рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
данная рабочая программа имеет полную и соответствующую всем требованиям пояснительную записку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_6_-_kopiya.docx | 78.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 им. атамана М.И. Платова
СОГЛАСОВАНО | Принята | Рассмотрена на заседании ШМО | УТВЕРЖДАЮ | |||
Председатель МС | на педсовете | учителей гуманитарного | Директор МБОУ СОШ № 3 | |||
____________Т.Э. Немытова | протокол № ___ | Руководитель ШМО | им. атамана М.И. Платова | |||
Протокол № ___ | от ___________ | ____________ С.В. Денисенко | _____________ Т.С. Романенко | |||
от _______________ | Протокол № ____ от ___________ | "___"______________ 2016 г. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по литературе
в 6 классах
Учитель : Ковалёва Е.С.
г. Новочеркасск
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с :
– Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования РФ №1897 от 17 декабря 2010 года
–Примерной программой по учебным предметам ФГОС Литература 5-9 класс 2010г
- Авторской программой под редакцией Г. С. Меркина для 5-11 классов 2010г
–Учебным планом МБОУ СОШ №3 им.атамана М.И.Платова на 2016-2017 уч.г.
Цели:
- воспитание духовно – развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной литературы;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко–литературных сведений и теоретико–литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностныйподходы
Задачи:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
- свободное владение монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
- составление развёрнутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя;
- составление отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
- освоение способов свободного владения письменной речью;
- овладение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.
Результаты изучения предмета
Личностные результаты
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Место предмета:
Учебный предмет «Литература» реализуется за счёт инвариантной части учебного плана МБОУ СОШ №3 им. атамана М.И.Платова в объёме 3 часа в неделю. Примерная программа по литературе рассчитана на 102 часа, рабочая программа реализуется в 6 «в» классе за 99 часов в соответствии с производственным календарем на 2016 и 2017 год ( праздничные дни 23.02; 8.03; 1.05) и календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 3 им. атамана М.И. Платова на 2016-2017 учебный год. Тема «Из зарубежной литературы» рассчитана на 11часов, планируется дать фактически 8 часов. Уплотнены темы «Дж.Лондон «Любовь к жизни», «Северные рассказы» и «Итоговое повторение» и в 6 «г» классе за 97 часов в соответствии с производственным календарем на 2016 и 2017 год ( праздничные дни 8.03; 1.05; 8.05; 9.05) и календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 3 им. атамана М.И. Платова на 2016-2017 учебный год. Тема «Из зарубежной литературы» рассчитана на 11часов, планируется дать фактически 7 часов. Уплотнены темы «О.Генри «Дары волхвов» и «Вождь краснокожих»,«Дж.Лондон «Любовь к жизни», «Северные рассказы» и «Итоговое повторение»
Тематическое планирование
№ | Раздел программы | Основное содержание раздела, темы | Формы организации учебных занятий | Виды деятельности ученика на уровне учебных действий | Универсальные учебные действия |
1 | Введение. | О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино). Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература | парная, групповая, индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, беседы. | Работа со словарями, беседа | Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника. Регулятивные:Осознают качество иуровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия. Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений Личностные:Освоение личностного смысла учения, желания учиться. |
2 | Мифология | Мифы о героях. Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту. | парная, групповая, индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, беседы | Беседа по содержанию мифологических рассказов Выделение смысловых частей | Познавательные: анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Регулятивные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе. Коммуникативные: Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа жизни. Личностные: Формирование представлений о труде как экзистенциальной ценности гуманизма. Честный, добросовестный трудна родной земле - обязанность человека. |
3 | Устное народное творчество | Предания, легенды, сказки. Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность. | парная, групповая, индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений | Работа со словарями Определение жанра произведения, беседа по вопросам | Познавательные: Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме, умеют заменять термины определениями, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в составленные планы, оценивают достигнутый результат, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать, используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. Личностные: Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, основных принципов и правил отношения к природе, |
