать текст. Это человек, для которого чтение является потребностью и средством воспитания себя как личности).
- А вы - настоящие читатели?
- Что мы должны сделать, чтобы назвать себя настоящими читателями?
- Понять, воспринять текст
- Сделать чтение потребностью своей жизни
- Воспитывать себя как личность
- Работа по теме:
1. Вступительное слово: Роман «Мастер и Маргарита» — талантливейшее произведение Булгакова, в котором слились воедино философия, психологизм, высокая трагедия, мелодрама, фарс. Роман полон загадок, которые нельзя разгадать или дать на них однозначный ответ. В этом очарование, необычность булгаковского романа.
2. Судьба романа:
- Работа с презентацией
- Последние вставки в роман он диктовал жене в 1940 году, за три недели до смерти.
3. Особенности композиции:
- О чем этот роман? (О жизни в Москве 30-ых годов.
О любви.
О судьбе писателя, который не похож на других.
О нечистой силе)
- Как долго продолжается действие романа? («Укладывается» в 4 дня)
- - Как же удалось Булгакову сделать повествование о 4 днях пребывания нечистой силы в Москве таким насыщенным событиями, проблемами, духовной и эмоциональной силой? Видимо, секрет в композиции и особенностях стиля.
- Структурная схема «Художественное пространство романа – «троемирие»
- Аудиодиск (пересказ глав 1,2)
- Стилистические особенности изображения миров:
- Работа с текстом: анализ первых абзацев главы 1,2 по плану: стр.70
- Время действия
- Место действия
- Описание героев
Вывод 1:
- Реалистичность событий в главе 1.
- «Экзотичность» событий главы 2.
- Четкая ритмичность прозы (стр.70)
Вывод 2: Мы видим стилистическую неоднородность текста романа. Это позволяет писателю создать в одном романе как бы три произведения:
- Фантастический роман-сатиру (гл. 1-18, 27,28)
- Роман о любви, нравственном долге и творчестве (гл. 13, 19-24, 30-32)
- Роман Мастера о Понтии Пилате - «роман в романе» (гл. 2, 16, 25-26)
В главе 29 сходятся линии всех трех «романов».
6. Время и пространство в романе – троемирие.
6. Постановка проблемного вопроса: Сегодня мы поговорим о романе самого Мастера и подумаем над вопросом (на доске):
- Зачем понадобился Булгакову такой художественный прием – «роман в романе»: роман о Москве 30-ых годов и древнем Ершалаиме с Понтием Пилатом и Иешуа?
7.Анализ главы 2 (романа Мастера):
- Назовите главных героев романа (Мастер и Маргарита? Верно. Но в том случае, если не придавать большого значения роману Мастера)
- Кто главный герой в романе Мастера? (Понтий Пилат)
Вывод 1. Роман, принадлежащий перу Мастера, — это тот стержень, на котором держится все произведение Булгакова. И именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора, а не Иешуа Га-Ноцри. Почему? Ответ найдем в тексте.
- Работа с текстом:
- Каким предстает перед читателем Иешуа Га-Ноцри, бродячий двадцатисемилетний философ, волею судьбы оказавшийся сейчас перед глазами владыки? («Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью).
Заметьте: Мастер ведет речь не о Божьем сыне, его герой — простой человек.
- Значит, какие проблемы будут разрешаться в романе Булгакова — богословские или земные? (Земные).
- Каким предстает перед нами Понтий Пилат, обладающий неограниченной властью прокуратор Иудеи? («В белом плаще с кровавым подбоем»).
- Одно слово в этом описании сразу обращает на себя внимание: подбой «кровавый», не красный, яркий, багровый. О чем это говорит? (Понтий Пилат не боится крови: он, обладает «кавалерийской походкой», — бесстрашный воин, недаром его прозвали «Всадник Золотое Копье», «свирепое чудовище»).
- На вопрос Пилата, правда ли, что он, Иешуа Га-Ноцри, призывал разрушить храм, тот отвечает? Найдите ответ. («Рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины»).
- Что такое истина? Как развивает это понятие Иешуа?
(1. Для него истина в том, что никто не может распорядиться его жизнью.
2. Что «злых людей нет на свете»).
- «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека… Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон». И Понтий Пилат после этой части разговора принимает решение в пользу Иешуа. Какое? (Объявить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления, и, удалив из Ершалаима, подвергнуть заключению там, где располагалась резиденция прокуратора).
