Литература русского Зарубежья
статья по литературе (11 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Статья о писателях русского Зарубежья. Алданов Марк Александрович

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_russkogo_zarubezhya.docx18.39 КБ
Файл aldanov_mark_aleksandrovich.docx14.36 КБ

Предварительный просмотр:

Литература русского Зарубежья

Помимо Бунина, Куприна, Шмелева, Зайцева в литературе русского Зарубежья существовало еще много писателей. Достаточно назвать Д.С. Мережковского, А.М. Ремизова, М.А. Алданова, А.Т. Аверченко, Н. А. Тэффи. Недолгой оказалась жизнь в эмиграции крупнейшего русского прозаика и драматурга Леонида Андреева (1871-1919). Февральская революция 1917 года, развал на фронте, разруха, голод – все это усилило у Андреева чувство растерянности и смятения. В разгар революционных событий он перебирается на дачу в Райволо (Финляндия) и оказывается отрезанным от России, по которой очень тоскует. Работает над романом «Дневник Сатаны», где сатирически изображает империалистическую Европу накануне первой мировой войны. Он во власти отчаяния и страха – видит только хаос, разрушение. 12 сентября 1919 года Андреев скончался от разрыва сердца в финской деревушке Нейвала. Прозаик, поэт, мыслитель Д.С. Мережковский (1865-1941) во всех своих произведениях, которые сам он рассматривал как единое сочинение, шел от метафизической схемы: Христос и Антихрист, Богочеловек и Человекобог, Дух и Плоть. Его предреволюционные сочинения несут в себе антимонархическую устремленность, а сам коронованный правитель объявляется Зверем из Бездны. Позже из Царя-Зверя вырастает Народ-Зверь. Это недавний раб, получивший оружие и перевернувший страну. В январе 1920 года вместе с Гиппиус едет в командировку на юг читать лекции о Египте и переходит польскую границу в районе Бобруйска. Отныне он видит спасение России от большевизма в иностранной интервенции и последовательно делает ставку на диктаторов-иноземцев – Пилсудского, Муссолини, Гитлера. С конца 1920 года живет в Париже до конца своих дней. Современники отмечали в его произведениях некий пророческий дар и историчность, книжное знание. Всю жизнь Мережковского волновала судьба христианской религии, искал он ответы в древнем Египте и Вавилоне. Мережковский создает ряд произведений о дохристианском прошлом, стремясь найти в нем ответы настоящему и намек на будущее человечества. Это крупные исторические романы «Тутанкамон на Крите» и «Мессия». Произведения написаны в форме художественно-философской прозы. В эмиграции он становится фигурой архаичной. Когда фашистская армия напала на нашу страну, Мережковский выступил по радио, где сравнил Гитлера с Жанной д-Арк (писателю было уже 76 лет). И когда он скончался, пришли проводить его несколько человек. Писатель и прозаик, драматург А.М. Ремизов (1877-1975) тяготел к архаике. Была попытка прорваться к средневековью. Реставрировать язык. Во всех книгах (Ремизов выехал из России в 1921 году, полагая скоро вернуться) – «Россия в письменах», «Звенигород окликанный. Николины притчи», он продолжает пересказ  преданий, апокрифов, легенд, стремясь обнажить эмоциональное, духовное начало мифа, освободив его от штампованного восприятия. Реальность в его книгах прослаивается фантастикой, материал расположен причудливо, часто используются «сны» - не только как эпизоды повествования, но и как принцип сюжетного построения. Он ищет опровержения собственному безнадежному выводу: «Человек человеку – бревно». В последние годы жизни Ремизов принял советское подданство. Умер в Париже, ослепший и полузабытый. В эмиграции продолжал работать Аркадий Аверченко и Н.А. Тэффи, писатели-союзники, своим творчеством составившие целую эпоху в нашей отечественной юмористике, стихии смеха – большею частью веселого у Аверченко и грустного у Тэффи. Это их дореволюционное творчество. С началом великого кризиса, охватившего старую Россию – поражений на германском фронте, надвигающийся голод, замолк веселый смех Аверченко. Как личную драму он воспринимает ухудшающийся быт Петрограда, удорожание жизни «Запутанная и темная история», «Быт». Аверченко приветствует падение династии Романовых, выступает против большевиков. Так предопределяется его путь эмигранта. В памфлетах и рассказах, написанных во врангелевском Крыму, он обращается с призывом приблизить «час ликвидации и расчета» с большевиками. После падения Крыма Аверченко выезжает в Константинополь, а затем поселяется в Праге. В 1921 году выходит его новая книга, стоимостью 5 франков «Дюжина ножей в спину революции», он предавал в книге анафеме новую Россию, бесконечно сокрушаясь о гибели России прежней. Книжка вызвал отповедь в советской печати. Сам отъезд за рубеж окрашивается в скорбные тона. Мажорный смех сменился грустноватой усмешкой при виде эмигрантских злоключений – «Аргонавты и золотое руно», «Русское искусство». Лишь изредка прорывается «прежний» Аверченко («Оккультные тайны Востока»), чтобы снова вернуться к печальной действительности. Аверченко всегда прекрасно чувствовал душу ребенку («О детях», «Вечером»). Но никогда еще он не ощущал ее с такой остротой и нежностью, как в пору испытаний гражданской войны и эмиграции. Так возникает в поздних рассказах Аверченко иная, трагическая нота, усиленная осознанием собственной оторванности от родной почвы. Он болел тоской по России. 12 марта 1925 года, в пражской больнице, Аверченко скончался от болезни сердца. Умеренно-либеральная позиция Тэффи (псевдоним, наст. фамилия Лохвицкая, по мужу – Бучинская, 1872-1952), определила ее отношение к Октябрю. Сначала из Петербурга в Москву. Затем Киев. Путь на север закрыт. Так в 1920 году Тэффи оказывается в Париже. Пробыла она за границей более 30 лет. Однако в том же 1920 году становится сотрудницей большевистской «Правды». Два фельетона «Наши за границей» появились в «Правде». Теффи не разделяла мысль и надежд на скорое возвращение в Россию. О России у Теффи вспоминают все – генералы и приживалки, аристократы и официанты. Она находит и доброту, и сердечность, и отзывчивость. Последние годы она тяжело страдает от болезни, одиночества, тоски по родине. 6 октября 1952 года писательницы не стало. Мысли о России, о родине, о собственной судьбе не покидали ее. В стихах подытожила она свой путь.

