Методическая разработка учебного занятия "Поэзия А. Т. Твардовского"
методическая разработка по литературе на тему

Туз Наталья Владимировна

Методическая разработка посвящена лирике Александра Твардовского, поэзия которого воспитывает мужество, патриотизм, высокую гражданственность, нравственность. В ходе занятия звучат поэтические произведения как подготовленных чтецов, так и в готовой аудиозаписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvardovskiy.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема учебного занятия: Поэзия А. Т. Твардовского (1910-1971)

Цели учебные: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателя,  рассмотреть особенности лирики крупнейшего эпического поэта ХХ века, на примере стихов и поэм показать гражданское мужество поэта;

цели развивающие: развитие навыков выразительного чтения поэтических текстов, развитие умения монологической речи обучающихся, развитие внимания к слову, развитие навыков анализа и синтеза;

цели воспитательные: воспитание патриотизма, мужества, нравственности.

Методические приемы: мини-лекция, беседа,  выразительное чтение и прослушивание аудиозаписей стихотворений и песен, рассказ.

Оборудование: аудиозаписи, мультимедийное,  альбом с фотографиями, портрет.

Эпиграф: «Всё, что мне дорого, то и пою» А. Т. Твардовский.

План занятия:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
  2. Вступительное слово преподавателя.
  3. Постановка целей урока.
  4. Сообщения обучающихся о жизни и творчестве поэта.
  5. Чтение и прослушивание стихотворений.
  6. Викторина.
  7. Заключение.

Ход занятия:

1) Вступительное слово:

Сегодня мы поговорим о великолепном русском поэте - Александре Трифоновиче Твардовском!  Это одна из самых ярких фигур в русской  литературе 20 века. Сын раскулаченного  крестьянина, он в годы массовых репрессий стал одним из первых в советской поэзии. Прошел через две войны (Финскую и ВОВ) военным корреспондентом.
Вся жизнь Твардовского — постоянный и мучительный путь к правде, «как бы ни была горька» эта правда. Детство писателя прошло на Смоленщине. Мир деревенской жизни с ее раздольем, красотой лесов, с нелегкой крестьянской долей оказал большое влияние на формирование мироощущения будущего поэта. Становление Твардовского как поэта совпало со сложным историческим временем: коллективизация, сталинские репрессии, война - все это стало основными темами его лирики.

Уважаемые студенты, давайте запишем тему урока, эпиграф и вместе определим цели. Какую работу нам предстоит выполнить?

(познакомиться с биографией поэта, его лирикой, узнать, какие произведения он написал и о чем они). Будьте внимательны! Запоминайте изучаемый материал! В конце занятия проведём викторину. По ходу урока будем делать записи в тетрадях.

-О детстве и юности писателя мы узнаем из индивидуальное сообщения.

(Сообщение студента на тему «Детство и юность А. Т. Твардовского»)

-Что нам стало известно о писателе? (ответы обучающихся).

- Обращаю ваше внимание на вырезку из газеты, где представлен материал о поэте. Хутор Загорье – родина писателя.

Индивидуальное сообщение студента на тему

«Первые произведения А. Т. Твардовского»

- Прослушаем аудиозапись стихотворения «Июль – макушка лета»

-Какой теме оно посвящено? Давайте запишем: эпос и лирика А. Твардовского охватывают разные темы: стихи о природе («Кружились белые березки», «Береза», «Ноябрь»), тема  родины («В Смоленске», «О родине», «За далью - даль»), тема поэта и поэзии («Собратья по перу», «К портрету Пушкина») тема памяти (По праву памяти, О памяти, Памяти матери). Много произведений посвящено подвигу народа, его духовной красоте и силе («Сверстники», «Две строчки», «Я убит подо Ржевом», «Огонь»).   Выделяется и философская лирика, в которой поэт размышляет о «вечных» проблемах бытия: «О сущем», «О юности», «Ты и я», «Ты дура, смерть...».

Поскольку Твардовский участвовал и в финской и в Великой Отечественной войнах, то много строк посвятил именно военной тематике.

Индивидуальное сообщение студента  «Творчество А. Т. Твардовского  в годы войны»

- Друзья, вы убедились, что стихотворения, составившие фронтовую хронику  разнообразны по жанру. Это и  стихотворные призывы, например, «Настанет срок народ-герой / Сметет врага с земли родной, И слава первого удара — она навеки за тобой»), «Партизанам Смоленщины» («Эй, родная, смоленская, / Сторона деревенская, / Эй, веселый народ, / Бей! / Наша берет!»), и сюжетные «новеллы» о героях войны, их подвигах («Рассказ танкиста», «Дом бойца»), и картины солдатского быта («Спичка», «Армейский сапожник»).

