Тема: Знакомство с «Неизвестным цветком».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Урок по сказке-были А.П.Платонова "Неизвестный цветок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_platonovu.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок внеклассного чтения, проведенный

07.02.2015 г. в 6 «а» классе

в рамках недели русского языка и литературы

Тема:  Знакомство с «Неизвестным цветком».

   Сказка-быль А.П.Платонова.

Цель урока: нравственная оценка героев А.П.Платонова.

 

Цели урока:

образовательная –  анализ текста

развивающая –   давать характеристики героям литературного произведения, развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся;

воспитательная – воспитывать такие нравственные качества, как любовь, сострадание, милосердие, доброта.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы: проблемный, частично – поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая.

Оборудование: ноутбук, проектор,  презентация,  текст рассказа А.П.Платонова «Неизвестный цветок», словарь, портрет А. П.Платонова.

Ход урока.

I. Организационный момент. Слово  учителя.

   

     - Доброе утро, всем присутствующим!

Минутная готовность к уроку… Присаживайтесь.

Ребята, вы любите разгадывать загадки?                                                                                     (Слайд №2)

 - У кого на даче растут ирисы ? (Слайд №3).  Цветы могут быть жёлтые или сиреневые , а листья вытянутые и похожие на меч. А это однолетнее или многолетнее растение?

Действительно, цветы – это чудесное творение природы. Они ассоциируются у нас с чем-то добрым, светлым, радостным. Кажется, что жизнь у цветка яркая, счастливая и беззаботная. Всегда ли это так? Нам предстоит это выяснить.

Сегодня наш разговор пойдёт о творчестве Андрея Платоновича Платонова. Выберете понравившийся эпиграф к уроку.

(Слайд № 4)

Цель нашего урока: знакомство со сказкой- былью Платонова «Неизвестный цветок»; нравственная оценка  его героев.

-Подберите  синонимы к слову неизвестный (Слайд №5)

-А как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием?

 -  Какова же тема  нашего урока? Какие  у  вас  мысли на этот счет? О  чем  сегодня  мы  будем говорить  на  уроке?

 (О доброте,  о  людях и  их  поступках)

- Тема нашего  урока: Знакомство с «Неизвестным цветком». Сказка-быль А.П.Платонова. (Слайд №6)

-Давайте попробуем определить то,  чем  мы   сегодня   будем  заниматься   на  уроке?

 - сегодня на уроке мы должны  объяснить, о чём заставляет задуматься сказка?

 -разобраться в содержании услышанного, понять авторский замысел;

-дать оценку поступкам героев;

 - определить нравственную проблему;

-дать определение сказки-были;

-развить творческое мышление;

 -представлять результаты индивидуальной и групповой работы

Д/З было подготовить биографию А.П.Платонова. (Слайд №7)

(слушаем выступления ребят)

-Вспомните, какое произведение А.П.Платонова вы изучали в 5 классе? Какой герой вам показался непохожим на других? Понравился ли он вам?

Сегодня мы познакомимся со сказкой-былью А.П.Платонова «Неизвестный цветок», где герой – цветок тоже ни на кого не похож.

Итак, слушаем сказку. (Включаю аудиозапись).

сегодня на уроке мы НЕ ПРОСТО СЛУШАЕМ, А ПРОРАБАТЫВАЕМ ТЕКСТ В ТЕЧЕНИЕ 13 МИНУТ , ОТМЕЧАЕМ СЛОВА, ИЗОБРАЖЁННЫЕ НА КАРТИНКАХ (СМОТРИ ПРИЛОЖЕНИЯ)

ПРЕДЛАГАЮ ВСТАТЬ И СДЕЛАТЬ РАЗМИНКУ (ФИЗМИНУТКА)

-У  вас на столах лежат рисунки, вернёмся к ним. Подумайте, о каких предметах не идёт речь в сказке? ( Слайд № 8)

Подберите цитаты к остальным картинкам. ( Слайды № 9,10)

-Какой из предметов вызывает прямую ассоциацию с текстом? ( Конверт с письмом)

-Найдите предмет, подобный цветку. ( Звезда)

Беседа  с  ребятами.

-Сказка ли это? Что сказочного?

(Сказка: цветок и девочка разговаривают)

-Назовите элементы сказки?

(Зачин, основная часть, концовка)

Зачин: ” Жил на свете маленький цветок’’.

-Какие бывают сказки?

(Волшебные, бытовые, о животных)

Это бытовая сказка. Ещё бывают народные и литературные, в последних есть автор.

Итак, перед нами литературная бытовая сказка.

-Какими чертами обладает сказка?

(Вымысел, занимательность, поучительность). А ещё этот рассказ похож на притчу. С притчей вы могли ознакомиться в Библии.

Притча – это жанр, в основе которого лежит моральное поучение или нравственная заповедь.

Сказку эту А.П.Платонов написал для дочери, это его завещание ей, написанное в 1950 году за год до смерти.

-Что же отличает сказки Платонова?

(Своеобразие испытаний, сила добра, своеобразный язык, неповторимая интонация)

-На какие 4 смысловые части можно разделить текст?  ( Слайд № 11)

-Чем цветок не похож на остальные?

