Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме
Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я. Коровиной 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_7_klass_kutsenko.doc | 339.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Глушковская средняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор МКОУ на МС школы на МО учителей
«Глушковская средняя Протокол № ___ русского языка
общеобразовательная школа» от «___»____20___г. и литературы
________А.Э.Романчиков Руководитель МС Протокол № ___
от «___»____20___г. _____В.Н.Пугачева от «___»____20___г.
Руководитель МО
_______Р.В.Куценко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
7 класс
Учитель: Куценко Руслана Владимировна
/первая квалификационная категория/
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.).
На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- изложение с элементами сочинения;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у детей;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Задача курса литературы 7 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Контрольные работы | |
уроки | уроки развития речи | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | - | - |
2 | Устное народное творчество | 4 | 3 | 1 | - |
3 | Древнерусская литература | 4 | 2 | 1 | 1 |
4 | Из русской литературы XVIII века | 2 | 2 | - | - |
5 | М.В.Ломоносов | 1 | 1 | - | - |
6 | Г.Р.Державин | 1 | 1 | - | - |
7 | Из русской литературы XIX века | 34 | 31 | 2 | 1 |
8 | А.С.Пушкин | 6 | 5 | 1 | - |
9 | М.Ю.Лермонтов | 3 | 3 | - | - |
10 | Н.В.Гоголь | 7 | 5 | 1 | 1 |
11 | И.С.Тургенев | 2 | 2 | - | - |
12 | Н.А.Некрасов | 3 | 3 | - | - |
13 | М.Е.Салтыков- Щедрин | 3 | 3 | - | - |
14 | Л.Н.Толстой | 2 | 2 | - | - |
15 | А.П.Чехов | 3 | 3 | - | - |
16 | И.А.Бунин | 3 | 3 | - | - |
17 | Стихи русских поэтов о родной природе | 1 | 1 | - | |
Произведения русских писателей ХХ века | 20 | 18 | 1 | 1 | |
18 | М.Горький | 5 | 4 | 1 | - |
19 | Л.Андреев | 1 | 1 | - | - |
20 | В.В.Маяковский | 2 | 2 | - | - |
21 | А.П.Платонов | 2 | 2 | - | - |
22 | Ф.А.Абрамов | 2 | 2 | - | - |
23 | Е.И.Носов | 2 | 2 | - | - |
24 | А.Т.Твардовский | 1 | 1 | - | - |
25 | Поэзия о ВОв | 1 | 1 | - | - |
26 | Ю.П.Казаков | 1 | 1 | - | - |
27 | Д.С.Лихачев | 1 | 1 | - | - |
28 | Стихи русских поэтов о родной природе | 1 | 1 | ||
Зарубежная литература | 2 | 2 | - | - | |
29 | Р.Бернс; Дж.Г.Байрон; Японские трехстишия-хокку | 1 | 1 | - | - |
30 | О.Генри, Р. Бредбери | 1 | 1 | - | - |
31 | Итоговый урок | 1 | 1 | - | - |
Итого: | 68 | 59 | 5 | 4 |
Содержание тем учебного курса
Содержание тем учебного курса
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».
Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления)
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения).
На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 7 класса.
Учащиеся должны знать:
- Текст художественного произведения.
- Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
- Особенности композиции изученного произведения.
- Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
Учащиеся должны уметь:
- Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
- Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
- Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
- Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
- Различать эпические и лирические произведения.
- Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
- Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
- Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
- Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
- Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
- Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Учебно-методическое обеспечение
- «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2015 г.
- Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс»
- В.Я.Коровина, «Методические советы по литературе. 7 класс»
- Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М., 2000.
- Литература. 6 класс: поурочные разработки. Изд. 2-е. –Волгоград: Учитель,2007.
- Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы
- Мультимедиа энциклопедия.
- Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.
