Олимпиадные задания по литературе
олимпиадные задания по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Разбор заданий по литературе (олимпиада)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiadnye_raboty_po_literature_1_tur.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные работы по литературе

 1 тур

9 класс – «Состязание» В. Вересаева

10 класс – «Метель»  Вл. Сологуба

11 класс – «Русь» Евг. Замятина

Рассказ Вересаева содержит извечный вопрос об идеале женской красоты. Неторопливое действие переносит нас в условный город-государство, с признаками раннего античного полиса. Народ здесь добр и справедлив. Живет в единстве с природой и хлеб насущный добывает трудом. Живут своим трудом – и поэтому свободны – и служители искусства, два всенародно признанных живописца. Молодой художник колет дрова, а рядом с ним его возлюбленная. Ее облик само обаяние и простодушие, выполняет «черную работу» по хозяйству. Учитель – Дважды-Венчанный в иссушающей душу заботе – найти воплощение женской красоты – отправляется в путь, надевает надежные грубые сандалии и берет мешок с тяжелой поклажей. Таковы подступы к главной теме. Мастерам не надо давать клятву полисной демократии и отчитываться в доходах – вся их жизнь, каждое деяние на виду у сограждан. В соперничестве художников «за лучшую картину, изображающую красоту женщины», идет спор о смысле творчества. Многообразие антитез: учитель – ученик, недоверие – открытость, земное – небесное, ослепительность почти неземной красоты – обаяние повседневности. В борьбу вступает учитель и ученик. На стороне старшего опыт и всенародное признание, а что же на стороне младшего? Любовь, только любовь, но она всемогуща. Спор идет не только об искусстве и мастерстве, о выборе натуры, а о видении жизни, о сущности бытия и прекрасного. Сила любви и красоты в ее способности возвышать – и того, кто любит, и того, кто любим, кто вызвал это светлое чувство. Это образная обобщенность и историческая перспектива притчи. Здесь может быть отражена любовь писателя к античной Греции и эпохе Возрождения. В сравнении образ Зорьки и Бавкиды, способной принести счастье и покой возлюбленному в течение всей долгой жизни. Не надо отрекать Дважды-Венчанного стоит присмотреться к его видению красоты. Венок из фиалок – соединительное звено между окружающей природой и неземной красотой девы. Победил Единорог, но не повержен старый мастер. Мысль о том, что счастье -  рядом, а не за семью горами. Переломные периоды в судьбах народов и истории государств вызывают в писателе стремление заново осмыслить назначение искусства и роль своего творчества. Для автора «Состязания» они призваны служить народу. Именно он, а не «высоколобые жрецы», имеет право судить о творце и его созданиях. Истинное искусство открывает действенную, высшую красоту в каждом человеке, значит – и в народе. Справедливо, что «подлинно прекрасной оказалась девушка, каких можно встретить везде, обыкновенная». Следовательно, и главный арбитр прекрасного – народ, все, кто пришел на городскую площадь: и неопытный влюбленный юноша, и скромная, на пороге первого чувства девушка, и старый погонщик мулов. «Красота, которую запечатлел в своей картине Единорог, спрятана в каждой женщине, каждом человеке, и ее надо лишь пробудить, открыть в себе. Простой народ в лице старого погонщика бесхитростной душою понял это. Как справедливую награду мы принимаем возглас, которым заканчивается рассказ. Рассказ написан в 1919 году, в самый разгар гражданской войны. Вокруг витала смерть. В свои права вступил голод. Страна лежала в разрухе. Почему же писателя именно в это время волновало само существо красоты в человеке и ее восприятие народом? Почему, когда одни писатели создавали «Окаянные дни» или «Несвоевременные мысли», В. Вересаев осмыслил веру народа во всепобеждающую силу прекрасного?