- Но жизнь жестока, и люди, имеющие власть, боятся ее потерять. В какой момент изменится настроение Понтия Пилата? Почему он будет вынужден отказаться от своего первоначального решения? Проследим это по тексту.
- Что же прочитал Понтий Пилат в пергаменте, поданном ему секретарем? (Иешуа произнесет это вслух, и окажется, что разговор об истине еще не закончен. «В числе прочего я говорил… что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть»).
- Принимает ли Понтий такую истину? (Нет. «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!..»)
- Что же случилось с прокуратором? Почему сейчас Пилат утвердит смертный приговор? (Понтий Пилат смелый воин на поле боя, но он трус тогда, когда дело касается кесаря, власти. Для Пилата занимаемое место — «золотая клетка». Он испугался за себя и свою карьеру так, что пойдет против своей совести).
Вывод: Герцен сказал, что человека никто не может сделать свободнее, чем он свободен внутренне. А Понтий Пилат внутренне несвободен. Поэтому он сейчас предаст Иешуа.
Дополнение учителя: Есть люди, которые совершают подобные предательства спокойно. Но Понтий Пилат относится к числу людей, у которых есть совесть. Именно поэтому он заранее знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет и его собственная - только нравственная: «Мысли понеслись короткие, бессвязные: «Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло?» Мысль эта почему-то вызвала нестерпимую тоску, заставила похолодеть на солнцепеке.
- Почему бессмертие не радует его, а рождает в его душе ужас? (Человек совестливый не может жить с камнем на душе. И уже сейчас Пилат уверен, что не будет ему покоя ни днем ни ночью).
Вывод: Понтий Пилат стоял выше всех, вершил судьбы людей, был ответственен за людей, поэтому он не имел права на трусость. И чем выше стоит человек у власти, тем большую ответственность несет он и тем меньше имеет права на человеческие слабости. После распятия Иешуа, Пилат осознал, что тот был прав, что трусость и предательство - один из самых страшных пороков. И за самый страшный порок человек расплачивается бессмертием.
Забегая вперед, скажу, что в главе 32 вы узнаете,что Понтий Пилат страдает уже около двух тысяч лет.
- Как же завершается роман Мастера? В «Эпилоге» мы увидим Понтия Пилата и Иешуа:
«…к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чем-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чем-то договориться.
— Боги, боги, — говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, — какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, — тут лицо из надменного превращается в умоляющее, — ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?
— Ну, конечно, не было, — отвечает хриплым голосом спутник, — это тебе померещилось.
— И ты можешь поклясться в этом? — заискивающе просит человек в плаще.
— Клянусь, — отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются.
— Больше мне ничего не нужно! — сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается все выше к луне, увлекая своего спутника».
Вывод: Душа Понтия Пилата успокоится после прощающих слов Иешуа, что казни не было.
Вы еще вернетесь к этому эпизоду, когда будет разговор о судьбе самого Мастера.
8. Итог:
- Зачем понадобился Булгакову такой художественный прием – «роман в романе»: роман о Москве 30-ых годов и древнем Ершалаиме с Понтием Пилатом и Иешуа? (Роман Булгакова посвящен вечным темам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад).
- Какие это темы? Назовем их:
Что такое истина?
Человек и власть.
Внутренняя свобода и несвобода человека.
Добро и зло, их вечная борьба
Верность и предательство.
Милосердие и всепрощение.
9. Определим домашнее задание на следующий урок:
1) Ответить на вопрос: «В чем смысл евангельской истории, воспроизведенной автором в романе?»
2) Выбрать материал, касающийся истории Мастера.
10. Итог урока:
1. Первый этап рефлексии: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на экране:
я понял, что…
я научился…
меня удивило…
2. Рефлексивная мишень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к уроку литературы. 7 класс.
План-конспект залючительного урока по литературе в системе уроков изучения повести Н.Гоголя "Тарас Бульба" в 7 классе....
Методическая разработка к уроку литературы. 8 класс.
План-конспект первого урока в системе уроков изучения творчества М.Лермонтова. Литература в 8 классе....
Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Методическая разработка занятия по литературе "ТРИ МИРА В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»"
Методическая разработка. Дисциплина: "Литература "....
Урок литературы,11 класс ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Конспект урока с презентацией. В ходе подготовки к уроку учащимися был разработан и проведен социологический опрос. Итогом урока стали творческие проекты....
конспект урока литературы"Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"
конспект урока литературы с использованием ИКТ...