9.http://www.prosv.ru/metod/korovina7/42.html - методические рекомендации Коровиной В.Я.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания или основные понятия урока | Виды деятельности | Формы контроля | Оборудование |
1. ВВОДНЫЙ УРОК. Изображение человека как важнейшая задача литературы. | Урок изучения нового материала | Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; литература как искусство слова | Коллективная, познавательная | Беседа Индив. выступления учащихся Пересказ | Учебник, учебное пособие для 7 класса «Читаем, думаем, спорим» | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 4 ЧАСА | ||||||
1. Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович» | Урок изучения нового материала | Былины как героические песни эпического характера. Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. | Коллективная, практическая | Беседа Работа с учебником (чтение статьи, составление плана, запись тезисов) Выразительное чтение былины учителем | ||
2. Прославление мирного труда героя – труженика. Микула Селянинович – эпический герой. | Комбинированный | Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда | Самостоятельная, практическая | Рассказ учащихся Чтение по ролям Словарная работа Беседа | «Литература Костромской области 7 – 9 класс» стих. В.М. Лапшина «Микула» | |
3. РР. Подготовка к домашнему сочинению «Русские богатыри как выражение национального представления о героях» | Урок развития речи | Сюжет, система образов, герои былин; выражение в былинах исторического сознания русского народа. | Самостоятельная, творческая | Словарная работа Составление плана | Репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри» | |
4. Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости. | Комбинированный | Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. | Самостоятельная, практическая | Работа со статьей учебника Составление рассказов по пословицам Игра - викторина | Книга «Читаем, думаем, спорим» 7 кл. | |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА – 4 ЧАСА | ||||||
1. «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха» | Урок изучения нового материала | Понятие о древнерусской литературе. «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», их актуальность в наши дни. | Коллективная, познавательная | Работа с учебником Беседа Работа с текстом | Портреты русских князей, фотографии старинных книг | |
2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как образец житийного жанра древнерусской литературы. | Комбинированный | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Темы любви, верности слову, долгу, святости поступков и желаний. | Самостоятельная, практическая | Рассказ ученика Беседа Выразительное чтение | ||
3. РР. Подготовка к домашнему сочинению «Нравственные облик человека в древнерусской литературе» | Урок развития речи | Нравственные облик человека в древнерусской литературе | Самостоятельная, творческая | Беседа Словарная работа Составление плана сочинения | «Толковый словарь РЯ», тексты произведений ДРЛ | |
4. Контрольная работа по УНТ и ДРЛ | Урок контроля | Проверить знания учащихся | Самостоятельная, практическая | Тест | ||
ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА – 2 ЧАСА | ||||||
1. Личность и судьба М.В. Ломоносова. Стихи М.В. Ломоносова. | Урок изучения нового материала | М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…». Особенности поэтики, патриотизм. | Коллективная, познавательная | Работа со статьей учебника Беседа Комментированное чтение Словарная работа | Портрет М.В. Ломоносова | |
2. Г.Р. Державин. Очерк жизни и творчества. Стихи Г.Р. Державина. | Урок изучения нового материала | Жизнь и деятельность Г.Р. Державина. «Птичка», «Признание», «Река времён…» Особенности поэтики, патриотизм. | Коллективная, познавательная | Работа со статьей учебника Беседа Комментированное чтение Словарная работа | Портрет Г.Р. Державина | |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА – 34 ЧАСА | ||||||
1. А.С.ПУШКИН и русская история. Поэма «Полтава». | Урок изучения нового материала | Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр 1 и Карл ХII. | Коллективная, познавательная | Работа со статьей Аналитическая беседа Выразительное чтение | Портреты А.С. Пушкина, высказывания о Пушкине | |
2. Поэма «Полтава». Изображение Петра в поэме. | Комбинированный | Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Образ Петра 1. | Групповая, исследовательская | Чтение наизусть Работа с текстом Сравнительная характеристика героев | ||
3. «Медный всадник». Тема Петра 1 в поэме. | Комбинированный | Поэма «Медный всадник». Историческое прошлое страны. Тема «маленького человека». Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы. | Коллективная, практическая | Выразительное чтение Работа с текстом Словарная работа | Виды, фотографии Петербурга, памятников Петру 1 | |
4. «Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе. | Урок изучения нового материала | А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Композиция, связь с древнерусской литературой, фольклорные традиции. Нравственная проблематика стихотворения: тема судьбы и пророчества | Коллективная, познавательная | Выразительное чтение Словарная работа Работа с текстом Беседа Сравнение худ. текста и источника | Иллюстрации В.М. Васнецова к произведению Пушкина «Песнь о вещем Олеге» | |
