Рабочая программа по литературе для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Абрамова Елена Алексеевна

Рабочая программа по литературе  для 5 класса (по учебнику Коровиной В.Я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_i_ktp_po_literature_5_kl.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ульяновская средняя общеобразовательная школа

Согласована:

Заместитель директора по УВР

_________/ _________________/

«____»____________2016 г.

Утверждена

Приказом

 от 31.08.2016 № 130-1/01

Рабочая программа учебного курса

по литературе

для 5 класса

на 2016-2017 учебный год

                                                            Составитель:

 Абрамова

Елена Алексеевна,

                                                            учитель русского языка

 и литературы


Красногорский муниципальный район

2016

Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, Просвещение 2008и учебника Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: в 2 ч. М.: Просвещение, 2008.. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • проблемное изложение;
  • частично-поисковый;

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5 классах.

Содержание учебного курса

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок  (начальное представление). Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaltaPrinceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений).

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима».Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление).   Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление).   Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

Введение. Книга в жизни человека.

1

Устное народное творчество

7

Древнерусская литература

2

ЛитератураXVIII века

2

ЛитератураXIX века

49

ЛитератураXX века

32

Зарубежная литература

8

Итоги учебного года

1

ИТОГО

102

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Учащиеся должны знать:

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок;метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

• выявлять основную нравственную проблематику произведения;

• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)

• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы;

• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;

• создавать сочинения-миниатюры по картине.

Применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать литературу как средство получения знаний по другим предметам.

Коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в      процессе речевого общения.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Учебник «Литература» 5 класс в II частях  В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин Издательство «Просвещение» 2008 год.
  2. Поурочные разработки по литературе 5 класс   И.В.Золотарева, Н.В.Егорова  Издательство «Вако» 2013 год.
  3. Уроки литературы с применением информационных технологий Н.П.Архипова и др.     Издательство «Глобус» 2009 год.
  4. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 класс: к учебнику – хрестоматии В.Я.Коровиной.- М.: Издательство «Экзамен», 2008
  5. Ушакова О.Д. Понятия и определения: Мировая художественная культура \ словарик школьника.- СПб.: Издательский Дом «Литература», 2005

Мультимедийные пособия.

Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2009.

Оборудование

персональный компьютер – 1

магнитно-меловая доска - 1

интерактивная доска – 1

График проведения контрольных работ

Содержание

Кол-во часов

Форма

Дата проведения

план

факт

Р/р.Обучающее сочинение. «Почему И.С.Тургенев изменил финал истории»

1

сочинение

16.01

16.01

Р/р. Как работать над сочинением. «Жилин и Костылин: разные судьбы»

1

сочинение

Р/р. Васина дорога к правде и добру. Обучение работе над сочинением.

1

сочинение

Р/р Коллективная работа над сочинением «Как Васютка выжил в тайге»

2

сочинение

Р/р Забавные истории на основе прочитанного 

2

сочинение

Итоговое тестирование

1

тест


Календарно-тематическое планирование

по литературе  в 5  классе

 В.Я. Коровина Литература. 5 класс. 2014

Количество часов: 102                                                                                                                       Учитель: Абрамова Е.А.

Название темы

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты изучения

Дата

План

Факт

Корректировка программ

Введение

1

Роль книги в жизни человека

Вводный

Объяснить значение слов А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Составить план статьи учебника.

Личностные: выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником.

Метапредметные:  умение работать с текстом, выделять в нём главное.

Предметные: знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии

01.09-02.09

02.09

Устное народное творчество

2

Что такое фольклор? Фольклорные жанры

Урок знакомства с новыми теоретическими понятиями

Ответить на вопросы: почему у каждого народа свой фольклор? Как помогает понять разницу между пословицей и пого-воркой пословица «Поговорка – цветочек, пословица-ягодка»? Придумать и описать ситуацию, используя как своеобразный вывод пословицу или поговорку.

Личностные: находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности

Метапредметные: определять критерии для сравнения понятий, выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог.

Предметные: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

05.09-09.09

05.09

3

Сказка - вид народной прозы. Виды сказок. Сказители

Урок знакомства с новыми теоретическими понятиями

Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: почему и волшебные сказки, и бытовые и о животных называются сказками? Сказывание любимых сказок

Личностные:  понимание жанровых особенностей, видов сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, присказки  -небылицы, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки);    Метапредметные: определение характерных для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, использование при сказывании сказок, сопоставление эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике.

