рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Ковалёва Елена Сергеевна

данная рабочая программа имеет полную и соответствующую всем требованиям пояснительную записку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_6_-_kopiya.docx78.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 им. атамана М.И. Платова

СОГЛАСОВАНО

Принята

Рассмотрена на заседании ШМО

УТВЕРЖДАЮ

Председатель МС

на педсовете

учителей  гуманитарного

Директор МБОУ СОШ № 3

____________Т.Э. Немытова            

протокол № ___

Руководитель ШМО

им. атамана М.И. Платова

Протокол № ___

от ___________

____________ С.В. Денисенко

_____________ Т.С. Романенко

от _______________

Протокол № ____ от ___________

"___"______________ 2016 г.

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

по литературе

в 6 классах

 

                                                                                                               Учитель : Ковалёва Е.С.

                                                                                                             г. Новочеркасск

2016 г.

Пояснительная записка

   Рабочая  программа по  русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с :

– Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования РФ  №1897 от 17 декабря 2010 года 

–Примерной программой по учебным предметам  ФГОС Литература 5-9 класс 2010г

- Авторской программой под редакцией Г. С. Меркина для 5-11 классов 2010г

 –Учебным планом МБОУ СОШ №3 им.атамана М.И.Платова на 2016-2017 уч.г.

Цели:

  • воспитание духовно – развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной литературы;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко–литературных сведений и теоретико–литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностныйличностно-ориентированныйдеятельностныйподходы

Задачи:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 - овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

- свободное владение монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

- составление развёрнутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя;

- составление отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;

- освоение способов свободного владения письменной речью;

- овладение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.

                                                                         Результаты изучения предмета

Личностные результаты

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

     • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты 

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты 

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Место предмета:

Учебный предмет «Литература» реализуется за счёт инвариантной части учебного плана МБОУ СОШ №3 им. атамана М.И.Платова в объёме 3 часа в неделю.  Примерная программа по литературе рассчитана на 102 часа, рабочая программа реализуется  в 6 «в» классе за 99 часов  в  соответствии с производственным календарем на 2016 и 2017 год ( праздничные дни 23.02; 8.03; 1.05)  и  календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 3 им. атамана М.И. Платова на 2016-2017 учебный год. Тема «Из зарубежной литературы» рассчитана на 11часов, планируется дать фактически 8 часов. Уплотнены темы «Дж.Лондон «Любовь к жизни», «Северные рассказы» и «Итоговое повторение» и в 6 «г» классе за 97 часов  в  соответствии с производственным календарем на 2016 и 2017 год ( праздничные дни  8.03; 1.05; 8.05; 9.05)  и  календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 3 им. атамана М.И. Платова на 2016-2017 учебный год. Тема «Из зарубежной литературы» рассчитана на 11часов, планируется дать фактически 7 часов. Уплотнены темы «О.Генри «Дары волхвов» и «Вождь краснокожих»,«Дж.Лондон «Любовь к жизни», «Северные рассказы» и «Итоговое повторение»

Тематическое планирование

Раздел программы

Основное содержание раздела, темы

Формы организации учебных занятий

Виды деятельности ученика на уровне учебных действий

Универсальные учебные действия

1

Введение.

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература

 парная, групповая, индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, беседы.

Работа  со словарями, беседа

Познавательные: Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника.

Регулятивные:Осознают качество иуровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия.

Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

Личностные:Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

2

Мифология

Мифы о героях.

Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

 парная, групповая, индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, беседы

Беседа по содержанию

мифологических рассказов

Выделение смысловых частей

Познавательные: анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Регулятивные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе.

Коммуникативные: Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа жизни.

Личностные: Формирование представлений о труде как экзистенциальной ценности гуманизма. Честный, добросовестный трудна родной земле - обязанность человека.

3

Устное народное творчество

Предания, легенды, сказки.

Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.

парная, групповая,  индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений

Работа со словарями

Определение жанра произведения, беседа по вопросам

Познавательные: Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме, умеют заменять термины определениями, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в составленные планы, оценивают достигнутый результат, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать, используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей.

