Тема: Знакомство с «Неизвестным цветком».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок по сказке-были А.П.Платонова "Неизвестный цветок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_platonovu.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок внеклассного чтения, проведенный
07.02.2015 г. в 6 «а» классе
в рамках недели русского языка и литературы
Тема: Знакомство с «Неизвестным цветком».
Сказка-быль А.П.Платонова.
Цель урока: нравственная оценка героев А.П.Платонова.
Цели урока:
образовательная – анализ текста
развивающая – давать характеристики героям литературного произведения, развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся;
воспитательная – воспитывать такие нравственные качества, как любовь, сострадание, милосердие, доброта.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Методы: проблемный, частично – поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, текст рассказа А.П.Платонова «Неизвестный цветок», словарь, портрет А. П.Платонова.
Ход урока.
I. Организационный момент. Слово учителя.
- Доброе утро, всем присутствующим!
Минутная готовность к уроку… Присаживайтесь.
Ребята, вы любите разгадывать загадки? (Слайд №2)
- У кого на даче растут ирисы ? (Слайд №3). Цветы могут быть жёлтые или сиреневые , а листья вытянутые и похожие на меч. А это однолетнее или многолетнее растение?
Действительно, цветы – это чудесное творение природы. Они ассоциируются у нас с чем-то добрым, светлым, радостным. Кажется, что жизнь у цветка яркая, счастливая и беззаботная. Всегда ли это так? Нам предстоит это выяснить.
Сегодня наш разговор пойдёт о творчестве Андрея Платоновича Платонова. Выберете понравившийся эпиграф к уроку.
(Слайд № 4)
Цель нашего урока: знакомство со сказкой- былью Платонова «Неизвестный цветок»; нравственная оценка его героев.
-Подберите синонимы к слову неизвестный (Слайд №5)
-А как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием?
- Какова же тема нашего урока? Какие у вас мысли на этот счет? О чем сегодня мы будем говорить на уроке?
(О доброте, о людях и их поступках)
- Тема нашего урока: Знакомство с «Неизвестным цветком». Сказка-быль А.П.Платонова. (Слайд №6)
-Давайте попробуем определить то, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
- сегодня на уроке мы должны объяснить, о чём заставляет задуматься сказка?
-разобраться в содержании услышанного, понять авторский замысел;
-дать оценку поступкам героев;
- определить нравственную проблему;
-дать определение сказки-были;
-развить творческое мышление;
-представлять результаты индивидуальной и групповой работы
Д/З было подготовить биографию А.П.Платонова. (Слайд №7)
(слушаем выступления ребят)
-Вспомните, какое произведение А.П.Платонова вы изучали в 5 классе? Какой герой вам показался непохожим на других? Понравился ли он вам?
Сегодня мы познакомимся со сказкой-былью А.П.Платонова «Неизвестный цветок», где герой – цветок тоже ни на кого не похож.
Итак, слушаем сказку. (Включаю аудиозапись).
сегодня на уроке мы НЕ ПРОСТО СЛУШАЕМ, А ПРОРАБАТЫВАЕМ ТЕКСТ В ТЕЧЕНИЕ 13 МИНУТ , ОТМЕЧАЕМ СЛОВА, ИЗОБРАЖЁННЫЕ НА КАРТИНКАХ (СМОТРИ ПРИЛОЖЕНИЯ)
ПРЕДЛАГАЮ ВСТАТЬ И СДЕЛАТЬ РАЗМИНКУ (ФИЗМИНУТКА)
-У вас на столах лежат рисунки, вернёмся к ним. Подумайте, о каких предметах не идёт речь в сказке? ( Слайд № 8)
Подберите цитаты к остальным картинкам. ( Слайды № 9,10)
-Какой из предметов вызывает прямую ассоциацию с текстом? ( Конверт с письмом)
-Найдите предмет, подобный цветку. ( Звезда)
Беседа с ребятами.
-Сказка ли это? Что сказочного?
(Сказка: цветок и девочка разговаривают)
-Назовите элементы сказки?
(Зачин, основная часть, концовка)
Зачин: ” Жил на свете маленький цветок’’.
-Какие бывают сказки?
(Волшебные, бытовые, о животных)
Это бытовая сказка. Ещё бывают народные и литературные, в последних есть автор.
Итак, перед нами литературная бытовая сказка.
-Какими чертами обладает сказка?
(Вымысел, занимательность, поучительность). А ещё этот рассказ похож на притчу. С притчей вы могли ознакомиться в Библии.
Притча – это жанр, в основе которого лежит моральное поучение или нравственная заповедь.
Сказку эту А.П.Платонов написал для дочери, это его завещание ей, написанное в 1950 году за год до смерти.
-Что же отличает сказки Платонова?
(Своеобразие испытаний, сила добра, своеобразный язык, неповторимая интонация)
-На какие 4 смысловые части можно разделить текст? ( Слайд № 11)
-Чем цветок не похож на остальные?
(Он живой, может говорить, имеет сына)
-Как называется такой приём?
