Рабочая программа по литературе 10 кл.
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Куценко Руслана Владимировна

Рабочая программа по литературе в 10 классе (профильный уровень).  Данный вариант программы обеспечен учебником Лебедева Ю.В. в двух частях.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_10_prof.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Глушковская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области

Утверждаю                                        Согласовано                        Рассмотрено

Директор МКОУ                                на МС школы                на МО учителей

«Глушковская средняя                        Протокол № ___                русского языка

общеобразовательная школа»                от «___»____20___г.                и литературы

________А.Э.Романчиков                        Руководитель МС                Протокол № ___

от «___»____20___г.                                _____В.Н.Пугачева                от «___»____20___г.

                                                                                Руководитель МО

                                                                                    _______Р.В.Куценко

                                                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

10 класс

Профильный уровень

Учитель: Куценко Руслана Владимировна

/первая квалификационная категория/

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

   Рабочая программа по литературе в 10 профильном классе составлена на основе программы литературного образования, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. – Москва «Просвещение», 2011 г.

   Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: Лебедев Ю. В. Литература: Учебник: в 2-частях. Москва: Просвещение, 2015 г. К данному варианту программы прилагается методическое пособие И. В. Золотарёвой, Т. И. Михайловой «Поурочные разработки по русской литературе XIX века». – Москва: Издательство «ВАКО», 2012 г.

   Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования  профильного уровня рассчитана  на 170 часов (из расчёта 5 уроков в неделю).

   В рабочей программе для профильного уровня отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые имеют целью не только расширение круга чтения, но и формирование читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков. Особое внимание обращается на совершенствование речи учащихся.

Содержание дисциплины.

   В 10-ом классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Программа предполагает изучение литературы на профильном уровне. Такое изучение сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При изучении произведений художественной литературы обращается внимание на вопросы традиций и новаторства в русской литературе, на историю создания произведений, на литературные и фольклорные истоки художественных образов, на вопросы теории литературы (от усвоения отдельных теоретико-литературных понятий к осмыслению литературных направлений, художественных систем). Предусматривается весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Важным принципом изучения литературы в 10-ом классе является рассмотрение творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом.

Виды контроля

 Промежуточный:

   - устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

   - выразительное чтение текста художественного произведения;

   - заучивание наизусть стихотворных текстов;

   - устный или письменный ответ на вопрос;

   - устное словесное рисование;

   - комментированное чтение;

   - характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

   - установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

   - определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

   - анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

   - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

   - подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

   - работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами  современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т. д.);

   - составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;

   - создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций;

   - участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

Итоговый:

   - написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

   - письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

   - творческий зачёт;

   - защита проектов.

Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по литературе

за курс 10 класса.

К концу учебного года десятиклассники должны знать/понимать:

   - образную природу словесного искусства;

   - содержание изученных литературных произведений;

   - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;

   - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

   - основные теоретико-литературные понятия.

                уметь:

   - воспроизводить содержание литературного произведения;

   - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

   - соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

   - определять род и жанр произведения;

   - выявлять авторскую позицию;

   - выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

   - аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

   - писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Творческие работы (сочинения)

По творчеству А. Н. Островского

  1. Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По одной из пьес: «Гроза» или "Бесприданница".)

2.  Душевная драма Катерины. (По пьесе А.Н. Островского "Гроза".)

3. Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского "Гроза".

4. Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (По пьесе Н.А.Островского "Гроза".)

5. Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А.Н. Островского «Гроза».)

6. Смысл названия драмы А.Н.Островского «Гроза».

7. Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А.Н. Островского "Гроза".)

По творчеству И. С. Тургенева

  1. Столкновение теории с жизнью. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)

2. Тема дружбы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети": Базаров и Аркадий.

3. Трагизм образа Базарова. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)        

4. Сила и слабость базаровского нигилизма. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)

        

По творчеству Ф. И. Тютчева

  1. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Еще земли печален вид…". (Восприятие, истолкование, оценка.)

2. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Silentium!" (Восприятие, истолкование, оценка.)

3. Стихотворение Ф.И. Тютчева "К.Б." ("Я встретил вас - и все былое…"). (Восприятие, истолкование, оценка.)