Личностные: Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, основных принципов и правил отношения к природе,

4

Из древнерусской литературы

Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.).

 парная, групповая, индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, беседы

Беседа по вопросам, формирование умения выражать своё отношение к прочитанному

Выборочный пересказ

Познавательные: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

Коммуникативные: работают в парах, эффективно сотрудничают

Личностные: Уважение истории, культурных и исторических памятников.

5

Из литературы XVIII века.

М.В. ЛОМОНОСОВ Годы учения. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».

 индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, беседы

Выразительное чтение, объяснение значения непонятных слов

Познавательные: Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать

Личностные: Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

6

Из литературы XIX века.

В.А. ЖУКОВСКИЙ Баллада «Светлана»

А.С. ПУШКИН Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро». Интерес к истории России: «Дубровский»

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ  Вольнолюбивые мотивы в лирике  «Тучи», «Парус».

Н.В. ГОГОЛЬ Повесть «Тарас Бульба».

И.С. ТУРГЕНЕВ «Записки охотника»: рассказ «Бирюк»: Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся.

Н.А. НЕКРАСОВ Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...».

Л.Н. ТОЛСТОЙ Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?»,  «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди».

В.Г. КОРОЛЕНКО Повесть «В дурном обществе»

А.П. ЧЕХОВ Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»

парная, групповая, микро- групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений

Нахождение  завязки, кульминации и развязки, языковой анализ текста

Беседа по вопросам, формирование умения строить устное высказывание о поэте

Определение жанра Формирование умений давать сравнительную характеристику героям, выявлять авторскую позицию

Составление плана Пересказ эпизода

Познавательные: Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки, извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выделяют и формулируют проблему, применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Регулятивные: Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?), определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, оценивают достигнутый результат.

Коммуникативные: Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений, устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе, описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно- практической или иной деятельности, решают конфликтную ситуацию через анализ условий.

Личностные: Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, уважение личности и ее достоинства, любовь к природе, бережное отношение к природному богатству страны, уважение ценностей семьи, уважение общечеловеческих ценностей.

7

Из литературы XX века.

И.А. БУНИН Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти».

А.И. КУПРИН Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр».

С.А. ЕСЕНИН Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...».

М.М. ПРИШВИН Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»

 парная, групповая, индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений

 письменный отзыв об эпизоде

Устные ответы на вопросы учителя

Беседа по вопросам учебника,

Различные виды пересказа

Комментированное чтение

Познавательные: Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных, определяют основную и второстепенную информацию, выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов.

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней, оценивают достигнутый результат, составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные: Интересуются чужим мнением и высказывают свое, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.

Личностные: Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия, ориентация в системе моральных норм и ценностей.

8

ВОВ в произведениях литературы

А.А. АХМАТОВА, ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

 Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г.Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые».

В.П. АСТАФЬЕВ Рассказ «Конь с розовой гривой».

Н.М. РУБЦОВ Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина».

 парная, групповая, индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, беседы

Выразительное чтение,

беседа по вопросам учебника

Чтение наизусть, отзыв о стихотворении

Выразительное чтение, участие в диалоге по прочитанным произведениям

Познавательные: Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств.

Личностные: Готовность к равноправном у сотрудничеству, уважение ценностей семьи,  чувство гордости за свою страну, гражданский патриотизм.

9

Из зарубежной литературы.

«Сказка о Синдбаде-мореходе»

Я. и В. ГРИММ Сказка «Снегурочка».

О. ГЕНРИ. Рассказ «Вождь краснокожих»

ДЖ. ЛОНДОН Рассказ «Любовь к жизни»

 парная, групповая, индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, беседы

Составление плана произведения, Различные виды пересказа

Подготовка вопросов

Познавательные: Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.

Регулятивные: Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Коммуникативные: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью.

Личностные: Освоение культурного наследия.

                                                                               Календарно-тематическое планирование в 6 «в» классе

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Форма контроля

План/ факт

1.

Книга и ее роль в жизни человека. 

1ч.

 

2.

Мифы о героях. «Пять веков».

1ч.

Устный опрос

3.

 Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту,миф «Прометей»

1ч.

Устный опрос

4.

Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид». 