Предметные: давать определение понятию, делать вывод об основных чертах жанра.

05.09-09.09

06.09

4

Волшебная сказка «Царевна — лягушка»

Урок чтения и изучения нового материала

Составление плана «Особенности волшебной сказки». Разгадывание кроссворда «Имя сказочного героя» Пересказ сказки «Царевна- лягушка».

Самостоятельная работа

Личностные:  понимание общего движения сюжета, идеи сказки и характеров  ее героев; что такое художественный пересказ, нахождение  отличий  в вариантах сказки; умение определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковы вать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, Метапредметные: сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением составлять план

Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки, 

знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок.

05.09-09.09

09.09

5

 «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания.

Урок усвоения новых знаний.

Пересказ сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»

Самостоятельная работа

Личностные:  понимание общего движения сюжета, идеи сказки и характеров  ее героев; что такое художественный пересказ, нахождение  отличий  в вариантах сказки; умение определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковы вать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, Метапредметные: сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением составлять план

Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки, 

знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок.

12.09-16.09

12.09

6

Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

Урок чтения и изучения нового материала

Анализ сказок

Личностные: понимать жанровые  особенности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа)     Метапредметные:  овладение умением  выразительного чтения текста, умение находить в тексте ответы на поставлен ные вопросы.

Предметные: умение объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь) от волшебной, умение сопоставлять разные виды сказок.

12.09-16.09

13.09

7-8

Внеклассное чтение

Мои любимые сказки

Урок внеклассного чтения.

Уметь определять особенности сказки

Личностные:  понимание общего движения сюжета, идеи сказки и характеров  ее героев; что такое художественный пересказ, нахождение  отличий  в вариантах сказки; умение определять особенности фольклорной волшебной сказки, истолковы вать смысл «необычайных ситуаций», читать сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, Метапредметные: сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки, овладение умением составлять план

Предметные: знание жанровых особенностей сказки; умение охарактеризовать героев сказки, 

знать схему построения волшебной сказки; умение отличать виды сказок.

12.09-16.09

19.09-23.09

16.09

19.10

Древнерусская литература

9

Общее представление о древнерусской литературе

Урок чтения и изучения произведения

Чтение по ролям словарная работа

Личностные: знать определение понятия «летопись»;понимать, когда возникла древнерусская литература.

Метапредметные: умение  сжато передать содержание статьи учебника, овладение  умением  выразительного чтение текста, умением  сопоставлять текст с репродукциями картин.

Предметные: умение объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям),

19.09-23.09

20.09

10

Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Урок чтения и изучения произведения

Составление цитатного плана

Личностные: знать основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…». 

Метапредметные: умение  сжато передать содержание статьи учебника, овладение  умением  выразительного чтение текста, умением  сопоставлять текст с репродукциями картин.

Предметные: умение объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям),

19.09-23.09

23.09

Русская литература XVIII века

11

М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два Астронома в пиру». Роды и жанры литературы

Урок чтения и изучения произведения

Подготовить рассуждение: согласны ли вы с тем , что псевдо учениям, размышлениям и сомнениям Ломоносов противопоставил житейский, практический опыт простого человека?

Личностные: понимание значимости личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверждение наук в отечестве». 

Метапредметные: овладение умением выразительного чтения  стихотворений

Предметные: знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; умение оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противо поставлен житейский, практический опыт простого человека 

26.09-30.09

26.09

12

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века)

Урок чтения и изучения произведения

Чтение статьи учебника «Басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сума-рокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки

Личностные: знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев)

Меиапредметные:  умение  выразительно читать

Предметные: умение определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особен ности басни, объяснять отличие басни от сказки,  знать жанро вые особенности басни

26.09-30.09

27.09

Русская литература XIX века

13

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк  и Ягнёнок»

Урок усвоения новых знаний.

Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста

Личностные: Знать общую картину жизни И.А.Крылова;

Уметь составить план рассказа о баснописце, воспроизводить его, читать басню, объяснять её жанровые и языковые особенности, объяснять отношение автора к Волку и Ягнёнку, понимать характер его поведения Метапредметные: уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов

Предметные:  знать жанровые особенности басни

26.09-30.09

30.09

14

И.А.Крылов. Басня «Свинья под дубом»

Урок чтения и изучения произведения

Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста

Личностные: понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи

Метапредметные: уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов

Предметные:  знать жанровые особенности басни

03.10-07.10

03.10

15

И.А.Крылов. «Волк на псарне»

Урок развития речи.

Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста

Личностные: знать творческую историю басни; понимать её драматический конфликт.

Метапредметные: уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов

Предметные:  знать жанровые особенности басни; уметь выразительно читать

03.10-07.10

04.10

16

Вн.ч. Жанр басни в мировой литературе

Урок внеклассного чтения

Чтение по ролям. Инсценирвание басен. Конкурс «Знаете ли вы басни Крылова?». Презентация иллюстраций

Личностные: знание основных мотивов творчества Крылова 

Метапредметные: 

Предметные: понимание близости басни к УНТ, ее иносказательный и обобщенный смысл, анализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и различное; умение  оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи; сравнивать басни прозаические и поэтические, использовать пословицы, афоризмы из басен Крылова в собственной речи

03.10-07.10

07.10

17

В.А.Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады

Урок чтения и изучения нового материала

Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Личностные: знать сведения о поэте, историю создания сказки 

Метапредметные: умение работать с разными источника ми, планировать свою деятельность под руководством учителя,  установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Предметные: знать сюжет и героев.

10.10-14.10

10.10

18-19

Жуковский - сказочник. Сказка «Спящая царевна»

Урок чтения и изучения нового материала

Составление таблицы «Сходство и различие русской народной сказки и литературной». Доказать, что произведение Жуковского – сказка.

Личностные: понимание роли и значения сказок в жизни человека

Метапредметные: овладение умением составления таблицы,  выявление общих и отличитель ных черт

Предметные: знание сюжета  и героев литературной сказки; выявление отличий сказки литературной от народной; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки

10.10-14.10

11.10

14.10

20-21

А.С.Пушкин. Детство и начало творческого пути. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны

Урок чтения и изучения нового материала

Чтение статьи о поэте, чтение стихотворения, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Личностные: знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной Метапредметные: выработать умение выразительно читать,  ставить учебную задачу под руководством учителя, 

Предметные: выработать умение  восстанавливать деформированный текст, чувствовать логику текста

17.10-21.10

17.10

18.10

22-23

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

Уроки усвоения новых знаний

Чтение поэмы, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Личностные: уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила”.

Метапредметные: выработать умение выразительно читать,  ставить учебную задачу под руководством учителя, 

Предметные: выработать умение  восстанавливать деформированный текст, чувствовать логику текста

17.10-21.10

21.10

24.10

24-25

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета.

Урок чтения и изучения нового материала

Сопоставление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов

Личностные: знать историю рождения сюжета сказки

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя,  отработка умения  выразительно читать стихотворение

 Предметные: знать особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев

24.10-28.10

25.10

26.10

26

Пушкинская сказка – «прямая наследница народной»

Уроки усвоения новых знаний

Составление таблицы «Сходство и различие русской народной сказки и литературной».

Личностные: уметь делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать сказку 

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя,  отработка умения  выразительно читать стихотворение

 Предметные: знать особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев

24.10-28.10

31.10

27

Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа

Урок знакомства с новыми теоретическими понятиями

Ответить на вопрос: чем стихотворная речь отличается от прозаичес -кой? Составление стихотворных строк по заданным рифмам (буриме)

Личностные: знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа

Метапредметные: ставить учебную задачу под руковод ством учителя, определять критерии для сравнение понятий, выслушивать и объективно оценивать другого

Предметные: понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении; уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью

07.11-11.11

01.11

28

Русская литературная сказка. А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

Урок чтения и изучения нового материала

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение

Личностные: овладеть сведениями о жизни писателя, что такое псевдоним

Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос

Предметные: выработать умение  разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки

07.11-11.11

11.11

29

Герой сказки и Чернушка. Сопоставление сказки с народными волшебными сказками

Урок чтения и изучения нового материала

Краткий пересказ, выразительное чтение

Личностные: знать, что такое сюжет, причудливый сюжет; 

Метапредметные: отработать умение выразительного чтения, краткого пересказа текста

Предметные: умение находить фантастическое и достоверно-реальное в сказке, находить абзацы, имеющие нравоучительный характер

07.11-11.11

14.11

30

Внеклассное чтение. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Выразительное чтение сказки

Урок чтения и изучения нового материала

Анализ сказки

Личностные:понимание роли и значения сказок в жизни человека

Метапредметные: овладение умением составления таблицы,  выявление общих и отличитель ных черт

Предметные: знание сюжета  и героев литературной сказки; выявление отличий сказки литературной от народной; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки

14.11-18.11

15.11

31-32

Внеклассное чтение

Писатели-сказочники и их герои

Урок развития речи

Анализ сказок

Личностные:понимание роли и значения сказок в жизни человека

Метапредметные: овладение умением составления таблицы,  выявление общих и отличитель ных черт

Предметные: знание сюжета  и героев литературной сказки; выявление отличий сказки литературной от народной; умение сопоставлять литературную и фольклорную сказки

14.11-18.11

18.11

21.11

33-34

М.Ю.Лермонтов «Бородино». Композиция, особенности повествования. Художественный анализ текста

Урок чтения и изучения нового материала

Выразительное чтение, самостоятельная работа с текстом. Аргументирован-ный ответ на вопрос: «Что важнее для автора-пере-дать историическую правду о Бородинском сражении или дать оценку этому событию, подвигу солда-та?»

Личностные: знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения; понимать его героическую направленность, отношение автора к родине; 

Метапредметные:  умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией

Предметные: умение передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог.

21.11-25.11

22.11

25.11

35-36

Н.В.Гоголь Слово о писателе. Понятие о повести  как эпическом жанре. «Заколдованное место». Главный герой произведения

Урок чтения и изучения нового материала

Составление вопросов к учебной статье. Составление таблицы «Язык повести», плана повести

Личностные: знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Заколдованное место», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа; 

Метапредметные: уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин А.И.Куинджи и И..Репина

Предметные: иметь представ ление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения

21.11-25.11

28.11

29.11

37

Реальное и фантастическое в сюжете повести

Уроки усвоения новых знаний

Письменная работа

Личностные: знать определение теоретических понятий: юмор, фантастика 

Метапредметные: уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин А.И.Куинджи и И..Репина

Предметные: иметь представ ление о жанре повести; анализировать своеобразие языка произведения

28.11-02.12

02.12

38

Н.А.Некрасов. Начало литературной деятельности. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

Урок чтения и изучения нового материала

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы

Личностные: раскрыть   тему:

– Мое отношение к героине поэмы Некрасова “Мороз, Красный нос”;

Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи  

Предметные: уметь находить в тексте примеры используемых видов рифм

28.11-02.12

05.12

39-40

Н. А. Некрасов. «На Волге»

Уроки усвоения новых знаний

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы

Личностные: знать основные сведения о жизни поэта, понятия «рифмы», способы рифмовки

Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями жи-вописи  

Предметные: уметь находить в тексте примеры используемых видов рифм

05.12.09.12

06.12

09.12

41-42

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»

Урок чтения и изучения нового материала

Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста, установление ассоциатив- ных связей с произведениями живописи

Личностные: знать содержание стихотворения

Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи  Предметные: уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями

05.12.09.12

12.12

13.12

43-44

И.С. Тургенев «Муму». История создания рассказа. Знакомство с героями.

Урок чтения и изучения нового материала

Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов. Ответить на вопрос: как Тургенев изображает нравы барской усадьбы?

Личностные:  соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выборочного пересказа, уметь отвечать на вопросы

Предметные: Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы

12.12-16.12

16.12

19.12

45-46

Герасим в деревне и в городе

Урок чтения и изучения нового материала

Ответы на вопросы: как показывает Тургенев, что в крепостном Герасиме про -снулся свободный человек? Почему рассказ называется «Муму»? Озвучить внутренний монолог Гераси ма в сцене спасения Муму

Личностные: сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе.

Метапредметные: комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план. 

