Подготовка к ОГЭ по литературе
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подготовка к ОГЭ по литературе.
Язык художественного произведения
Язык художественного произведения – совокупность языковых средств, используемых в данном литературном произведении. Язык существует в жизни независимо от литературы, но в зависимости от ее специфики приобретает особые свойства, которые позволяют говорить о существовании «языка художественной литературы». Любое литературное произведение пользуется особым языком, который зависит от жанра, эпохи, личности писателя и целей, которые он перед собой ставит. Язык художественных произведений отличается специфическими особенностями. Его основными свойствами являются образность, иносказательность, эмоциональность, авторская оригинальность. К изобразительно-выразительным средствам языка относятся сравнение, эпитет, метафора, гипербола, аллегория и другие. Сравнение – изобразительный приём, в котором одно явление или понятие проясняется путём сопоставления с другим явлением. Синтаксическое сравнение выражается при помощи сравнительных союзов как, будто, словно, точно, как будто, что: Осада! приступ! злые волны, Как воры, лезут в окна. Есть и бессоюзные сравнения: «У меня ли молодца кудри – чистый лён» (Некрасов). Сравнение также может быть выражено в форме творительного падежа: «Соловьём залётным юность пролетела» (Кольцов), «Лежал закат костром багровым» (Ахматова). Сравнение помогает дать более точное, конкретное представление о свойствах описываемых явлений, а необычное, оригинальное сравнение помогает наглядно представить предмет разговора. Например, И.А.Бунин использует сравнения, рисуя картину осеннего леса: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Лес у поэта похож на нарядный, шумный, гостеприимный дом, в который хочется войти и любоваться его красотой. Яркое и неожиданное сравнение может создать захватывающий образ и передать особое настроение: За окном ветерок веселится: То подпрыгнет, то притаится. И листочки бегут по дорожке, Словно желтые мышки от кошки. В.Орлов Сравнение может проходить через все произведение. Например, в лермонтовском стихотворении «Поэт» творчество поэта сравнивается с кинжалом, который из грозного оружия превратился в украшение, висящее на ковре, а поэт «утратил своё назначенье». Эпитет – художественное, образное определение; слово, определяющее предмет или явление, подчеркивающее его качества, свойства, признаки. Чаще всего эпитет имеет метафорическую форму, то есть имеет переносный смысл: золотые руки, железная хватка, хрустальные слезы, поющий костер. Эпитетами могут быть различные части речи: прилагательные (глухая ночь), существительные (волшебница-зима), наречия (волны ласково катились на берег), деепричастия (играючи расходится ветер). Художественное определение придает предмету особую красочность. Сила эпитета в его точности, свежести, выразительности. Не каждое определение может быть отнесено к эпитетам. Так, определенную смысловую и эмоциональную нагрузку несет в себе выражение «железные нервы». Однако это не относится к словосочетанию «железная кровать». Сравним два примера: На столе лежала серебряная монета. и Неспешно выплывала на луга туча в серебряных окоёмах. В первом предложении слово «серебряная» употреблено в прямом значении – «сделанная из серебра» – это не эпитет. Во втором предложении слово «серебряных» использовано в переносном смысле, создает определённую образную картину – в данном случае использован эпитет. Метафора – вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений в языке. Метафора, как и сравнение, переносит свойства одного предмета или явления на другой. Но, в отличие от сравнения, где присутствуют оба компонента (то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают), в метафоре присутствует только один. Второй как бы скрыт, он только подразумевается. Надо уметь увидеть второй, скрытый план метафоры. Метафора заставляет работать мысль и воображение: Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил своё чело. Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночи обожгло. Метафоры: дохнул сентябрь, дыханьем обожгло – помогают представить, как налетел холодный ветер, как будто ледяной великан, дохнул на сад – и заморозок. Георгины поникли, почернели, будто обгорели. Метафора – самый ёмкий троп. Она способна высветить предмет или явление с совершенно новой, необычной стороны, сделать текст неповторимо поэтичным. Метафоры бывают простыми и развернутыми. Развернутыми называются те метафоры, в которых метафорический образ охватывает несколько фраз. Гипербола – художественный приём, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Гипербола производит сильное впечатление на слушателей. Нередко в своей речи мы говорим, что нам море по колено или о том, что какую-либо новость знает уже весь город. С помощью гиперболы писатель может усилить впечатление от достоинств или недостатков своих героев, свойств предметов и явлений. Например, в поэме «Мертвые души» говорится о подносе, «на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на морском берегу». Аллегория – изображение отвлеченного понятия через конкретный образ, когда одно явление изображается и характеризуется через другое (изображение смерти в виде скелета с косой, трусости в облике зайца). Аллегория состоит из двух элементов: – смыслового – это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, природа, любовь), которое стремится изобразить автор, не называя его – образно-предметного – это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление. Аллегория в основном выражает строго определённый предмет или понятие - связь между образом и понятием, изображением и его смыслом устанавливается по аналогии. Приём аллегории – в основе гербов государств и городов. Традиционного аллегория используется в басне, притче. Классический пример аллегории – женщина с завязанными глазами и весами в руках, богиня Фемида, аллегория правосудия. Или вот ещё одна аллегория – скульптура Вучетича – человек из меча делает плуг. Из оружия, несущего смерть, человек делает орудие труда. Главная идея этого произведения искусства – мирный труд нужнее человеку, чем война и смерть. Таким образом, важнейшим из средств отображения художественной жизни в литературных произведениях является язык. Роль изобразительно-выразительных средств заключена в создании красоты и выразительности речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
On-line игры для подготовки к ЕГЭ по литературе
On-line игры помогут отработать основные термины и понятия, необходимые для успешного написания части В ЕГЭ по литературе.Роды и жанры литературы:http://quizlet.com/_5o7ktСюжет и элементы сюжета, конф...
Справочные материалы для подготовки к ГИА по литературе в 9 классе (литературоведческие термины и понятия в соответствии с требованиями кодификатора)
Данный материал позволяет качественно подготовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по литературе, включает в себя все необходимые для этого литературоведческие понятия и термины....
Использование методических приёмов технологии РКМЧП при подготовке к олимпиаде по литературе.
Предлагаю сценарий факультативного занятия «Сонет в мировой литературе», построенного в логике технологии РКМЧП. Данная модель занятия универсальна. Её можно использовать не только при работе с поняти...
On-line игры для подготовки к ЕГЭ по литературе (жизнь и творчество Ф.М.Достоевского)
On-line игры по жизни и творчеству Ф.М.Достоевского помогут при подготовке к ЕГЭ по литературе и при изучении романа1. Достоевский Ф.М.: жизнь и творчествоhttp://quizlet.com/_6pi052. Достоевский ...
Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе)
Элективный курс по литературе для обучающихся 10-11 классов. Данный курс предназначен для расширения представления о мире современной литературы. Помогает в подготовке к ЕГЭ по литературе....
Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)
Пояснительная записка Урок по теме : «Отголоски войны» предназначен для курса «Русская литература» по гуманитарному направлению...
Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)
Пояснительная записка Урок по теме : «Отголоски войны» предназначен для курса «Русская литература» по гуманитарному направлению...