1ч.

Устный опрос

5.

Нравственный идеал русского фольклора. Сказка «Солдат и смерть»

1ч.

Устный опрос

6.

Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадынко победил одноглазого великана»

1ч.

Устный опрос

7.

Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

1ч.

Устный опрос

8.

Особенности древнерусской литературы «Сказание о белгородских колодцах»

1ч.

Устный опрос

9.

Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем». 

1ч.

Устный опрос

10.

Поучительный характер древнерусской литературы.  «Поучение Владимира Мономаха».

1ч.

Устный опрос

11.

М.В.Ломоносов - гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин.

1ч.

Устный опрос

12.

Отражение мыслей ученого и поэта; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»  Чтение наизусть

1ч.

Чтение наизусть

13.

М.В. Ломоносов о значении русского языка.

М.В. Ломоносов и Петр Великий.

1ч.

Устный опрос

14.

В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

1ч.

Устный опрос

15.

Жанр баллады в творчестве

В.А. Жуковского «Светлана». Творческая

история баллады.

1ч.

Устный опрос

16.

Фантастическое и реальное, связь с фольклором, особенности языка и образов в балладе В.А. Жуковского «Светлана».

1ч.

Устный опрос

17.

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина

1ч.

Устный опрос

18.

Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня».

1ч.

Устный опрос

19.

Тема природы в лирике А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда»

1ч.

Устный опрос

20.

Лирика природы. А.С. Пушкин «Зимнее утро». Чтение наизусть

1ч.

Чтение наизусть

21.

В мире пушкинского стихотворения «Зимний вечер»

1ч.

Устный опрос

22.

Конкурс выразительного чтения

1ч.

Устный опрос

23.

А.С. Пушкин «Дубровский».

История создания. Прототипы.

1ч.

Устный опрос

24.

Ссора Дубровского с Троекуровым.

1ч.

Устный опрос

25.

Отец и сын Дубровские.

1ч.

Устный опрос

26.

Владимир Дубровский — доблестный гвардейский офицер,

необыкновенный учитель и благородный разбойник.

1ч.

Устный опрос

27.

Дубровский и Маша

Троекурова.

1ч.

Устный опрос

28.

Контрольный урок по произведению А.С.Пушкина «Дубровский»

1ч.

Устный опрос

29

Подготовка к сочинению по произведению А.С.Пушкина «Дубровский»

1ч.

Устный опрос

30

Сочинение по произведению А.С.Пушкина «Дубровский»

1ч.

сочинение

31.

М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта.

1ч.

Устный опрос

32.

Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи». 

1ч.

Устный опрос

33.

вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».

1ч.

Устный опрос

34.

Трагическое одиночество человека в мире и исторической «бездомности» поколения в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок». 

1ч.

Устный опрос

35.

Трагическая непреодолимость одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» чтение наизусть

1ч.

Чтение наизусть

36.

Конкурс творческих работ (анализ других стихотворений М.Ю.Лермонтова)

1ч.

Устный опрос

37.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба»: история создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки.

1ч.

Устный опрос

38.

«Бранное, трудное время...»Степь как образ Родины в повести

Гоголя

1ч.

Устный опрос

39

Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь).

1ч.

Устный опрос

40

Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь).

1ч.

Устный опрос

41.

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении

Н.В. Гоголя.

1ч.

Устный опрос

42

Подготовка к сочинению  по повести «Тарас Бульба».

1ч.

Устный опрос

43

Сочинение  по повести «Тарас Бульба».

1ч.

     сочинение

44.

И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.

1ч.

Устный опрос

45

И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг.

1ч.

Устный опрос

46

И. С. Тургенев «Бирюк»: общечеловеческое в рассказе.

1ч.

Устный опрос

47.

Тема любви в лирике И.С. Тургенева: «В дороге».

1ч.

Устный опрос

48.

Н. А. Некрасов. («В полном разгаре страда деревенская…»,  «Великое чувство! У каждых дверей…») Чтение наизусть

1ч.

Чтение наизусть

49.

Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в.

1ч.

Устный опрос

50

Л.Н. Толстой «Детство».

1ч.