(Олицетворение – изображение неживых предметов в виде живых существ, которое даёт нам представление об отношении автора к своему герою)
-С какой целью так много места уделяется описанию жизни цветка на пустыре? ( По 1 части)
(Чтобы мы лучше узнали о жизни цветка)
-Какую роль в развитии сюжета играет воспоминание маминой сказки? (По 2 части)
(Благодаря сказке Даша пыталась разыскать источник благоухания)
-Дали ли результаты усилия детей? (По 3 части)
(Пустырь преобразился)
-Что унаследовал сын? (По 4 части)
(“Он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что жил в камне”)
Обратите внимание на доску!
Работа в группах. Заполнение таблицы. Игра “Отдай слова героям”. 1 и 3ряд работает с доской. Приглашаются по два представителя от каждого ряда. Ребятам даются слова , которые надо правильно распределить между героями. Оценить работу предлагаю детям.
( Слайд № 12)
2 ряд – игра “ Наборщик ”. Необходимо самостоятельно сложить слова из отдельных букв, имеющих отношение к теме.
-милосердие;
-сострадание;
-сочувствие.
Проверяем задание. Посмотрите внимательно на колонки. О чём идёт речь?
( Слайд № 13)
Попробуйте составить свои синквейны.
А мы пока обратимся ко 2 ряду.
-Как вы понимаете значение этих слов?
-Что значить любить? В чём проявляется любовь?
-милосердие
-забота
-сострадание
-жалость
-внимание
-сочувствие
-забота
-участие
В. И. Даль считал, что это – любовь на деле, готовность делать добро. Это понимание, готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь.
Итак, милосердие – это не только способность чувствовать чужую боль, но и готовность оказать помощь.
В «Неизвестном цветке» маленький мужественный цветок не знал, что такое сочувствие, сострадание. Он один боролся за жизнь. Но он принял помощь девочки. Так же, как и девочке Даше, ему присуще чувство благодарности и любви. Из зерна добра вырастает цветок доброты.
Сочувствие, сопереживание, сострадание – это важные свойства человеческой души. Но проявить эти свойства можно по-разному.
-В чём проявилось сострадание Даши?
(Она познакомилась с цветком, постаралась понять его, помнила о нём в разлуке, стремилась встретиться с ним, иными словами, стала ему настоящим другом)
-Итак, что же открыла Даша для себя?
(Она открыла маленькую, незнакомую жизнь, сделала шаг навстречу одинокой душе, сумела увидеть то, что до неё никто не замечал)
Запись в тетради: заветные идеи Платонова. (Слайд №14)
- Только любовь и труд могут объединить распавшуюся Вселенную.
- Для преодоления зла люди должны объединиться.
- Против враждебных сил мира надо бороться людям с чистыми, как у детей помыслами и добрым сердцем.
- Чтобы справиться со злом, нужно обладать огромной силой духа и упорно трудиться.
-Ребята, итогом нашего разговора будет ваша творческая работа – синквейн об одном из главных героев. (Слайд №15)
Очень хорошо, что вы поняли в героях самое важное.
Рефлексия
Оцените знания, полученные на уроке.
-Если вы открыли для себя что-то важное, новое, вам всё понравилось, то поднимите красный кружок.
-Если вы ничего нового не узнали и вам не понравилось – чёрный треугольник.
-Если вы сомневаетесь и не можете определиться – белый квадрат.
Сделайте, пожалуйста, свой выбор.
Д/З по группам (Слайд №16)
Любое живое существо на земле – цветок, человек, заслуживает того, чтобы окружающие его услышали, поняли, посочувствовали. Понять другого – не просто. Для этого надо иметь особое душевное свойство, надо приложить усилия, надо совершить поступок. Именно умение понять другого вызывает уважение окружающих и за это можно уважать себя.
Зам. директора ОО ______________________/_________________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме " Знакомство с ОС"
В презентации дается определение операционной системы,рассматриваются основные функции и состав ОС....
Открытое занятие по хореографии в младшей группе на тему: "Знакомство с профессиями на железной дороге".
Это занятие направлено на формирование в детях способности находить собственные решения, действовать в плане образных представлений. Оно развивает воображение, координацию движений. Знакомит с железно...
Тест по теме "Знакомство с языком Pascal ABC"
Тест проверяет знание служебных слов языка программирования Pascal ABC, структуру программы. Используется во время изучения темы "Линейные алгоритмы". Тест разработан для тестовой оболочки MyTestX, ог...
План - коспект занятия по развитию речи у дошкольников 4,5 - 5,5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги".
Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная...
А. Платонов. Сказка о неизвестном цветке.
Урок литературы. А. Платонов. 7 класс...
Тема: Знакомство с «Неизвестным цветком».
Урок по сказке-были А.П.Платонова "Неизвестный цветок"...
Конспект урока литературы в 6 классе на тему "А.Платонов. Загадка неизвестного цветка".
Этот материал поможет учителю-словеснику в подготовке урока литературы по творчеству А.Платонова....