4. "Мысль Тютчева … всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…" (И.С. Тургенев).

5. В чем трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф.И.Тютчева?

6. Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева.

7. Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.

По творчеству Н. А. Некрасова

  1. Стихотворение Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…». (Восприятие, истолкование, оценка.)
  2. Стихотворение Н.А. Некрасова "Рыцарь на час" (восприятие, истолкование, оценка).
  3. Стихотворение Н.А. Некрасова "Пророк". (Восприятие, истолкование, оценка.)
  4. Стихотворение Н.А.Некрасова "Элегия" («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)
  5. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова.
  6. Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова.
  7. "Муза Некрасова… очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер, нравится самою своею неизысканностью" (А.В. Дружинин).
  8. Картины народной жизни в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо".
  9. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
  10. Барин и мужик в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
  11. Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"?
  12. Тема женской доли  в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

По творчеству Ф. М. Достоевского

  1. "Достоевский - художник … бездны человеческой, человеческой бездонности" (Н.А. Бердяев).
  2. «Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Анненский). (По одному из романов Ф.М.Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот».)
  3. "Достоевский - это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви" (Д.С. Мережковский).
  4.  Спасла ли Соня Раскольникова? В чём смысл эпилога? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)
  5.  В чем причины самоубийства Свидригайлова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

6. В чем противоречия теории Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

7. Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

        8. Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из главы 8, части 6 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

По творчеству Л. Н. Толстого

  1. Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  2. Образ русского воина в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  3. Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н. Толстого "Война и мир".
  4. "В Л. Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы" (Д.С. Лихачев).
  5. Изображение войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  6. Духовная высота "простого человека" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  7. Философия жизни Платона Каратаева. (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир".)
  8. "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский).
  9. Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  10. Тема "общей жизни" нации в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  11. Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории. (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир".)
  12. "Редкие писатели … так сильно убеждены в единстве мысли и поступка, как граф Л.Н.Толстой" (П.В. Анненков).
  13. "Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  14. "Какая сила управляет всем?" (Взгляд на историю в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".).
  15. Смотр под Браунау. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 2, глава 2.) 
  16. Отъезд князя Андрея на войну. (Анализ 25 главы части 1, тома 1 романа Л.Н. Толстого "Война и мир").
  17. Сцена объяснения Пьера с Элен. (Анализ эпизода из главы 2, части 3, тома 1 романа Л.Н.Толстого "Война и мир".)

18.        Петя Ростов в партизанском отряде. (Анализ 7 главы части 3, тома 4 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)

19. Переправа через Неман. (Анализ эпизода из главы 2, части 1, тома 3 романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир".)        

20. Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем. (Анализ 23 главы, части 3, тома 2 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)

По творчеству А. П. Чехова

  1. Проблема человеческого счастья в произведениях А. П. Чехова.
  2. «Чехов был несравненный художник… художник жизни» (Л. Н. Толстой).
  3. «Мещанство большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов).
  4. «Дворянское гнездо» в изображении Чехова (По пьесе «Вишнёвый сад».)
  5. Время и память в пьесе «Вишнёвый сад».

Литература

  1. Аркин И. И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2002.
  2. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. – М.: Просвещение.
  3. Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-ое полугодие. – М.: Вако, 2003.
  4. Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-ое полугодие. – М.: Вако, 2003.
  5. Капитанова Л. А. Н. С. Лесков в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
  6. Капитанова Л. А. Л. Н. Толстой в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
  7. Капитанова Л. А. А. П. Чехов в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
  8. Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. – М.: Дрофа, 2002.
  9. Кучина Т. Г., Леденёв А. В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс: Методическое пособие, - М.: Дрофа, 2001.
  10. Лебедев Ю. В., Кузнецова М. Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
  11.  Лебедев Ю. В., Романова А. Н. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. – М.: Просвещение.
  12.  Марченко А. М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. – М.: Просвещение.
  13.  Сахаров В.И. А.Н. Островский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
  14.  Якушин Н. И. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2007.
  15.  Якушин Н. И. Н.А.Некрасов в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
  16. Якушин Н. И. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...