Урок литературы в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Абрамова Ирина Викторовна

Урок литературы в 6 классе на тему: "Поэты ХIХ века о Родине и родной природе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit6.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

Тема: «Природа и Родина в стихотворениях русских поэтов»

Цели:

1. Образовательная цель: знакомство с творчеством поэтов 19 века.

2. Развивающие цели: 

  • развитие элементов творческой деятельности;
  • развитие навыков устной и письменной речи;
  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;
  • повышение мотивации учения через разнообразные средства и формы работы.

3. Воспитательные цели: 

  • Воспитание любви к прекрасному;
  • воспитание интереса к поэтическому слову, любви к Родине.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться выразительно читать поэтические тексты; находить и интерпретировать средства художественной изобразительности в  лирическом  произведении.

УУД:  коммуникативные: слышать и слушать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения; проектировать траектории развития через включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Инструменты: 

  1. стихотворения в учебнике,
  2. репродукции картин, презентация
  3. компьютер,
  4. проектор.

 

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

 наполнилось сердце.

Н. И. Рыленков

Оборудование:  книжная выставка, интерактивная доска, портреты поэтов, тексты изучаемых произведений

Ход урока

            Вступительное слово

В стихах многих русских поэтов воспета природа, любовь к Родине. Сегодня мы с вами познакомимся со стихами Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, А. К. Толстого, Я.  П. Полонского. Их поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает глубокие мысли, даёт почувствовать красоту земли и родного слова.

Демонстрируется портрет поэта. Афанасий Афанасьевич Фет

Родился 5 декабря 1820 года в Орловской губернии в семье помещика.

Сказки, услышанные им в раннем детстве от крепостных девушек, способствовали развитию любви к природе, ко всему необыкновенному. В зимние вечера девушки при свечах пряли пряжу, пели грустные народные песни, а то вдруг  начинали вспоминать страшные истории о чертях и ведьмах, о происшествиях в часы ночных гаданий. Мальчик всё принимал за правду. Рос он мечтательным и пытливым. С деревенскими ребятишками ходил он по грибы, на рыбалку, лазал по деревьям, скакал на лошади.

Отец решил дать сыну хорошее образование. Фет закончил МГУ, словесный  факультет. К этому времени накопилось много стихов. И он решился показать их Гоголю. Стихи понравились. Это окрылило Фета. Он стал писать больше и тщательнее. При жизни поэта вышли 5 поэтических книг. Его стихами увлекались И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А. М. Горький.

Фет пристально и с большой любовью вглядывается в жизнь природы. Розы у него грустят и смеются, тонко позванивает колокольчик в цветнике. Ясно слышен голос соловья, жаворонка. Читая его стихи, вы словно впервые видите лукавую рыбку, серебристого зайца. Весь этот пёстрый мир движется, дышит, радуется жизни.

Природа в его стихах  и радостная и грустная. Чувства поэта то яркие, сильные, то едва уловимые. Настроение подчас зависит от смены времени  года.

Прослушивание в записи стихотворения А. Фета «Колокольчик».

Ученик читает наизусть стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила».

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-

Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом всё гудёт и

Колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мёртвые что мне листы!

Кажется издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

            Сообщение о Ф. И. Тютчеве. Демонстрируется портрет поэта.

Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году в старинной дворянской семье, в Орловской губернии. Юные годы провёл в Москве. Блестяще закончил МГУ, факультет словесности. Вскоре уехал за границу. Прожил там 22 года, но не терял связи с Родиной, приезжал в родные места. Фёдор Иванович ,как поэт, был признан по возвращении на Родину. О нём  с восхищением отзывались А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев,  А. А. Фет. Тютчев вошёл в литературу как певец природы, мастер стихотворного пейзажа. Мир в его стихах полон таинственности, загадочности. От них веет молодостью, жизнелюбием.

 Ученик читает наизусть стихотворение «Неохотно и несмело». Обращается внимание на выразительное чтение.  

Прослушивание в записи того же стихотворения «Неохотно и несмело».

Учащиеся читают наизусть стихи «Смотри, как запад разгорелся», «Листья».

Сообщение об А. Н Майкове  Демонстрируется портрет поэта.

Аполлон Николаевич Майков родился в 1821 году. Детство его прошло в селе Никольском Московской губернии. Он из старинного дворянского рода.

 Отец – академик живописи, мать – писательница. А. Н. Майков окончил Петербургский университет, юридический факультет. Рано начал писать стихи. Его занимают исторические темы, взятые из жизни греков, римлян, итальянцев, славян. Но он и певец природы, мастер среднерусского пейзажа.

Он создаёт конкретные картины и образы, проявляя глубокое чувство и большую живописную зоркость. Много его стихов положено на музыку П. И. Чайковским, Н. Римским-Корсаковым и другими композиторами.

Прослушивание выразительного чтения стихотворения «Весна».  Читает ученик.

Сообщение об А. К. Толстом.  Демонстрируется портрет поэта.

Алексей Константинович Толстой родился в 1817 в Петербурге, в знатной дворянской семье. Детство провёл на Украине. Начал писать стихи и прозу с 6 лет. Воспитывался у дяди, писателя, который специально для мальчика написал сказку «Чёрная курица» (Антоний Погорельский). Алексей Константинович отлично рисовал, занимался музыкой. В совершенстве владел несколькими языками. Служил при царском дворе. Вместе с двоюродными братьями Жемчужниковыми писал под псевдонимом Козьма Прутков стихи, басни, пьесы. За ним утвердилась слава юмориста. Послушайте его «изречения»:

«Болтун подобен маятнику: того и другого надо остановить».

«У человека для того поставлена голова вверху, чтобы он не ходил вверх ногами».

Писал он и на исторические темы.

Последние годы жизни провёл под Брянском, в имении Красный Рог. Здесь он слушал пение птиц, наблюдал за природой, писал стихи. На его стихи написано много песен, романсов композиторами П. Чайковским, С. Рахманиновым, Н. Римским-Корсаковым, А. Бородиным, П. Булаховым

Прослушивается романс в грамзаписи «Колокольчики мои» музыка П. Булахова.

Сообщение об Я. П. Полонском.  Демонстрируется портрет поэта.

Яков Петрович Полонский родился в 1819 году в Рязани, в семье чиновника. Окончил юридический факультет Московского государственного университета. В 1844 году вышла первая книжка «Гаммы». Слава пришла к нему поздно. Отдельные его стихи положены на музыку. Любил писать о природе. Учащийся читает стихотворение «Дорога».

Заключительное слово.

Заканчивается наше с вами  небольшое путешествие в мир прекрасного, в мир поэзии. Сегодня прозвучали стихи замечательных поэтов, подлинных мастеров русского стихотворного пейзажа: А. Фета, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Толстого, Я. Полонского. Их  стихи помогают нам  вслушаться и всмотреться в кажущуюся простоту родного пейзажа, понять «всю прелесть застенчивой русской природы». (Н. Рыленков)

Благодаря им мы начинаем ценить красоту родного языка, беречь и приумножать богатства которого предстоит нам всем вместе.

Подведение итогов. Вопрос учащимся:

-Чьё творчество понравилось вам больше всего?

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...