(Он живой, может говорить, имеет сына)

-Как называется такой приём?

(Олицетворение – изображение неживых предметов в виде живых существ, которое даёт нам представление об отношении автора к своему герою)

-С какой целью так много места уделяется описанию жизни цветка на пустыре? ( По 1 части)

(Чтобы мы лучше узнали о жизни цветка)

-Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание маминой сказки? (По 2 части)

(Благодаря сказке Даша пыталась разыскать источник благоухания)

-Дали ли результаты усилия детей? (По 3 части)

(Пустырь преобразился)

-Что унаследовал сын? (По 4 части)

(“Он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что жил в камне”)

Обратите внимание на доску!

Работа в группах. Заполнение таблицы. Игра “Отдай слова героям”. 1 и 3ряд работает с доской. Приглашаются по два представителя от каждого ряда. Ребятам даются слова , которые надо правильно распределить между героями. Оценить работу предлагаю детям.

( Слайд № 12)

2 ряд – игра “ Наборщик ”. Необходимо самостоятельно сложить слова из отдельных букв, имеющих отношение к теме.

-милосердие;

-сострадание;

-сочувствие.

Проверяем задание. Посмотрите внимательно на колонки. О чём идёт речь?

( Слайд № 13)

Попробуйте составить свои синквейны.

А мы пока обратимся ко 2 ряду.

-Как вы понимаете значение этих слов?

-Что значить любить? В чём проявляется любовь?

-милосердие

-забота

-сострадание

-жалость

-внимание

-сочувствие

-забота

-участие

В. И. Даль считал, что это – любовь на деле, готовность делать добро. Это понимание, готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь.

Итак, милосердие – это не только способность чувствовать чужую боль, но и готовность оказать помощь.

В  «Неизвестном цветке» маленький мужественный цветок не знал, что такое сочувствие, сострадание. Он один боролся за жизнь. Но он принял помощь девочки. Так же, как и девочке  Даше, ему присуще чувство благодарности и любви. Из зерна добра вырастает цветок доброты.

Сочувствие, сопереживание, сострадание – это важные свойства человеческой души. Но проявить эти свойства можно по-разному.

-В чём проявилось сострадание Даши?

(Она познакомилась с цветком, постаралась понять его, помнила о нём в разлуке, стремилась встретиться с ним, иными словами, стала ему настоящим другом)

-Итак, что же открыла Даша для себя?

(Она открыла маленькую, незнакомую жизнь, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела увидеть то, что до неё никто не замечал)

Запись в тетради: заветные идеи Платонова. (Слайд №14)

  1. Только любовь и труд могут объединить распавшуюся Вселенную.
  2. Для преодоления зла люди должны объединиться.
  3. Против враждебных сил  мира надо бороться людям с чистыми, как у детей помыслами и  добрым сердцем.
  4. Чтобы справиться со злом, нужно обладать огромной силой духа и упорно трудиться.  

-Ребята, итогом нашего разговора будет ваша творческая работа – синквейн  об одном из главных героев. (Слайд №15)

Очень хорошо, что вы поняли в героях самое важное.

Рефлексия

Оцените знания, полученные на уроке.

-Если вы открыли для себя что-то важное, новое, вам всё понравилось, то поднимите  красный кружок.

-Если вы ничего нового не узнали и вам не понравилось – чёрный треугольник.

-Если вы сомневаетесь и не можете определиться – белый квадрат.

Сделайте, пожалуйста, свой выбор.

Д/З по группам  (Слайд №16)

Любое живое существо на земле – цветок, человек, заслуживает того, чтобы окружающие его услышали, поняли, посочувствовали. Понять другого – не просто. Для этого надо иметь особое душевное свойство, надо приложить усилия, надо совершить поступок. Именно умение понять другого вызывает уважение окружающих и за это можно уважать себя.  

        Зам. директора ОО                                 ______________________/_________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме " Знакомство с ОС"

В презентации дается определение операционной системы,рассматриваются основные функции и  состав ОС....

Открытое занятие по хореографии в младшей группе на тему: "Знакомство с профессиями на железной дороге".

Это занятие направлено на формирование в детях способности находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Оно развивает воображение, координацию движений. Знакомит с железно...

Тест по теме "Знакомство с языком Pascal ABC"

Тест проверяет знание служебных слов языка программирования Pascal ABC, структуру программы. Используется во время изучения темы "Линейные алгоритмы". Тест разработан для тестовой оболочки MyTestX, ог...

План - коспект занятия по развитию речи у дошкольников 4,5 - 5,5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов  в слове, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная...

А. Платонов. Сказка о неизвестном цветке.

Урок литературы. А. Платонов. 7 класс...

Тема: Знакомство с «Неизвестным цветком».

Урок по сказке-были А.П.Платонова "Неизвестный цветок"...

Конспект урока литературы в 6 классе на тему "А.Платонов. Загадка неизвестного цветка".

Этот материал  поможет учителю-словеснику в подготовке урока литературы по творчеству А.Платонова....