4 | Из древнерусской литературы | Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). | парная, групповая, индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, беседы | Беседа по вопросам, формирование умения выражать своё отношение к прочитанному Выборочный пересказ | Познавательные: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу. Коммуникативные: работают в парах, эффективно сотрудничают Личностные: Уважение истории, культурных и исторических памятников. |
5 | Из литературы XVIII века. | М.В. ЛОМОНОСОВ Годы учения. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». | индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, беседы | Выразительное чтение, объяснение значения непонятных слов | Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать Личностные: Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий. |
6 | Из литературы XIX века. | В.А. ЖУКОВСКИЙ Баллада «Светлана» А.С. ПУШКИН Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский» М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Вольнолюбивые мотивы в лирике «Тучи», «Парус». Н.В. ГОГОЛЬ Повесть «Тарас Бульба». И.С. ТУРГЕНЕВ «Записки охотника»: рассказ «Бирюк»: Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Н.А. НЕКРАСОВ Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Л.Н. ТОЛСТОЙ Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». В.Г. КОРОЛЕНКО Повесть «В дурном обществе» А.П. ЧЕХОВ Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим» | парная, групповая, микро- групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений | Нахождение завязки, кульминации и развязки, языковой анализ текста Беседа по вопросам, формирование умения строить устное высказывание о поэте Определение жанра Формирование умений давать сравнительную характеристику героям, выявлять авторскую позицию Составление плана Пересказ эпизода | Познавательные: Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки, извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выделяют и формулируют проблему, применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Регулятивные: Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?), определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, оценивают достигнутый результат. Коммуникативные: Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений, устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе, описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно- практической или иной деятельности, решают конфликтную ситуацию через анализ условий. Личностные: Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, уважение личности и ее достоинства, любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны, уважение ценностей семьи, уважение общечеловеческих ценностей. |
7 | Из литературы XX века. | И.А. БУНИН Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». А.И. КУПРИН Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». С.А. ЕСЕНИН Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». М.М. ПРИШВИН Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца» | парная, групповая, индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений | письменный отзыв об эпизоде Устные ответы на вопросы учителя Беседа по вопросам учебника, Различные виды пересказа Комментированное чтение | Познавательные: Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных, определяют основную и второстепенную информацию, выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней, оценивают достигнутый результат, составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Интересуются чужим мнением и высказывают свое, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. Личностные: Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия, ориентация в системе моральных норм и ценностей. |
8 | ВОВ в произведениях литературы | А.А. АХМАТОВА, ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г.Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые». В.П. АСТАФЬЕВ Рассказ «Конь с розовой гривой». Н.М. РУБЦОВ Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». | парная, групповая, индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, беседы | Выразительное чтение, беседа по вопросам учебника Чтение наизусть, отзыв о стихотворении Выразительное чтение, участие в диалоге по прочитанным произведениям | Познавательные: Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств. Личностные: Готовность к равноправном у сотрудничеству, уважение ценностей семьи, чувство гордости за свою страну, гражданский патриотизм. |