5. Пушкин – драматург. Трагедия «Борис Годунов» | Урок изучения нового материала | А.С. Пушкин «Борис Годунов» Историческое прошлое страны. Тема «маленького человека». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. | Коллективная, познавательная | Беседа Словарная работа Чтение по ролям | Иллюстрации В.И. Сурикова, В.А. Фаворского, В.Г. Перова к драме «Борис Годунов» | |
6. РР. Сочинение по произведениям А.С. Пушкина. | Урок развития речи | Самостоятельная, практическая | Сочинение | Портреты и высказывания о Пушкине | ||
1. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Личность поэта. «Песня про …купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России | Урок изучения нового материала | М.Ю. Лермонтов Жизнь и творчество. Образ Ивана Грозного и тема власти. | Коллективная, познавательная | Выразительное чтение, аналитическая беседа, устное словесное рисование | Портрет поэта, иллюстрации, изображающие Ивана Грозного. | |
2. Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера. | Комбинированный | Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Нравственная проблематика поэмы. | Групповая, практическая | Анализ эпизода Выразительное чтение по ролям Сравнительная характеристика героев Работа с худ. деталями текста Составление плана | ||
3. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова | Урок изучения нового материала | «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…». Мотивы лирики. Состояние души поэта. | Групповая, практическая | Выразительное чтение по ролям Анализ стихов, устное словесное рисование | фонограммы на стихи Лермонтова | |
1. Н. В. ГОГОЛЬ. История создания повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья. | Урок изучения нового материала | Обзор жизни и творчества Н. В. Гоголя. «Тарас Бульба». Героико-патриотический пафос повести. Сюжет и герои повести, быт казаков, их взгляд на жизнь. Остап и Андрий, Тарас Бульба. | Коллективная, познавательная | Инд. выступления учащихся комментированное Чтение и анализ 1 главы текста | Портрет Н.В. Гоголя, выставка его произведений | |
2. Образ Запорожской Сечи в повести. Тарас Бульба и его сыновья в Сечи. | комбинированный | Запорожская Сечь и ее нравы. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. | Групповая, практическая | Аналитическая беседа Выразительное чтение Составление плана Сравнительная характеристика | иллюстрации к повести Е. Кибрика | |
3. Осада польского города Дубно. | комбинированный | Героико-патриотический пафос повести. Взгляд на жизнь казаков. | Коллективная, практическая | Выразительное чтение аналитическая беседа, Работа с тексом Составление плана | ||
4. Трагедия Тараса Бульбы. | комбинированный | Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Образ Тараса Бульбы. | Самостоятельная, практическая | Выразительное чтение Работа с текстом Составление плана | ||
5. Обобщающий урок по повести «Тарас Бульба». | Урок обобщения и систематизации знаний | Нравственная проблематика повести | Самостоятельная, практическая | Аналитическая беседа, проблемные вопросы, тест. | ||
6. РР. Сочинение по повести «Тарас Бульба». | Урок развития речи | Художественное своеобразие повести, особенности языка Н. В. Гоголя | Самостоятельная, творческая | Сочинение | ||
7. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя | Урок контроля | Проверка знаний учащихся | Самостоятельная, практическая | тест | ||
1. И.С. ТУРГЕНЕВ. Сборник «Записки охотника». Рассказ «Бирюк» | Урок изучения нового материала | Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Сюжет, композиция, основной конфликт. | Коллективная, познавательная | Инд. выступления учащихся Аналитическая беседа Пересказ | Портрет писателя, высказывания о Тургеневе, выставка его книг | |
2. Стихотворения в прозе. | Урок изучения нового материала | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Два богача», «Близнецы». Особенности жанра, художественные особенности, темы. | Коллективная, познавательная | Чтение по ролям Аналитическая беседа Выразительное чтение | ||
1. Н.А. НЕКРАСОВ – поэт народной боли. Поэма «Русские женщины» | Урок изучения нового материала | Н.А. Некрасов «Русские женщины». Декабристы, их роль в жизни страны. Верность жён декабристов. | Коллективная, познавательная | аналитическая беседа, чтение наизусть, выразительное чтение, чтение по ролям | Портрет писателя, портреты кн. Трубецкой и Волконской | |
2 .Тема подвига русских женщин в поэме Некрасова | комбинированный | «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин. | Самостоятельная, практическая | Аналитическая беседа Проблемные вопросы, тест | ||
3. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова | Урок изучения нового материала | Стихотворения «Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. | Самостоятельная, практическая | Анализ лирического произведения Беседа Выразительное чтение | ||
1. М.Е. САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН. Образ писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» как сатирическая сказка. | Урок изучения нового материала | М.Е. Салтыков-Щедрин Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик …». Эзопов язык. Сказка. Сатира. | Коллективная, познавательная | Инд. выступления учащихся Аналитическая беседа Словарная работа | Портрет писателя, иллюстрации Кукрыниксов к сказкам писателя | |
2. Паразитизм генералов. Трудолюбие и сметливость мужика, осуждение его покорности | Комбинированный | Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Критика покорности русского мужика. | Групповая, практическая | Работа с текстом Словарная работа | ||
3. Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» | Урок внеклассного чтения | М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» Сатира. Тема и идея сказки. | Групповая, практическая | Беседа Работа с текстом Заполнение таблицы | ||
1. Л.Н. ТОЛСТОЙ. Детство писателя. Автобиографический характер повести «Детство». Главы «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Классы» | Урок изучения нового материала | Обзор жизни и творчества Л. Н. Толстого. Понятие трилогии. Автобиографический характер повести | Коллективная, познавательная | Аналитическая беседа Словарная работа Пересказ | Портрет писателя, фотографии, альбом «Ясная поляна» | |
2. Глава «Наталья Саввишна». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста. | Комбинированный | Детское неприятие пороков, желание исправиться самому; сочувствие чужому горю, сострадание; мастерство писателя в описании внешности. | Групповая, практическая | Пересказ Работа с текстом Анализ эпизода Словарная работа | Толковый словарь | |
1. А.П. ЧЕХОВ – мастер жанра короткого рассказа. «Хамелеон» | Урок изучения нового материала | Обзор жизни и творчества А. П, Чехова. Рассказ «Хамелеон». Сатирический пафос произведения. | Коллективная, познавательная | Беседа Работа с текстом Пересказ | Портрет писателя, фото его родных мест | |
2. Хамелеонство как социальное явление. Язык рассказа «Хамелеон» | Комбинированный | Чехов А.П. «Хамелеон». Сатира. Красота, точность языка. Главный герой – смех над пороками. | Самостоятельная, практическая | Чтение по ролям Пересказ Словарная работа | ||
3. Рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня» | Урок внеклассного чтения | Рассказы «Злоумышленник», «Размазня». Авторская позиция. Юмор в рассказе. Средства создания комического. | Коллективная, познавательная | Аналитическая беседа Характеристика персонажей Написание отзыва | ||
1. И.А. БУНИН. Судьба и творчество. «Цифры» | Урок изучения нового материала | И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. | Коллективная, познавательная | Составление плана Аналитическая беседа | Портрет писателя | |
2. Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии. | Комбинированный | Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Художественное мастерство Бунина-прозаика. | Коллективная, практическая | Беседа Пересказ – анализ Словарная работа | ||
3. Рассказ «Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребенку. | Урок изучения нового материала | Рассказ «Лапти». Нравственный смысл произведения. | Коллективная, познавательная | Аналитическая беседа Проблемные вопросы Словарная работа | ||
1. «Край ты мой, родимый край». Стихи о родной природе | Урок изучения нового материала | Стихотворения о природе А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», «Замолкнул гром», И.А. Бунин «Родина»,В.А. Жуковский «Приход весны». Любовь поэтов к Родине, к народу, к русской природе. Поэтичность языка. Эпитеты, олицетворение, метафора, сравнение. | Самостоятельная, творческая | Чтение наизусть Выразительное чтение и анализ стихов Устное словесное рисование | Портреты русских поэтов XIX века | |
1. Обобщающий урок по русской литературе XIX века. | Урок контроля | Произведения литературы 19 века. Проверить уровень знаний. | Самостоятельная, творческая | Игра «Литературный ринг» | Портреты писателей и поэтов XIX века | |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА – 20 ЧАСОВ | ||||||
1. М. ГОРЬКИЙ. О писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (1 глава) | Урок изучения нового материала | Жизнь и творчество писателя. «Детство». Герои повести. Влияние окружающей среды на характеры и поступки детей. | Коллективная, познавательная | Аналитическая беседа Чтение по ролям Пересказ | Портрет М. Горького | |
2. «Свинцовые мерзости жизни», изображенные в повести «Детство» | Комбинированный | Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. | Коллективная, практическая | Аналитическая беседа Чтение по ролям Словарная работа | ||
3. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» на страницах повести «Детство» | Комбинированный | Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. | Групповая, практическая | Аналитическая беседа Работа с текстом Составление плана | ||
4. РР. Сочинение – характеристика литературного героя | Урок развития речи | Герои повести. Характеристика героя. Нравственная проблематика повести, мастерство М. Горького. | Самостоятельная, творческая | Характеристика героев, подбор цитат, сочинение. | ||