10 класс. Рассказ Вл. Сологуба. Свое позднее произведение писатель назвал пушкинским «Метель». Автор погружает читателя в жизнь обывателя первой половины 19 века. Но его привлекает в ней не серый быт, а близкое русской душе, сжимающее сердце видение (что так увлекательно делал именно Пушкин). Сюжет рассказа как бы преднамеренно освобожден автором от развития действия, от событий. Здесь ничего не происходит. Случайные путники. Разные звания и чины. Все собрались в ямщицкой станции из-за метели. Сюда судьба забросила еще одного путника – молодого разочарованного гвардейского офицера. После всех на дворе появляется дама, местная помещица, едущая на богомолье в сопровождении бабушки, беспомощной старухи. В крестьянской избе, наполненной постояльцами, происходит встреча: взрыв чувств перерастает во взаимную любовь, не способную что-либо изменить в судьбах героев. Любовь-безнадежность, которая и могла только состояться в центре бушующей стихии, высвечивает мелочность, бессмысленность жизни, где «ничего не происходит» и из которой у героев нет выхода. В герое нет обличительной страсти Чацкого, бездеятельной скуки Онегина, трагического разлома Печорина. Он устал от однообразия и бессмысленности светской жизни, как Оленин или Бельтов. Да и собеседница не княгиня Гремина или графиня Нулина. Такой могла бы стать Татьяна Ларина, доведись ей остаться в деревне. Прототипом назван граф П.В. Орлов-Денисов. Картины разбушевавшейся природы, ее демоническое начало обретает композиционно-образное завершение. У писателя метель сама врывается на страницы рассказа, настолько это явление бурное, стремительное. Это действующее лицо. Картины присмиревшей природы символичны. Писатель возвращает тусклую жизнь. С окончанием метели ушло и мимолетное счастье героев, ушло навсегда. Вид спокойной зимней равнины не несет радости, а навевает уныние. Образ-символ передан и в рассказе Евгения Замятина «Русь». Это харизматическая картина русской провинции, кустодиевские истоки повествования. Поэтический образ героини, восходящей к прославленному полотну с изображением «русской Венеры». Многозначительно вымышленное название города – Каинск. Происходящие в таком месте события не могут быть обыденными, в них заведомо скрыт колдовской смысл. Русская тема. Полна реальной жизни, силы, страсти и ностальгии. Вековой погибший бор, Русь заповедная, красавица Дарья Ивановна. Действие рассказа «спокойная вода, в глубине которой движение. Повествование медлительно-плавное, как жизнь персонажей, на самом деле неостановимо движется вперед, подталкивая и неторопливый сюжет. Национальный дух неистребим. В нем скрыт высший философский смысл. Он пронизывает текст от первой до последней строчки. Название настраивает на особое восприятие рассказа. Универсальное философское начало. Образ бора, появляющийся в самом начале, бора, переживающего вместе с Русью ее историю. Замятин подчеркивает только головные уборы, а читатель видит историю в прямом и переносном смысле сверху, с высоты многовековых деревьев. Это антология судьбы автора и судьбы Руси, судьбы великой и трагической. Обращение писателя к исконным истокам национальной русской жизни привносит в повествование необычное лирическое начало. Вплетена в художественную речь былинная, народно - поэтическая лексика. Она вписалась и в антитезу – Петербург – Провинция. Россия – официальная, уже прошла процесс европеизации (Петербург), где нет исконно русского. Замоскворечье, Коломна, Ржев, и это исконно русская Русь. Писатель поверил в жизнетворную силу исконной Руси и создает достойный образ ее – «купеческую мадонну» Дарью Ивановну. Дарья несет в себе идеал красоты и страсти. Ее происхождение, семья, девичьи годы. Со дна глубокой реки вырвалась страсть, которая способна все преодолеть, и снова залегла до поры до времени. Когда-то вырвется и что-то сотворит. Героиня похожа на Катерину Кабанову, Катерину Измай        лову. Она близка им генетически, но она не они. Возникло новое явление простонародного, исконного характера, поэтому Дарья и вышла из рассказа «Русь»: «не пропадешь, не сгинешь ты». Это историко-художественная перспектива.