9 | Из зарубежной литературы. | «Сказка о Синдбаде-мореходе» Я. и В. ГРИММ Сказка «Снегурочка». О. ГЕНРИ. Рассказ «Вождь краснокожих» ДЖ. ЛОНДОН Рассказ «Любовь к жизни» | парная, групповая, индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, беседы | Составление плана произведения, Различные виды пересказа Подготовка вопросов | Познавательные: Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Коммуникативные: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью. Личностные: Освоение культурного наследия. |
Календарно-тематическое планирование в 6 «в» классе
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Форма контроля | |
План/ факт | ||||
1. | Книга и ее роль в жизни человека. | 1ч. |
| |
2. | Мифы о героях. «Пять веков». | 1ч. | Устный опрос | |
3. | Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту,миф «Прометей» | 1ч. | Устный опрос | |
4. | Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид». | 1ч. | Устный опрос | |
5. | Нравственный идеал русского фольклора. Сказка «Солдат и смерть» | 1ч. | Устный опрос | |
6. | Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадынко победил одноглазого великана» | 1ч. | Устный опрос | |
7. | Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». | 1ч. | Устный опрос | |
8. | Особенности древнерусской литературы «Сказание о белгородских колодцах» | 1ч. | Устный опрос | |
9. | Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем». | 1ч. | Устный опрос | |
10. | Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». | 1ч. | Устный опрос | |
11. | М.В.Ломоносов - гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. | 1ч. | Устный опрос | |
12. | Отражение мыслей ученого и поэта; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» Чтение наизусть | 1ч. | Чтение наизусть | |
13. | М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Петр Великий. | 1ч. | Устный опрос | |
14. | В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. | 1ч. | Устный опрос | |
15. | Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского «Светлана». Творческая история баллады. | 1ч. | Устный опрос | |
16. | Фантастическое и реальное, связь с фольклором, особенности языка и образов в балладе В.А. Жуковского «Светлана». | 1ч. | Устный опрос | |
17. | Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина | 1ч. | Устный опрос | |
18. | Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня». | 1ч. | Устный опрос | |
19. | Тема природы в лирике А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда» | 1ч. | Устный опрос | |
20. | Лирика природы. А.С. Пушкин «Зимнее утро». Чтение наизусть | 1ч. | Чтение наизусть | |
21. | В мире пушкинского стихотворения «Зимний вечер» | 1ч. | Устный опрос | |
22. | Конкурс выразительного чтения | 1ч. | Устный опрос | |
23. | А.С. Пушкин «Дубровский». История создания. Прототипы. | 1ч. | Устный опрос | |
24. | Ссора Дубровского с Троекуровым. | 1ч. | Устный опрос | |
25. | Отец и сын Дубровские. | 1ч. | Устный опрос | |
26. | Владимир Дубровский — доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. | 1ч. | Устный опрос | |
27. | Дубровский и Маша Троекурова. | 1ч. | Устный опрос | |
28. | Контрольный урок по произведению А.С.Пушкина «Дубровский» | 1ч. | Устный опрос | |
29 | Подготовка к сочинению по произведению А.С.Пушкина «Дубровский» | 1ч. | Устный опрос | |
30 | Сочинение по произведению А.С.Пушкина «Дубровский» | 1ч. | сочинение | |
31. | М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта. | 1ч. | Устный опрос | |
32. | Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи». | 1ч. | Устный опрос | |
33. | вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус». | 1ч. | Устный опрос | |
34. | Трагическое одиночество человека в мире и исторической «бездомности» поколения в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок». | 1ч. | Устный опрос | |
35. | Трагическая непреодолимость одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» чтение наизусть | 1ч. | Чтение наизусть | |
36. | Конкурс творческих работ (анализ других стихотворений М.Ю.Лермонтова) | 1ч. | Устный опрос | |
37. | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба»: история создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки. | 1ч. | Устный опрос | |
38. | «Бранное, трудное время...»Степь как образ Родины в повести Гоголя | 1ч. | Устный опрос | |
39 | Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь). | 1ч. | Устный опрос | |
40 | Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь). | 1ч. | Устный опрос | |
41. | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя. | 1ч. | Устный опрос | |
42 | Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба». | 1ч. | Устный опрос | |
43 | Сочинение по повести «Тарас Бульба». | 1ч. | сочинение | |
44. | И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. | 1ч. | Устный опрос | |
45 | И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг. | 1ч. | Устный опрос | |
46 | И. С. Тургенев «Бирюк»: общечеловеческое в рассказе. | 1ч. | Устный опрос | |
47. | Тема любви в лирике И.С. Тургенева: «В дороге». | 1ч. | Устный опрос | |
48. | Н. А. Некрасов. («В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…») Чтение наизусть | 1ч. | Чтение наизусть | |
49. | Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в. | 1ч. | Устный опрос | |
50 | Л.Н. Толстой «Детство». | 1ч. | Устный опрос | |
51 | Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н. Толстого «Детство». | 1ч. | Устный опрос | |
52. | Идея стремления к совершенству, к единению в любви, проявившаяся в главах повести Л.Н. Толстого «Детство». | 1ч. | Устный опрос | |
53. | Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди». | 1ч. | Устный опрос | |
54. | Домашнее сочинение-размышление «Какие мысли и чувства навеял на меня пересказ Л.Н.Толстым стихотворения В.Гюго?» | 1ч. | сочинение | |
55 | В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей | 1ч. | Устный опрос | |
56 | В.Г.Короленко. «В дурном обществе» Протест против социального неравенства и унижения . Отец и сын. | 1ч. | Устный опрос | |
57. | Роль дружбы в жизни героев повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | 1ч. | Устный опрос | |
58 | Дети и взрослые в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | 1ч. | Устный опрос | |
59 | Подготовка к сочинению по произведению В.Г.Короленко «В дурном обществе" | 1ч. | Устный опрос | |
60 | Сочинение по произведению В.Г.Короленко «В дурном обществе" | 1ч. | сочинение | |
61 | Особенности раннего творчества А.П. Чехова. | 1ч. | Устный опрос | |
62 | Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим». | 1ч. | Устный опрос | |
63. | А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: социальное неравенство. Чинопочитание, угодливость в рассказе. | 1ч. | Устный опрос | |
64. | Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка». | 1ч. | Устный опрос | |
65. | Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни. | 1ч. | сочинение | |
66 | Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина («Не видно птиц. Покорно чахнет…») | 1ч. | Устный опрос | |
67 | В/ч стихотворения И.А.Бунина о природе. | 1ч. | Устный опрос | |
68. | И.А.Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя. | 1ч. | Устный опрос | |
69 | А.И. Куприн. Личность писателя. | 1ч. | Устный опрос | |
70 | Повесть «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе. | 1ч. | Устный опрос | |
71. | Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна«Белый пудель». | 1ч. | Устный опрос | |
72. | А.И. Куприн. «Тапер». Основная тема и образы в рассказе | 1ч. | Устный опрос | |
73 | С.А. Есенин. Слово о поэте. | 1ч. | Устный опрос | |
74 | С.А.Есенин «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои. | 1ч. | Устный опрос | |
75. | «Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения С.А. Есенин Чтение наизусть | 1ч. | Чтение наизусть | |
76. | М.М.Пришвин. Слово о писателе-натуралисте. | 1ч. | Устный опрос | |
77. | М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» сказка-быль. Особенности жанра. | 1ч. | Устный опрос | |
78. | М.М.Пришвин. «Кладоваясолнца». Настя и Митраша. | 1ч. | Устный опрос | |
79. | Смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1ч. | Устный опрос | |
80 | В мастерской художника (М.М.Пришвина) | 1ч. | Устный опрос | |
81 | Сочинение по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца» | 1ч. | сочинение | |
82 | Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга в стих. А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…» | 1ч. | Устный опрос | |
83 | Проблема бессмертия, любви к родине в стихотворениях А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…» Чтение наизусть | 1ч. | Чтение наизусть | |
84. | Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые…». | 1ч. | Устный опрос | |
85. | Краткие сведения о В.П. Астафьеве. Повесть «Последний поклон». | 1ч. | Устный опрос | |
86. | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы. | 1ч. | Устный опрос | |
87 | Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1ч. | Устный опрос | |
88 | Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Герой рассказа Санька Леонтьев | 1ч. | Устный опрос | |
89. | Творческая работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1ч. | сочинение | |
90. | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение «Звезда полей» | 1ч. | Устный опрос | |
91. | Неразрывная связь героя с Родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина». Чтение наизусть | 1ч. | Чтение наизусть | |
92 | Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». | 1ч. | Устный опрос | |
93 | «Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика. | 1ч. | Устный опрос | |
94. | Краткие сведения о братьях Гримм. | 1ч. | Устный опрос | |
95. | Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. | 1ч. | Устный опрос | |
96. | Краткие сведения об О. Генри. | 1ч. | Устный опрос | |
97 | Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов». | 1ч. | Устный опрос | |
98 | О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического. | 1ч. | Устный опрос | |
99. | Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы»«Любовь к жизни» | 1ч. | Устный опрос |
Итого по программе 99 ч.
Календарно-тематическое планирование в 6 «г» классе
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Форма контроля | Дата проведения | |
По программе | факт | ||||
Введение | |||||
1. | Книга и ее роль в жизни человека. | 1ч. | 5.09 | ||
Мифология | |||||
2. | Мифы о героях. «Пять веков». | 1ч. | Устный опрос | 6.09 | |
3. | Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту,миф «Прометей» | 1ч. | Устный опрос | 7.09 | |
4. | Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид». | 1ч. | Устный опрос | 12.09 | |
Устное народное творчество | |||||
5. | Нравственный идеал русского фольклора. Сказка «Солдат и смерть» | 1ч. | Устный опрос | 13.09 | |
6. | Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадынко победил одноглазого великана» | 1ч. | Устный опрос | 14.09 | |
7. | Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». | 1ч. | Устный опрос | 19.09 | |
Из древнерусской литературы | |||||
8. | Особенности древнерусской литературы «Сказание о белгородских колодцах» | 1ч. | Устный опрос | 20.09 | |
9. | Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем». | 1ч. | Устный опрос | 21.09 | |
10. | Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». | 1ч. | Устный опрос | 26.09 | |
Из литературы XVIII века. | |||||
11. | М.В.Ломоносов - гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. | 1ч. | Устный опрос | 27.09 | |
12. | Отражение мыслей ученого и поэта; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» Чтение наизусть | 1ч. | Чтение наизусть | 28.09 | |
13. | М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Петр Великий. | 1ч. | Устный опрос | 3.10 | |
Из литературы XIX века. | |||||
14. | В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. | 1ч. | Устный опрос | 4.10 | |
15. | Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского «Светлана». Творческая история баллады. | 1ч. | Устный опрос | 5.10 | |
16. | Фантастическое и реальное, связь с фольклором, особенности языка и образов в балладе В.А. Жуковского «Светлана». | 1ч. | Устный опрос | 10.10 | |
17. | Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина | 1ч. | Устный опрос | 11.10 | |
18. | Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня». | 1ч. | Устный опрос | 12.10 | |
19. | Тема природы в лирике А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда» | 1ч. | Устный опрос | 17.10 | |
20. | Лирика природы. А.С. Пушкин «Зимнее утро». Чтение наизусть | 1ч. | Чтение наизусть | 18.10 | |
21. | В мире пушкинского стихотворения «Зимний вечер» | 1ч. | Устный опрос | 19.10 | |
22. | Конкурс выразительного чтения | 1ч. | Устный опрос | 24.10 | |
23. | А.С. Пушкин «Дубровский». История создания. Прототипы. | 1ч. | Устный опрос | 25.10 | |
24. | Ссора Дубровского с Троекуровым. | 1ч. | Устный опрос | 26.10 | |
25. | Отец и сын Дубровские. | 1ч. | Устный опрос | 8.11 | |
26. | Владимир Дубровский — доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. | 1ч. | Устный опрос | 9.11 | |
27. | Дубровский и Маша Троекурова. | 1ч. | Устный опрос | 14.11 | |
28. | Контрольный тест по произведению А.С.Пушкина «Дубровский» | 1ч. | сочинение | 15.11 | |
29 | Подготовка к сочинению по произведению А.С.Пушкина «Дубровский» | 1ч. | Устный опрос | 16.11 | |
30 | Сочинение по произведению А.С.Пушкина «Дубровский» | 1ч. | Письменный опрос | 21.11 | |
31. | М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта. | 1ч. | Устный опрос | 22.11 | |
32. | Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи». | 1ч. | Устный опрос | 23.11 | |
33. | вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус». | 1ч. | Устный опрос | 28.11 | |
34. | Трагическое одиночество человека в мире и исторической «бездомности» поколения в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок». | 1ч. | Устный опрос | 29.11 | |
35. | Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» Чтение наизусть | 1ч. | Чтение наизусть | 30.11 | |
36. | Конкурс творческих работ (анализ других стихотворений М.Ю.Лермонтова) | 1ч. | Устный опрос | 5.12 | |
37. | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба»: история создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки. | 1ч. | Устный опрос | 6.12 | |
38. | «Бранное, трудное время...»Степь как образ Родины в повести Гоголя | 1ч. | Устный опрос | 7.12 | |
39 | Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь). | 1ч. | Устный опрос | 12.12 | |
40 | Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь). | 1ч. | Устный опрос | 13.12 | |
41. | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя. | 1ч. | Устный опрос | 14.12 | |
42 | Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба». | 1ч. | Устный опрос | 19.12 | |
43 | Сочинение по повести «Тарас Бульба». | 1ч. | сочинение | 20.12 | |
44. | И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. | 1ч. | Устный опрос | 21.12 | |
45 | И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг. | 1ч. | Устный опрос | 26.12 | |
46 | И. С. Тургенев «Бирюк»: общечеловеческое в рассказе. | 1ч. | Устный опрос | 27.12 | |
47. | Тема любви в лирике И.С. Тургенева: «В дороге». | 1ч. | Устный опрос | 28.12 | |
48. | Н. А. Некрасов. («В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…») Чтение наизусть | 1ч. | Чтение наизусть | 16.01 | |
49. | Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в. | 1ч. | Устный опрос | 17.01 | |
