Урок литературы в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок литературы в 6 классе на тему: "Поэты ХIХ века о Родине и родной природе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit6.docx | 21.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе
Тема: «Природа и Родина в стихотворениях русских поэтов»
Цели:
1. Образовательная цель: знакомство с творчеством поэтов 19 века.
2. Развивающие цели:
- развитие элементов творческой деятельности;
- развитие навыков устной и письменной речи;
- развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;
- повышение мотивации учения через разнообразные средства и формы работы.
3. Воспитательные цели:
- Воспитание любви к прекрасному;
- воспитание интереса к поэтическому слову, любви к Родине.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться выразительно читать поэтические тексты; находить и интерпретировать средства художественной изобразительности в лирическом произведении.
УУД: коммуникативные: слышать и слушать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения; проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
Инструменты:
- стихотворения в учебнике,
- репродукции картин, презентация
- компьютер,
- проектор.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
наполнилось сердце.
Н. И. Рыленков
Оборудование: книжная выставка, интерактивная доска, портреты поэтов, тексты изучаемых произведений
Ход урока
Вступительное слово
В стихах многих русских поэтов воспета природа, любовь к Родине. Сегодня мы с вами познакомимся со стихами Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, А. К. Толстого, Я. П. Полонского. Их поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли, даёт почувствовать красоту земли и родного слова.
Демонстрируется портрет поэта. Афанасий Афанасьевич Фет
Родился 5 декабря 1820 года в Орловской губернии в семье помещика.
Сказки, услышанные им в раннем детстве от крепостных девушек, способствовали развитию любви к природе, ко всему необыкновенному. В зимние вечера девушки при свечах пряли пряжу, пели грустные народные песни, а то вдруг начинали вспоминать страшные истории о чертях и ведьмах, о происшествиях в часы ночных гаданий. Мальчик всё принимал за правду. Рос он мечтательным и пытливым. С деревенскими ребятишками ходил он по грибы, на рыбалку, лазал по деревьям, скакал на лошади.
Отец решил дать сыну хорошее образование. Фет закончил МГУ, словесный факультет. К этому времени накопилось много стихов. И он решился показать их Гоголю. Стихи понравились. Это окрылило Фета. Он стал писать больше и тщательнее. При жизни поэта вышли 5 поэтических книг. Его стихами увлекались И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А. М. Горький.
Фет пристально и с большой любовью вглядывается в жизнь природы. Розы у него грустят и смеются, тонко позванивает колокольчик в цветнике. Ясно слышен голос соловья, жаворонка. Читая его стихи, вы словно впервые видите лукавую рыбку, серебристого зайца. Весь этот пёстрый мир движется, дышит, радуется жизни.
Природа в его стихах и радостная и грустная. Чувства поэта то яркие, сильные, то едва уловимые. Настроение подчас зависит от смены времени года.
Прослушивание в записи стихотворения А. Фета «Колокольчик».
Ученик читает наизусть стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила».
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-
Я ничего не пойму.
Ветер. Кругом всё гудёт и
Колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мёртвые что мне листы!
Кажется издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
Сообщение о Ф. И. Тютчеве. Демонстрируется портрет поэта.
Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году в старинной дворянской семье, в Орловской губернии. Юные годы провёл в Москве. Блестяще закончил МГУ, факультет словесности. Вскоре уехал за границу. Прожил там 22 года, но не терял связи с Родиной, приезжал в родные места. Фёдор Иванович ,как поэт, был признан по возвращении на Родину. О нём с восхищением отзывались А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. А. Фет. Тютчев вошёл в литературу как певец природы, мастер стихотворного пейзажа. Мир в его стихах полон таинственности, загадочности. От них веет молодостью, жизнелюбием.
Ученик читает наизусть стихотворение «Неохотно и несмело». Обращается внимание на выразительное чтение.
Прослушивание в записи того же стихотворения «Неохотно и несмело».
Учащиеся читают наизусть стихи «Смотри, как запад разгорелся», «Листья».
Сообщение об А. Н Майкове Демонстрируется портрет поэта.
Аполлон Николаевич Майков родился в 1821 году. Детство его прошло в селе Никольском Московской губернии. Он из старинного дворянского рода.
Отец – академик живописи, мать – писательница. А. Н. Майков окончил Петербургский университет, юридический факультет. Рано начал писать стихи. Его занимают исторические темы, взятые из жизни греков, римлян, итальянцев, славян. Но он и певец природы, мастер среднерусского пейзажа.
Он создаёт конкретные картины и образы, проявляя глубокое чувство и большую живописную зоркость. Много его стихов положено на музыку П. И. Чайковским, Н. Римским-Корсаковым и другими композиторами.
Прослушивание выразительного чтения стихотворения «Весна». Читает ученик.
Сообщение об А. К. Толстом. Демонстрируется портрет поэта.
Алексей Константинович Толстой родился в 1817 в Петербурге, в знатной дворянской семье. Детство провёл на Украине. Начал писать стихи и прозу с 6 лет. Воспитывался у дяди, писателя, который специально для мальчика написал сказку «Чёрная курица» (Антоний Погорельский). Алексей Константинович отлично рисовал, занимался музыкой. В совершенстве владел несколькими языками. Служил при царском дворе. Вместе с двоюродными братьями Жемчужниковыми писал под псевдонимом Козьма Прутков стихи, басни, пьесы. За ним утвердилась слава юмориста. Послушайте его «изречения»:
«Болтун подобен маятнику: того и другого надо остановить».
«У человека для того поставлена голова вверху, чтобы он не ходил вверх ногами».
Писал он и на исторические темы.
Последние годы жизни провёл под Брянском, в имении Красный Рог. Здесь он слушал пение птиц, наблюдал за природой, писал стихи. На его стихи написано много песен, романсов композиторами П. Чайковским, С. Рахманиновым, Н. Римским-Корсаковым, А. Бородиным, П. Булаховым
Прослушивается романс в грамзаписи «Колокольчики мои» музыка П. Булахова.
Сообщение об Я. П. Полонском. Демонстрируется портрет поэта.
Яков Петрович Полонский родился в 1819 году в Рязани, в семье чиновника. Окончил юридический факультет Московского государственного университета. В 1844 году вышла первая книжка «Гаммы». Слава пришла к нему поздно. Отдельные его стихи положены на музыку. Любил писать о природе. Учащийся читает стихотворение «Дорога».
Заключительное слово.
Заканчивается наше с вами небольшое путешествие в мир прекрасного, в мир поэзии. Сегодня прозвучали стихи замечательных поэтов, подлинных мастеров русского стихотворного пейзажа: А. Фета, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Толстого, Я. Полонского. Их стихи помогают нам вслушаться и всмотреться в кажущуюся простоту родного пейзажа, понять «всю прелесть застенчивой русской природы». (Н. Рыленков)
Благодаря им мы начинаем ценить красоту родного языка, беречь и приумножать богатства которого предстоит нам всем вместе.
Подведение итогов. Вопрос учащимся:
-Чьё творчество понравилось вам больше всего?
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...