Цветут тюльпаны синие

В лазоревом краю.

Там кто-нибудь на дудочке

Доплачет жизнь мою.

Русская литература, одна из могучих в мире, не очень-то богата женщинами-писателями. Одно из немногих исключений – Тэффи. Она никогда не развлекала. Не смешила.



Предварительный просмотр:

Алданов Марк Александрович

1886-1957

Марк Алданов занимает промежуточное место между старшим и младшим поколениями русских зарубежных прозаиков. Настоящая его фамилия М.А. Ландау. По профессии инженер-химик, до 1917 года выпустил одну книгу «Толстой и Роллан» и заявил о себе как о талантливом историческом романисте в возрасте 35 лет. Алданов стремился, как бы заполнить недостающие звенья романа Л. Толстого «Война и мир» своими историческими романами. В его тетралогии «Мыслитель», «Девятое Термидора», «Чертов мост», «Заговор» события прослеживаются от термидорианского переворота во Франции, через описание Швейцарского похода Суворова и гибели императора Павла 1, завершаясь сценой кончины Наполеона в 1821 году на острове Святой Елены. Ощущается воздействие Л. Толстого. В тетралогии «Мыслитель», принесший Алданову европейскую известность, проявился его сугубый исторический пессимизм, стремление поставить под сомнение все и вся и выявить роль «его величества случая». Центральный символ цикла – статуя беса, который, высунув язык, с вершины собора Парижской Богоматери смотрит на копошение людей внизу. Его тема – ирония судьбы. Эта концепция проявилась в трех романах о русской революции «Ключ», «Бегство», «Пещера». Позднее создан роман «Истоки», возвращающий нас к предшествовавшим революции событиям -  цареубийству 1 марта 1881 года и в числе действующих лиц рисует фигуры Маркса, Бакунина, Гладстона. В трилогии о революции действуют вымышленные персонажи. У Алданова есть очерки об исторических событиях и фигурах, знаменитых современниках. Эти очерки собраны в книгах «Современники», «Портреты», «Земли и люди». Современников поражало противоречие между мрачностью убеждений Алданова и его безукоризненной порядочностью и человечностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место спецкурса "Литература русского зарубежья" в системе литературного образования школьников в профильном филологическом классе

Спецкурс “Литература русского зарубежья” изучается на заключительном этапе литературного образования, получаемого учащимися в рамках средней школы, параллельно с курсом русской литературы XX века.htt...

Литература Русского зарубежья

Работа ученицы содержит материал о русских писателях, поэтах, которые в разное время и по разным причинам оказались за пределами своей страны, но писали о Родине и для неё....

Русская литература и литература русского зарубежья.

Интегрированный урок литературы. 11 класс....

Рабочая программа элективного курса "Литература русского зарубежья"

Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы Т.П.Матлиной "Литература русского зарубежья"....

Литература Русского Зарубежья в историческом контексте. Презентация

Презентация знакомит с писателями и поэтами Русского Зарубежья....

Программа элективного курса "Литература русского зарубежья" для учащихся 11 класса

Программа элективного курса "Литература русского зарубежья" предназначена для учащихся 11 класса....

Элективный курс "Литература русского зарубежья"

Инновационная разработка «Литература русского зарубежья» адресована учителям литературы и содержит программу элективного курса. Программа может быть использовано при изучении литературы на профильном ...