50 | Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н. Толстого «Детство». | 1ч. | Устный опрос | 18.01 | |
51 | Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н. Толстого «Детство». | 1ч. | Устный опрос | 23.01 | |
52. | Идея стремления к совершенству, к единению в любви, проявившаяся в главах повести Л.Н. Толстого «Детство». | 1ч. | Устный опрос | 24.01 | |
53. | Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди». | 1ч. | Устный опрос | 25.01 | |
54. | Домашнее сочинение-размышление «Какие мысли и чувства навеял на меня пересказ Л.Н.Толстым стихотворения В.Гюго?» | 1ч. | сочинение | 30.01 | |
55 | В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей в изображении рассказчика. | 1ч. | Устный опрос | 31.01 | |
56 | В.Г.Короленко. «В дурном обществе» Протест против социального неравенства и унижения. Отец и сын. | 1ч. | Устный опрос | 1.02 | |
57. | Роль дружбы в жизни героев повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | 1ч. | Устный опрос | 6.02 | |
58 | Дети и взрослые в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | 1ч. | Устный опрос | 7.02 | |
59 | Подготовка к сочинению по произведению В.Г.Короленко «В дурном обществе" | 1ч. | Устный опрос | 8.02 | |
60 | Сочинение по произведению В.Г.Короленко «В дурном обществе" | 1ч. | сочинение | 13.02 | |
61 | Особенности раннего творчества А.П. Чехова. | 1ч. | Устный опрос | 14.02 | |
62 | Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим». | 1ч. | Устный опрос | 15.02 | |
63. | А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: социальное неравенство. Чинопочитание, угодливость в рассказе. | 1ч. | Устный опрос | 20.02 | |
64. | Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка». | 1ч. | Устный опрос | 21.02 | |
65. | Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни. | 1ч. | сочинение | 22.02 | |
66 | Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина («Не видно птиц. Покорно чахнет…») | 1ч. | Устный опрос | 27.02 | |
67 | В/ч стихотворения И.А.Бунина о природе. | 1ч. | Устный опрос | 28.02 | |
Из литературы XX века. | |||||
68. | И.А.Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя. | 1ч. | Устный опрос | 1.03 | |
69 | А.И. Куприн. Личность писателя. | 1ч. | Устный опрос | 6.03 | |
70 | Повесть «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе. | 1ч. | Устный опрос | 7.03 | |
71. | Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна«Белый пудель». | 1ч. | Устный опрос | 13.03 | |
72. | А.И. Куприн. «Тапер». Основная тема и образы в рассказе | 1ч. | Устный опрос | 14.03 | |
73 | С.А. Есенин. Слово о поэте. | 1ч. | Устный опрос | 15.03 | |
74 | С.А.Есенин «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои. | 1ч. | Устный опрос | 20.03 | |
75. | «Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения С.А. Есенин Чтение наизусть | 1ч. | Чтение наизусть | 21.03 | |
76. | М.М.Пришвин. Слово о писателе-натуралисте. | 1ч. | Устный опрос | 22.03 | |
77. | М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» сказка-быль. Особенности жанра. | 1ч. | Устный опрос | 3.04 | |
78. | М.М.Пришвин. «Кладоваясолнца». Настя и Митраша. | 1ч. | Устный опрос | 4.04 | |
79. | Смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1ч. | Устный опрос | 5.04 | |
80 | В мастерской художника (М.М.Пришвина) | 1ч. | Устный опрос | 10.04 | |
81 | Сочинение по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца» | 1ч. | сочинение | 11.04 | |
ВОВ в произведениях литературы | |||||
82 | Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга в стих. А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…» | 1ч. | Устный опрос | 12.04 | |
83 | Проблема бессмертия, любви к родине в стихотворениях А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…» Чтение наизусть | 1ч. | Чтение наизусть | 17.04 | |
84. | Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые…». | 1ч. | Устный опрос | 18.04 | |
85. | Краткие сведения о В.П. Астафьеве. Повесть «Последний поклон». | 1ч. | Устный опрос | 19.04 | |
86. | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы. | 1ч. | Устный опрос | 24.04 | |
87 | Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1ч. | Устный опрос | 25.04 | |
88 | Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Герой рассказа Санька Леонтьев | 1ч. | Устный опрос | 26.04 | |
89. | Творческая работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1ч. | сочинение | 2.05 | |
90. | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение «Звезда полей» | 1ч. | Устный опрос | 3.05 | |
91. | Неразрывная связь героя с Родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина». Чтение наизусть | 1ч. | Чтение наизусть | 10.05 | |
Из зарубежной литературы | |||||
92 | Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». | 1ч. | Устный опрос | 15.05 | |
93 | «Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика. | 1ч. | Устный опрос | 16.05 | |
94. | Краткие сведения о братьях Гримм. | 1ч. | Устный опрос | 17.05 | |
95. | Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. | 1ч. | Устный опрос | 22.05 | |
96. | Краткие сведения об О. Генри. Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов». «Вождь краснокожих». | 1ч. | Устный опрос | 23.05 | |
97 | Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы»«Любовь к жизни» | 1ч. | Устный опрос | 24.05 |
Итого по программе 97 ч.