Устный опрос

51

Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести  Л.Н. Толстого «Детство».

1ч.

Устный опрос

52.

Идея стремления к совершенству, к единению в любви, проявившаяся в главах повести Л.Н. Толстого «Детство».

1ч.

Устный опрос

53.

Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди».

1ч.

Устный опрос

54.

Домашнее сочинение-размышление «Какие мысли и чувства навеял на меня пересказ Л.Н.Толстым стихотворения В.Гюго?»

1ч.

       сочинение

55

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей

1ч.

Устный опрос

56

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» Протест против социального неравенства и унижения . Отец и сын.

1ч.

Устный опрос

57.

Роль дружбы в жизни героев повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1ч.

Устный опрос

58

Дети и взрослые в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1ч.

Устный опрос

59

Подготовка к сочинению по произведению В.Г.Короленко «В дурном обществе"

1ч.

Устный опрос

60

Сочинение по произведению В.Г.Короленко «В дурном обществе"

1ч.

    сочинение

61

Особенности раннего творчества А.П. Чехова.

1ч.

Устный опрос

62

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим».

1ч.

Устный опрос

63.

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: социальное неравенство. Чинопочитание, угодливость в рассказе.

1ч.

Устный опрос

64.

Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».

1ч.

Устный опрос

65.

Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни.

1ч.

     сочинение

66

Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина («Не видно птиц. Покорно чахнет…»)

1ч.

Устный опрос

67

В/ч стихотворения И.А.Бунина о природе.

1ч.

Устный опрос

68.

И.А.Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя.

1ч.

Устный опрос

69

А.И. Куприн. Личность писателя.

1ч.

Устный опрос

70

Повесть «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе.

1ч.

Устный опрос

71.

Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна«Белый пудель».

1ч.

Устный опрос

72.

А.И. Куприн. «Тапер».   Основная тема и образы в рассказе

1ч.

Устный опрос

73

С.А. Есенин. Слово о поэте.  

1ч.

Устный опрос

74

С.А.Есенин «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои.

1ч.

Устный опрос

75.

«Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения С.А. Есенин  Чтение наизусть

1ч.

Чтение наизусть

76.

М.М.Пришвин. Слово о писателе-натуралисте.

1ч.

Устный опрос

77.

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» сказка-быль. Особенности

жанра.

1ч.

Устный опрос

78.

М.М.Пришвин. «Кладоваясолнца». Настя и Митраша.

1ч.

Устный опрос

79.

Смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая

солнца».

1ч.

Устный опрос

80

В мастерской художника (М.М.Пришвина)

1ч.

Устный опрос

81

Сочинение по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

1ч.

сочинение

82

Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга в стих. А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…»

1ч.

Устный опрос

83

Проблема бессмертия, любви к родине в стихотворениях А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…» Чтение наизусть

1ч.

Чтение наизусть

84.

Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые…».

1ч.

Устный опрос

85.

Краткие сведения о В.П. Астафьеве. Повесть «Последний поклон».

1ч.

Устный опрос

86.

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы.

1ч.

Устный опрос

87

Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». 

1ч.

Устный опрос

88

Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе  В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Герой рассказа Санька Леонтьев

1ч.

Устный опрос

89.

Творческая работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

1ч.

    сочинение

90.

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение   «Звезда полей»

1ч.

Устный опрос

91.

Неразрывная связь героя с Родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина». Чтение наизусть

1ч.

Чтение наизусть

92

Восточные  сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь».

1ч.

Устный опрос

93

«Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика.

1ч.

Устный опрос

94.

Краткие сведения о братьях Гримм.

1ч.

Устный опрос

95.

Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

1ч.

Устный опрос

96.

Краткие сведения об О. Генри.

1ч.

Устный опрос

97

Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов».

1ч.

Устный опрос

98

О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического.

1ч.

Устный опрос

99.

Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы»«Любовь к жизни»

1ч.

Устный опрос

Итого по программе 99 ч.

                    Календарно-тематическое планирование в 6 «г» классе

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Форма контроля

Дата проведения

По программе

факт

Введение

1.

Книга и ее роль в жизни человека. 

1ч.

5.09

Мифология

2.

Мифы о героях. «Пять веков».

1ч.

Устный опрос

6.09

3.

 Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту,миф «Прометей»

1ч.

Устный опрос

7.09

4.

Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид». 

1ч.

Устный опрос

12.09

Устное народное творчество

5.

Нравственный идеал русского фольклора. Сказка «Солдат и смерть»

1ч.

Устный опрос

13.09

6.

Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадынко победил одноглазого великана»

1ч.

Устный опрос

14.09

7.

Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

1ч.

Устный опрос

19.09

Из древнерусской литературы

8.

Особенности древнерусской литературы «Сказание о белгородских колодцах»

1ч.

Устный опрос

20.09

9.

Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем». 

1ч.

Устный опрос

21.09

10.

Поучительный характер древнерусской литературы.  «Поучение Владимира Мономаха».

1ч.

Устный опрос

26.09

Из литературы XVIII века.

11.

М.В.Ломоносов - гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин.

1ч.

Устный опрос

27.09

12.

Отражение мыслей ученого и поэта; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»  Чтение наизусть

1ч.

Чтение наизусть

28.09

13.

М.В. Ломоносов о значении русского языка.

М.В. Ломоносов и Петр Великий.

1ч.

Устный опрос

3.10

Из литературы XIX века.

14.

В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

1ч.

Устный опрос

4.10

15.

Жанр баллады в творчестве

В.А. Жуковского «Светлана». Творческая

история баллады.

1ч.

Устный опрос

5.10

16.

Фантастическое и реальное, связь с фольклором, особенности языка и образов в балладе В.А. Жуковского «Светлана».

1ч.

Устный опрос

10.10

17.

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина

1ч.

Устный опрос

11.10

18.

Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня».

1ч.

Устный опрос

12.10

19.

Тема природы в лирике А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда»

1ч.

Устный опрос

17.10

20.

Лирика природы. А.С. Пушкин «Зимнее утро». Чтение наизусть

1ч.

Чтение наизусть

18.10

21.

В мире пушкинского стихотворения «Зимний вечер»

1ч.

Устный опрос

19.10

22.

Конкурс выразительного чтения

1ч.

Устный опрос

24.10

23.

А.С. Пушкин «Дубровский».

История создания. Прототипы.

1ч.

Устный опрос

25.10

24.

Ссора Дубровского с Троекуровым.

1ч.

Устный опрос

26.10

25.

Отец и сын Дубровские.

1ч.

Устный опрос

8.11

26.

Владимир Дубровский — доблестный гвардейский офицер,

необыкновенный учитель и благородный разбойник.

1ч.

Устный опрос

9.11

27.

Дубровский и Маша

Троекурова.

1ч.

Устный опрос

14.11

28.

Контрольный тест по произведению А.С.Пушкина «Дубровский»

1ч.

         сочинение

15.11

29

Подготовка к сочинению по произведению А.С.Пушкина «Дубровский»

1ч.

Устный опрос

16.11

30

Сочинение по произведению А.С.Пушкина «Дубровский»

1ч.

Письменный опрос

21.11

31.

М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта.

1ч.

Устный опрос

22.11

32.

Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи». 

1ч.

Устный опрос

23.11

33.

вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».

1ч.

Устный опрос

28.11

34.

Трагическое одиночество человека в мире и исторической «бездомности» поколения в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок». 

1ч.

Устный опрос

29.11

35.

Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» Чтение наизусть

1ч.

Чтение наизусть

30.11

36.

Конкурс творческих работ (анализ других стихотворений М.Ю.Лермонтова)

1ч.

Устный опрос

5.12

37.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба»: история создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки.

1ч.

Устный опрос

6.12

38.

«Бранное, трудное время...»Степь как образ Родины в повести

Гоголя

1ч.

Устный опрос

7.12

39

Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь).

1ч.

Устный опрос

12.12

40

Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь).

1ч.

Устный опрос

13.12

41.

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении

Н.В. Гоголя.

1ч.

Устный опрос

14.12

42

Подготовка к сочинению  по повести «Тарас Бульба».

1ч.

Устный опрос

19.12

43

Сочинение  по повести «Тарас Бульба».