2 тур

9 класс – Сопоставить элегию Евгения Баратынского «Разуверение» («Не искушай меня без нужды») и И. Тургенева «В дороге» («Утро туманное»)

10 класс – стихи Фета разных лет, с общим названием «Музе»

11 класс – Анализ стихотворения А. Ахматовой «Подражание И.Ф. Анненскому» («Стансы ночи»)

В 9 классе – ситуация, когда были написаны стихи. Литературное направление. Основное настроение. Интонационное своеобразие. Лирический герой – это романтический колорит. Переживания лирического героя Тургенева более драматичны и обобщены. Характер их изображения реалистический.  «В дороге» - это исповедальная речь. Она поднимается до патриотических признаний. Раскрывается характер человека, покинувшего родину. Объединяет оба стихотворения порыв к незабвенному прошлому. Былые чувства сохранились. Ими полна душа лирического героя в обоих стихотворениях. Сближает элегии и то, что они стали основой романсов. Их совершенство в языке и стихе. В стихах нет второстепенных временных, исторических, локальных деталей и подробностей. Это придает им не частный, а обобщенный характер. В музыкальном сопровождении они глубоко проникают в душу, запоминаются надолго, может быть, навсегда. Они наше ценнейшее народное достояние. Близки людям разных взглядов, возрастов, образования. Их будут вечно читать, декламировать, петь, слушать.

Анализ 4 стихотворений А. Фета «Муза» («Музе») – формирование взглядов на искусство и становление личности поэта. Впервые Муза предстает нежной, мягкой, доброй. А потому стихи полны печали. Нежность и женственность подчеркивает Фет. В стихотворении 1857 года Муза взрослеет, осмысляет свое божественное происхождение. Лирический герой говорит с ней дружески и просто. В стихотворении 1882 года поэт не просто обращается к своей Музе, воспевает ее, он гордо осознает свою верность ей. И хотя дар его, может быть, недостоин божественной красоты «Музы небесной», но заветы ее он хранит ревностно. Поэзия его для живущих душой, сердцем. Мотивы спора между сторонниками «чистого искусства» и теми, кто отстаивал общественное назначение поэзии. В «Музе» (1887) поэт, прошедший нелегкий творческий путь, провозглашает высокое предназначение поэзии. Роль поэта – воспевать вечное и тем самым облегчать страдания людей. Фет решил для себя вопрос о назначении поэта и поэзии – один из самых острых в середине 19 века.

11 класс. Стихотворение написано в 1911 году. Связь лирики со своим временем А. Ахматовой. Умение передавать в интимном переживании и общечеловеческое, и национальное. Творчество поэтессы было связано с акмеизмом, но в этом стихе рассматривается историко-литературный фон. Ахматова обращается к Анненскому, еще не достигнув высот общепризнанного поэта. Но она опубликовала несколько стихотворений в журналах. Вдохновитель подражания для нее великий Учитель – он влиял на нее и как художник слова, и как личность, и как тонкий лирик. Здесь наука творчества и познание законов стиха. Видна особенность поэтического времени, своеобразная лирическая ось. Близость лирических характеров в стихотворениях явно видна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературе.

В данном документе представлены олимпиадные задания для учащихся с 5 по 11 класс. Кроме заданий даны и ответы для облегчения проверки учителям....

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Собран материал  для подготовки   школьников с 5 по 11 класс  к  олимпиаде по литературе.  К некоторым заданиям есть ответы....

Олимпиадные задания по литературе 5 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...

Олимпиадные задания по литературе 6 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...

Олимпиадные задания по литературе

Данные задания предназначены для проведения олимпиады по литературе в 5-8 классах....

Олимпиадные задания по литературе

Литература1 -й  (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП ОЛИМПИАДЫ       Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе составлены с учетом струк...