Прослушаем аудиозапись стихотворения «Отец и сын»

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

 (болью, трагизмом, потерей родных людей)

Стихотворение «Я убит подо Ржевом» написано сразу после войны и первоначально имело  название — «Завещание воина». Первая строка стихотворения стала «крылатой», стала символом трагически  оборвавшихся жизней. Ржев – это город в Тверской области. Твардовский  пишет о двух запомнившихся ему эпизодах: о поездке под Ржев, где шли тяжелые бои, осенью 1942 года; и о встрече с офицером-фронтовиком, приехавшим на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, после чего вернуться на фронт.

Послушаем песню на стихотворение «Я убит подо Ржевом»

Запишем в тетради вывод:  Стихи  военных лет — это хроника фронтовой жизни, состоявшей  из героических подвигов и военного быта, это лирические  воспоминания о родной Смоленщине. В стихах  военных лет звучит и философское осмысление человеческой судьбы. Но главное, что их объединяет, - осознание автором личной ответственности за сохранение памяти о тех, кто отдал свои жизни ради освобождения Родины.

В 1943 году написано стихотворение “Две строчки”.

 Читает чтец:

Из записной потертой книжки

Две строчки о бойце-парнишке,

Что был в сороковом году

Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело

По-детски маленькое тело.

Шинель ко льду мороз прижал,

Далеко шапка отлетела.

Казалось, мальчик не лежал,

А все еще бегом бежал

Да лед за полу придержал...

Среди большой войны жестокой,

С чего - ума не приложу,

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.  

Беседа над содержанием стихотворения:

  1. Какие эмоции вызывает прочитанное стихотворение?
  2. Попробуйте передать его содержание.

 Твардовский, обрисовав гибель одного человека, передал всю бессмысленность и глупость войны, эти никому ненужные жертвы. Поэт пробует по-философски увидеть человеческую судьбу в этой общенародной трагедии.

Самым известным произведением  Твардовского стала поэма «Василий Теркин», создававшаяся в годы войны. В ней предстает образ бравого солдата, прошагавшего вместе с автором весь боевой путь с 42-го по 45-й годы и воплотившего в себе лучшие качества русского человека. Теркин всегда оказывается в центре событий, попадает в различные передряги, но никогда не унывает, не теряет надежды и веры, находит выход из самой сложной ситуации.

Василий Тёркин — балагур и весельчак, душа своего подразделения. В бою —  находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания — Тёркин споёт и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом. Будучи раненым, на волоске от смерти (глава «Смерть и воин»), находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью, из которой выходит победителем. Поэма состоит из 30 глав.  Поэма издавалась большими тиражами, переводилась на многие языки. Фразы из поэмы стали крылатыми и вошли в устную речь:

  • Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль.
  • Бой идёт не ради славы, ради жизни на земле.
  • Города сдают солдаты, генералы их берут.

В Смоленске и Орехово-Зуево есть памятники литературному герою (слайд в презентации).

- Дорогие друзья, сейчас мы услышим отрывок из главы «О награде». Читают  студенты.

Позднее творчество А. Твардовского, его стихи 50— 60-х годов — одна из самых прекрасных страниц русской поэзии XX века.

Индивидуальное сообщение студента «Позднее творчество поэта. Стихи 50-60 –х гг.»

- Подытожим сказанное! Какие произведения написаны в этот период и о чем они?

За 4 года до смерти поэт написал стихотворение «На дне моей жизни». Послушаем и прочувствуем эти проникновенные строки.

Аудиозапись или чтение студента  «На дне моей жизни»

- Понравились ли вам эти строки?

Запишите вывод: Лирический герой поздней поэзии — это  мудрый человек, размышляющий о жизни, о времени. И все же главная для поэта тема — тема исторической памяти. Боль о погибших, о трагическом прошлом нельзя вычеркнуть из памяти. В  последней  поэме Твардовского  «По праву памяти» центральное место занимает именно память.  Пусть уже 71 год победы в ВОВ, но перед нами долг не забывать,  народную трагедию, а помнить о подвигах нашего народа:

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую боль и чтобы волны

Над ней сомкнулись.