1ч.

        сочинение

20.12

44.

И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.

1ч.

Устный опрос

21.12

45

И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг.

1ч.

Устный опрос

26.12

46

И. С. Тургенев «Бирюк»: общечеловеческое в рассказе.

1ч.

Устный опрос

27.12

47.

Тема любви в лирике И.С. Тургенева: «В дороге».

1ч.

Устный опрос

28.12

48.

Н. А. Некрасов. («В полном разгаре страда деревенская…»,  «Великое чувство! У каждых дверей…») Чтение наизусть

1ч.

Чтение наизусть

16.01

49.

Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в.

1ч.

Устный опрос

17.01

50

Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести  Л.Н. Толстого «Детство».

1ч.

Устный опрос

18.01

51

Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести  Л.Н. Толстого «Детство».

1ч.

Устный опрос

23.01

52.

Идея стремления к совершенству, к единению в любви, проявившаяся в главах повести Л.Н. Толстого «Детство».

1ч.

Устный опрос

24.01

53.

Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди».

1ч.

Устный опрос

25.01

54.

Домашнее сочинение-размышление «Какие мысли и чувства навеял на меня пересказ Л.Н.Толстым стихотворения В.Гюго?»

1ч.

   сочинение

30.01

55

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей в изображении рассказчика.

1ч.

Устный опрос

31.01

56

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» Протест против социального неравенства и унижения. Отец и сын.

1ч.

Устный опрос

1.02

57.

Роль дружбы в жизни героев повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1ч.

Устный опрос

6.02

58

Дети и взрослые в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1ч.

Устный опрос

7.02

59

Подготовка к сочинению по произведению В.Г.Короленко «В дурном обществе"

1ч.

Устный опрос

8.02

60

Сочинение по произведению В.Г.Короленко «В дурном обществе"

1ч.

  сочинение

13.02

61

Особенности раннего творчества А.П. Чехова.

1ч.

Устный опрос

14.02

62

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим».

1ч.

Устный опрос

15.02

63.

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: социальное неравенство. Чинопочитание, угодливость в рассказе.

1ч.

Устный опрос

20.02

64.

Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».

1ч.

Устный опрос

21.02

65.

Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни.

1ч.

сочинение

22.02

66

Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина («Не видно птиц. Покорно чахнет…»)

1ч.

Устный опрос

27.02

67

В/ч стихотворения И.А.Бунина о природе.

1ч.

Устный опрос

28.02

Из литературы XX века.

68.

И.А.Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя.

1ч.

Устный опрос

1.03

69

А.И. Куприн. Личность писателя.

1ч.

Устный опрос

6.03

70

Повесть «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе.

1ч.

Устный опрос

7.03

71.

Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна«Белый пудель».

1ч.

Устный опрос

13.03

72.

А.И. Куприн. «Тапер».   Основная тема и образы в рассказе

1ч.

Устный опрос

14.03

73

С.А. Есенин. Слово о поэте.  

1ч.

Устный опрос

15.03

74

С.А.Есенин «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои.

1ч.

Устный опрос

20.03

75.

«Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения С.А. Есенин  Чтение наизусть

1ч.

Чтение наизусть

21.03

76.

М.М.Пришвин. Слово о писателе-натуралисте.

1ч.

Устный опрос

22.03

77.

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» сказка-быль. Особенности

жанра.

1ч.

Устный опрос

3.04

78.

М.М.Пришвин. «Кладоваясолнца». Настя и Митраша.

1ч.

Устный опрос

4.04

79.

Смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая

солнца».

1ч.

Устный опрос

5.04

80

В мастерской художника (М.М.Пришвина)

1ч.

Устный опрос

10.04

81

Сочинение по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

1ч.

сочинение

11.04

ВОВ в произведениях литературы

82

Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга в стих. А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…»

1ч.

Устный опрос

12.04

83

Проблема  бессмертия, любви к родине в стихотворениях А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…» Чтение наизусть

1ч.

Чтение наизусть

17.04

84.

Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые…».

1ч.

Устный опрос

18.04

85.

Краткие сведения о В.П. Астафьеве. Повесть «Последний поклон».

