Рабочая программа по литературе для 7 класса
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 7 класса (учебник Коровиной В.Я.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_liter.7.doc | 244 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ульяновская средняя общеобразовательная школа
Согласована: Заместитель директора по УВР _________/ _________________/ «____»____________2016 г. | Утверждена Приказом от 31.08.2016 № 130-1/01 |
Рабочая программа учебного курса
по литературе
для 7 класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Абрамова
Елена Алексеевна,
учитель русского языка
и литературы
Красногорский муниципальный район
2016
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2014. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- аналитический.
Содержание курса
Введение (1 ч)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ч)
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (29 ч)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаила Репин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman” и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (23 ч)
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(4 ч)
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Учебно–тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение. | 1 |
Устное народное творчество. | 6 |
Из древнерусской литературы. | 3 |
Из русской литературы XVIII века | 2 |
Из русской литературы XIX века. | 29 |
Из русской литературы XX века. | 23 |
Зарубежная литература. | 4 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
- Текст художественного произведения.
- Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
- Особенности композиции изученного произведения.
- Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
Учащиеся должны уметь:
- Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
- Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
- Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
- Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
- Различать эпические и лирические произведения.
- Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
- Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
- Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
- Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
- Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
- Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать литературу как средство получения знаний по другим предметам.
Коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 7 класс: к учебнику – хрестоматии В.Я.Коровиной.- М.: Просвещение, 2007
- Миронова Н.А. Тесты по литературе: 7 класс: к учебнику – хрестоматии В.Я.Коровиной.- М.: Издательство «Экзамен», 2008
- Ушакова О.Д. Понятия и определения: Мировая художественная культура \ словарик школьника.- СПб.: Издательский Дом «Литература», 2005
Мультимедийные пособия.
Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2009.
Оборудование
персональный компьютер – 1
магнитно-меловая доска - 1
интерактивная доска – 1
График проведения контрольных работ
Содержание | Кол-во часов | Форма | Дата проведения | |
план | факт | |||
Р. р.Сочинение «Художественные особенности русских былин» | 1 | сочинение | 7 А – 22.09 7 В – 22.09 | 7 А – 22.09 7 В – 27.09 |
Р. р. Сочинение «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова» | 1 | сочинение | 7 А – 17.11 7 В – 17.11 | 7 А – 17.11 7 В – 17.11 |
Р. р. Сочинение по повести Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | сочинение | 7 А – 05,08.12 7 В – 07,08.12 | 7 А – 05,08.12 7 В– 07,08.12 |
Р.Р Сочинение «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, М.Горького | 1 | сочинение | ||
Р.Р Сочинение «Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?» | - | домашнее сочинение |
Календарно-тематическое планирование
по литературе в 7 классе
В.Я. Коровина Литература. 7 класс. 2014
Количество часов: 68 Учитель: Абрамова Е.А.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основные виды учебной деятельности учащихся | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения 7-А | Дата проведения 7-В | ||||
план | факт | корректировка программы | план | факт | корректировкапрограммы | ||||||
1 | Введение. Знакомство с учебником. Устное народное творчество. Предания. | 1 | Комбинированный | беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с учебником, подготовка рассказа | знать основную тему курса на год, структуру и содержание учебника | 05.09-09.09 | 05.09 | 05.09-09.09 | 06.09 | ||
2 | Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». | 1 | Комбинированный | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, пересказ, аналитическая беседа | Знать особенности былины как жанра фольклора | 05.09-09.09 | 08.09 | 05.09-09.09 | 08.09 | ||
3 | Анализ былины «Вольга и Микула Селянинович». | 1 | Комбинированный | Беседа , пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ | Иметь представление об эпическом герое, знать отличие былины от сказки | 12.09-16.09 | 12.09 | 12.09-16.09 | 13.09 | ||
4 | Новгородский цикл былин. «Садко». | 1 | Комбинированный | Беседа , пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения | знания о былинах и их худож. особенностях; своеобразие и поэтичность былин ; тематическое различие киевского и Новгородского цикла былин; иллюстр. к былинам известных художников | 12.09-16.09 | 15.09 | 12.09-16.09 | 15.09 | ||
5 | Р. р.Подготовка к сочинению «Художественные особенности русских былин» | 1 | Урок развития речи | Беседа , работа по составлению плана к сочинению, аналитическое чтение, цитирование, обобщающий анализ произведения | Жанровые особенности былины, навыки работы над планом сочинения | 19.09-23.09 | 19.09 | 19.09-23.09 | 22.09 | 20.09 – диагностическая работа по математике | |
6 | Р. р. Сочинение «Художественные особенности русских былин» | 1 | Жанровые особенности былины, навыки работы над планом сочинения | 19.09-23.09 | 22.09 | 19.09-23.09 | 27.09 | ||||
7 | Карело-финский эпос "Калевала". Песнь о Роланде. | 1 | Комбинированный | Рассказ, объяснение, беседа, конспектирование, работа с книгой, самостоятельная работа | Жанровые особенности «Калевалы», развивать навыки устной речи. понятие о карело-финским эпосом , его специфике, особенностях традиций. | 26.09-30.09 | 26.09 | 26.09-30.09 | 29.09 | Уплотнение материала за счет уплотнения тем 04.10 - диагностическая работа по русскому языку | |
8 | Пословицы и поговорки. | 1 | Комбинированный | Рассказ, объяснение, беседа, конспектирование, работа с книгой, самостоятельная работа | Жанровые особенности пословиц и поговорок, навыки устной речи. понятие о древнерусской литературе, её специфике, особенностях традиций, жанры древнерусской литературы; навыки по составлению конспекта | 26.09-30.09 | 29.09 | 26.09-30.09 | |||
9 | Древнерусская литература. «Повесть временных лет». Из «Поучения» Владимира Мономаха. | 1 | Комбинированный | Беседа, индивидуальная и фронтальная работа, работа с книгой, аналитическое чтение, анализ произведения | понятие о древнерусской литературе, её специфике, особенностях традиций, жанры древнерусской литературы; навыки по составлению конспекта | 03.10-07.10 | 03.10 | 03.10-07.10 | 06.10 | ||
10 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы. | 1 | Комбинированный | Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся с сообщениями | Особенности жанра древнерусской повести, навыки анализа текста. | 03.10-07.10 | 06.10 | 03.10-07.10 | 11.10 | ||
11 | Стихотворения М.В.Ломоносова. | 1 | Комбинированный | выразительное чтение, конспектирование, анализ выразительных средств | Знать о вкладе М.В.Ломоносова в развитие русской литературы; знать основные признаки оды | 10.10-14.10 | 10.10 | 10.10-14.10 | 13.10 | Уплотнение материала за счет уплотнения тем | |
12 | Стихотворения Г.Р.Державина | 1 | Комбинированный | выразительное чтение, конспектирование, анализ выразительных средств | жизненный и творческий путь поэта, новаторское значение его стихотворной деятельности, навыки анализа поэтического текста | 10.10-14.10 | 13.10 | 10.10-14.10 | |||
13 | История в произведениях А.С.Пушкина. А.С.Пушкин «Медный всадник» (Отрывок) | 1 | Комбинированный | беседа, объяснение, лекция,, работа с книгой, конспектирование, цитирование | историко-литературное и жанровое своеобразие поэмы, навыки анализа поэтического текста | 17.10.-21.10 | 17.10 | 17.10.-21.10 | 18.10 | ||
14 | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». | 1 | Комбинированный | Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся с сообщениями | Летописный источник произведения, навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения | 17.10.-21.10 | 20.10 | 17.10.-21.10 | 20.10 | ||
15 | А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре Изучение нового материала | 1 | Комбинированный | Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся | представление о драматических жанрах, навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения | 24.10-28.10 | 24.10 | 24.10-28.10 | 25.10 | ||
16 | А.С.Пушкин «Станционный смотритель» | 1 | Комбинированный | Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся | роль автора и рассказчика в повести, значение библейского сюжета, понятие об образе «маленького человека» в литературе, нравственные проблемы повести; определять роль детали в худож. тексте | 24.10-28.10 | 27.10 | 24.10-28.10 | 27.10 | ||