5. «Легенда о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль») | Комбинированный | М. Горький «Старуха Изергиль». Легенда о Данко. Образ Данко, готовность героя на самопожертвование. | Коллективная, познавательная | Выразительное чтение, аналитическая беседа, пересказ, характеристика героев. | Раздаточный материал (иллюстрации художников Палеха) | |
1. Л. АНДРЕЕВ Личность писателя. Рассказ «Кусака» | Урок изучения нового материала | Л.Н. Андреев «Кусака». Общее представление о творчестве писателя, мастерство Л.Н. Андреева. Герои рассказа. Авторское сочувствие к обездоленным. | Коллективная, познавательная | Составление цитатного плана Аналитическая беседа Пересказ | Портрет писателя, выставка его книг | |
1. В.В. МАЯКОВСКИЙ. Ранние стихотворения как отражение души поэта | Урок изучения нового материала | Общее представление о творчестве поэта, мастерство В.В. Маяковского. Стихотворения. Особенности поэтического языка, представления поэта о сущности творчества | Коллективная, познавательная | Аналитическая беседа Лексический анализ стихотворения Выразительное чтение | Портрет поэта | |
2. Личность поэта. «Необычайное приключение…» | Комбинированный | В. В. Маяковский «Необычайное приключение…» Особенности анализа стихотворения, художественные средства в стихотворении. | Самостоятельная, практическая | Беседа Лексический анализ стихотворения Выразительное чтение | ||
1. А.П. ПЛАТОНОВ. Личность писателя. Рассказ «Юшка» | Урок изучения нового материала | А. П. Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости. | Коллективная, познавательная | Беседа Чтение рассказа Аналитическая беседа | Портрет писателя, выставка его книг | |
2. А.П. ПЛАТОНОВ «В прекрасном и яростном мире». Своеобразие языка прозы Платонова | Урок внеклассного чтения | Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова | Самостоятельная, практическая | Аналитическая беседа Пересказ | ||
1. Ф. АБРАМОВ и его рассказ «О чем плачут лошади» | Урок изучения нового материала | Ф.Абрамов. «О чем плачут лошади». Деревенская тема. | Коллективная, познавательная | Аналитическая беседа Проблемные вопросы Пересказ | Портрет Абрамова | |
2. Проблематика рассказа Ф. Абрамова | Комбинированный | Нравственные проблемы рассказа. | Коллективная, практическая | Аналитическая беседа Работа с планом Словарная работа | ||
1. Е. НОСОВ. Рассказ «Кукла». Нравственная проблематика рассказа | Урок изучения нового материала | Е.И. Носов «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека. | Коллективная, познавательная | Работа с учебником Аналитическая беседа Работа с текстом | Портрет писателя | |
2. Е. Носов «Живое пламя» | Комбинированный | Е.И. Носов «Живое пламя» Тема бережного отношения к природе. | Самостоятельная, практическая | Беседа Анализ эпизода | ||
1. ТВАРДОВСКИЙ – «художник с мудрым сердцем и чистой совестью». Стихотворения | Урок изучения нового материала | А.Т. Твардовский. Темы стихотворений поэта. «Братья», «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «Отыграли по дымным оврагам…», «На дне моей жизни…» Великая Отечественная война в стихотворениях А.Т. Твардовского. | Групповая, практическая | Чтение статьи учебника Выразительное чтение Беседа Частичный анализ | Портрет поэта, фотографии его с друзьями, книги | |
1. Ритмы и образы военной лирики. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. | Комбинированный | Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Стихотворения поэтов – костромичей о ВОв. Тема ВОв. | Самостоятельная, практическая | Выразительное чтение Беседа Частичный анализ | Фонограммы с записями песен военных лет | |
1. Ю.П. КАЗАКОВ и его рассказ «Тихое утро» | Урок изучения нового материала | Ю.П. Казаков «Тихое утро». Изображение природы. Умение заглянуть в душу человека. Поведение мальчиков в минуту опасности. Яшка – верный товарищ. | Коллективная, познавательная | Работа со статьей учебника Чтение произведения Беседа Составление плана | ||
1. «Земля родная». Статьи Д.С. Лихачева | Урок изучения нового материала | Д.С. Лихачёв Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи. | Коллективная, познавательная | Выразительное чтение Анализ стихотворений Беседа | ||
«Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). | Комбинированный | Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами. | Групповая, творческая | Выразительное чтение Анализ стихотворений Беседа | ||
1. Обобщающий урок по русской литературе | Урок контроля | Произведения литературы 20 века. Проверка уровня знаний. | Самостоятельная, творческая | Викторина | Выставка книг, портреты писателей и поэтов | |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 2 часа | ||||||
1. Японские хокку. Творчество Р. Бернса, Дж. Байрона | Комбинированный | Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности. | Коллективная, познавательная | Инд. выступления учащихся Работа со статьей учебника Беседа | ||
2. О.Генри. «Дары волхвов». Р.Д.Бредбери. «Каникулы». | Комбинированный | О.Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ – предупреждение. | Коллективная, познавательная | Инд. выступления учащихся Работа со статьей учебника Беседа | ||
Итоговый урок. | Итоговый урок. | Подведение итогов. Рекомендации книг для летнего чтения | Коллективная, практическая | Список книг |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....