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Литература, включающая учебно-методический комплект, для реализации рабочей программы:
- Программа «Литература. 5 – 11 классы общеобразовательной школы» / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 20014. – 200 с.
- Базовый учебник «Литература. 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор-составитель Г.С.Меркин. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. - Москва: «Русское слово», 2013.
- Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс». Автор тематического планирования Ф.Е.Соловьёва, под редакцией Г.С.Меркина. Москва: «Русское слово», 2014.
- Методическое пособие для учителя «Уроки литературы. 6 класс». Автор Ф.Е.Соловьёва, под редакцией Г.С.Меркина; Москва, «Русское слово», 2014.
Интернет-ресурсы: (рекомендуемые для учащихся)
http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.
http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.
http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).
http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература". Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.
http://www.pisatel.org/old/ Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, не понятных современному читателю.
http://litera.edu.ru ˗ Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала. Коллекция содержит более 1500 текстовых ресурсов, рекомендованных для изучения в школе как на уроках, так и факультативно: биографические сведения об авторах и тексты произведений русской и зарубежной литературы, снабженные литературоведческими комментариями. Статьи, биографии поэтов и писателей. Рубрикаторы по автору, времени, географической принадлежности. Поисковая система по жанру, типу сюжета и пр. Сведения о дате создания и публикации произведений. Новости на тему литературы и образования. Связь с другими коллекциями на school.edu.ru по периоду времени. Возможность добавления ссылок на ресурсы по литературе в рамках программы средней школы. Ссылки на электронные библиотеки.
http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.
http://www.foxdesign.ru/legend/ ˗ Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия. Комментарии к именам и названиям, встречающимся в мифах и легендах народов Греции, Египта, Индии и Рима. В качестве дополнения приводятся тексты некоторых мифов и изображения мифологических существ.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения:
- мультимедийный компьютер;
- проектор;
- телевизор;
- музыкальный центр
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
- Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
- Оценивание сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» |
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» |
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» |
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» |
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3.Оценивание чтения наизусть
При чтении поэтического или прозаического текста наизусть ученик обязан
- указать автора и название произведения;
- безошибочно воспроизвести текст;
- во время чтения грамотно расставлять логические ударения; выдерживать паузы там, где это необходимо; соблюдать соответствующий смыслу текста темп чтения и интонацию; использовать при необходимости мимику и жесты.
Отметка "5" ставится при соблюдении всех перечисленных условий.
Отметка "4" ставится при несоблюдении одного из перечисленных условий.
Отметка "3" ставится при несоблюдении двух-трёх из перечисленных условий (уверенное знание текста при невыразительном чтении; выразительное, но неуверенное чтение текста; немотивированные паузы; неумение расставлять логические ударения и/или соблюдать соответствующий смыслу темп чтения).
Отметка "2" ставится при слабом знании текста (три и более немотивированных пауз, фактические ошибки при воспроизведении текста, неполное воспроизведение текста).
Отметка "1" ставится при неготовности ученика к чтению наизусть, при полном незнании текста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....