Предметные: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

12.12-16.12

20.12

23.12

47-48

Герасим и Муму: счастливый год. Возвращение Герасима в деревню

Урок чтения и изучения нового материала

Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме

Личностные: знать содержание произведения, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок, в чем превосходство Герасима над такими же крепостными, как и он; 

Метапредметные: уметь проводить частичный анализ центральных эпизодов  текста, проследить  за изменениями, произошедшими в главном герое

Предметные: знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

19.12-23.12

26.12

13.01

49

Р/р. Обучающее сочинение. «Почему И.С.Тургенев изменил финал истории»

Урок развития речи

Чтение диалогов. Художественный пересказ эпизодов. Составление плана характеристики ли-тературного героя

Личностные: знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима, определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой;

 Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выборочного пересказа, уметь отвечать на вопросы

Предметные: уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя

19.12-23.12

16.01

50

А.А.Фет «Чудная картина», «Весенний дождь»

Урок чтения и изучения нового материала

Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями

Личностные: знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения

Метапредметные: планоровать свою деятельность под руководством учителя, выработать умение выразительного чтения, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос

Предметные: уметь определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе.

09.01-13.01

51-52

Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды

Урок чтения и изучения нового материала

Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопо -ставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру

Личностные: знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»

Метапредметные: планировать свою деятельность под руковод-ством учителя, умение работать с материалом учебника, определять критерии для сравнения произведений

Предметные: уметь  оперировать понятиями при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н.Толстого

09.01-13.01

53-54

Жилин и Костылин. Два пленника

Урок чтения и изучения нового материала

Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей

Личностные: Знать понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)

Метапредметные:  планировать свою деятельность под руковод-ством учителя, умение работать с материалом учебника, определять критерии для сравнения произведений

Предметные: умение  оперировать понятиями при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя

16.01-20.01

55

Р/р. Как работать над сочинением. «Жилин и Костылин: разные судьбы»

Урок  развития речи

Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами

Умение  работать над типом речи рассуждением, над композицией сочинения

16.01-20.01

56-57

Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. Рассказ «Хирургия»

Урок чтения и изучения нового материала

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией

Предметные: знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного

Метаредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте,  установление ассоциативных связей с иллюстрацией

Предметные: передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речь героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации

23.01-27.01

58

О смешном в литературном произведении

Урок знакомства с новыми теоретическими понятиями

Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор»; вырази тельное чтение, устное словесное рисование, рассказ о писателе, инсценированное чтение; комментирование художественного произведения, защита иллюстрации; анализ ху-дожественного текста

Предметные: умение определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость худо-жественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи

Метапредметные: умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника, познавать право на иное мнение.

Предметные:  характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию.

23.01-27.01

59-60

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. А.Н. Майков. А.Н.Плещеев. И.С. Никитин.  

Урок чтения и изучения нового материала

Ответить на вопрос: почему весна символизирует расцвет природы и сил человека, лето – зрелость, осень – увядание, зима – финал, конец, умирание? Устное словесное рисование

 Личностные: знать основные сведения из биографии поэтов; Метапредметные: выработать умение  выразительно читать стихи, анализировать

Предметные:  владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять  настроение, которым проникнуто стихотворение).

30.01-03.02

61

Краски, звуки, запахи в стихотворениях Ф.И.Тютчева,И. С. Никитина, И. 3. Сурикова.

Урок чтения и изучения нового материала

Анализ стихотворения

Личностные: знать план анализа лирического произведения

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, отрабатывать навыки выразительного чтения

 Предметные: уметь работать над выразительным чтением стихотворения, анализировать текст

30.01-03.02

Русская литература XX века

62

Обучение анализу лирического произведения. И. А. Бунин «Косцы».

Урок чтения и изучения нового материала

Анализ текста. Ответить на вопрос: в чем заключается своеобразие языка Бунина? О чем размышляет автор в конце рассказа?

Личностные: знать факты жизни писателя, положенные в основу рассказа «Косцы»; понимать авторское отношение к описываемым событиям;

Метапредметные: планировать свою деятельность под руковд-ством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оце-нивать другого

Предметные: уметь сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном, проникнуться особым сочувствием к косцам, понимать их удаль и свободу, их чувство любви к родной стороне

06.02-10.02

63-64

В. Г. Короленко «В дурном обществе».