17 | М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | 1 | Комбинированный | устный опрос, аналитическая беседа, решение проблемных вопросов содержания | знания уч-ся о биографии поэта, основная идея, особенности конфликта «Песни…» | 31-10-05.11 | 31.10 | 31-10-05.11 | 01.11 | ||
18 | Стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел» | 1 | Комбинированный | Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся, анализ выразительных средств | навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения | 31-10-05.11 | 10.11 | 10.11 | |||
19 | Р. р.Подготовка к сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова» | 1 | Урок развития речи | аналитическая беседа, составление плана к сочинению, обобщение изученного, самостоятельная работа | навыки письменной монологической речи | 31-10-05.11 | 14.11 | 31-10-05.11 | 16.11 | ||
20 | Р. р. Сочинение «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова» | 1 | навыки письменной монологической речи | 14.11-19.11 | 17.11 | 14.11-19.11 | 17.11 | ||||
21 | Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Эпоха и герои. | 1 | Комбинированный | Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся с сообщениями | знания о биографии и тв-веН.В.Гоголя; историческая основа повести; различия между историч. истиной и худож. задачами писателя | 14.11-19.11 | 21.11 | 14.11-19.11 | 23.11 | ||
22 | Товарищество и братство в повести Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | Комбинированный | индивидуальная и групповая работа на уроке, дискуссия, работа с книгой, анализ произведения | основная идея повести, её патриотический пафос | 21.11-25.11 | 24.11 | 21.11-25.11 | 24.11 | ||
23 | Художественные особенности повести Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | Комбинированный | Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся с сообщениями | понятие о литературном герое, особенности изображения человека и природы в повести, своеобразие конфликта в повести, навыки анализа текста | 21.11-25.11 | 28.11 | 21.11-25.11 | 30.11 | ||
24 | Р. р. Подготовка к сочинению по повести Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | Урок развития речи | самостоятельная работа учащихся по составлению плана к сочинению, анализ эпизода, работа с учебником | навыки письменной монологической речи | 28.11-03.12 | 01.12 | 28.11-03.12 | 01.12 | ||
25-26 | Сочинение по повести Гоголя «Тарас Бульба». | 2 | Урок развития речи | навыки письменной монологической речи | 28.11-03.12 | 05.12 08.12 | 28.11-03.12 | 07.12 08.12 | |||
27 | Рассказ И.С.Тургенева «Бирюк» Герой рассказа | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | Выяснить историю цикла «Записки охотника» навыки анализа текста Умение составлять характеристику героев, навыки анализа текста | 05.12-09.12 | 15.12 | 12.12 – административный отпуск | 05.12-09.12 | 14.12 | |
28 | И.С.Тургенев Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | особенности жанра стихотворения в прозе, философский смысл стихотворений, навыки выразительного чтения | 12.12-16.12 | 19.12 | 12.12-16.12 | 15.12 | ||
29 | Н.А.Некрасов Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | знания уч-ся о личной и творческой биографии писателя, историческая основа поэмы, навыки работы со стихотворным текстом | 12.12-16.12 | 22.12 | 12.12-16.12 | 21.12 | ||
30 | Сюжет, композиция, герои поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины» | 1 | Комбинированный | Беседа.анализ текста, объяснение, рассказ, работа с учебником, самостоятельная работа | особенности жанра, композиции поэмы, навыки анализа текста | 19.12-23.12 | 26.12 | 19.12-23.12 | 22.12 | ||
31 | Стихотворения Н.А.Некрасова «Размышление у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом…» | 1 | Комбинированный | работа с книгой., аналитический пересказ, дискуссия, связь с историей, составление тезисов | идея стихотворений, их пафос, особенности лирического героя | 19.12-23.12 | 19.12-23.12 | ||||
32 | История в произведениях А.К.Толстого «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | идея стихотворений, их пафос, особенности лирического героя навыки анализа текста | 26.12-30.12 | 26.12-30.12 | ||||
33 | М.Е.Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 1 | Комбинированный | Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, цитирование, анализ произведения, выступление учащихся с сообщениями | Знать особенности жанра сказки в тв-ве писателя, сатирический пафос сказок | 26.12-30.12 | 26.12-30.12 | ||||