Быль — забыть!

Погибшим на войне посвящено стихотворение, которое смело можно назвать одной из вершин русской лирики XX века: 

 Я знаю, никакой моей вины 
 В том, что другие не пришли с войны. 
 В том, что они, кто старше, кто моложе — 
 Остались там и не о том же речь, 
  Что я их мог, но не сумел сберечь — 
  Речь не о том, но все же, все же, все же... 

- В память об окончании войны написаны строки «В тот день, когда окончилась война», которые стали песней.

Аудиозапись «В тот день, когда окончилась война»

Вывод: итак, мы сегодня услышали много поэтических произведений на разные темы. Произведения Твардовского – это живая боль о времени. Они учат нас  высокой нравственности, гражданственности, учат быть «людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза». Поэт своими произведениями убеждает нас, что память должна уберечь нас от страшных ошибок! 

Следующее  стихотворение стало  завещанием поэта. Чтец:

К обидам горьким собственной персоны

Не призывать участье добрых душ.

Жить, как живешь, своей страдой бессонной, –

Взялся за гуж – не говори: не дюж.

С тропы своей ни в чем не соступая,

Не отступая – быть самим собой.

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль. 1968 год.

– Как бы вы теперь ответили на вопрос: «В чем своеобразие лирики Твардовского»? Как вы понимаете смысл эпиграфа?

Викторина. Ответившим раздаются   жетоны.

  1. Назовите первую поэму Твардовского. («Страна Муравия»-1936 г.)
  2. Как называется хутор, где вырос поэт? (Загорье)
  3. Сколько лет прожил писатель? (61)
  4. В какое время года происходит переправа в поэме «В. Тёркин»? (зимой)
  5. Сколько орденов было у писателя? (7, 3 ордена Ленина, орден Трудового Красного знамени, орден ВОВ 1 и 2 степени, орден Красной звезды).
  6. В каких городах его именем названы улицы? (Москва, Новосибирск, Смоленск, Воронеж).
  7. Продолжите фразу: «Так скажу: зачем мне орден? Я согласен (на медаль)
  8. Из какой области ВасилийТёркин? (В край родной Смоленский твой)
  9. Ну, солдат, пойдём со мной. Я теперь твоя подруга. Кто эта подруга? (Смерть)
  10. В какой поэме главный герой находит своё счастье в колхозе родного села? («Страна Муравия»)
  11. В этой поэме отражена судьба нашей родины, автор создал образ рядового советского человека, героя ВОВ. («Василий Тёркин»)
  12. Продолжите фразу «Я знаю, никакой моей….» (вины)
  13. Как настоящий герой, он является «ниоткуда», а оказывается «всюду».  Всегда там, где нужно. Кто-то первым ворвался в немецкий окоп, кто-то навел переправу, протянул связь, сыграл на гармошке, починил часы. О ком эти слова? (Василий Тёркин)
  14. На 50-летие Твардовского один очень известный поэт – автор замечательных детских стихов – подарил ему ручку, к которой прилагалось стихотворение:
    Символ есть в моем подарке:
    Очень рады будем все мы,
    Что перо английской марки
    Пишет русские поэмы. (С. Маршак)
  15. В 1932-1934 гг. Твардовский учится в Смоленском пединституте, а в 1936 г. переезжает в Москву, где учится… (в Московском институте истории, философии и литературы)
  16. Назовите поэму, изданную в 1946 году? («Дом у дороги»)
  17. Это своеобразная энциклопедия жизни страны, ее главный герой память. («За далью-даль»)
  18. Это произведение Твардовский написал в последние годы жизни (1966—1969).  Это социальное и лирико-философское раздумье о мучительных путях истории, о судьбах отдельных личностей, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев. («По праву памяти»)
  19. Твардовский был главным редактором  журнала («Новый мир») 
  20. Какое второе название у поэмы «Василий Теркин»? (Книга про бойца)

Подведение итогов викторины. Выставление оценок.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»

Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"

Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык

Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов  Iкурса СПО  (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба»  направлена на за...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык

Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов  Iкурса СПО  (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба»  направлена на за...

Методическая разработка учебного занятия "Молодежные субкультуры" учебной дисциплины Английский язык

Методическая разработка  урока «Молодежные субкультуры» по английскому языку для студентов  I курса СПО  (УМК Кузовлев В.П.)  направлена на комплексное применение знаний и способов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК...