И.А. Бунин "Косцы"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Лингвистический анали фрагмента из рассказа  "Косцы" И.А. Бунина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bunin.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

И.А. Бунин

"Косцы"

Теперь они пели: "Ты прости - прощай, любезный друг!" - подвигались по березовому лесу, бездумно лишая его густых трав и цветов, и пели, сами не замечая того. И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чем такая дивная прелесть их песен.

Прелесть не была в откликах, в звучности березового леса. Прелесть его была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всеми, что видели, чувствовали и мы и они, эти рязанские косцы. Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами - и между ими, нами и этим полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они и мы с детства, этим предвечерним  временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвянных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой  большой дорогой, ее простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их  и не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще  в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была - Россия, и что только ее душа могла петь так,  как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу.

Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда-то пелись  песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной легкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. Чувствовалось - человек так свеж, крепок, как наивен в неведении своих сил талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное. И прекрасны совершенно особой,  чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.  

И.А. Бунин

"Косцы"

СТИЛЬ: художественный.

ТИП РЕЧИ: описание.

Анализ данного отрывка целесообразно начать с идейно-тематического содержания.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:

ИДЕЯ: основная, главная мысль.

ТЕМА: предмет, основное содержание изложения в творчестве писателя.

дата написания - 1921 г.

Исторический абрис России 1917 - 1925г.г.

ИДЕЯ ОТРЫВКА -  глубокая, проникновенная, неизбывная любовь к Родине.

ТЕМА ОТРЫВКА -  утрата прежней России.

Композиция:

- отрывок – описание с тремя абзацами;

- небольшое вступление со словами песни "Ты прости - прощай, любезный друг!"

Антитеза – как композиционный прием:

- в 1 абзаце утверждение, что «не забыть… этого часа» (значит, помнить, говорить), «не высказать (значит, молчать)… в чем такая дивная прелесть» - обратная антитеза, основана на  синониме;

- во 2 и 3 абзацах – антитеза построена на описании, в котором главенствующую роль выполняют указательные местоимения ТА – ЭТА.

Лексический уровень:

  1. Единство текста осуществляется россыпью отвлеченных существительных, с помощью которых передается  внутреннее состояние повествователя:

«в откликах», «в звучности», «в неосознаваемом родстве», «полевой воздух», «предвечернее время», «облаками… на западе», «простор и заповедная даль», «без ясного понимания своих чувств», «… ее душа».

  1.  Особая роль слова «прелесть», повторяющегося в описании шесть раз.  

Явление анафоры – единоначатие (т.е повтор слов) в начале нескольких фраз: «Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса…»; «прелесть было, в том несознаваемом, кровном родстве…»; «прелесть была в том, что все мы были дети своей родины…»; «прелесть была в том, что это было как будто и не пение…»

  1. Антитеза на уровне описания действий: работа косцов и пение одновременно (слияние двух действий). В данном случае антитеза «скрытая», т.к. с незапамятных времен русский человек в коллективной работе сопровождал ее пением. В реальности -  работа (труд) – пение (отдых) – это антитеза.
  2. Контекстуальные синонимы:

Россия – душа;

молодой лес – большая дорога.

  1. Ассоциативные синонимы:

Россия - грудь

  1. Олицетворение:

«… наш общий дом была – Россия, и … только ее душа мыла петь».

  1. Перифраз – «дети своей родины» (т.е. все русские, независимо от социального происхождения).

ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:

явление ассонанса – благозвучие.

Благозвучие достигается чередованием гласных А-О; Е-И:

откли ках),  (в звучнас т и),  (чуствавал и),  (касцы),  (акружала),  (хл ибародна йа) и т.д.  

 

МОРФОЛОГИЯ  

В описании чувств автор использует качественные прилагательные «… отзывался весь лес на ту добрую, и ласковую, а порой  дерзкую и мощную звучность…»; «этим свежим, молодым лесом.»

Краткие формы  прилагательных: «… человек так свеж, крепок и наивен».

Наречия: «хорошо», «спокойно», «любовно».

Использование глаголов в прошедшем времени «подвигались», «пели», «стояли», «слушали», и т.д. и глаголов в инфинитиве  с частицей НЕ – «не забыть», «не понять», «не высказать» создают образ тоски по той Родине, которая навсегда была утрачена.

СИНТАКСИС

Для создания  конкретно-образного чувства тоски по ушедшему, автор использует сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными:

«И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа…», «… не высказать вполне, в чем такая дивная прелесть их песен»;

«Прелесть была… в кровном родстве, которое было между ими и нами… и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они  и мы с детства…»

Чтобы передать легкость и естественность одновременной работы и пения, свойственных только русскому человеку, автор использует в одном сложноподчиненном предложении придаточные образа действия и степени, цели и и определительное: «Чувствовалось – человек так свеж, крепок, так наивен… и так  полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на … дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

И. Бунин "Косцы".

И.А.Бунин "Косцы".Изображение природы и народного труда. Образ Родины.  Эпиграфы к уроку:Я пишу о красоте - всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души....

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.А.Бунина "Косцы"

Изображение природы и народного труда. Образ Родины.Цели и задачи:Обучающие: познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.Развивающие: разви...

Поэтический мир природы и человеческой души в рассказе И.А.Бунина “Косцы». 5 класс

Особенности жизни, творчества И.А. Бунина достаточно глубоко уходят корнями в историческое прошлое и настоящее народа. Показать зримую и еле уловимую красоту природы, душу русского человека приз...

Лингвистический анализ отрывка из рассказа И.А. Бунина "Косцы"

Лингвистический анализ отрывка из рассказа И.А. Бунина "Косцы"...

Урок русского языка в 10б классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы"

Цель: Совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме. Задачи: 1) проанализировать прозаический текст ...

Урок русского языка в 10б классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы"

Цель: Совершенствовать навык анализа текста, умение различать тропы и стилистические фигуры, закрепить теоретические и практические навыки по теме. Задачи: 1) проанализировать прозаический текст ...

Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"

Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....