Урок чтения и изучения нового материала

Комментированное чтение главы «Я и мой отец». Ответить на вопросы: что гонит Васю из родного дома? Каковы причины отчуждения между Васей и его отцом? Устное  словес ное рисование «Вася и судья на скамейке»

Личностные: знать факты жизни писателя, сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи; понимать, в какое время происходят события 

Метапредметные:  планировать свою деятельность под руковдством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оценивать другого

 Предметные:наблюдать за художественными средствами, создающими образ одинокого ребенка; уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании Васи, причины отчуждения между Васей и его отцом, характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг одиночества

06.02-10.02

65

Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей.

Урок чтения и изучения нового материала

Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа, анализ эпизодов

Личностные: знать определение понятий «композиция»; «сюжет»; «повесть»; виды эпических произведений;  

Метапредметные:  планировать свою деятельность под руковд-ством учителя, умение работать с учебником, отвечать на поставленный вопрос, выслушивать и объективно оценивать другого

Предметные: уметь выделять границы эпизодов повести, различать виды эпических произведений, определять особенности композиции произведения

13.02-17.02

66

Р/р. Васина дорога к правде и добру. Обучение работе над сочинением.

Урок развития речи

Обдумывание темы, определе ние идеи сочине -ния, подбор материала, составление плана, редак-тирование и переписывание

 Личностные:  Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею,  подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения.

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, структурировать учебный материал

Предметные: выработать умение  охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять   и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию

13.02-17.02

67-68

С. А. Есенин «Я покинул родимый дом».

Урок чтения и изучения нового материала

Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение

Личностные: знать основные события жизни С.Есенина, факты его жизни

Метапредметные:  выработать умение  выразительно читать стихи, анализировать

Предметные : уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый; понимать, каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения

13.02-17.02

20.02-24.02

69-70

П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка».

Урок чтения и изучения нового материала

Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки

Личностные: знать факты жизни и творчества писателя, жанр сказа

Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, структурировать учебный материал, отрабатывать умения пересказа текста

Предметные: умение отличать сказ от сказки; пересказывать сказ, аналитически читать

20.02-24.02

71

Вн. чт. П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка». Судьба Танюшки

Урок внеклассного чтения

Выборочный пересказ, беседа по творчеству П.П.Бажова,

Обсуждение иллюстраций, выразительное чтение

Личностные: знать произведения П.П.Бажова; 

Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы

 Предметные: умение работать в группе; развивать творческие способности учащихся

27.02-03.03

72-73

К. Г. Паустовский «Теплый хлеб».

Урок чтения и изучения нового материала

Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки

Личностные: знать автора, факты его жизни, сюжет сказки; героев сказки

Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы

Предметные: умение объяснять смысл названия

27.02-03.03

74

Реальное и фантастическое в сказке.

Урок чтения и изучения нового материала

Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа  

Личностные: знать содержание сказки, отличие народной сказки от литературной

Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы

Предметные: умение отличать народную сказку от литературной

06.03-10.03

75

К. Г. Паустовский «Заячьи лапы».

Урок чтения и изучения нового материала

Выборочное чтение рассказа, его восприятие; краткий пересказ; устное словесное рисование, ком -ментирование художественного текста

Личностные: знать сюжет рассказа

Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и  пересказа текста

Предметные: понимать взаимоотношения героев; уметь объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в понимании событий, изображенных в рассказе

06.03-10.03

76-77

С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

 Урок чтения и изучения произведения

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление худо -жественных текстов (легенды и сказки)

Личностные: знать автора, факты его жизни, определение понятия «драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки (заимствование сюжета, образов, создание собственной оригинальной сказки)

Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы

Предметные: умение отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение

06.03-10.03

13.03-17.03

78

Положительные и отрицательные герои в сказке.

Урок чтения и изучения произведения

Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирование, чтение по ролям, устное словесное рисование; само-стоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анализ текста, сопостав -ление сказки Маршака с народными сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

Личностные: знать сюжет сказки

Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, определять критерии для сравнения

Предметные: уметь характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации; понимать гуманистическую идею сказки, ее связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочетанием фантастического и реального в пьесе, сопоставлять сказку Маршака с народными сказками, со «Снежной королевой» Г.Х. Андерсена

13.03-17.03

79-80

А. Платонов «Никита». Комментированное чтение.