1ч.

Устный опрос

19.04

86.

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы.

1ч.

Устный опрос

24.04

87

Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». 

1ч.

Устный опрос

25.04

88

Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе  В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Герой рассказа Санька Леонтьев

1ч.

Устный опрос

26.04

89.

Творческая работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

1ч.

   сочинение

2.05

90.

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение   «Звезда полей»

1ч.

Устный опрос

3.05

91.

Неразрывная связь героя с Родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина». Чтение наизусть

1ч.

Чтение наизусть

10.05

Из зарубежной литературы

92

Восточные  сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь».

1ч.

Устный опрос

15.05

93

«Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика.

1ч.

Устный опрос

16.05

94.

Краткие сведения о братьях Гримм.

1ч.

Устный опрос

17.05

95.

Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

1ч.

Устный опрос

22.05

96.

Краткие сведения об О. Генри. Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов». «Вождь краснокожих».

1ч.

Устный опрос

23.05

97

Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы»«Любовь к жизни»

1ч.

Устный опрос

24.05

Итого по программе 97 ч.

Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса

          Литература, включающая  учебно-методический комплект,  для реализации рабочей программы:

  • Программа «Литература. 5 – 11 классы общеобразовательной школы» / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 20014. – 200 с.
  • Базовый учебник «Литература.   6 класс». Учебник  для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор-составитель Г.С.Меркин.  Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.  - Москва: «Русское слово»,   2013.
  • Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс». Автор тематического планирования Ф.Е.Соловьёва, под редакцией Г.С.Меркина. Москва: «Русское слово», 2014.
  • Методическое пособие для учителя  «Уроки литературы.          6 класс».     Автор Ф.Е.Соловьёва, под редакцией Г.С.Меркина;    Москва, «Русское слово», 2014.

Интернет-ресурсы: (рекомендуемые для учащихся)

 http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.

http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.

http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).

http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература". Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.

http://www.pisatel.org/old/ Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, не понятных современному читателю.

http://litera.edu.ru ˗ Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала. Коллекция содержит более 1500 текстовых ресурсов, рекомендованных для изучения в школе как на уроках, так и факультативно: биографические сведения об авторах и тексты произведений русской и зарубежной литературы, снабженные литературоведческими комментариями. Статьи, биографии поэтов и писателей. Рубрикаторы по автору, времени, географической принадлежности. Поисковая система по жанру, типу сюжета и пр. Сведения о дате создания и публикации произведений. Новости на тему литературы и образования. Связь с другими коллекциями на school.edu.ru по периоду времени. Возможность добавления ссылок на ресурсы по литературе в рамках программы средней школы. Ссылки на электронные библиотеки.

http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.

http://www.foxdesign.ru/legend/ ˗ Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия. Комментарии к именам и названиям, встречающимся в мифах и легендах народов Греции, Египта, Индии и Рима. В качестве дополнения приводятся тексты некоторых мифов и изображения мифологических существ.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения:

  • мультимедийный компьютер;
  • проектор;
  • телевизор;
  • музыкальный центр

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

  1. Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

  1. Оценивание сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3. Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

 

3.Оценивание чтения наизусть

При чтении поэтического или прозаического текста наизусть ученик обязан

- указать автора и название произведения;

- безошибочно воспроизвести текст;

- во время чтения грамотно расставлять логические ударения; выдерживать паузы там, где это необходимо; соблюдать соответствующий смыслу текста темп чтения и интонацию; использовать при необходимости мимику и жесты. 

Отметка "5" ставится при соблюдении всех перечисленных условий.

Отметка "4" ставится при несоблюдении одного из перечисленных условий.

Отметка "3" ставится при несоблюдении двух-трёх из перечисленных условий (уверенное знание текста при невыразительном чтении; выразительное, но неуверенное чтение текста; немотивированные паузы; неумение расставлять логические ударения и/или соблюдать соответствующий смыслу темп чтения).  

Отметка "2" ставится при слабом знании текста (три и более немотивированных пауз, фактические ошибки при воспроизведении текста, неполное воспроизведение текста). 

Отметка "1" ставится при неготовности ученика к чтению наизусть, при полном незнании текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....