34 | Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 1 | Комбинированный | Беседа, пересказ эпизодов, аналитическое чтение, анализ средств выразительности, анализ сказки | навыки характе-ристикигероев, роль и значение худ.приёмов, иносказательный смысл пр-ния, его идея | 09.01-13.01 | 09.01-13.01 | ||||
35 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик» | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | навыки характе-ристики героев, роль и значение худ.приёмов, иносказательный смысл пр-ния, его идея | 09.01-13.01 | 09.01-13.01 | ||||
36 | Л.Н.Толстой. «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | знания уч-ся о биографии писателя Автобиографическое произведение | 16.01-20.01 | 16.01-20.01 | ||||
37 | Нравственный смысл поступков в повести Л.Н.Толстого «Детство» | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | Нравственный смысл поступков героев Толстого, навыки пересказа и анализа текста | 16.01-20.01 | 16.01-20.01 | ||||
38 | Р. р «Край ты мой, родимый край» | 1 | Урок развития речи | выразительное и аналитическое чтение, анализ выразительных средств, индивидуальные сообщения учащихся | навыки анализа стихотворения | 23.01-27.01 | 23.01-27.01 | ||||
39 | А.П.Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе, средства юмористической характеристики | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | знания уч-ся о личной и творческой биографии Чехова навыки характеристики героев, роль и значение худ.приёмов | 23.01-27.01 | 23.01-27.01 | ||||
40 | Вн. чт . Рассказы Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа, анализ, работа с книгой.индивидуальные сообщения учащихся | жанровое разнообразие тематики рассказов Чехова, способы создания комического | 30.01-03.02 | 30.01-03.02 | ||||
41 | И.А.Бунин «Цифры» | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | особенности судьбы и творчества писателя, психологическая ситуация рассказа, навыки анализа текста | 30.01-03.02 | 30.01-03.02 | ||||
42 | Вн.чт. И.А.Бунин. «Лапти». Стихотворения И.А.Бунина | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | Уметь составлять план рассказа, поэтическое наследие Бунина, навыки анализа поэтического произведения | 06.02-10.02 | 06.02-10.02 | ||||
43 | М.Горький. «Детство» | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | понятие о художественной автобиографии, навыки анализа текста, навыки монологической речи | 06.02-10.02 | 06.02-10.02 | ||||
44 | Р.Р Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, М.Горького | 1 | Урок развития речи | Беседа , объяснение, обобщение изученного, составление плана к сочинению | Обобщение впечатлений от произведений, посвящённых теме детства, стремление к самоанализу, развитие творческих способностей | 13.02-17.02 | 13.02-17.02 | ||||
45 | Р.Р Сочинение «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, М.Горького | 1 | 13.02-17.02 | 13.02-17.02 | |||||||
46 | М.Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко. | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | Знать понятия «романтизм», «романтический герой», навыки анализа текста, работы с иллюстрациями | 20.02-24.02 | 20.02-24.02 | ||||
47 | Л.Н.Андреев. «Кусака» | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | своеобразие личности Андреева, значимость поставленных им проблем, развитие традиций русской классической литературы; навыки анализа текста | 20.02-24.02 | 20.02-24.02 | ||||
48 | Слово о Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, конспектирование, анализ стихотворения, дискуссия, аналитическое чтение, анализ выразительных средств | своеобразие, оригинальность, значение личности поэта и его произведений; предварительное понятие о футуризме; навыки анализа поэтического текста | 27.02-03.03 | 27.02-03.03 | ||||
49 | Вн.чт. Михаил Булгаков «Стальное горло» | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | своеобразие личности М.Булгакова, значимость поставленных им проблем | 27.02-03.03 | 27.02-03.03 | ||||
50 | А.П.Платонов. «Юшка» | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | своеобразие личности писателя, особенности языка, навыки анализа текста | 06.03-10.03 | 06.03-10.03 | ||||
51 | Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе А.П.Платонова «Юшка». | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | необходимость сострадания, доброго отношения к людям; навыки анализа текста | 06.03-10.03 | 06.03-10.03 | ||||
52 | Р. р Подготовка к сочинению «Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?» | 1 | Урок развития речи | сбор материала к сочинению, составление плана, составление чернового варианта сочинения | Навык письменной монологической речи | 13.03-17.03 | 13.03-17.03 | ||||