Урок чтения и изучения произведения

Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характерис тики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом», установление ассоциатив -ных связей с произведениями живописи

Личностные: знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа

Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Предметные: понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазера Никиты, фантастический мир детской души

13.03-17.03

20.03-24.03

81-82

В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения.

Урок чтения и изучения нового материала

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установле ние ассоциативных связей с произведением живописи

Личностные: знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа «Васюткино озеро», его содержание, сюжет, героев; 

Метапредметные:  умение  сжато передать содержание статьи учебника, овладение  умением  выразительного чтения текста, ответа на вопросы, умение комментировать текст,  установление ассоциативных связей с произведением живописи

Предметные: уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы

20.03-24.03

83-84

Человек и природа в рассказе.

Урок чтения и изучения произведения

Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы; составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование; комментирование художественного произведения

Личностные понимать роль природы в жизни человека

Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ, отвечать на вопросы

Предметные: понимать отношение Васютки к окружающему миру; умение объяснять: поведение героя в лесу, какие качества характера помогают ему бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования, каково авторское отношение к изображаемому (роль пейзажа, метафор, сравнений в понимании характера Васютки)

27.03-31.03

85-86

Р/р Коллективная работа над сочинением «Как Васютка выжил в тайге»

Урок развития речи

 Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением

Личностные: работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею,  подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения.

Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ

умение составлять  сложный план; уметь концентрировать внимание «здесь» и «сейчас», мобилизовывать  свою  творческую энергию 

Предметные:  выработать умение  охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять   и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию

10.04-14.04

87

Поэты о ВОв. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

Урок чтения и изучения         произведения

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений.

Личностные: знать поэтическую летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии А.Т.Твардовского, жанровые особенности баллады; уметь переживать события, рассказанные в стихотворении, усваивать его интонацию и ритм

Метапредметные:  подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о войне)

Предметные: умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять  настроение, которым проникнуто стихотворение)

17.04-21.04

88

К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».

Урок чтения и изучения произведения

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений

Личностные: знать о бойцах крепости-героя Бреста, факты из жизни поэта

Метапредметные:  подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о войне)

Предметные: умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь опредлять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять  настроение, которым проникнуто стихотворе ние)

24.09-29.09

89-90

Русские поэты XX в. о Родине и родной природе. И.А. Бунин. Д. Кедрин . А. Прокофьев. М. Рубцов.

Урок чтения и изучения произведения

Чтение стихотво рений, полноценное их восприя -тие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование

Личностные: знать автора стихотворения

Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о природе) 

Предметные: уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль

24.09-29.09

91

Рассказы о детях Саши Черного. Юмористическое содержание рассказов. «Кавказский пленник».

Урок чтения и обсужде-ния произведе-ния

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение  содержания, обучение выразительному чтению по ролям

Личностные: знать автора, факты его биографии, сюжет рассказов, их героев, понятие «юмор»;

Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ

Предметные:  уметь сжато пересказывать, инсценировать

01.05-05.05

92

Саша Черный «Игорь - Робинзон».

Урок чтения и обсужде-ния произведе-ния

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение  содержания, обучение выразительному чтению по ролям

Личностные: знать автора, факты его биографии, сюжет рассказов, их героев, понятие «юмор»;

Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя, умение выделять в тексте главное, структурировать учебный материал, готовить пересказ

Предметные:  уметь сжато пересказывать, инсценировать

01.05-05.05

93

Р/р Забавные истории на основе прочитанного

Урок развития речи

Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание

Личностные:  Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею,  подбирать материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение.

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, структурировать учебный материал

Предметные: уметь использовать юмористические и сатирические приемы.

01.05-05.05

Зарубежная литература

94

Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед».

Урок чтения и изучения нового материала

Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение

Личностные: знать сведения о жизни писателя, события, о которых рассказывается в балладе

Метапредметные:  вырабатывать умение вырази тельного  чтения, умение работать с различными источниками, выделять главное в тексте, отвечать на поставленные вопрсы.

 Предметные: понимать, какие черты характера прославляет автор; уметь находить признаки жанра баллады в «Вересковом меде» Р.Л.Стивенсона

08.05-12.05

95

Д. Дефо «Робинзон Крузо».

Урок чтения и обсужде-ния произведе-ния

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений

Личностные: знать автора, факты его биографии, сюжет романа; 

Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководст вом учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Предметные:уметь воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона;понимать авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человечес кому труду, изображение труда как основы жизни  

08.05-12.05

96

Герой на острове. Устройство жизни.

Урок чтения и изучения нового материала

Чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений. Составление плана.

Личностные: знать автора, факты его биографии, сюжет романа; 

Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Предметные:уметь воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона;понимать авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человечес кому труду, изображение труда как основы жизни  

08.05-12.05

97

Х.К. Андерсен «Снежная королева». «В какой длинный путь она отправилась ради него...».

Урок чтения и обсужде-ния произведе-ния

Чтение статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение сказки, ее воспри приятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выбо -рочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего компози -цию сказки, определение главных эпизодов); уста новление ассоциативных связей эпизодов с иллю-страциями

Личностные: знать, в чем заключается своеобразие художественного мира Андерсена-сказочника, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой писателя; события его жизни, повлиявшие на выбор замысла сказок

 Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Предметные: понимать сюжет сказки «Снежная королева», особенности ее композиции, деление на главы (самостоятельность сюжета каждой главы); уметь выбирать эпизоды для характеристики

15.05-19.05

98

Вн. чтение. Моя любимая сказка Андерсена.

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение эпизодов из художествен- ных текстов, устное словесное рисование; комментирование сказок, выбранных для самостоятельного  чтения; сопоставление литератур -ных сказок со сходным сюжетом   сопоставление литературных сказок и сказок

Личностные: знать сюжеты сказок, выбранных для самостоятельного чтения, их авторов

Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, установление ассоциативных связей с произведениями живописи, определять критерии для сопо ставления

Предметные: уметь доказать, что сюжет «бродячий», объяснить разницу между авторской сказкой и народной (мир литературной сказки подчиняется разуму и воображению их авторов, которые черпают свое вдохновение из фольклора)

15.05-19.05

99

Жорж Санд «О чем говорят цветы».

Урок чтения и изучения нового материала

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений

Личностные: знать сведения о жизни писателя, сюжет  произведения.

Метапредметные:  вырабатывать умение выразительного  чтения, умение работать с различными источниками, выделять главное в тексте, отвечать на поставленные вопросы.

 Предметные: понимать, какие черты характера прославляет автор, уметь отвечать на вопросы по тексту.

15.05-19.05

100

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

Урок чтения и обсужде-ния произведе-ния

Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов; ответы на вопросы, осмысление сюжета, изображенных в произведении событий, пересказ (гл. 12, 21 – о проделках Тома);   установление ассоциативных связей с произведением живописи

Личностные: знать автора, факты его биографии, сюжет романа; понимать время и место действия

Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы 

Предметные: уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки, сопоставлять текст с иллюстрацией художника

22.05-26.05

101

Дж. Лондон «Сказание о Кише».

Урок чтения и обсуждения произведения

Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, пересказ (краткий, выборочный, от  лица героя); установление ассоциативных связей с про- изведением живописи, комментирование художест венного текста

Личностные: знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа, его героев; понимать обычаи, верования на рода, показанные писателем;  умение объяснять, почему Д. Лондон назвал произведение сказанием, почему имя, деяния Киша стали легендой

Метапредметные:  ставить учебную задачу под руководством учителя, умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, умение комментировать текст

Предметные: умение охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести. 

22.05-26.05

102

Итоговое тестирование. Задание на лето

Урок повторения и обобщения

Презентация сочинений, рисунков-иллюстраций к любимым произведениям, инсценирование самостоятельно прочитанных книг, ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?»

Личностные: знать  изученные литературоведческие понятия, уметь  применять их на практике; знать биографию поэтов и писателей

Метапредметные: планировать свою деятельность под руковод ством учителя, умение работать с различными источниками, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Предметные: уметь определять тему, идею, проблематику изученных произведений

22.05-26.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...