53 | В творческой лаборатории Б.Л.Пастернака | 1 | урок- практикум | Беседа, работа с книгой, конспектирование, анализ стихотворения, дискуссия, аналитическое чтение, анализ выразительных средств | своеобразие личности писателя, особенности языка, навыки анализа поэтического текста | 13.03-17.03 | 13.03-17.03 | ||||
54 | Стихотворения А.Т.Твардовского. | 1 | Комбинированный | биография и творчество Твардовского; навыки анализа лирического стихотворения | 20.03-24.03 | 20.03-24.03 | |||||
55 | Вн.чт Стихотворения о Великой Отечественной войне | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа, работа с книгой, конспектирование, анализ стихотворения, дискуссия, аналитическое чтение, анализ выразительных средств | представление о поэзии, посвящённой Вов, и её значении; пафос поэзии военных лет, навыки анализа поэтического текста | 20.03-24.03 | 20.03-24.03 | ||||
56 | Ф.Абрамов. «О чём плачут лошади» | 1 | Комбинированный | аналитическое чтение, обсуждение, беседа, рассуждение над поставленными вопросами | Знать содержание рассказа, отражение в рассказе исторической правды; навыки анализа текста | 10.04-15.04 | 10.04-15.04 | ||||
57 | Этические и нравственные проблемы рассказа Ф.Абрамова «О чём плачут лошади» | 1 | Комбинированный | аналитическое чтение, обсуждение, беседа, рассуждение над поставленными вопросами | важность и актуальность проблемы, поставленной автором, навыки анализа текста | 17.04-21.04 | 17.04-21.04 | ||||
58 | Е.И.Носов «Кукла» | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, конспектирование, дискуссия, аналитическое чтение, проблемная ситуация | важность и актуальность нравственных проблем, поставленных автором, навыки анализа текста | ||||||
59 | Е.И.Носов. «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека | 1 | Комбинированный | аналитическое чтение, анализ эпизода, обсуждение, беседа, рассуждение над поставленными вопросами | Взаимосвязь человека и природы, важность и актуальность проблем, поставленных автором, навыки анализа текста | 24.04-28.05 | 24.04-28.05 | ||||
60 | Ю.П.Казаков. «Тихое утро» | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | навыки анализа текста, составления сравнительных характеристик героев; анализ сложные жизненные ситуации | 24.04-28.05 | 24.04-28.05 | ||||
61 | Д.С.Дихачёв. «Земля родная» | 1 | Комбинированный | Беседа, аналитическое чтение, составление тезисов, обсуждение прочитанного, аргументация собственного мнения | Представление о публицистическом жанре в литературе, значение публицистики Лихачёва, навыки монологической речи, навыки анализа текста | 01.05-05.05 | 01.05-05.05 | ||||
62 | Р. р. Стихи о родной природе «Тихая моя Родина…» | 1 | урок развития речи | Беседа, работа с книгой, конспектирование, анализ стихотворения, дискуссия, аналитическое чтение, анализ выразительных средств | умение воспринимать и интерпретировать поэтические произведения, навыки анализа текста | 01.05-05.05 | 01.05-05.05 | ||||
63 | Вн.чт. Василь Быков «Крутой берег реки» | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа, работа с книгой, анализ эпизода, дискуссия, аналитическое чтение, пересказ эпизода | своеобразие личности, значимость поставленных им проблем | 08.05-12.05 | 08.05-12.05 | ||||
64 | Песни на стихи русских поэтов ХХ века | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, конспектирование, анализ стихотворения, аналитическое чтение, анализ выразительных средств | умение воспринимать и интерпретировать поэтические произведения, навыки анализа текста | 08.05-12.05 | 08.05-12.05 | ||||
65 | Р.Бёрнс. «Честная бедность Д.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..» | 1 | Комбинированный | умение воспринимать и интерпретировать поэтические произведения, навыки анализа текста | 15.05-19.05 | 15.05-19.05 | |||||
66 | Японские трёхстишия (хокку). | 1 | Комбинированный | Беседа, работа с книгой, конспектирование, анализ стихотворения, аналитическое чтение, анализ выразительных средств | образцы японской лирической поэзии, её особенности и своеобразие | 15.05-19.05 | 15.05-19.05 | ||||
67 | О.Генри. «Дары волхвов» | 1 | Комбинированный | Беседа, аналитическое чтение, составление тезисов, обсуждение прочитанного, аргументация собственного мнения | навык вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению, навык художественного пересказа | 22.05-26.05 | 22.05-26.05 | ||||
68 | Вн. чт. Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы», «Зеленое утро». | 1 | Урок внеклассного чтения | Беседа, аналитическое чтение, составление тезисов, обсуждение прочитанного, аргументация собственного мнения | навык вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению, навык художественного пересказа | 22.05-26.05 | 22.05-26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...